Интегрированный (русский язык, профессиональное самоопределение) урок-повторение в 9 классе "Виды придаточных предложений"


МОУ Новоусинская СОШ

Муслюмовского муниципального района РТ

Урок русского языка

в 9-м классе

"Виды придаточных предложений".

Тип урока - интегрированный (профессиональное самоопределение)



Учительница русского

языка и литературы

Юмагулова Н.М.







с.Новые Усы. 2011 год.

Тема урока: Виды придаточных предложений



Тип урока: интегрированный (профессиональное самоопределение).

Форма проведения: урок-практикум.

Виды работы на уроке:

  • обобщающее повторение материала,

  • опрос,

  • индивидуальное задание,

  • работа с текстом.

Цель урока:

  • обобщить знания обучающихся о видах придаточных предложений;

  • совершенствовать умение различать виды придаточных предложений.

Основные задачи урока:

  • повторить правила орфографии и пунктуации,

  • развивать навыки работы с текстом,

  • формировать осознанный подход к выбору профессии,

  • проводить подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.

Оборудование: Раздаточный материал (тексты), презентации, музыкальный центр, песни про профессии: «Марш монтажников», «Люди в белых халатах», «Песня повара»

Ход урока

1.Организационный момент урока.

-Здравствуйте, ребята! Добрый день! Я рада вас видеть на уроке русского языка.

(вступительное слово учителя, сообщение учащимся целей и задач урока)



-Параллельно с повторением знаний о сложноподчинённых предложениях мы поговорим и о профессиональном самоопределении.

  1. Актуализация знаний .

  • Работа учащихся у доски:

а) один ученик записывает на доске домашнее задание: составленные по заданным схемам сложноподчиненные предложения на тему “Мне интересна профессия…” и определяет в них виды придаточных предложений.

[ сущ. ], ( которая…).

[ …тот ], ( кто…).

[ так ], (чтобы…).

б) второй ученик производит синтаксический разбор написанного на доске предложения (без знаков препинания), определяет вид придаточного предложения:

Человек, задумывающийся о выборе своего пути, должен знать, что профессии нужно отдавать себя всецело. (СПП с придаточным изъяснительным)

в) третий ученик выполняет на доске орфографический диктант; класс выполняет то же задание:

  1. пр...рвать трансляцию, выб...рать специальность, нравстве...ые идеалы, пр...следовать цель, см...треть по телевизору трансляцию сп...ктакля, с...кономить средства, труже...ики лёгкой пр...мышленности, алюминиевые д...тали, быть ...птимистом, подробно к..мментировать, насл...ждаться результатами труда.

г) после написания словарной диктовки коллективно проверяем её и ответим на вопросы:

  • какие виды орфограмм представлены в этом словарном диктанте?

  • для какого стиля характерны такие словосочетания?

  • найдите три словосочетания с разными видами подчинительной связи.

д) проверим индивидуальную работу, выполненную на доске.

3.Работа по теме урока.

Прослушивание песен и беседа о профессиях, упомянутых в них. Обратить внимание на стенд «К уроку»(изображения представителей данных профессий)

- Выбор профессии – всегда важный шаг в жизни человека. От этого выбора часто зависит вся его дальнейшая судьба. Нашёл человек свое призвание, нужен его труд людям, приносит он ему самому удовольствие – такого человека можно назвать счастливым. И наоборот, не нашел своего места в жизни, нет любимого дела – кажется, что и жизнь не удалась. Поэтому к выбору профессии надо подходить очень серьезно, не гнаться за модными, престижными профессиями, а выбирать то, что тебе близко и интересно.

Посмотрим, как об этом говорили известные люди.

  • Работа с текстом №1 (текст вместе с заданиями распечатан на каждого ученика). Учащиеся коллективно выполняют предложенные задания.

Автор этого текста – академик В.А. Обручев. (заранее подготовленный ученик рассказывает о заслугах этого ученого, демонстрируется презентация учителя)

1

Каждый человек должен избрать профе..ию ту жизн..ую работу которая наиболее соответствует его пр..родным способностям и накло..стям. Тогда он будет работать как говорится (н..) за страх а за совесть. Любимому делу человек отд..ёт все силы всю энергию все знания и тогда это дело будет выполня(т, ть)ся лучше отдача как говорят будет больше. Но молодой специалист (н..)может быть односторо..им в своём развитии и (н..)вид..ть (н..)чего кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Молодой специалист должен быть культурным и разносторо..е образова..ым человеком знающ..м и любящ..м своё дело науку иску..тво музыку спорт.

( В.А.Обручев )

  1. Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Какое предложение раскрывает её наиболее полно?

  2. Согласны ли вы с мнением автора? Почему?

  3. Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

  4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточного.



  • Работа с текстом №2. Текст раздается каждому ученику. Автор этого текста - летчик-космонавт Г.Т.Береговой. (1 подготовленный ученик рассказывает об этом человеке, а другой показывает презентацию, подготовленную так же индивидуально дома).

2

Редко в жизни случается так что уже с юношеских лет ясна предстоящая дорога. Чаще всего выбор профе..ии результат влияния семьи учителей соседа имеющего авторитет старшего друга. С их помощью молодой человек делает важнейший шаг в жизн(..).

Почему важнейший? Понаблюдав за близкими (не) трудно убеди(т, ть)ся что наиболее счастливы те кто любит свою работу кто наш..л место в жизн(..). Именно потому выбор профе..ии огромная ответстве..ость и того кто вступает в самостоятельную жизнь и тех кто помогает ему в этом.

Радость труда (по) моему заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профе..иональной гордости постоянном удовлетворении работой. А это удовлетворение может пр..нести любой труд который человеку по душе.

Бесспорно каждому хочется интересной работы. Но даже и внешне казалось бы однообразный труд может стать интересным если вид..шь цель ради которой работаешь если эта цель важна и дорога если знаешь что приносишь пользу людям.

( Г.Т.Береговой )

  1. Прочитайте текст. Определите его тему и идею.

  2. К какому стилю и типу речи можно отнести этот текст? Докажите.

  3. Какой общей мыслью объединены текст №1 и текст №2 ?

  4. Вставьте пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания.

  5. Дайте краткую характеристику 1-му предложению. Назовите в нём грамматическую основу (основы).

  6. В 8-м предложении определите вид придаточного предложения.

  7. Напишите сочинение-размышление (не менее 70 слов) “Почему выбор профессии – важный шаг в жизни?” Приведите не менее двух аргументов. Есть ли среди ваших знакомых или близких люди, которые не ошиблись с выбором профессии и стали хорошими специалистами? В качестве аргумента можно использовать рассказ о таком человеке.

  1. Итоги урока и оценивание.

На заключительном этапе урока целесообразно задать учащимся несколько вопросов на восприятие материала:

  1. Какие виды придаточных предложений встретились нам сегодня на уроке?

  2. Как их правильно различать?

  3. Чей совет для вас важен при выборе профессии? Почему?

  1. Домашнее задание: выполнить задание №7 к тексту №2 (эта работа представляет собой этап подготовки к итоговой аттестации по русскому языку: часть С).












Фотопортрет ученого-геолога

В.А.Обручева.

(1863-1956)







Ф
отопортрет

лётчика-космонавта Т.Г.Берегового.

(1921-1995)



Владимир Обручев - биография

Владимир Афанасьевич Обручев родился в 1863году в селе Клепенино Тверской губернии Это русский геолог, палеонтолог, географ, писатель-фантаст (автор знаменитых романов «Земля Санникова» и «Плутония»), надворный советник, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945), лауреат Сталинской премии (1941, 1950)

Обручев Владимир Афанасьевич — советский геолог и географ, академик, исследователь Сибири, Азии.

Его именем названы многие географические объекты — горный хребет в Туве, ряд гор, оазис в Антарктиде, минеральный источник. Существует и минерал «обручевит». А в Москве есть район, названный в честь В. А. Обручева.

Владимир Афанасьевич Обручев — второй ребенок в семье. В мальчике ужились две таких противоречивых черты характера — прилежание, усидчивость и упрямство. Это редкое сочетание никогда не мешало ему идти по жизни. Отличные оценки в реальном училище, куда он пошел только потому, что там не нужно было учить глупые, по его мнению, «мертвые языки» — латынь и греческий, помогли ему в 1881 году без труда поступить в Петербургский Горный институт. Таким образом реализовывал мечту детства — страсть к путешествиям, привитую книгами Жюля Верна и Фенимора Купера.

Горный институт вместе с пристрастием к писательству дал Обручеву главное — цель в выборе профессии. На IV курсе в институте появиля новый преподаватель, известный путешественник Иван Васильевич Мушкетов. Его интересные, практические лекции толкнули Обручева быть никем иным, как геологом, а именно специализироваться по районам Центральной Азии. В то время в России было всего… семь (!) штатных геологов, которые составляли так называемый русский Геологический комитет.. Упрямый Владимир Обручев твердо решает променять тишь заводской конторы и уют небольшой квартиры на пыльную одежду, грязь, бездорожье и романтику путешествий нехоженых троп и горных кряжей.

В студенческие годы Володя начал писать стихи; многие в последующем посвящались его любви — Лизе. 1887 год становится для Владимира Обручева своего рода переломным. Он только что возвратился из своей первой экспедиции, в феврале он женится на Лизе — Елизавете Исаакиевне Лурье, и у них уже ожидается ребенок.

Он едет работать в Сибирь с женой и грудным ребенком. К началу ХХ века Обручев подошел, имея в своем багаже десяток опубликованных работ, место преподавателя геологии в Томском технологическом институте, репутацию известного путешественника и исследователя Сибири, Средней Азии и Китая.

В смутные годы начала века В. Обручев под псевдонимом «Ш. Ерш» в местной газете начал публиковать дерзкие фельетоны, направленные против тогдашнего руководства Томска. Этот факт стал известен, что явилось одной из причин увольнения Обручева из института.

После отставки он уезжает в Москву, где семья могла довольно сносно жить на его пенсию в 250 рублей. Не имя возможности участвовать в экспедициях, Владимир Афанасьевич начинает приводить в порядок свой богатейший материал, накопленный за предыдущие четверть века. Он много пишет статей, трудов, книг по геологии. Он написал два своих научно-фантастических романа «Земля Санникова» и «Плутония», которые были опубликованы десятилетие спустя.

В советский период В. А. Обручев, в силу преклонного возраста, путешествовал мало, уделив особое внимание на публикации собранного им за предыдущие годы богатейшего научного материала. К тому же он начинает пожинать славу от дела всей его жизни.

Скончался Владимир Афанасьевич Обручев в 1956 году, будучи знаменитым ученым с мировым именем, внесшим свой вклад в геологию, палеонтологию, другие смежные науки.



























Биография лётчика-космонавта Берегового.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловского района Полтавской области Украины

После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи. За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей и работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию . 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов . Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26 — 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

В 19721987 годах — начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР . Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вёл большую общественную работу.

Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Полный текст материала Интегрированный (русский язык, профессиональное самоопределение) урок-повторение в 9 классе "Виды придаточных предложений" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юмагулова Надежда Михайловна  ЮНОНА
29.01.2011 1 4974 881

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК