В помощь участникам конкурса «Учитель года» в номинации «Самый классный классный»
В помощь участникам конкурса «Учитель года»
в номинации «Самый классный классный»
Екимова Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ № 27»,
победитель в номинации
«Самый классный классный» - 2007
Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать учебно-воспитательную работу с учащимися и их родителями увлекательной и захватывающей.
Но как представить свою каждодневную работу на суд коллег и жюри? Как решиться преодолеть стеснение и выйти на сцену?
Предлагаю Вам некоторые рекомендации по организации подготовки к конкурсу и свои практические материалы.
Внимательно ознакомьтесь с требованиями организаторов конкурса.
Для того, чтобы уложиться в сроки подготовки печатных и видео материалов, необходимо рационально организовать отводимое для этого время:
Подготовительный этап:
Определите цель, задачи, структуру и методы своей программы;
Организуйте работу группы поддержки по поиску теоретической и эмпирической информации (работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка инструментария, подготовка видео материала, составление представлений коллектива школы, родителей) и определите ее объем;
Тщательно систематизируйте отобранный материал;
Составьте план презентации программы.
Рабочий этап:
Психологический настрой на выступление перед большой аудиторией коллег;
Подготовьте себя: продумайте костюм, прическу, аксессуары;
Проведите предварительную защиту программы перед коллективом группы поддержки;
Проконтролируйте: время выступления (нужно обязательно уложиться во времени), использование современных технических средств (заранее перед выступлением проверьте исправность аппаратуры); откорректируйте речевые ошибки.
Заключительный этап:
Проведение «Мастер-класса». На мой взгляд, это самый сложный момент конкурсной программы.
Предлагаю мой конкурсный материал. Конечно, данная работа не является эталоном. Возможно, кому-то из Вас она поможет составить свое выступление на заключительном этапе конкурса, а кому-то просто провести одно из родительских собраний в своем классе.
Желаю Вам удачи!
Помните: «Самая лучшая в мире – это наша профессия!»
Мастер-класс
Родительский практикум
«Взаимопонимание в семье»
Цели:
показать, что взаимопонимание в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;
осознание понятий «сотрудничество», «согласованность», «семейная атмосфера» и др.;
формирование у членов семьи позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.
Необходимо:
заготовки «Девиз семьи»
фломастеры
таблицы с качествами
карточки с цифрами 1, 2, 3 каждому участнику
анкеты детей
1. Вступление
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить
И побывать в «стариках» и «предках».
Рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет? Счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. Ведь дети во многом учатся у родителей и в свою семью они вносят ваши традиции и взаимоотношения.
2. Разминка.
\слайд № 2\
Какие ассоциации вызывает у вас слово «СЕМЬЯ»
Дружба
Доверие
Всегда вместе
Взаимопомощь
\слайд № 3\
« Семья – компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон взаимоотношений для каждого» В.Г. Кротов
«Девиз моей семьи»
Попробуйте и Вы словами отобразить особенности Вашей семьи: придумайте свой девиз.
Например, Все: папа, мама, дети держатся за руки – наша семья всегда и везде вместе
В центре солнце, а вокруг вся семья – наша семья это место, где всем тепло и хорошо
Комментарии для коллег:
В настоящее время, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
3. Работа в группах.
В Ваших творческих работах есть главное - это взаимоотношения, взаимопонимание в семье – это условие успешного существования семьи.
Подумайте, при каких условиях семья не может существовать.
Обсуждение варианты ответов в группах:
Психологические условия |
Материальные условия |
Нравственные условия |
Несовместимость характеров Несовпадение желаний людей Отсутствие общих интересов Непонимание и неприятие привычек другого |
Отсутствие жилья Отсутствие постоянного источника доходов |
Недостаточная готовность жить жизнью другого человека Принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях Тайные планы и одиночные решения |
Комментарии для коллег:
Для обеспечения сотрудничества с родителями я использую технологию педагогической поддержки родителей младших школьников.
Так как сотрудничество классного руководителя с родителями является обеспечением успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися,
А сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из задач моей программы.
Направления моей деятельности:
Изучение семей учащихся;
Педагогическое просвещение родителей;
Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
Индивидуальная работа с родителями;
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания, развития учащихся.
\слайд № 4\
Высказывание мнений по группам.
4. Упражнение «Качества, необходимые для взаимопонимания в семье»
\слайд № 5\
Что такое взаимопонимание? (обмен мнениями)
В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как взаимное понимание и согласие. Мы же можем к этому добавить, что взаимопонимание – это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное и толерантное отношение друг к другу.
Давайте, определим список главных качеств, необходимых для взаимопонимания:
\слайд № 6\
Умение понимать проблемы другого
Умение выслушивать друг друга
Ценить мнение друг друга
Доброжелательность
Терпение и терпимость
Какие из перечисленных качеств имеются в Вашей семье, отметьте на своем бланке:
Качества |
Наличие качества в семье |
Умение понимать проблемы другого; Взаимоупреки; Умение выслушивать друг друга; Ценить мнение друг друга; Доброжелательность; Терпимость; Поддержка; Недоверие. |
|
Комментарии для коллег:
Ожидаемые результаты работы с родителями, их социальная эффективность
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
Улучшение микроклимата в семье.
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребенком.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Определение взаимоотношений в семье детей и родителей
А всегда ли вы находите взаимопонимание с ребенком?
Важное условие – это выражение лица.
\слайд № 7\
(родители демонстрируют свой выбор карточкой)
С каким лицом вы чаще всего общаетесь с ребенком?
С каким лицом чаще всего общается с вами ребенок?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
1. 2. 3.
Сравните с ответами своих детей (предлагаются детские бланки)
\слайд № 8\
С каким лицом ты чаще общаешься со своими родителями?
С каким лицом чаще всего общаются с тобой родители?
Каким, по твоему мнению, должно быть лицо твоих родителей при общении с тобой?
Предлагаю Вам небольшой экспресс тест «Знаете ли вы своего ребенка»
(родители вытаскивают вопрос, предлагают свой ответ, а на экране появляется ответ ребенка)
\слайд № 9\
1) На кого бы хотел быть похожим Ваш сын?
На президента России В.В. Путина;
На эстрадного певца Д. Билана;
На своего отца.
\слайд № 10\
2) Какой подарок хотела бы получить на 8 Марта Ваша дочь?
Косметику «как у мамы, только лучше»;
Живого котенка;
Куклу.
\слайд № 11\
3) Если бы Ваш сын попал в сказку «Красная Шапочка». Он бы:
Пошел своей дорогой.
Предупредил бабушку;
Предупредил волка;
Да, еще не все мы знаем о своих детях, не всегда находим с ними взаимопонимание.
Чтобы Вы понимали своих детей, они написали для вас письма-обращения.
Комментарии для коллег:
На родительских встречах я стараюсь создать доверительную обстановку, которая способствует взаимопониманию классного руководителя и родителей. Я не приказываю, а лишь даю советы.
\слайд № 12\
«Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает» - писал Н. Колеридж.
6. Рефлексия
Какой из этапов показался самым интересным? Почему?
Какой из этапов показался самым сложным? Почему?
При сравнении своих ответов с ответами детей нашли ли вы общие точки. Что испытывали при сопоставлении?
Сумели ли вы проанализировать взаимоотношения в своей семье?
Спасибо за сотрудничество и взаимопонимание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Екимова Наталья Валерьевна
→ октябринка 19.04.2011 0 14035 1911 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.