Программа социально-педагогической деятельности по профилактике дезадаптации у учащихся 1 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский
Рассмотрено на методическом совете от «___» ______________ 2008г. Протокол № ___ |
«Утверждаю» Директор школы ___________ И.В. Куклина Приказ от «__» _______ 2008г. №___
|
Программа
социально-педагогической деятельности по профилактике
дезадаптации у учащихся 1 класса
Автор: Казанцева Наталия Викторовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ п. Малиновский
п. Малиновский
2008
Актуальность
В первый класс приходят очень разные дети: у всех разное детство, различные возможности развития. Эти различия определяются в первую очередь образом жизни семьи первоклассника, традициями, жизненными ценностями родителей, а также характером общения взрослых с ребенком. Кроме того, существенное влияние на воспитание личности оказывает экономическое и социальное положение семьи.
Поступая в школу, родители и дети сталкиваются с тем, что требования, предъявляемые к школьнику, одинаковы для всех. Стандартность требований проявляется, прежде всего, в программе обучения, в усвоении определенного объема знаний. Л.А. Ясюкова отмечает, что «несоответствие им (требованиям), отклонение от них в любую, даже в лучшую, сторону оказываются абсолютно нежелательными и могут значительно осложнять жизнь школьника…сам факт наличия стандартов позволяет предположить, что кто-кто окажется вне их»1.
Внедрение в практику обучения личностно-ориентированного подхода предполагает индивидуализацию требований к ребенку, что оптимизирует процесс обучения. Однако реализация данного подхода не снимает полностью проблему адаптации (привыкания) первоклассника к школьной жизни. Многолетние исследования М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Л.А. Ясюковой, Л.А. Венгер подтверждают наличие «проблемных» детей и трудностей, возникающих у этих школьников в процессе обучения.
Поступление ребенка в школу – это серьезное испытание для его адаптационных возможностей. Переход из дошкольного детства к школьной жизни ни у одного ребенка не совершается плавно и без проблем. Новые коллектив, режим, деятельность, характер общения требуют новых форм поведения. Детский организм, приспосабливаясь к изменившимся условиям, мобилизует весь потенциал, всю систему адаптационных реакций. Ребенок, не справляясь с учебными нагрузками, под воздействием социально-экономических, психологических или педагогических факторов попадает в группу риска. В исследованиях Л.Я. Олиференко под понятием «дети группы риска» подразумевается и категория детей, с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.2
Школьная дезадаптация (неприспособленность) определяется возникшими у ребенка затруднениями, нарушениями в его школьной жизни.
Ежегодно специалистами школы, в соответствии с утвержденным планом работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и приказом по школе «Об организации внутришкольного контроля в период адаптации первоклассников», проводится обследование учащихся первого класса с целью создания комфортных условий для каждого ребенка и коррекции возможных проблем, возникающих в процессе обучения. Для этого используются следующие методики:
№ |
Диагностический инструментарий |
Цель диагностики |
1 |
Диагностика «Отношение ребенка к школе»3 |
Определение уровня адаптации ребенка к школе. |
2 |
«Определение социального благополучия ребенка»4 |
Выявление детей группы риска. |
3 |
Анкета «Режим дня» |
Изучение процесса адаптации первоклассников к школе. |
4 |
Социометрия (Дж. Морено) |
Исследование межличностных отношений. |
Полученные результаты проведенных исследований анализируются и формулируется вывод об уровне адаптации каждого ребенка. В педагогической литературе выделены следующие уровни адаптации ребенка к новым условиям:
Высокий – благоприятная ситуация
Средний – условно благоприятная ситуация
Низкий – неблагоприятная ситуация
Результаты обследования первоклассников за последние три года выявили ряд проблем:
Учебная дезадаптация (23-27% ежегодно) – ребенок не проявляет интерес к учебе, не сформирована школьная мотивация; из-за несобранности нет возможности работать в едином темпе с классом, после уроков часто возникает чувство усталости.
Поведенческая дезадаптация (28-33% ежегодно) – проявление следующих признаков: отвлекаемость, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, упрямство, драчливость, агрессивность, либо наоборот, тревожность, обидчивость, плаксивость.
Социальная дезадаптация (10-12% ежегодно) – неблагополучная ситуация в семье является неблагоприятным фактором, оказывающим влияние на формирование самооценки ребенка. Возможны нарушения в общении ребенка с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, возникает необходимость в разработке программы, целью которой является социально-педагогическое сопровождение ребенка (или группы детей) с трудностями в общении и поведении.
Задачи данной работы формулируются следующим образом:
Осуществление комплекса мероприятий по профилактике дезадаптации у выявленных в ходе обследования школьников.
Отслеживание результатов коррекционной работы (мониторинг).
Адресат: группа учащихся 1 класса (6-7 лет), нуждающихся в педагогической поддержке, дети группы риска.
Разработка данной программы основана на:
Конвенции ООН о правах ребенка
Законе РФ «Об образовании»
Уставе МОУ СОШ п. Малиновский
Положении о психолого-медико-педагогическом консилиуме МОУ СОШ п. Малиновский
Методы работы:
Анкетирование
Беседа
Тестирование
Тренинг
Патронаж семьи
Мониторинг: определение эффективности деятельности социального педагога по результатам развития личности младшего школьника.
Динамика развития личности младшего школьника прослеживается по следующим диагностическим параметрам:
№ |
Параметры |
Диагностический инструментарий |
Цель |
1 |
Способность к адаптации (СА) |
Диагностика «Отношение ребенка к школе» |
Определение уровня адаптации ребенка к школе. |
2 |
Опыт построения межличностных отношений (МО) |
Социометрия |
Исследование межличностных отношений, определение статуса ребенка в классе. |
3 |
Дисциплинированность, соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения) (СД) |
Педагогическое наблюдение |
Соблюдение норм и правил поведения. |
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 месяца (февраль, март), занятия с детьми организуются два раза в неделю. Длительность занятий – 35 минут.
Прогнозируемый результат – положительная динамика изменений: повышение социометрического статуса в коллективе, изменения в поведении (ребенок слышит и выполняет требования взрослого, соблюдает правила общения и поведения, не нарушает дисциплину на уроке, пытается сотрудничать со сверстниками, договариваться). Результаты работы и динамика развития ребенка отражается в карте развития (приложение 1)
Тематический план занятий
№ |
тема |
цель |
упражнения |
количество часов |
1 |
Я рисую свой портрет. |
Показать ребенку его непохожесть на других, его индивидуальность. |
«Барометр настроения». «Если бы я был». «Красивое имя». «Мой портрет». |
2 |
2 |
Мои достоинства и недостатки. Я и другие. |
Формировать положительное отношение к окружающим. |
«Дерево дружбы». «Ветерок». «Портрет». «Сходства и различия» |
2 |
3 |
Что такое характер. |
Формировать представление о характере. |
«Отражение» (что я вижу в зеркале). «Черты характера». |
1 |
4 |
Я в школе. |
Познакомить с правилами поведения и общения в школе. |
Игра с мячом «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе». Беседа о школьных правилах. |
2 |
5 |
«Хочу» и «нужно». |
Учить детей осознанию выбора между желаемым и необходимым. |
Беседа по рассказу «История Лены». «Борьба желаний». |
1 |
6 |
Почему люди ссорятся? |
Способствовать пониманию детьми причин конфликтов и ссор. |
Инсценировка и обсуждение ситуаций «На футбольном поле», «Неподготовленное задание». |
1 |
7 |
Общение. |
Развивать коммуникативные навыки. |
Беседа об общении. Обсуждение ситуаций «Как не надо разговаривать». «Карлсон сказал». Беседа по басне Л. Толстого «Галка и голуби» |
2 |
8 |
Конфликты. |
Учить детей решать конфликты мирным путем. |
«Дразнилки». «Конфликт». «Ослики» «Как мы разрешаем конфликты». «Мирилки». |
2 |
9
|
В мире вежливых слов. |
Учить детей соблюдать правила взаимоотношения людей друг с другом. |
Работа со сказкой «Как попугай Таню вежливости учил».
|
2 |
10 |
Итоговое занятие «Планета общения» |
Обобщить знания, полученные на занятиях. |
«Комплимент». «Зеркало и обезьяна». «Я». Обсуждение ситуаций. «Я хочу сказать спасибо…» |
1 |
Итого: |
16 |
Литература
Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. Волгоград, 1993.
Воспитание. Первый класс. Минск, 2002.
Гин С.И. Мир человека. Москва, 2003.
Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе. Москва, 2004.
Королева А.П., Бабаева Е.С. групповой тренинг «Наш дружный коллектив» для младших школьников.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №4, 2007 г. С. 35.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2002.
Нелидов А.Л., Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №2, 2003 г. С. 31.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., 2005.
Никушкина Н.В. Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2007.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. Москва, 2001.
Олиференко Л.Я., Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002 г. С.110
Простатина О.Ю. Адаптация первоклассников к школе.// Справочник классного руководителя. №8, 2007 г. С. 6-14
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. М., 2005.
Ясюкова Л.А.. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.
Приложение 1
КАРТА РАЗВИТИЯ
Ф.И.О. ребенка, возраст ___________________________________________________________________________________________________
Дата |
Мероприятие |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. ребенка |
параметры |
|||||
СА |
МО |
СД |
||||
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Занятие 1, 2. Я рисую свой портрет.
Цель: показать ребенку его непохожесть на других, его индивидуальность; укреплять уверенность в себе.
Приветствие.
Упражнение «Барометр настроения». Ребенку (детям) предлагается показать свое настроение с помощью рук: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.
Упражнение «Если бы я был…». Цель: развитие ассоциативного восприятия. Педагог задает ребенку вопрос «Если бы ты был животным, то каким? (цветком, цветом, ветром и др.)» По возможности педагогу необходимо уточнять характеристики выбираемого образа (добрый, вялый, злой, яркий и др.) Можно предложить ребенку нарисовать себя в выбранном образе.
Упражнение «Красивое имя». Цель: повысить уровень самопринятия, показать разнообразие имен. Ребенку предлагается написать свое имя ярким фломастером, а затем украсить его. Далее проводится беседа на тему «Наши имена и что они обозначают».
Упражнение «Мой портрет». Цель: повысить уровень самопринятия. Педагог предлагает ребенку нарисовать свой портрет (при затруднении можно предложить школьнику контур мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка).
Подведение итогов занятия. Прощание.
Занятие 3, 4. Мои достоинства и недостатки. Я и другие.
Цель: формировать положительное отношение к окружающим.
Приветствие.
Упражнение «Дерево дружбы». Цель: принятие себя, воспитание уважения к себе и другим. Педагог дает ребенку зеленые листья дерева и предлагает написать на них свои ласковые имена, а затем приклеить эти листья на ветви дерева (дерево можно заменить цветком, листья – лепестками). По желанию ребенок может дополнительно написать имена своих друзей.
Игра «Ветерок». Цель: обратить внимание на сходство между людьми. Педагог предлагает ребенку рассмотреть рисунки, фотографии с изображением людей и объясняет правила игры. Ветер дует на… (называется какая-то особенность человека: внешность, одежда, характер и т.д.) тех, у кого голубые глаза (кто в платье; кто грустный и т.д.). после этих слов ребенок должен выбрать изображение, где видна названная особенность.
Игра «Ветерок» (для группы детей). Дети садятся в круг, в центре круга – ведущий. Ветер дует на… (называется какая-то особенность человека: внешность, одежда, характер и т.д.) тех, у кого голубые глаза (кто в платье; кто грустный и т.д.). Ведущий называет свои индивидуальные особенности. После слов ведущего дети, у которых есть названная особенность, должны встать со своего стула и занять место возле ведущего. Тот, кому это не удалось, становится ведущим. Игра повторяется. Обсуждение: понравилась ли вам игра? много ли у вас оказалось похожего? что именно?
Для чего человеку нужна одежда? Оказывается, одежда может изменить внешность человека. Давайте посмотрим, как это происходит. (переодевание детей). Обсуждение: какие виды одежды мы использовали? (повседневная, праздничная, зимняя, летняя, профессиональная). Что произойдет, если люди будут использовать одежду не по назначению?
Упражнение «Портрет». Ребенку предлагается несколько картинок с изображениями людей. Задание: посмотри и определи по внешнему виду, – какой это человек, его характер? Затем педагог дает ребенку несколько картинок, на которых можно раскрасить глаза и волосы как захочется, добавить какие-то детали внешности (необходимо показать ребенку, как меняется облик человека, если изменяются отдельные черты лица).
Упражнение «Сходства и различия». Цель: закрепить понимание сходств и различий между людьми. Лист ватмана делится на две колонки – «сходства» и «различия». В ходе обсуждения заполняется пространство листа записями о сходстве и различиях людей (внешность, качества характера, эмоции).
Занятие 5. Что такое характер.
Цель: формирование представлений о характере.
Приветствие.
Упражнение «Отражение». Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Он просит у нас совет. Его друг Пескарь Иванович как-то сказал, что у пиявки из пруда скверный характер. Лунтик ничего не понял, потому что не знает, что такое характер, а спросить у Пескаря Ивановича постеснялся. Поможем Лунтику разобраться в этом вопросе?
Итак, возьмите зеркальце, внимательно посмотрите на свое отражение.
- Что вы увидели в зеркале? (рассказы детей)
- Конечно, мы видим себя: свои глаза, уши, нос и т.д. А что мы еще можем увидеть? Можно ли увидеть настроение, привычки? Посмотрите еще внимательно на свое отражение.
- Лунтик, а что ты видишь в зеркале?
Лунтик (глядя в зеркало): Мне кажется, что у меня добрые глаза. Я люблю задавать вопросы, мне многое хочется знать, я люблю помогать бабуле и дедуле, мне нравится общаться.
- Ребята, о чем сейчас рассказал нам Лунтик? Ведь он же и назвал черты своего характера – добрый, любознательный, трудолюбивый, общительный.
Когда привычки часто повторяются, они закрепляются и 2переходят» в черты характера. Например, привычка мыть руки, убирать за собой, чистить обувь и т.д. переходит в такую черту характера, как аккуратность. А в какую черту характера может перейти привычка всегда говорить правду, не обманывать? А прятать от других свои игрушки, ни с кем не делиться? А защищать слабых? Помогать родителям? (ответы детей)
- Черты характера, как и привычки, бывают хорошие и плохие. Вы часто слышите слова добрый – злой, щедрый – жадный, правдивый – лживый, вежливый – грубый, трудолюбивый – ленивый, аккуратный – неряшливый.
Что означают эти слова? Каких героев мультфильмов или сказок, имеющих эти качества, вы знаете?
- Подумайте и назовите черты своего характера. (приветствуются ответы не только с положительными отзывами о себе, подчеркивается, что критичное отношение к себе тоже заслуживает внимания).
Лунтик: Спасибо, ребята. Теперь мне стало ясно. Я понял, что характер человека проявляется в том, как он относится к другим людям, к самому себе, к учебе, работе, игре. Характер – это часть внутреннего мира человека.
Ребята, как вы думаете, можно ли только один раз посмотреть на человека и узнать его характер?
Занятие 6, 7. Я в школе.
Цель: познакомить с правилами поведения в школе.
Приветствие.
Игра с мячом «Главное».
Педагог читает стихотворение А. Усачева «Главное»
Зеленого крокодила
Зеленая мама учила:
- Можешь ты быть ученым,
конструктором или поэтом.
Главное – быть зеленым!
Запомни, пожалуйста, это!
Пузатого гиппопотама
Учила пузатая мама:
- Можешь ты быть акробатом,
конструктором или поэтом,
Главное – быть пузатым!
Счастье, сынок, в этом!
А серая мама-мышиха
Учила сынка тихо-тихо:
- Можешь ты быть инженером,
ученым или поэтом,
Главное – быть серым,
Маленьким и незаметным!
Далее предлагается детям подумать и назвать главное, чему учат их мамы. (ведущий бросает ребенку мяч с вопросом «Чему самому главному учит тебя мама?», ребенок отвечает и бросает мяч ведущему).
Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?»
Вы сказали, что мамы вас учат…(называются ответы детей), и это – главное. А в школе вас учат чему-то «главному»? в ходе обсуждения педагог подводит детей к пониманию того, что школа необходима именно для совместного обучения, чтобы ребенок учился не только у учителя, но и у других детей, слушая их ответы, наблюдая за их рассуждениями. В школе дети учатся не только чтению, математике, но и другим предметам, а также они учатся общаться друг с другом.
Беседа о школьных правилах.
А. Барто
В ШКОЛУ
(в сокращении)
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал…
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок…
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
А почему Петя не пришел в школу в три часа, когда собрался? Наверное, хорошо было бы, если бы каждый приходил в школу, когда проснется?
А почему нельзя опаздывать?
Когда я училась в школе, мне нравилось рисование, а математика – нет. И я всегда думала, как было бы хорошо, если бы рисование длилось два часа, а уроки математики – по пять минут. Почему так не бывает?
А как узнать, что урок закончен?
А разве нельзя без звонка, учитель сам ведь может сказать, что урок закончен?
Звонок звенит, начинается перемена. А зачем она нужна?
Тогда почему перемены такие короткие, были бы по часу, тогда все успеют и отдохнуть, и подготовиться к уроку…
А расписание уроков зачем нужно? Можно сделать так: по понедельникам – только математика, по вторникам – только русский язык. Так удобнее было бы…
Или пусть будет так: дети захотели музыку – будет музыка, захотят потом чтение – будет чтение…
В конце беседы делается вывод: все люди разные, у каждого свои вкусы и привычки, а в школе учится много детей, и сделать отдельное расписание уроков, свои звонки и переменки для каждого затруднительно. Поэтому существуют общие правила для всех – так удобнее и детям, и учителям.
Занятие 8. «Хочу» и «нужно».
Цель: учить детей осознанию выбора между желаемым и необходимым.
Приветствие.
«История Лены».
Педагог: Иногда во внутреннем мире человека происходят такие ситуации, когда он как бы спорит сам с собой. Послушайте историю девочки Лены о том, как однажды в ее душе столкнулись два желания.
Как-то со мной произошла такая история.
Наша учительница заранее предупредила, что завтра будет серьезная и ответственная самостоятельная работа по письму. Елена Сергеевна попросила нас подготовиться.
Дома вечером я решила повторить все правила. Но оказалось, что именно в этот момент по телевизору начинают показывать интересный фильм. Как только я узнала об этом, внутри меня что-то произошло: с одной стороны мне захотелось посмотреть этот фильм, а с другой – хорошо подготовиться и написать самостоятельную работу на «5». Оба желания были такими сильными, что казалось, как будто кто-то разрывает меня на две половинки…
Как вы думаете, что сделает Лена, как она поступит в такой ситуации?
- И тогда я сказала себе: «Спокойно, Лена. Для начала тебе нужно все серьезно обдумать». Я рассуждала так: как здорово сидеть в удобном кресле и внимательно смотреть этот фильм. Меня он захватывает: что же произойдет с героями дальше? Чем все закончится? Конечно, я получу удовольствие, может быть даже у меня поднимется настроение… Но к самостоятельной работе так и не подготовлюсь…
и тут я представила другую картину: расстроенные родители, мое заплаканное лицо и учительница, которая с сожалением смотрит на меня и, наверное, думает, что я ни на что не способна…
нет! Так не должно быть! Я ведь хорошая ученица и не хочу огорчать ни себя, ни других. Я стала внимательно повторять все темы и правила. И даже на уговоры моего старшего брата посмотреть фильм не согласилась. Как вы думаете, что я получила за самостоятельную работу? Конечно же «5». Мне было очень приятно порадовать себя и близких.
«Борьба желаний».
Ребята, а теперь подумайте и скажите, были ли у вас такие случаи, «борьба желаний»?
Обсуждается значение слов «мне хочется» и «мне нужно».
После обсуждения ситуаций формулируются правила:
Не поддавайся своим первым желаниям.
Обдумай то, к чему они могут привести.
Выбери из двух желаний то, что для тебя и других важнее.
Занятие 9. Почему люди ссорятся?
Цель: способствовать пониманию детьми причин конфликтов и ссор.
Приветствие.
Беседа о настроении, смене настроения в течение дня. Как можно определить настроение человека (по выражению лица). Что может быть причиной плохого настроения? Обсуждаются возможные причины ссор между двумя или несколькими детьми, между взрослым и ребенком, между группами детей (классами), между народами, странами. Дети приводят примеры из собственной жизни, фильмов, передач.
Обсуждение ситуаций.
Кто-то нечаянно тебя толкнул.
Тебя кто-то обозвал.
Дети спорят из-за одной игрушки, книги.
Детям предлагается проиграть ситуацию в двух вариантах: один – правильный, честный, второй – неправильный. Формулируется вывод о том, что такие ситуации не всегда могут закончиться спокойно, мирно. Иногда бывает конфликт, маленький, как спор или же наоборот, большой как война.
В конфликте всегда кто-то проигрывает, но каждый участник ссоры считает себя правым и не хочет уступать другому. Так люди не только портят настроение друг другу, но могут и нанести травмы, причинить боль.
«На футбольном поле»
Действующие лица: Миша и Вася – товарищи по команде.
Миша. Что с тобой? Ты опять не смог отбить мяч.
Вася. Отстань, ненормальный! У тебя у самого не все получается.
Миша. Это ты кого обозвал ненормальным? (толкает Васю)
Вася. Тебя, конечно. (сжимает кулаки)
Миша. Еще поговорим после матча. Готовься!
«Неподготовленное задание»
Действующие лица: Таня и Оля – одноклассницы. Девочки не подготовили сообщение о жизни насекомых, которое их просил сделать учитель.
Таня. Это ты виновата! У тебя всегда не хватает времени что-то сделать.
Оля. Почему это я? Нам двоим дали задание. Значит, и ты должна отвечать!
Таня. Да как же я могла его выполнить, если ты не принесла мне книгу?!
Оля (более спокойным тоном). Послушай, Таня. Мы обе виноваты. Если будем сваливать друг на друга, то никогда не подготовим сообщение. Давай лучше попросим учителя перенести это задание на следующий урок.
Таня. Ну, хорошо. Подойдем и попросим после уроков.
После проигрывания и обсуждения ситуаций, делается вывод о том, что ссора (конфликт) происходит чаще всего из-за несовпадения интересов и желаний, настроений и характеров. Необходимо учитывать не только свои желания, но и прислушиваться к мнению другого и находить выход из спорных ситуаций, уметь договариваться.
Занятие 10, 11. Общение.
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Приветствие.
Упражнение «Карлсон сказал». Участники группы встают в круг. Педагог: «Мы будем выполнять различные движения, действия (поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых будет начинаться с фразы «Карлсон сказал». Совершившие ошибку, покидают круг.
Беседа.
- С помощью чего мы общаемся?
- Что происходит в процессе общения?
- что можно считать результатом общения?
Басня Л.Толстого «Галка и голуби» (педагог читает, затем идет обсуждение)
Галка увидела, что голубей хорошо кормят, - выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забилась и закричала по-галочьи. Тогда голуби стали ее клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали.
Почему галка решила прикинуться голубем?
Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
Почему галку не приняли обратно к своим?
Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поступок?
Обсуждение ситуаций «Как не надо разговаривать».
Примеры ситуаций:
разговаривать спиной друг к другу
разговаривать вплотную друг с другом
разговаривать, находясь в разных концах класса
говорить очень тихо или очень громко
говорить одновременно
говорить «каждый о своем»
постоянно перебивать собеседника
быть занудой и после каждого предложения собеседника уточнять «почему?»
злоупотреблять словами-паразитами
А. Шибаев
Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните!
Вот, между прочим, так сказать,
Что я хотел бы вам сказать…
В конце занятия делается вывод о том, что существуют правила общения, нарушение которых мешает полноценно общаться.
Занятие 12, 13. Конфликты.
Цель: развитие умений распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
Приветствие.
Упражнение «Дразнилки». Педагог называет различные предметы, объекты, а дети в виде игры с мячом называют «назначение» данного объекта, используя суффиксы «л», «к» (например, собака – кусалка, догонялка).
Беседа «Что такое конфликт?» (конфликт – это ситуация, в которой двое или несколько детей или взрослых не могут добиться согласия между собой).
Почему возникают конфликты? (кто-то без спросу взял чужую вещь, кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает, кто-то кого-то дразнит и т.д.). Нередко бывает, что дети дразнят друг друга. Почему они это делают?
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
– Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой! –
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил…
Как вы думаете, какие чувства испытывает этот мальчик, когда его дразнят? Помогают ли дразнилки подружиться или помириться? (тот, кто дразнится, хочет поссориться, обидеть другого. Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой дело доходит и до драки.)
«Конфликт».
СИТУАЦИЯ: мужчина и женщина потребовали апельсин. «Мой!» - закричала женщина и бросилась к дереву. «Мой!» - не отступал мужчина. Началась потасовка. Но вот зажегся свет разума. И появились новые варианты решения этого конфликта: мужчина хотел пить – и ему нужен был сок, женщина пекла пирог – ей нужна была цедра от цитрусов.
Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?
Почему говорят: «Только трусы с дураками спор решают кулаками»?
Что больше приносят конфликты пользы или вреда?
Что происходит с людьми во время конфликта (улыбаются или кричат; обвиняют или прощают друг друга; пытаются победить или стараются уступить; сердятся или хотят понять другого; собираются прервать отношения или сохранить).
Что делать, если причина конфликта – нехватка чего-либо (одна игрушка на двоих)?
Что делать, если причина конфликта – разные вкусы и интересы? (разные артисты)
Работа с карточкой «Ослики».
Многих конфликтов удалось бы избежать, если бы люди не были ослеплены чувствами, если бы они задумывались о причинах своего и чужого поведения. Так как это не совсем просто, многие обращаются к помощи посредника. В современном мире люди учатся отстаивать свои мнения, права цивилизованными способами – в суде, при этом судья и является посредником. Но можно обойтись и без судебных заседаний, а обратиться к человеку, мнению которого вы доверяете, чтобы он помог вам разрешить конфликт.
Упражнение «Как мы разрешаем конфликты?». Педагог знакомит детей с различными способами решения конфликтов: спорить, уступить, вступить в переговоры.
Детям предлагается разрешить конфликтные ситуации (возможно проигрывание):
Вы идете по двору, проезжающий по луже велосипедист обрызгал вас грязной водой.
Вы пересказываете фильм, кто-то из детей начинает вас поправлять, делать замечания.
Вы сделали красивую поделку, а на нее нечаянно наступили и сломали.
Вы выходите во двор, а вас не принимают играть.
В конце занятия можно предложить детям вспомнить известные «мирилки».
Занятие 14, 15. В мире вежливых слов.
Цель: учить детей соблюдать правила взаимоотношения людей друг с другом.
Приветствие.
Беседа «Волшебные слова».
Чтение сказки «Как попугай Таню вежливости учил».
Занятие 16. Итоговое занятие «Планета общения».
Цель: обобщить знания, полученные на занятиях.
Приветствие.
Упражнение «Комплимент».
Упражнение «Зеркало и обезьяна».
Упражнение «Я».
Обсуждение ситуаций.
Упражнение «Я хочу сказать спасибо».
«Ослики»
1 Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999 г.
2 Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002 г. С.40
3 О.Ю. Простатина. Адаптация первоклассников к школе.// Справочник классного руководителя. №8, 2007 г. С. 6-14
4 Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002 г. С.110
На странице приведен фрагмент.
Автор: Казанцева Наталия Викторовна
→ соцпедагог2212 02.05.2011 2 6530 1197 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.