Социально-реабилитационная программа "Маленькие дети с большими правами"
Содержание:
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Содержание реабилитационной программы
- Участники реабилитационного процесса
- Мероприятия по реализации программы
- Правовая работа
- Работа с воспитанниками
- Работа с семьями воспитанников
- Работа со школой
- Работа по профилактике самовольных уходов
- Ожидаемые результаты
- Пояснительная записка
«Маленькие дети с большими правами» - программа правового воспитания детей через приобщение их к активной общественно-полезной, познавательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, способной понимать и успешно выполнять гражданские обязанности, имеющей активную жизненную позицию.
Человек, живущий в цивилизованном обществе, должен обладать знаниями о правах человека, правах и обязанностях гражданина, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; должен уметь применять правовые знания, а так же иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс. Он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но и выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.
Программа «Маленькие дети с большими правами» направлена на просвещение воспитанников детского дома в области правовых знаний. Она предоставляет возможность в разнообразной деятельности формировать у воспитанников активную жизненную позицию, помогает детям овладевать знаниями в области прав человека, формировать навыки применения этих знаний. Правовые знания нужны воспитанникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу.
Программа предполагает работу с детьми в возрасте от 3 до 18 лет и нацелена на сотрудничество с воспитателями, психологом, учителями, координацию действий с ребенком и его социумом.
- Цели и задачи программы
Цель: правовая и социальная защита несовершеннолетних, их реабилитация, повышение уровня правовой культуры воспитанников.
Задачи:
- Обеспечить защиту прав и законных интересов воспитанников и вооружить их знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
- Формировать у воспитанников навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- Создавать социально-педагогические условия для развития личности в условиях детского дома
- Содержание реабилитационной программы
Работа по программе «Маленькие дети с большими правами» - это процесс сотрудничества детей и взрослых. Беседы, занятия, праздники и т.п. – средство, прежде всего, нравственного и правового воспитания гражданина. Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в воспитаннике, педагогах. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на « разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.
Основные понятия, с которыми знакомятся воспитанник:
- Правила, право, обязанности, закон, правонарушения.
- Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
- Гражданские, имущественные и другие права ребенка.
- Правила общения в коллективе.
- Правила безопасной жизнедеятельности.
- Участники реабилитационного процесса
Основными участниками реабилитационного процесса являются социальный педагог и воспитанники детского дома.
Функции участников
Социальный педагог |
Воспитанники |
Защищает законные права и интересы воспитанников; проводит мероприятия по правовому воспитанию; определяет содержание мероприятий |
Принимают участие в мероприятиях по правовому воспитанию |
- Мероприятия по реализации программы
Правовая работа (защита законных прав и интересов воспитанников)
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
1 |
Оформление личных дел вновь поступивших воспитанников |
В течение 3 дней |
2 |
Оформление приказов на поступивших и выбывших детей |
В день поступления или выбытия |
3 |
Выполнение запросов на документы воспитанников, необходимые для формирования личных дел |
По необходимости |
4 |
Сбор всей возможной информации для анализа ситуации, в которой оказался несовершеннолетний |
В течение года |
5 |
Восстановление жизненно важных документов воспитанников |
По необходимости |
6 |
Работа с УФМС (оформление гражданства, получение паспортов, регистрация по месту пребывания) |
В течение года |
7 |
Работа со Сбербанком (оформление сберегательных счетов, контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета воспитанников) |
Один раз в три месяца |
8 |
Работа с ИФНС (оформление свидетельств ИНН воспитанникам) |
В течение года |
9 |
Работа с городским и сельскими поселениями (запросы справок и необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства воспитанников) |
В течение года |
10 |
Сотрудничество с ОВД по осуществлению розыскных мероприятий; по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
По необходимости
Один раз в три месяца |
11 |
Участие в делах гражданского судопроизводства по защите интересов и прав воспитанников |
В течение года |
12 |
Работа с УПФ по назначению пенсии по случаю потери кормильца, специальные пенсии детям-инвалидам до 18 лет |
По необходимости |
13 |
Содействие органам опеки и попечительства УО по семейному жизнеустройству воспитанников |
В течение года |
Работа с воспитанниками
№п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
1 |
Знакомство с детьми при поступлении, изучение их личности, установление доброжелательных отношений с ними |
В течение года |
2 |
Выявление проблем, трудностей, потребностей детей и оказание им социальной и правовой помощи |
В течение года |
3 |
Проведение групповых и индивидуальных бесед с воспитанниками: - беседа по правилам поведения и общения в детском доме; - «Как подготовить ребенка к участию в судебном заседании»; - «Мой путь от дома до школы»; - «Правила личной безопасности». Профилактические беседы: - «Курение – коварная ловушка»; - «Прием наркотиков – всегда полет, но в конце – всегда падение»; - «Скажи алкоголю – нет!». Беседы о правах ребенка: - «Маленьким детям – большие права» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка); - час общения по правовому воспитанию «Ты имеешь право…»; - игра-путешествие «Права ребенка в новом веке»; - беседа-игра «Мы все разные, но мы все равны»; - конкурс рисунков «Права детей глазами самих детей»; - викторина «Герои книг имеют право»; - беседа «Права детей - забота государства»; - встреча с инспектором ПДН «Если ты преступил закон»; - беседа «Российская конституция – основной закон твоей жизни». Изготовление памятки «Если ты оказался в трудной жизненной ситуации…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям)
|
При поступлении ребенка
Февраль
Апрель Сентябрь
Январь
Март
Май
Июль
Июнь Август Октябрь
Ноябрь
Декабрь
В течение года |
Работа с семьями воспитанников
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
1 |
Сбор сведений о родителях, родственниках, о характере их отношения к ребенку |
В первые месяцы после поступления ребенка |
2 |
Проведение бесед с детьми об их отношении к семье, о желании поддерживать связь с ними |
В течение года |
3 |
Посещение семей воспитанников с целью выявления проблем семьи. Проведение бесед с родителями о возможности возвращения ребенка в семью |
В течение года |
4 |
Патронирование семей после возвращения в них детей |
В течение года по необходимости |
5 |
Консультирование родителей по вопросам воспитания детей после воссоединения семьи |
По запросу родителей |
Работа со школой
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
1 |
Оформление вновь поступивших детей в школу |
В течение недели после поступления |
2 |
Проведение бесед с воспитанниками по вопросам дисциплины и успеваемости |
В течение учебного года |
3 |
Взаимодействие с директором, завучем, социальным педагогом школы по вопросам мотивации воспитанников к учебной деятельности, налаживания взаимоотношений со сверстниками и учителями |
В течение учебного года |
Работа по профилактике самовольных уходов воспитанников
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
1 |
Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов |
В течение года |
2 |
Оформление плана розыскных мероприятий по розыску воспитанников |
По необходимости |
3 |
Информирование ООП и ОВД о самовольном уходе |
В течение суток |
4 |
Сотрудничество с работниками ИПДН по вопросу правовой защищенности и ответственности перед законом воспитанников |
По отдельному плану |
5 |
Ведение журнала регистрации самовольных уходов воспитанников |
В течение года |
- Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы в данном направлении предполагается достижение следующих результатов:
- Овладение конкретными правилами поведения в детском доме, усвоение требований, предъявляемых к воспитаннику, осознание своих прав, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права;
- Удовлетворение разнообразных интересов воспитанников;
- Успешная социализация воспитанников в обществе с помощью полученных знаний по праву.
Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Воспитанники должны соблюдать правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у воспитанников должно выработаться представление о главных ценностях человека: добро, справедливость
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буркова Вера Николаевна
→ Екатерина_Пашкова 08.08.2015 0 9752 493 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.