Статья "Работа по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде"
Работа по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания). Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.
Система семейного воспитания претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже во вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие ценностного барьера у подростка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении, а также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная программа национальной безопасности России. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе, особенно в подростковой среде, социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания, СПИД.
На вытеснение взрослых из воспитательного процесса и подрыв нравственных принципов и авторитета семьи, школы, государства направлены эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации, распространяющийся игровой бизнес, пропаганда способов «легкой наживы».
Одной из главных задач воспитания школьника социально-негативного поведения является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во-первых, необходимо обеспечить включенность детей в реальные социальные отношения. Во-вторых, предоставить каждому ребенку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия.
Воспитание школьника с социально-негативным поведением может осуществляться только на основе активности самого ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Говоря об активности ребенка, следует подчеркнуть, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для него главным на данный момент. В процессе воспитания такого школьника главное — добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку ребенком своего поступка, то есть основной целью воспитания является формирование у ребенка стремления к самостоятельному изменению.
А что мешает ребенку сделать правильный выбор?
На сегодняшний день выделяют группу основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений в поведении детей и подростков. В неё входят:
1. Социально-экономические (семья, внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение, оказывающее негативное влияние на жизнь подростка, низкий уровень жизни)
По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий (хулиганства, драк, мелких краж) является не столько социальное и материальное положение родителей, сколько моральный климат семьи. Дети из семей, где имеют место быть конфликты между родителями, чаще конфликтуют с учителями (53%), со сверстниками (28%).
2. Личностные, возрастные факторы (группа факторов, характеризующих личность ребёнка - психологические и физиологические проблемы, возрастные особенности).
Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных способов поведения. Кризис развития, переживаемый подростком, вызывает неизбежные трудности во всех сферах его жизни. Уровень этих трудностей зависит от характера его взаимоотношений с самим собой (своим внутренним миром), окружающими людьми (семьей, сверстниками, другими взрослыми в его социальном окружении) и миром в целом (его нормами и ценностями, его историей и духом времени).
Если социальная ситуация развития неблагоприятна и взаимоотношения внутри нее нарушены, то возникает ситуация социально-психологической дезадаптации. При этом ресурсы подростка недостаточны и неадекватны, трудности, сопровождающие кризис, оказываются более стойкими и без специальной помощи скорее системно развиваются, чем преодолеваются, снижая качество личностных новообразований. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.
3. Внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие формированию негативных форм поведения.
Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.
Знание причин (факторов) негативного поведения подростка помогает эффективно организовать профилактическую работу, направленную на предотвращение проявлений негативного поведения детей и подростков, коррекцию таких проявлений, снижение рисков правонарушений.
Для этого используют современные подходы в системе профилактики, а именно:
Информационный подход – формирование у детей и подростков знаний о своих правах и обязанностях, последствиях негативного поведения. Но как показывает практика, недостаточно информировать подростка о последствиях негативного поведения. В силу возрастных особенностей подросток, младший школьник не может прогнозировать результаты своего поведения (по результатам исследований у несовершеннолетних не сформировано представление о значимости жизни, здоровья).
Поведенческий подход – формирование навыков правильного поведения в ситуации, связанной с выбором, принятием жизненно важного решения, мотивация на безопасные способы поведения, привитие навыков эффективного разрешения споров.
Альтернативный подход - развитие сферы социально значимых интересов и видов деятельности для детей и подростков. Одна из задач этого подхода - научить подростков реализовывать свои потребности за счёт собственных знаний и умений и получать удовольствие от социально ценных источников.
Работа по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде ведется по двум направлениям:
-
Работа с детьми:
-
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
-
работа с детьми “группы риска”.
-
Работа с родителями:
-
информирование и консультирование родителей по проблеме социально негативных девиаций;
-
работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
-
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок проявляет социально негативные модели поведения.
Решение поставленных задач требует эффективных методов и форм работы. Эффективность используемых методов и форм работы определяется комплексностью и системностью подхода к процессу реализации поставленной цели. Большое значение имеет характер сотрудничества и взаимодействия лицея с другими социальными организациями и социальным окружением в целом.
К основным формам и методам, позволяющим формировать у учащихся социальные компетенции, а также содействовать расширению знаний, развитию умений и формирование навыков учащихся, которые помогут им избежать социально негативные девиации в моделях поведения относятся:
-
Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
-
Социальное проектирование.
-
Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости, психотерапевтические занятия).
-
Единые классные часы.
-
Беседа.
-
Социологический опрос.
-
Диагностика.
-
Лекции и семинары.
-
Конференции.
-
Ролевые и деловые игры.
-
Мозговой штурм.
-
Круглый стол.
-
Дискуссия.
-
Дебаты.
-
Изучение отдельных случаев.
-
Консультации с учащимися и с родителями.
-
Показ видеоматериалов, использование аудиовизуальных средств (например, демонстрация произведений искусства: музыка, театр, танцы, конкурсы рисунков, санбюллетеней, стенгазет, книжная выставка).
-
Экскурсии.
-
Творческие конкурсы.
Для работы по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде в нашей школе создана нормативно – правовая база:
-
План работы по профилактике и пропаганде здорового образа жизни
-
Программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
-
Программа, профилактики правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечения безопасности на территории образовательного учреждения.
-
План работы Совета профилактики, педагогического коллектива с неблагополучными семьями, «трудными» подростками
-
План спортивно – массовых мероприятий в 1 -11 классах
-
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ« Дороги, которые мы выбираем…»
С целью пропаганды правовых знаний среди несовершеннолетних в школе проводятся Дни правовых знаний, ежегодное традиционное мероприятие «День защиты детей», на которые приглашается инспектор с. Баяндай. Так были проведены беседы: "Права и обязанности несовершеннолетних"; "Административная и уголовная ответственность за совершенные правонарушения и преступления"; "Как вести себя в конфликтных ситуациях" - практическое занятие; "Административная и уголовная ответственность за автотранспортные происшествия"; "Права и обязанности несовершеннолетних в Уголовном кодексе РФ"; урок-практикум "Знаю ли я правила поведения?". Так же в начале года проводилась диагностика учащихся с целью выявления "группы риска".
С целью пропаганды ЗОЖ и профилактики наркомании, алкоголизма и курения в школе проводятся дни здорового образа жизни, анкетирование школьников по проблемам формирования ЗОЖ, организовывается просмотр книжных выставок, видеофильмов. С детьми были проведены мероприятия: конкурс плакатов "Молодежь за здоровый образ жизни"; «Скажем наркотикам – НЕТ!», акция "Молодежь без пива"; акция "Мы против курения!" конкурс сочинений «Не начинай, не пробуй, не рискуй!», познавательная игра «Школьные уроки против табака», электронная презентации «Что мы знаем о СПИДе», «Влияние алкоголя на организм человека», разработаны буклеты «Хочешь жить – бросай курить!», «Алкоголь – наркотик» и другие мероприятия. Ежегодно МБоу «Загатуйская СОШ» приглашает ребят 10 – 11 классов для участие в КВН «Мы выбираем жизнь!». Волонтёры Загатуйской школы (9 – 11) классы организовывают встречи по темам «Скажи жизни ДА!», «Бросай курить – вставай на лыжи!».
В школе два раза в месяц проводятся заседания Совета профилактики, на которых рассматриваются вопросы, связанные с "трудными подростками", неблагополучными семьями. Заседания Совета профилактики проводятся 2 раза в месяц, также организовываются выезды по неблагополучным семьям
С "трудными подростками" проводится следующая работа:
1. Контроль за посещаемостью занятий. Информирование ПДН о пропусках занятий.
2. Анализ успеваемости учеников.
3. Сбор анамнеза: изучение медицинских карт, беседы с родителями.
4. Включение в коллективные творческие дела.
5. Организация свободного времени: кружковая работа, факультативы, занятость в каникулярный период.
6. Проведение рейдов "Подросток", «Школьник», «Безнадзорные дети».
7. Индивидуальные консультации, как для родителей, так и для ребенка.
8. Профилактика вредных привычек.
9. Профилактические беседы с инспектором ПДН.
10. Изучение обобщенного показателя социального благополучия подростка.
11. Ознакомление со статьями УК РФ.
12. Психологическое консультирование и поддержка.
13. Изучение и анализ психологического самочувствия.
14. Изучение личностных особенностей.
Каждому ученику, стоящему на учете в ПДН, ТКДН и ВШК, классный руководитель помогает контролировать учебу и посещаемость занятий учеником, проводит профилактические беседы с учеником и его родителями. Все ученики посещают факультативы, кружки либо спортивные секции, которые работают в школе или в посёлке. За каждым учеником в классе закреплена общественная обязанность. Они активно принимают участие в общественной жизни класса, участвуют в спортивных соревнованиях за школу, как в индивидуальных видах спорта, так и игровых, где занимают призовые места. Еженедельно с такими учениками проводятся профилактические беседы классным руководителем. В школе постоянно проводятся консультации для учеников и родителей. По плану профилактической работы идет посещение детей на дому с целью контроля жилищно-бытовых условий проживания и воспитания подростков.
С неблагополучными семьями проводится следующая работа:
1. Работа по изучению семьи: анкетирование семьи, посещение семьи на дому.
2. Посещение на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий проживания и воспитания учащихся, с целью контроля и проведение бесед.
3. Проводится консультирование по социальным, правовым и психологическим вопросам.
4. Проводятся лектории, и круглые стол, во время которых обсуждаются проблемы семьи, их трудности, оказывается психологическая поддержка.
5. Ведется индивидуальная работа с детьми из этих семей (индивидуальные беседы, учет посещаемости занятий, учет успеваемости). При необходимости приглашаются сотрудники центра помощи семьи и детям
В ходе работы с семьями уменьшились случаи нахождения родителей в нетрезвом состоянии, условия проживания детей улучшилось (в квартирах стало чисто, дети стали ходить в школу чистыми, стали появляться новые вещи). Часть родителей, которые не работали, нашли себе работу. Они, стали больше уделять внимания детям.
С группой "риска" проводятся такие мероприятия как:
1. Консультация на правовые темы.
2. Тренинг "Удовлетворенность школьной жизнью".
3. Конкурс плакатов "Молодежь за здоровый образ жизни".
4. Акция "Молодежь против СПИДА".
5. Беседа "Как стать хорошим учеником".
6 Беседы с родителями детей по профилактике алкоголизма и табакокурения.
7. Тренинг "Моя будущая профессия".
18. Индивидуальные консультации для родителей.
19. Воспитательно-профилактическая работа классных руководителей по предупреждению девиантного поведения подростков.
10. Диагностика и анкетирование учеников и их родителей.
В школе проводится профориентационная работа:
1. Диагностика учеников 9, 11 классов.
2. Тренинг "Моя будущая профессия".
3. Тренинг "Как приобрести уверенность".
4. Профориентационная диагностика учеников 9, 11 классов.
5. Встреча родителей учеников с представителями муниципального центра занятости.
Работа по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде ведется большая. Перед нами сложные дети, но к каждому нужно найти подход. Хочется дать несколько советов:
- Не используйте нравоучения.
- Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
- В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
- Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.
- Выслушивайте все, не реагируя тотчас, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
- Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
- Не ставьте на ребенке крест.
- Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
- Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
- Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
- Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буинова Маргарита Борисовна
→ Маргарита8504 22.04.2020 0 6209 370 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы