Статья "Роль школы в процессе социализации учащихся"
Социализация личности начинается с первых лет жизни. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.
Цель воспитания и социализации личности учащегося школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Что мы понимаем под социализацией? Социализация (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей.
Существуют следующие стадии социализации:
- Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.
- Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации
Социализация идет в процессе взаимодействия ребенка с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Ученые-педагоги относят школу к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа охватывает три возрастных этапа социализации ребенка: младший школьный возраст (6,5-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление и развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.
Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли семья, детские организации и клубы, объединения и т.д. Она выступает фактором, осуществляющим первоначальную дифференциацию общества, формирующим социальный статус ребенка, помогающим ему адаптироваться к разным социальным условиям.
Система образования – один из важнейших факторов стабильности общества, социальный регулятор отношений между обществом и школой. Об этом говорит и то, что содержание образования формируется под влиянием общества, а общество изменяется под влиянием образования.
Школа есть социальное пространство общения ребят, она создает возможности для реализации или активизации в сферах взаимодействия, частично – в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Наблюдения показывают, что определенная часть учащихся не стремятся к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму. Другие ребята, наоборот, стремятся к общению, стараются показать себя во всевозможных делах класса и школы, даже если не все получается сразу.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Школьный опыт должен помочь освоить те законы, по которым живем мы – взрослые.
Какие средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной модели современного выпускника? Это, несомненно, проектная деятельность на уроках, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. Мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка.
Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Именно нравственный аспект человеческих отношений в первую очередь привлекает школьников. У них возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.
Изучить уровень социализированности учащихся можно используя диагностику по методике М. И. Рожкова. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающий стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.
Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неѐ, создавая для этого психологопедагогические условия.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Салохович Татьяна Владимировна
→ Публикатор 13.08.2020 0 4213 305 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.