Статья "Социальное партнерство с родителями как ресурс развития образовательной организации"


 В настоящее время во многих странах остро встают проблемы, связанные с миграцией населения. В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами в России получило распространение совместное обучение русскоязычных детей и детей мигрантов, для которых родной язык является нерусский.

Дети - инофоны в стране проживания испытывают ряд трудностей:

- психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства. В силу своей зависимости от взрослых, дети всегда являются вынужденными мигрантами. Дети испытывают большие психологические стрессы из-за нарушения структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природнотерриториальных и других связей;

- кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных потребностей.

Кризис идентичности  является  особым периодом формирования личности. В указанный период человек находится в поиске своего места в социуме;

- общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;

- трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие - нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др.

Из этого следует, что главным условием эффективности адаптации детей мигрантов является максимальное удовлетворение их актуальных потребностей. Среди них наибольшее значение приобретают: материальное благополучие, благоприятные условия проживания, получение знаний итд.

Педагоги в работе с детьми – ионофонами сталкиваются со следующими проблемами:

- дети мигрантов испытывают большие трудности в общении с одноклассниками (многие дети к моменту поступления в образовательное учреждение не умеют общаться со сверстниками);

- дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии, поскольку мигранты воспринимаются как носители угрозы социальной, культурной, этнической безопасности;

- дети мигранты тяжело осваивают школьную программу. Ключевой причиной неуспеваемости детей мигрантов является неудовлетворительное знание русского языка и очень слабая дошкольная подготовка);

- частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает большие трудности социального и медицинского обслуживания, что приводит к затруднению адаптации детей к новым условиям пребывания в образовательной организации, кроме того, для семьи мигрантов встает проблема организации досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования).

Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа, которая включает в себя следующее:

- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- ежедневное информирование родителей о жизни ребенка в школе и передачу каждому из родителей позитивной информации о ребенке;

- определение «проблемных зон» в развитии ребенка и нахождение пути их решения;

-повышение психологической культуры взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в школе;

- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.

Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптацию детей-мигрантов:

1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов (социальное и материальное положение семьи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).

2. В случае необходимости всестороннее обучение русскому языку с использованием традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.

3. Разъяснение родителям необходимости обязательного посещения детьми дополнительных занятиях и культурных мероприятиях (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых программ, участие в секциях, кружках).

4. Включение детей мигрантов в жизнь социума (максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языка может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками).

5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре России.

Также очень важны методы, с помощью которых реализуется адаптация детей-мигрантов в образовательном процессе:

Метод проектов (исследовательских, поисковых, творческих), в ходе которых дети-мигранты и их родители осваивают культурное наследие России, собирают наглядно-иллюстративный материал о российской культуре своих родных стран, об особенностях коммуникации и построения взаимодействия с другими людьми;

Метод диалога, используемый в смешанных группах детей-мигрантов для того, чтобы разъяснить непонятные им особенности жизни в России, познакомиться с культурными и национальными особенностями разных стран;

Метод ролевых и дидактических игр, позволяющий смоделировать для детей - мигрантов реальные ситуации обобщения. Данный метод является наиболее эффективным в части воспитания взаимодействия в команде и уважения к чужому мнению;

Метод театрализации и инсценировки, способствующий пониманию и принятию детьми-мигрантами и их родителями иной культуры;

Метод эмпатии, понимания способствует установлению психологического контакта, созданию ситуации доверия и психологической поддержки, снятию напряженности, личностной и реактивной тревожности, а в дальнейшем помогают развивать сотрудничество и диалог между представителями разных национальностей.

Таким образом, семья и образовательное учреждение являются главнейшим институтом первичной социализации, поскольку в общении с учителями и сверстниками дети – мигранты приобретают жизненные навыки, осваивают нормы поведения, пространство культуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

2. Культурно-социальная и языковая адаптация ребенка-мигранта младшего школьного возраста: методические рекомендации / Б.П. Соктоева. – Южно-Сахалинск: изд-во ИРОСО, 2016 – 44 с. – (Методические рекомендации).

 

5. Габуния Г.Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтничной среде, М.,2007.

6. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 200 с.

7. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях /Г.В.Палаткина //Педагогика. – 2002 – № 5 – С. 41-47.

8. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах: монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. – Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2012.

 

 

 


Полный текст материала Статья "Социальное партнерство с родителями как ресурс развития образовательной организации" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Донских Юлия Владимировна  Публикатор
07.12.2021 0 863 112

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК