Статья "Основные тактики социально–педагогической поддержки обучающихся"
Тактики социально-педагогической поддержки |
Сходные признаки |
Отличительные признаки |
Тактика защиты |
В тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогает обучающемуся сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий.
. |
Используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребенок становится "белой вороной", "гадким утенком", "не таким как все", вызывающим раздражение окружающих. Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию " педагогической адвокатуры", суть которой состоит в том, что "адвокат" согласен с ребенком, который заявляет о своей неуспешности. Поэтому педагог защищает право ребенка быть: успешным; не уметь делать то, что умеют делать все; право на поиск пробу и ошибку; право отстаивать свое достоинство; право на защиту своих прав. Позиция "буфера" реализует тактику "защиты". Позиция " педагогической адвокатуры" , и как позиция "буфера" направлена на внешние и негативные обстоятельства "жертвой" которых является ребенок. Потребность в тактике "защиты" появляется, когда извне ведется стойкая фиксация неуспешности ребенка, но извне отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ребенку преодолеть эту неуспешность. Тактика "Защиты" является гарантией безопасности ребенка и своеобразным филтром, помогающим сдерживать и блокировать негативные обстоятельства, в том числе и "антипедагогические" требования.
|
Тактика помощи |
Тактика в основном рассчитана на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой. Кредо "помощи": ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Необходимо помочь ему убедиться в этом. Образовательный эффект в тактики состоит в том, что ребенок, столкнувшись с проблемой совершал самостоятельные действия, обрел опыт нового самоощущения: "Я не хуже других", "я справился" итд. - на вывод ребенка из состоянии "жертвы обстоятельств" в позицию "встречи с проблемой"; - на создание условий эмоционального комфорта для ребенка. Данная тактика создает условия для "реабилитации" окружающих в глазах ребенка, что является условием для его самореабилитации.
|
|
Тактика содействия |
Педагог используя тактики "содействия" и "взаимодействия" постоянно находятся с ребенком в диалоге. |
Тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу». Это стимулирует действия, связанные с самоанализом по осознанию и оценке собственных желан6ий, интересов, мотивов и основ выбора. Смысл тактики заключен в том, что педагог занимает позицию "слушающего" и "вопрошающего". Педагог занимает позицию "рефлексивного зеркала" ребенка. В тактике «содействия» в отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути обучающегося преграды, на которые тот наталкивается или которые, сам того не ведая, себе создает. |
Тактика взаимодействия |
Тактика взаимодействия , как правило, используется сразу после или в комплексе с тактикой содействия. Кредо тактики "взаимодействия" является договор - это испытание свободой и ответственностью. Образовательный эффект тактики состоит в том, что ребенок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может продемонстрировать ребенку способы, которые помогают ему и ребенку становиться более эффективными и успешными в соей совместной деятельности. В тактике «содействия» обучающийся познает себя. Оценивает свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А в «договорной связке» с педагогом может осилить то, что одному пока не под силу.
|
Список литературы:
1 Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2008 – 224 с.
2 Касицина, Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика [Текст]/ Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010.- 158 с.
3 Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб. : Речь, 2006.-224 с.;
4. https://kzbydocs.com/docs/224/index-78593-1.html?page=2 (Электронный ресурс).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Донских Юлия Владимировна
→ Публикатор 09.12.2021 0 1484 141 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.