Статья "Основные тактики социально–педагогической поддержки обучающихся"


 

Тактики социально-педагогической поддержки

Сходные  признаки

Отличительные  признаки

Тактика защиты

 

 В тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогает обучающемуся сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребенок становится "белой вороной", "гадким утенком", "не таким как все", вызывающим раздражение окружающих.

Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию " педагогической адвокатуры", суть которой состоит в том, что "адвокат" согласен с ребенком, который заявляет о своей неуспешности. Поэтому педагог защищает право ребенка быть: успешным;

не уметь делать то, что умеют делать все;

право на поиск пробу и ошибку;

право отстаивать свое достоинство;

право на защиту своих прав.

Позиция "буфера" реализует тактику "защиты".

Позиция " педагогической адвокатуры" , и как позиция "буфера" направлена на внешние и негативные обстоятельства "жертвой" которых является ребенок.

Потребность в тактике "защиты" появляется, когда извне ведется стойкая фиксация неуспешности ребенка, но извне отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ребенку преодолеть эту неуспешность.

Тактика "Защиты" является гарантией безопасности ребенка и своеобразным филтром, помогающим сдерживать и блокировать негативные обстоятельства, в том числе и "антипедагогические" требования.

 

Тактика помощи

 Тактика в основном рассчитана на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.

Кредо "помощи": ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Необходимо помочь ему убедиться в этом.

Образовательный эффект в тактики состоит в том, что ребенок, столкнувшись с проблемой совершал самостоятельные действия, обрел опыт нового самоощущения: "Я не хуже других", "я справился" итд.

Тактика "помощи" направлена:

- на вывод ребенка из состоянии "жертвы обстоятельств" в позицию "встречи с проблемой";

- на создание условий эмоционального комфорта для ребенка.

Данная тактика создает условия для "реабилитации" окружающих в глазах ребенка, что является условием для его самореабилитации.

 

Тактика  содействия

Педагог используя тактики "содействия" и "взаимодействия" постоянно находятся с ребенком в диалоге.

Тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу». Это стимулирует действия, связанные с самоанализом по осознанию и оценке собственных желан6ий, интересов, мотивов и основ выбора.

Смысл тактики заключен в том, что педагог занимает позицию "слушающего" и "вопрошающего". Педагог занимает позицию "рефлексивного зеркала" ребенка.

В тактике «содействия» в отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути обучающегося преграды, на которые тот наталкивается или которые, сам того не ведая, себе создает.

Тактика взаимодействия

 Тактика взаимодействия , как правило, используется сразу после или в комплексе с тактикой содействия.

Кредо тактики "взаимодействия" является договор - это испытание свободой и ответственностью.

Образовательный эффект тактики состоит в том, что ребенок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может продемонстрировать ребенку способы, которые помогают ему и ребенку становиться более эффективными и успешными в соей совместной деятельности.

В тактике «содействия» обучающийся познает себя. Оценивает свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А в «договорной связке» с педагогом может осилить то, что одному пока не под силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1 Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2008 – 224 с.

2 Касицина, Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика [Текст]/ Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010.- 158 с.

3 Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб. : Речь, 2006.-224 с.;

4. https://kzbydocs.com/docs/224/index-78593-1.html?page=2 (Электронный ресурс).

 


Полный текст материала Статья "Основные тактики социально–педагогической поддержки обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Донских Юлия Владимировна  Публикатор
09.12.2021 0 1406 139

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК