Статья "Социально-психологическая безопасность студентов как фактор профилактики социальных отклонений"


«Социально-психологическая безопасность студентов как фактор профилактики социальных отклонений»

В учебной среде, изображающей сложное системное образование, выделяют процессуальную составляющую, как наиболее динамичную и изменяющуюся ее часть - информационно-коммуникативный процесс, который активно сказывается на индивидуальной, групповой и общественной психологии.

Масштабности и мощность воздействия информационного фактора на психику человека побуждает обеспечивать психологическую безопасность в современных условиях на уровне общенациональной проблемы.

В настоящее время все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности.

Это связано с тем, что психологическая среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной, а уровень психологических знаний людей не достаточен для того, чтобы осознавать опасность, исходящую от различных источников психологического влияния и выявлять деструктивных психологических воздействий. Психологическое воздействие оказывается на людей в течении всей их жизни и в различных ситуациях.

Психологическая безопасность личности исследует закономерности своеобразного психологического воздействия на личность и методы их отражения с целью сбережения целостности и постоянства конкретных людей.

То есть речь идет о таком психологическом нарушении, который затрудняет или препятствует оптимальному функционированию личности. Психологическая безопасность личности выявляется в состоянии безопасности ее психики, от действий разнообразного информационно-психологического фактора. Эта защита не дает возникать нарушениям в психологической основе социального поведения людей, так и в системе их субъективных отношений к окружающему миру и самим себе.

Психологическую безопасность рассматривают:

- как процесс, т. е. психологическая безопасность, формируется фактически каждый раз снова, при встрече участников социальной среды;

- состояние, которое обеспечивает базовую защищенность общества и личности;

- свойство личности, которое характеризует ее защищенность от деструктивного воздействия и внутреннего ресурса противостояния (сопротивляемости) деструктивному воздействию.

Следовательно, психологическая безопасность личности анализируется как состояние защищенности личности, снабжающее ее целостность как активного социального субъекта и потенциал развития в условиях информационно-психологических влияний из окружающей среды. Тут же нужно указывать на то, что изъясняясь о защите целостности личности, имеем в виду предохранение и душевного здоровья и духовности. Психологическая безопасность личности зависит от враждебности среды (внешний фактор) и сформирования защитного механизма (внутренний фактор, фактор защищенности, личностные особенности). К внешним факторам причисляются источники психологического влияния, само характерное психологическое влияние и среду. Среда разделяется на физическую, которая может быть стрессором сама по себе и социальную ситуацию.

Внутренний фактор через когнитивный, эмоциональный и поведенческий механизмы обнаруживаются в различных реакциях людей. Защита от психологической опасности может быть как физической, так и психологической.

Психологическая защита дает психологическую безопасность личности. Понятие психологическая безопасность чаще всего обнаруживается через применение понятий угроза и психическое здоровье. При этом психологическая безопасность истолковывается как такое состояние, когда снабжено благополучное психическое развитие и личность может адекватно отражать внутреннюю и внешнюю угрозы его психическому здоровью. Важнейшие источники угроз психологической безопасности личности можно условно распределить на 2 группы: внутренние и внешние. К основным внешним источникам информационно-психологических угроз на людей относятся:

- Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.

- Общество (различные общественные, экономические, политические, религиозные и иные организации, в том числе зарубежные).

- Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые - по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведения досуга и т.п.).

- Отдельные личности Внутренние источники угроз психологической безопасности личности заложены в самой биопсихосоциальной природе человека, в особенностях формирования и функционирования его психики, в индивидуально-личностных особенностей индивида.

В силу различия индивидуальных характеристик, люди различаются степенью восприимчивости к разнообразным информационно-психологическим влияниям, потенциалами анализа и оценки поступающей информации и т.д.

Известно, что при кризисных видоизменениях в обществе у человека повышается внушаемость, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическому воздействию.

Про здоровье в контексте психологическая безопасность личности выделяют такие понятия как психическое здоровье и психологическое здоровье личности. Психическое здоровье - суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Критерии психического здоровья:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и своей собственной психической продукции и ее результатам;

- соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Таким образом, психическое здоровье есть отражение нормального физического, духовного и социального благополучия человека, полноценности его психологического состояния. Под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие - самопознании и саморазвитии, у третьих - доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями).

В современной психологической литературе психологическое воздействие определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта» или как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Психологическое воздействие может быть направлено на:

- механизмы регуляции деятельности и поведения человека;

- потребности, интересы, склонности (источники мотивации, активности);

- установки, мнения, убеждения, групповые нормы;

- психические состояния, в которых находится человек (тревога, настроение).

Психологическая безопасность личности может рассматриваться как состояние защищенности ее психики, от действий различного информационного фактора, препятствующего или затрудняющего вырабатывание и функционирование адекватной приблизительной основы социального поведения людей, а также адекватной системы их субъективного (личностного, субъективно-личностного) отношения к окружающему миру и самим себе.

Акцентирование психологической безопасности личности из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления обусловливается соответствующими главными факторами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличениями масштаба и усложнениями содержаний и структур информационного потока и всей информационной среды неоднократно увеличивается её воздействие на психику человека, а темп этих влияний стремительно возрастает. Это устанавливает надобность вырабатывания новых механизмов и средств выживания людей как личностей и активных социальных субъектов в современном обществе;

Во-вторых, связь психики людей с информационной средой различается качественной спецификой и не имеет адекватного аналога в информационных взаимодействиях других биологических структур, технической, социальной и социотехнической системы;

В-третьих, основными и центральными "мишенями" информационных воздействий являются люди, их психика. Непосредственно от некоторых личностей, их взаимоотношений и связей начинают нормально функционировать социальные субъекты различных уровней сложности, любой общности и социальной организации -- от малых групп до населения страны в целом.

Психологическая безопасность личности в субъективных ощущениях современных студентов

Возрастной период с 18 - 20 лет считается этапом более интенсивного формирования моральных и эстетических чувств, развития и стабилизации характера, постижения социальной роли взрослых людей. В этом возрастном периоде наилучшего развития достигают умственные и физические силы, данный период характерен спортивными рекордами, техническими и научными достижениями.

Студенческие годы, называемые еще вторым периодом юности или первыми периодами зрелости, отличается сложностью развития личностных черт, они являются «сенситивными периодами для формирования основных социогенных потенций людей»

Считается, что в студенческие годы имеют место повышения сознательных мотивов поведения, улучшение подобных свойств, равно как целенаправленность, активность, спокойствие; увеличение заинтересованности к нравственно_ этической проблеме.

Наряду с этим особо подчеркивается незащищенность данного возрастного этапа в проекте осознанной регуляции поведения, замечается неспособность молодежи 18--20 лет предугадать результаты собственных действий, увеличивается возможность немотивированных рисков.

Одним из важнейших условий, которые обеспечивают соответственное формирование в промежуток молодости, считается самоуважение. Было выявлено, что для юноши со сниженным самоуважением характерна общая шаткость образа «Я» и мнения о себе, они в особенности ранимы и восприимчивы к целому, то что равно как в таком случае касается как_то их самооценки.

Инновационные изучения социально_психологической адаптации молодежи, содействовали формированию типологии, учитывающей степени проявлять активность личности, направленную на реализацию актуальной потребности и способы их удовлетворения (неадекватный - адекватный).

Стало явно выделение четырех основных типов социально-психологической адаптации:

- неадекватно-активные,

- неадекватно-пассивные,

- адекватно-активные

- адекватно-пассивные.

Более популярными видами среди молодежи стали адекватно - активные и адекватно-пассивные. Основываясь на этих данных, возможно считать, что большая часть молодых людей «выражают установку на удовлетворения потребности и достижения собственной цели социально приемлемыми способами».

Рассмотрение многообещающей удовлетворенности жизнедеятельностью продемонстрировало то, что в основной массе молодежь, не зависимо к какому типу принадлежит, полна оптимизма в отношении осуществлении потребностей в будущем.

Психологическое благополучие состоит из двух основных компонентов: преобладание положительных эмоций над отрицательными и положительные оценки жизни.

Особенно важной является ситуация, в которой происходят процессы взаимодействий субъектов с системой образования: зачисление в вуз; сдачи сессионных экзаменов; посещение лекций, семинаров и т. п.; общение студентов друг с другом, с группами студентов, с преподавателями, с администрацией и пр.

Однако оценивать ситуацию, принимать решение касательно степени выраженности психологической безопасности личности - это прерогативы самих людей. Они связаны с субъективными оценками студентом качества образования, соотношения ожидаемых образовательных процессов реально существующим. А. Адлер говорил, что «конечная цель всех душевных стремлений людей является достижение уравновешенности, безопасности и целостности».

Наметившиеся в системе образования тенденции не только учить профессии, но и содействовать личностному росту студентов актуализируют проблемы психологической безопасности личности в процессах учебной деятельности.

Анализ представления студента о психологической безопасности дает возможность направить внимание на ряд проблем:

1. самосознание личности студентов, их отношение к самим себе, к другим, к образованию, отношение существенных других к ним -- все эти факторы субъективного порядка существенно воздействуют на вырабатывание чувства защищенности, снабжающего психологическую безопасность личности, потому нужно их дальнейшее изучение;

2. возможность самообразований, самопознаний, самореализаций вследствие осознаний иерархии собственной потребности студентами является основными условиями переживаний ими психологической безопасности;

3. иметь сплоченную семью на фоне материальных благополучий, потребность в профессиональных становлениях благодаря адекватной организации обучения и нахождение доверительных отношений между участниками образовательного процесса -- это самые главные факторы, которыми определено ощущение психологической безопасности у студента;

4. здоровье в связи с осмыслением проблемы психологической безопасности личности рассматривается в различных аспектах: физического здоровья, умения избежать стрессовые ситуаций, обеспечивать сохранность здоровья, физическую активность как основу развития человека и т. п.

Проще говоря, психологическая культура связана внутренней жизнью человека - мысли, чувства, эмоциональные состояния и межличностные отношения - все, что представляет собой одну психологическую реальность.

Образовательная среда - данное понятие, которое в последнее время широко применяют при обсуждениях и изучениях проблемы образования. В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

- состояние сохранности психики человека;

- сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

- устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

- возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

- состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12-24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.

Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

- доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

- дисциплина.

Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно-ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношений (индивидуальном подходе и неформальном общении с учителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.

Ответственность и включенность в происходящие в образовательной среде процессы должны распределяться равномерно между всеми ее участниками (учителями, учащимися и их родителями, администрацией). Акцент в данной ситуации ставится не на обязательствах, а на ответственности за происходящее.

Обязанность означает: «я должен кому-то», меня «обязали», то есть предполагает внешний контроль над действиями человека и зачастую вызывает у него негативные чувства, а также, в лучшем случае, - формальный подход к межличностным отношениям и к выполнению своей деятельности, в худшем -- восприятие происходящего как психологическое насилие над своей личностью. Ответственность означает внутренний контроль - «я хочу», «я должен самому себе».

Среди важных социальных навыков, содержащих познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, можно выделить следующие: понимание (оценивание) ситуации, признание и понимание индивидуальных различий людей, их ценности, осознание и умение управлять эмоциями, знание возможных вариантов решения и выбор стратегии поведения, формирование умений сотрудничать, развития терпимости к другим людям, тренировка навыков саморегуляции и самоконтроля.

Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Создание психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы практической психологии в образовании. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованными всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Сущность психопрофилактической функции состоит в создании с помощью психотехнологий условий для предотвращения ситуаций психологического насилия. В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

- Повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

- Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я-реальным» и «Я-идеальным» и т. п.

- Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды. Психологическое консультирование - оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

- Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно-тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно-эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

- Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, то есть способствует повышению психического здоровья.

Качество процесса взаимодействия обеспечивается:

- диалогическим общением, в основе которого лежит «диалог личностей», главным атрибутом которого является отношение равноправия собеседников и взаимное личностное признание;

- сотрудничеством, как партнерским отношением двух равных субъектов, исключающим манипуляцию и авторитаризм, подразумевающим взаимное развитие участников;

- отказ от психологического насилия.

Человек может быть психически здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

 


Полный текст материала Статья "Социально-психологическая безопасность студентов как фактор профилактики социальных отклонений" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минулина Наталья Александровна  Публикатор
27.12.2021 0 1362 141

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК