Материал по обобщению опыта работы учителя ИЗО "Формирование творческих способностей через МПС"
МОУ Тогучинского района Киикская СОШ
Формирование
творческих способностей учащихся
через
реализацию межпредметных связей
на уроках изобразительного искусства
Из опыта работы учителя
изобразительного
искусства
1 кв. категории
Курносовой Светланы
Владимировны
Стаж педагогической работы Светланы Владимировны в должности учителя ИЗО составляет 15 лет. Основными задачами деятельности считает следующие:
Развивать творческие способности учащихся;
Формировать художественно-образное мышление, творческое воображение;
Прививать эстетическое восприятие окружающего мира, интереса к творческой деятельности.
В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.
Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что дивергентное (творческое) мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний, опыта в новую ситуацию.
В связи с чем в течение последних 3-х лет Светлана Владимировна исследует проблему реализации межпредметных связей, которые предоставляют широкие возможности использования знаний, приобретенных в процессе изучения других предметов, на уроках ИЗО.
При реализации межпредметных связей на уроках изобразительного искусства происходит применение потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнения количества информации в уроке и мыслительной деятельности.
Ребенок на уроке, на котором осуществляется реализация МПС, может проявить себя несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Он востребован в силу своих возможностей и способностей. Это ведет к сокращению перегрузки детей, оказывает на школьников значительное психотерапевтическое действие. А также способствует соблюдению принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств (ИЗО, музыки, литературы), общности целей учебных предметов, возрастных особенностей школьников среднего звена, органического единства разных видов ощущений в познании действительности окружающего мира.
Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, явлений, помогающих развивать способности учеников, быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Межпредметные связи формируют навыки переноса знаний одного предмета при усвоении другого, что вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает, лучшую организацию мыслительной деятельности.
Планируя художественно-педагогическую деятельность на уроках ИЗО, продумывает задания таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. При организации учебного процесса Светлана Владимировна использует тесную связь с литературой, музыкой, математикой, информатикой, природоведением, историей, технологией. Это способствует соединению, сближению учебного материала предметов в единое целое, что помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности через звук, цвет, приобретать новые знания на стыке традиционных предметных знаний.
В практике преподавания учителя приоритетными являются:
Методы развития художественного восприятия;
Методы развития пространственного воображения;
Методы развития логического мышления.
В процессе обучения школьников изобразительному искусству формирование их зрительного и слухового восприятия учитель проводит по пути насыщения образов эстетическим содержанием. Так, изучая строение объектов изображения, их пространственное положение, формы, пропорции, цвет, градации светотени, создает условия для одновременного знакомства с законами красоты. Дети учатся видеть гармонию цветов, линий, у них пробуждается любовь и интерес к окружающей природе, музыке, русскому слову. Этому способствуют такие темы, как «Цвет в произведениях живописи», «Пятно как средство выражения», «Композиция как ритм пятен». На занятиях рисования по памяти и представлению раскрывает тему в неожиданных и интересных для учащихся аспектах, чтобы разнообразить, обогатить их представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным.
Огромную роль в развитии процессов, лежащих в основе формирования творческих способностей школьников, играет связь ИЗО с литературой, музыкой. Дети воспринимают различные виды искусств обособленно. Вместе с тем, такие виды, как живопись, литература, музыка тесно взаимосвязаны. Слияние искусств на уроках, их взаимодополнение способствует глубокому раскрытию образа. Ни одно из искусств, взятое изолированно, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Существенно то, что уроки – слияния искусств формируют эмоционально-эстетическую сферу ребенка, его чувства, духовное богатство. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого учитель стремится средствами искусства. В процессе изучения жанра «Пейзаж», «Портрет», «Традиции» включает в урок чтение лирических стихотворений о природе, на нравственно-этические, патриотические темы. Художественное слово играет важную роль. От того, какие слова найдет учитель, чтобы создать нужное настроение, зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический или прозаический текст. В нем уже сконцентрирован эмоциональный образ, непосредственно воздействующий на воображение и чувства детей. Эти чувства становятся глубже, когда в творческий процесс Светлана Владимировна включает музыку соответствующей тематики. Например, отрывки из произведений П.И.Чайковского, Бетховена, современных композиторов. (Приложение № 1).
Неразрывна связь уроков ИЗО и технологии. Перенос знаний учащихся по технологии при изучении материала изобразительного искусства дает возможность разнообразить виды заданий на сравнение, классификацию, обобщение. В практику учителя прочно вошли нетрадиционные уроки, реализующие связь данных предметов. Уроки-проекты, уроки-студио, уроки-мастерские художника развивают творческую индивидуальность ребят, содействуют самовыражению каждого. (Приложение № 2)
Одно из необходимых условий развития учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности – взаимодействие ИЗО и математики. Светлана Владимировна разработала систему заданий, предполагающих целостное взаимодействие этих учебных предметов. Такие задания развивают у учащихся умения передавать в рисунке строение, конструкцию геометрических тел, лежащих в основе всех окружающих предметов. Выполняя рисунок, ребята закрепляют знания о пропорциях тела человека, измерительные и графические умения. (Приложение № 3).
В формировании критериев, которые оценивают общественную значимость искусства, большую роль играет связь с историей. Творческие изыскания по истории, уроки – экскурсы, использование краеведческого материала стали традиционными в моей практике. Выстраивая единую систему упражнений по ИЗО и истории, с разных сторон учитель освещает одну и ту же проблему. Тем самым представление о предметах, явлениях, которые учащимся необходимо изобразить, раскрываю в различных проявлениях и связях. Неоценимо значение таких уроков в воспитании патриотизма, бережного отношения к наследию предков. (Приложение № 4).
В настоящее время актуальной проблемой нашей школы стала проблема информатизации образовательного пространства, обеспечения компьютерной грамотности учащихся. В связи с чем учитель вводит в рабочие программы по изобразительному искусству уроки компьютерной графики. Этот шаг позволил расширить познания учеников в области применения ИКТ, а также дал возможность расширить межпредметные связи: учащиеся под ее руководством создают творческие проекты в различных областях школьной программы. Например, презентации по истории, краеведению, литературе на основе рефератов, собственных исследований. Эта работа открывает новые пути активизации сотрудничества учащихся, стимулирует потребность детей творить с помощью современных компьютерных технологий. (Приложение № 5).
В своей работе она систематически использует различные творческие задания, стимулирующие исследовательскую активность учеников. Предоставляет детям возможность активно задавать вопросы из других областей знаний, поощряю информацию, расширяющую представления о предмете и явлениях.
Мониторинг, проведенный на основе тестов Торренса, свидетельствует о повышении уровня развития творческого воображения:
2008 год – высокий уровень – 32%
20010 год – высокий уровень – 41%
В результате применяемого учителем подхода к преподаванию ИЗО повысилась эффективность урока. Отмечается положительная динамика уровня развития творческих навыков.
Мониторинг на основе тестов Гилфорда указывает на увеличение уровня достаточного развития творческих навыков:
2008 год – 73%
2009 год – 76%
2010 год –81%
Зафиксировано повышение интереса школьников к творческой деятельности:
2008 год – высокий уровень – 23%
2010 год – высокий уровень – 42%
Навыки, полученные на уроках, ребята успешно применяют при изготовлении картин для школьных и районных выставок.
С каждым годом увеличивается количество участников:
-
2009 год
2010 год
6 класс
34%
72%
7 класс
41%
68%
8 класс
28%
57%
План урока
изобразительного искусства
7 класс
Тема:
«Национальные традиции в культуре народа»
Цель:
Расширить знания школьников о декоративно-прикладном творчестве русского народа; учить использовать мотивы традиционной национальной одежды в современной моде.
Развивать творческое воображение, индивидуальные творческие способности.
Воспитывать интерес к творческой деятельности, эстетический вкус.
Тип урока: урок-вариация
Оборудование: методические таблицы по выполнению эскизов современной одежды; схема трехъярусного строя одежды; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы
Зрительный ряд: экспонаты школьного музея; презентация по национальному и современному костюму.
Литературный ряд: стихи, фольклор
Музыкальный ряд: музыка, фольклорная песня
Ход урока:
Введение учащихся в атмосферу урока-3 мин
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! «Здравствуйте» - значит «Будьте здоровы, счастливы». С давних времен живет это приветствие среди русского народа. Оно стало традицией. Что же такое «традиция»?
(Учащиеся дают ответ). Какие существуют традиции? (Учащиеся отвечают).
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с традициями в современной одежде.
Роль одежды как спутника людей на всех этапах их жизни велика. Одежда спасала их от холода, болезней, украшала. Свидетельство этому - пословицы, поговорки, песни.
(Звучит фольклорная песня)
II. Работа над новым материалом урока
Одежда – древний вид декоративно-прикладного искусства. Проследим, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.
Поработаем со словарем урока. На ваших столах словарики. Прочитайте слова и их лексическое значение.(2 мин)
1. Просмотр презентации «Красота народного костюма».-4 мин (Озвучивает слайды учитель)
Русская одежда очень открыта, красива, раскрывает богатую душу человека.
Одежда Северных и Южных районов России имела свои особенности.
А). В Северных центральных районах России и Сибири женщины и девушки носили сарафаны. Сарафаны были длинными, разного покроя, из различных тканей. Мягкие складки подчеркивали форму тела и делали и делали женщину похожей на лебедя.
Головным убором девушек-северянок был венок (открытый головной убор). Замужние женщины носили закрытый головной убор – кокошник. По головному убору можно было определить возраст женщины, семейное положение, откуда она родом.
Дополнением служили аксессуары: серьги, пуговицы, сделанные из камней и металлов.
Б). Женская одежда Южных районов России была иной. Девушки носили длинную домотканую рубаху, передник, пояс, головной убор – повязку. Женщины поверх рубахи надевали шерстяную юбку-поневу, что значило обречь себя на тяжелую работу в семье. Поверх поневы носили кофты, передники. Пояс считался обязательной принадлежностью, т.к. был оберегом. Голову украшали убором, который назывался сорокой, или платком.
В). Мужской костюм был менее затейлив, но имел также свои особенности. Главной частью была рубаха-косоворотка из белого, синего или красного цвета. Украшалась вышивкой, подпоясывалась поясом. Штаны были широкими из черного или синего сукна. Праздничные штаны шили из сукна в полоску, украшались вышивкой.
2. Групповые мини-проекты-5 мин
Задание: создать художественный образ костюма в технике аппликация
1гр. Девушек-северянок
2 гр. Девушек-южанок
3 гр. Женщин-северянок
4 гр. Женщин-южанок
Подготовить защиту своих мини-проектов.
3 Орнамент в народном искусстве (показ слайдов, практическое задание по определению вида орнамента)-3 мин
А) Стихотворение (читает ученица):
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря,
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря
Б). Виды орнамента. Орнамент растительный, анималистический, каллиграфический, фантастический, символический, геометрический.
В). (Девочки в кокошниках раздают салфетки, полотенца, платки – экспонаты школьного музея)
Ученица: Уж ты, Марьюшка, свет души моей,
Свет души моей.
Поутру вставай да поранешенько,
Да поранешенько,
Ввечеру сиди да попозднешенько,
Да попозднешенько,
Вышивай дары да чистым золотом,
Да чистым золотом.
Задание: определить, какие виды орнамента использовали народные умельцы.
Учитель: использованы экспонаты музея
4.Мотивы традиционной национальной одежды в современной моде -3 мин
А теперь проследим, сохраняются ли национальные традиции в современной моде. (Слайды)
Стиль блузки 21 века заимствован у рубахи «рукава» 19 века.
А пелерина 19 века трансформировалась в современные накидки модных фасонов.
Ничего нет актуальнее в одежде современной женщины, чем юбка, выполненная на основе элементов традиционного костюма.
Мы видим, насколько гармонично слияние элементов современной и национальной одежды.
Ребята, как вы думаете, какие еще элементы традиционной одежды используются в современных моделях?
Физминутка.- 1 мин
Эй, девчоночки-девчушки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы!
Встаньте дружно, не ленитесь, потянитесь, улыбнитесь!
Все вниманье! Не зевайте!
И движенья повторяйте!
III. Практическая часть-22 мин
1.Перейдем к творческой части нашего урока.
Задание:
Выполнить эскиз современной одежды по мотивам национальных костюмов. Ваша задача: через обращение к традиционным элементам народной одежды на основе их свободной интерпретации осуществить свой творческий замысел. Осуществить ваш замысел вам помогут шаблоны, образцы современных моделей, маршрутные листы, находящиеся на партах.
Задание группе «Модельеры-фантазеры»:
Создать ансамбль современной праздничной одежды. Приготовить его представление.
2. Целевые обходы учителя:
Контроль за правильностью выполнения приемов работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль за качеством и объемом выполненной работы.
3.Подведение итогов
А). Представление ансамбля современной одежды группой «Модельеры-фантазеры»
Б). Мини-вернисаж (просмотр работ, взаимооценка работ учащимися, оценка учителя)
VI. Подведение итогов урока-3 мин
Работы очень оригинальны. Ограничения рамками традиций не помешали вам выразить свою творческую индивидуальность.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!
Спасибо за сотрудничество!
Светить всегда, светить везде!
(статья в районную газету)
«Учителями не рождаются - ими становятся», - гласит истина. Согласна: во многих случаях так оно и есть. Но, я думаю, талант огромнейшей любви к людям, к своим ученикам был не только приобретен Светланой Владимировной в продолжение всей ее жизни, а как бы заложен в ней еще с самого появления на свет. Именно это подтолкнуло ее к педагогике, призванию, без которого, по ее словам, она не представляет себе жизни. Да будь она и не педагогом, люди получали бы не меньше тепла от ее огромного сердца, которого хватает сейчас всем ученикам.
Призвание, огромное стремление к самосовершенствованию способствовало становлению профессионализма. В настоящее время Светлана Владимировна, учитель изобразительного искусства и технологии, руководитель танцевальной студии, – одна из лучших учителей Киикской средней школы. Талантливая, энергичная, творческая, смогла увлечь рисованием, танцами всех школьников. Участвуя в выставках, конкурсах, ее ученики представляют работы, являющиеся настоящими образцами искусства: в них – столько любви, искренности, творческого огня!
Неуспокоенность, неиссякаемая жажда освоения нового в педагогике способствуют росту мастерства молодого учителя. Своим опытом работы она с удовольствием делится с коллегами школы и района.
Профессионализм, талант Светланы Владимировны оценен на районном конкурсе «Учитель года». Она стала победителем номинации «Инновации в образовании».
Педагогическое кредо учителя: «Светить всегда, светить везде!»…
Свети, дорогая Светлана Владимировна! Твой свет так нужен ребятам!
В. Макеева, зам. директора УВР
Киикской СОШ
На странице приведен фрагмент.
Автор: Макеева Вера Николаевна
→ VNika 05.03.2011 1 10311 1187 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.