Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; возраст обучающихся 6-11 лет




СОГЛАСОВАНО

Протокол методического совета

№___от «___»___________2011г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №91»

_______________Е.В. Якушина

Приказ №___от «___»____2011г.












Программа формирования

культуры здорового

и безопасного образа жизни


возраст обучающихся 6-11 лет








Автор-составитель

программы:

заместитель директора по БЖ

Рябченко Н.С.













г. Новокузнецк

2011 г.




Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);


Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению обучающихся.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


Задачи программы:


Здоровьесберегающая структура – соответствие:

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности -

Создание системы внеурочной деятельности по ЗОЖ -


  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;



Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

 

Работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков - по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья

 





Направления реализации программы


1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В здании школы созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все учебные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Большое внимание в школе уделяется качественной организации горячего питания. Технологический процесс приготовления пищи соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Питание учащихся разнообразно, соответствует возрастным потребностям. Поэтому в школе высок процент охвата горячим питанием: в начальной школе – 100 %. Питание осуществляется по графику на переменах. Столовая рассчитана на одновременный заход 200 человек. Особое значение приобретает качественная санитарная обработка столовой посуды. Санитарная обработка производится по установленным требованиям.

Бесплатное питание получают следующие категории обучающихся:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети из малообеспеченных многодетных семей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей;

  • дети, среднедушевой доход семьи которых ниже прожиточного минимума, установленного по г. Новокузнецку;

  • дети из неполных семей, если родитель (законный представитель) является инвалидом I-II группы или признан безработным в установленном порядке;

  • дети, оба родителя которых являются инвалидами;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В школе создана хорошая материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

  • 1 спортивный зал;

  • 1 актовый зал;

  • кабинет врача;

  • кабинет психолога;

  • столовая на 200 мест;

  • учебные кабинеты начальной школы -11;

  • кабинет музыки

В школе работает медицинский кабинет.


Содержание деятельности

  1. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты

  2. формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

  3. Направления формирования здорового образа жизни

    1. Содержание

    1. Сроки

    1. Ответственные

    Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

    Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

    Составление акта о приемке образовательного учреждения

    1. Август

    1. Директор школы Якушина Е.В.

    Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся у учителей.

    Приобретение оборудования для медицинского кабинета

    1. В течение года

    1. Директор школы Якушина Е.В.,

    2. мед. работник

    Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок

    1. В течение года

    1. Директор школы Якушина Е.В.,

    2. зав. кабинетами, учителя физического воспитания

    3. Исакова С.Б., Суетина Р.Д., Матысон В.Ф.

    Организация горячего питания

    1. В течение года

    1. зав. столовой

    2. Лушкина Н.Н.

    Заявки на замещение вакантных должностей

    1. Июнь-Август

    1. Директор школы Якушина Е.В.

    Повышение квалификации учителей физического воспитания по теме: « Психолого-педагогические основы, теория и методика преподавания физической культуры»

    1. Сентябрь-декабрь

    1. Зам. директора по УВР Иванцова Л.А., учителя физического воспитания Матысон В.Ф., Суетина Р.Д.

    Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

    Составление расписания уроков, занятий ДО, соответствие СанПинам

    1. Сентябрь

    Зам. директора по УВР Уланова И.Л.

    Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.


    В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

    1. В течение года

    1. Учителя 1 классов

    Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ

    1. В течение года

    1. Учителя 1-4 классов, руководитель ЮИД

    Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Анализ урочной и внеурочной деятельности по техническим средствам обучения

    О грамотном построении урока (Выявление)

    1. В течение года

    1. Учителя 1-4 классов, зам. директора по УВР Иванцова Л.А., зам. директора по ВР Зернюк О.А.

    Организация методических семинаров, совещаний:

    • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (2 семинара: валеологический семинар «Медико-психологическое обеспечение учебного процесса», «Сила радости»);

    • Реализация блока внеурочной деятельности базисного учебного плана: подвижные игры и лечебная физкультура

    • Формирование культуры здоровья

    • Коррекционно-развивающие занятия психолога : «Профилактика эмоционально-волевых нарушений», «Профилактика поведенческих нарушений»


    1. Октябрь


    Апрель






    1. Зам. директора по УВР Иванцова Л.А., психолог Штеле К.М., учителя 1-4 классов, учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.


    Тренинг «Профилактика наркозависимости»

    1. Декабрь

    1. Психолог Штеле К.М., учителя 1-4 классов

    Тренинг «Обучение навыкам правильного общения»

    1. Февраль

    1. Психолог Штеле К.М., учителя 1-4 классов

    Организация физкультурно-оздоровительной работы

    Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры

    1. В течение года

    1. учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.

    Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.

    Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).


    Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен, подвижных игр на переменах:

    1. В течение года

    1. Учителя 1-4 классов

    1 классы:

    Динамические паузы в рекреациях; физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз; физические упражнения для для формирования правильной осанки



    2 классы:

    Подвижные игры на переменах, физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз, физические упражнения для формирования правильной осанки



    3 классы:

    Подвижные игры на переменах, физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз, физические упражнения для профилактики общего утомления

    4 классы:

    Подвижные игры на переменах, физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз, физические упражнения для профилактики общего утомления



    Дни здоровья

    1. Сентябрь

    2. Май

    1. Учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.,

    учителя 2-4 классов

    Организация утренней зарядки

    1. В течение года

    1. Учителя 1-4 классов

    Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека:


    1. В течение года

    1. Учителя 1-4 классов

    1 классы:

    1. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

    2. Правила поведения на дорогах.

    3. Берегите осанку.

    4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

    5. Твой режим дня.

    6. Что такое гигиена.

    7. Визит к стоматологу.

    8. Я и моя семья за здоровый образ жизни.

    9. Правила Мойдодыра.


    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май


    Классные руководители 1-х классов

    2 классы:

    1. Что такое гигиена.

    2. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

    3. Культура питания: самые полезные продукты.

    4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

    5. Самопознание через ощущение, чувство и образ. Способы проявления эмоций и чувств.

    6. Физкультура и спорт.

    7. Закаливание.

    8. Вредные привычки - мерзкие сестрички.

    9. Питание и здоровье.


    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    1. Май


    Классные руководители 2-х классов

    3 классы:

    1. Начинаем утреннюю гимнастику!

    2. Гигиена одежды.

    3. Берегите зрение!

    4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

    5. Что такое ЧС? Поведение в экстремальных ситуациях.

    6. Питание и здоровье. Золотые правила питания.

    7. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

    8. Курению – нет!

    9. Я и моя семья за здоровый образ жизни.



    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    1. Май


    Классные руководители 3-х классов

    4 классы:

    1. Овощи и фрукты – витаминные продукты!

    2. Зубы и наше здоровье.

    3. Лекарственные растения.

    4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

    5. Спорт вместо наркотиков.

    6. Первая медицинская помощь.

    7. Питание и здоровье.

    8. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

    9. Гигиена мальчиков и девочек.


    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    1. Май


    Классные руководители 4-х классов

    Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья:

    1-4 классы:

    Акция «Спорт вместо наркотиков»

    Выпуск листов здоровья


    Октябрь

    Ноябрь

    1. Врач, учителя 1-4 классов

    Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений

    1. В течение года

    1. Учителя 1-4 классов, врач

    Рейды:

    1. В течение

    2. года

    1. Зам. директора по БЖ Рябченко Н.С., зам. директора по АХЧ Вахрушева Л.Н., врач, учителя 1-4 классов

    1 классы:

    «Утренняя зарядка»


    2 классы:

    «Чистый класс»


    3 классы:

    Чистый класс»


    4 классы:

    «Внешний вид»

    Организация школьной спартакиады

    1. В течение года

    1. Учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.,

    2. учителя 1-4 классов

    Общешкольные соревнования в 1-х классах:

    • Спортивный праздник

    • Мама, я – спортивная семья

    • Эстафеты в спортивном зале.

    • Соревнования по прыжкам через скакалку.

    • Президентские состязания

    • День здоровья



    Сентябрь

    Октябрь

    Январь

    Февраль

    Апрель

    Май


    1. Классные руководители 1-х классов,

    2. учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.

    Общешкольные соревнования во 2-х классах:

    • Спортивный праздник

    • Легкоатлетический «Осенний кросс»

    • Мама, я – спортивная семья

    • Эстафеты в спортивном зале.

    • Игра «Снайпер»

    • Президентские состязания

    • Весёлые старты

    • День здоровья



    Сентябрь

    Сентябрь

    Октябрь

    Январь

    Февраль

    Апрель

    Апрель

    Май

    1. Классные руководители 2-х классов,

    2. учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.

    Общешкольные соревнования в 3-х классах:

    • Спортивный праздник

    • Легкоатлетический «Осенний кросс»

    • Мама, я – спортивная семья

    • Мини-футбол

    • Эстафеты в спортивном зале.

    • Игра «Снайпер»

    • Соревнования по пионерболу

    • Президентские состязания

    • День здоровья



    Сентябрь

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    1. Классные руководители 3-х классов,

    2. учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.

    Общешкольные соревнования в 4-х классах:

    • Спортивный праздник

    • Легкоатлетический «Осенний кросс»

    • Мама, я – спортивная семья

    • Мини-футбол

    • Эстафеты в спортивном зале.

    • Игра «Снайпер»

    • Соревнования по пионерболу

    • Президентские состязания

    • День здоровья



    Сентябрь

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    1. Классные руководители 4-х классов,

    2. учителя физического воспитания Суетина Р.Д., Исакова С.Б., Матысон В.Ф.

    Месячники:

    -«Безопасное движение по пути в школу»;

    -«Месячник гражданской защиты»;

    -«Месячник пожарной безопасности»;


    -«Марафон «Мой выбор»


    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь-декабрь

    Март

    1. Зам. директора по БЖ Рябченко Н.С., зам. директора по ВР Зернюк О.А., учителя 1-4 классов

    Походы, прогулки, экскурсии:





    Май

    1. Классные руководители 1-х классов

    1 классы:

    Выезд на природу. День здоровья.

    2 классы:

    Выезд на природу. День здоровья.

    1. Май

    1. Классные руководители 2-х классов

    3 классы:

    Выезд на природу. День здоровья

    1. Май

    1. Классные руководители 3-х классов

    4 классы:

    Выезд на природу. День здоровья

    1. Май

    1. Классные руководители 4-х классов

    Организация уроков безопасности:


    1. в течение года

    1. зам. директора по БЖ Рябченко Н.С., учителя 1-4 классов

    1 классы:

    Уроки безопасности.

    Утренник «Посвящение первоклассников в пешеходы

    Игра «Где и куда?» Движение пешеходов.

    Урок безопасности. Знание ПДД.


    Сентябрь

    Октябрь

    Январь

    Май

    1. Классные руководители 1-х классов

    2 классы:

    Уроки безопасности.

    Праздник «Когда горит зеленый свет – переходи, угрозы нет»

    Урок безопасности. Знание ПДД.


    Сентябрь

    Ноябрь

    1. Май

    1. Классные руководители 2-х классов

    3 классы:

    Уроки безопасности.

    Викторина «Уважайте светофор»

    Урок безопасности. Знание ПДД.


    Сентябрь

    Январь

    1. Май

    1. Классные руководители 3-х классов

    4 классы:

    Уроки безопасности.

    Урок безопасности. Знание ПДД.

    Сентябрь

    1. Май

    1. Классные руководители 4-х классов

    День защиты детей (1- 4 классы)

    1. Май

    1. Зам. директора по БЖ Рябченко Н.С., учителя 1-4 классов

    Реализация дополнительных образовательных программ

    Создание совета по здоровью

    1. Сентябрь

    1. Совет старшеклассников

    эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

    Реализация программ:

    -«Школа светофорных наук»;

    -«Курение и наркотики»

    1. В течение года

    1. Зам. директора по ВР Зернюк О.А. ., учителя 1-4 классов

    Организация конкурсов творческих работ, викторин, акций:


    1. В течение года

    1. Учителя 1-4 классов

    1 классы:

    • Конкурс рисунков и плакатов «Правила Мойдодыра»

    • Выставка рисунков, фотографий «Как я провёл лето»

    • КВН «Учимся решать жизненные задачи»

    • Викторина «Знатоки спорта»

    • Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

    • Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»



    Октябрь

    Ноябрь

    Январь

    Февраль

    Март


    Апрель


    1. Классные руководители 1-х классов

    2 классы:

    • Конкурс рисунков «Вредные привычки – мерзкие сестрички»

    • Выставка рисунков, фотографий «Как я провёл лето»

    • КВН «Учимся решать жизненные задачи»

    • Викторина «Знатоки спорта»

    • Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

    • Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»



    Октябрь

    Ноябрь

    Январь

    Февраль

    Март


    Апрель


    1. Классные руководители 2-х классов

    3 классы:

    • Конкурс рисунков «Курению – нет!»

    • Выставка рисунков и плакатов «Золотые правила питания»

    • КВН «Учимся решать жизненные задачи»

    • Викторина «Знатоки спорта»

    • Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

    • Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»



    Октябрь

    Ноябрь

    Январь

    Февраль

    Март


    Апрель


    1. Классные руководители 3-х классов

    4 классы:

    • Конкурс рисунков «Курению – нет!»

    • Выставка рисунков и плакатов «Золотые правила питания»

    • КВН «Учимся решать жизненные задачи»

    • Викторина «Знатоки спорта»

    • Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

    • Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»



    Октябрь

    Ноябрь

    Январь

    Февраль

    Март


    Апрель


    1. Классные руководители 4-х классов

    Просветительская работа с родителями (законными представителями)

    Педагогический лекторий:

    -« Распорядок дня и двигательный режим школьника»

    -«Психологическая помощь семьи. Адаптация ребёнка к школе»

    -«Психологические возрастные особенности»

    - «Личная гигиена школьника»

    - «Воспитание правильной осанки у детей»

    -«Причины неуспеваемости»

    - «Использование передвижения родителей с детьми для обучения детей навыкам правильного поведения на дорогах»

    - «Семейная профилактика проявления негативных привычек»

    - «Как преодолеть страхи» ,«Истоки формирования здоровья»


    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    1. Зам. директора по БЖ Рябченко Н.С., зам. директора по УВР Иванцова Л.А., зам. директора по ВР Зернюк О.А., врач, психолог Штеле К.М., учителя 1-4 классов

    Анализ востребованности

    эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных

    привычек и т. п.

    Индивидуальные консультации и ознакомление родителей с результатами мониторинга по выявлению психического здоровья учащихся 1-х классов.


    1. Ноябрь

    1. Психолог Штеле К.М.

    Индивидуальные консультации и ознакомление родителей с результатами мониторинга проведения внешней экспертизы профилактического компонента здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

    1. Ноябрь-

    2. Февраль

    1. Психолог Штеле К.М.

    Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий

    1. В течение года

    1. Классные руководители 1-4 классов, учителя физического воспитания,

    2. родители

    Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей

    1. В течение года

    1. Зам. директора по БЖ Рябченко Н.С., зам. директора по ВР Зернюк О.А., врач, психолог Штеле К.М., учителя 1-4 классов

Направления формирования здорового образа жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека;

- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса.

Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности.

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ) учащихся на всех этапах обучения.



Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

- полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры)

- рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования.

Реализация дополнительных образовательных программ.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

- эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.

- эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания


Направления формирования здорового образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Формирование ценностного отно-шения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.

Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

Туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная).

Урок физической культуры (урочная).

Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная).

Создание здо-ровьесберегающей инфраструктуры школы

Организация качественного горячего питания учащихся.

Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым).

Укрепление материально-технической базы.

Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинский работник).

Рациональная организация образовательного процесса.

Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обу-чающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и ин-дивидуальными возможностями.

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).


Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечение рациональной организации двигательного режи-ма обучающихся, нормального физического развития и двига-тельной подготовленности обуча-ющихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохра-нение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных программ.

Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность.

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.

Создание общественного совета по здоровьесбережению.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.


Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всех УМК в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ).


Урок осуществляется в условиях комфортности:

Санитарно-гигиенических:


  • свежий воздух,

  • соответствующее освещение,

  • подходящие по росту парты,

  • расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.


Психологических:


  • Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.

  • Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.

  • Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.

  • Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.


Для повышения мотивации учения педагоги школы используют приемы следующих инновационных технологий:


  • технология сотрудничества;

  • технология проблемного обучения;

  • технология решения изобретательских задач;

  • технологии исследовательской деятельности;

  • игровые технологии и др.


Используемые в школе УМК содержат материалы для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников УМК «Школа 2100» имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью обучающихся, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемых в лицее учебниках: УМК «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности обучающихся. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.


В целях изменения отношения к отметке и развитие навыков самооценки у учащихся:


- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке с учетом развития обучающегося, особенностей учебной деятельности;

-оценка используется как обратная связь, позволяющая учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;

- учитель включает учащихся в оценочную деятельность, обучает их умению оценивать как свою работу, так и работу одноклассников. Оценке учителя предшествует оценка учащегося.



Для решения задач развития творческих способностей педагоги:


Дают возможность всем учащимся проявить свои таланты и свой потенциал, чтобы превратить информацию в знания, которыми можно будет пользоваться на практике.


Внедряют различные виды самообразования с учетом возрастных, индивидуальных, личностных предпочтений учащихся.


Обеспечивают творческую самореализацию каждого ученика на уроке и во внеурочной деятельности.


В папку творческих работ (портфолио) ученикам предлагаются:


Стихи (синквейны, диаманты, акростихи и др.)

Кластеры (ментальные карты)

Кроссворды

Схемы

Творческие задачи

Сказки

Лабораторные работы

Сочинения

Викторины

Мини-плакаты


Для воспитания культуры здоровья педагоги:

Вырабатывают у учащихся гигиенические навыки (беседы по правилам гигиены, «Как следует питаться»,»Как помочь себе сохранить здоровье»и т.д);

Проводят профилактику вредных привычек (классные часы: « Здоровый образ жизни», «Рабочие инструменты» человека», «Я выбираю движение» и др. );

Вырабатывают устойчивую мотивацию на ЗОЖ через различные виды деятельности (КТД «Расти здоровым», «Доставь родителям радость».

Акции: «Спеши делать добро», «День приветствий», «Будем делать хорошо и не будем плохо». Игра «Светофор здоровья», КВН «Наше здоровье»; регулярно на уроках проводят оздоровительные минутки.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы»)

В начальной школе есть оснащение проектором и экраном.


4 . Организация физкультурно-оздоровительной работы

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий


5 . Реализация дополнительных образовательных программ

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:


  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс (оздоровительные программы каникулярного отдыха на базе школы);


  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. (в школе 2 раза в учебный год проводятся Дни здоровья», спортивные соревнования, например «Весёлые старты» «Снайпер», «Мини-футбол», конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» соревнования по пионерболу, осенний легкоатлетический кросс;


Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:


  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины (систематическое проведение физминуток, организация подвижных игр на переменах);


  • проведение часов здоровья ;


  • тренинги ( «Я умею выбирать», «Наркотик – враг» - тренинги безопасного поведения);


  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;


  • организацию дней здоровья.


В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

В сентябре и мае по традиции, проводится день здоровья. Традицией школы является и общешкольный праздник «День защиты детей» Данный праздник проходит в конце мая виде военизированной эстафеты. Традиционно школа участвует в президентских тестах ( районных и городских).


6 . Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.д.;

  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно—методической литературы;

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.


В школе стало традицией проводить общешкольные родительские собрания. Регулярными являются беседы с родителями по темам: «Факторы риска курения у детей младшего школьного возраста»

«Рациональное питание школьников и их родителей»














Оценка эффективности реализации программы


Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

В школе проводится мониторинг заболеваемости обучающихся с декабря по март. Психолог проводит анкетирование обучающихся с целью определения утомляемости, тревожности. По результатам тестирования составляются графики по которым классный руководитель отслеживает динамику, проводит профилактику утомляемости.

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Например, разучивание и проведение подвижных игр на переменах; классные часы «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья», «Откуда берутся грязнули», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!».

Для того, чтобы оценить знания и действия обучающихся в области охраны и укрепления здоровья, педагоги школы используют:

  • тренинги-погружения в реальную ситуацию: «Я умею выбирать», «Злой волшебник – наркотик», «Скажем табаку и алкоголю – нет!» и др.;

  • проектно-исследовательскую деятельность обучающихся («Доктор Природа», «Умеем ли мы правильно питаться»);

  • практические занятия: «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Правила безопасного поведения на воде» и др.



Комплексный план мероприятий, направленных на реализацию программы формирования здорового и безопасного образа жизни


Направление деятельности

Содержание деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Здоровьесберегающая инфраструктура

Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании

Сентябрь

Социальный педагог Сурина Н.А. , классные руководители 1-4 классов

Витаминизация блюд.

Наличие в штате психолога, ,учителей физкультуры, медицинского работника


В течение года

август

Директор школы Якушина Е.В., зав. столовой Лушкина Н.Н.


Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Проведение тематического педсовета по вопросам нормирования домашней работы обучающихся

Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся

Октябрь

Ноябрь, март

Заместитель директора по УВР Иванцова Л.А.

Психолог Штеле К.М.

Физкультурно-оздоровительная работа

Спортивный праздник здоровья

Акции:

«Здоровая перемена»

«Нет вредным привычкам»

«Думай до, а не после «

«Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

«Протест против курения»

КТД

«Маскарад вредных привычек»

«Быть здоровым – это здорово"

«Говорим здоровью – да!»

«Книжка»

«Игрушка»

Трудовой десант

Сентябрь

1 раз в четверть

1 раз в год

Заместитель директора по ВР Зернюк О.А., зам. директора по БЖ Рябченко Н.С.,

классные руководители 1-4 классов,

учителя физического воспитания ИсаковаС.Б., Суетина Р.Д., Матысон В.Ф.

Реализация дополнительных образовательных программ

Работа кружков:

- клуб «Здравотанцы»

- клуб «Здравоигры»

-Клуб «Здравовед»

Кружок «Разговор о правильном питании»

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по вопросам





4



Полный текст материала Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; возраст обучающихся 6-11 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рябченко Наталья Сергеевна  Наташа1972
08.06.2011 1 3866 1125

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК