Программа патриотического воспитания "Отечество"
Программа
патриотического воспитания учащихся
Введение.
Программа гражданско – патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с документами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ростовской области, комплексно – целевой программой МОУ СОШ №8 города Гуково Ростовской области.
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно – деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельности органов государственной власти организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Составной частью гражданско – патриотического воспитания является военно – патриотическое воспитание учащихся.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Система гражданско – патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями, деятельность средств массовой информации.
Создание системы патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности школы с внешкольными организациями, советом ветеранов, творческими союзами города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. Исходя из требований времени и особенностей развития школы и общества, в целом, разработана эта программа «Мы – патриоты России». Программа содержит основные цели и задачи, сроки и этапы ее использования, систему мероприятий, в том числе нормативного и ресурсного ее обеспечения.
Цель и задачи Программы.
Целью
Программы является воспитание личности молодого патриота – гражданина России, уважающего права и свободы человека, в своих поступках ориентированного на благо Родины и народа, готового защищать интересы России, возрождать ее славу своим трудом и талантом.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Формирование у учащихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
Способствовать консолидации российского общества;
Приобщать детей и молодежь к ценностям мировой , национальной и региональной культуры;
Развивать у учащихся и молодежи личностные черты, свойственные национальному характеру и менталитету русского народа, донского казачества;
Создавать условия для становления граждан правового, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой ответственностью и нравственностью;
Повышать престиж военной службы и формировать у юношей позитивную мотивацию к службе в рядах Российской армии;
Воспитывать чувство национального достоинства, уважения и гордости к истории своего народа, обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
Вовлечь учащихся в физкультурно – массовую, оборонно – спортивную и оздоровительную работу, в общественно – полезную, трудовую, экономическую и социокультурную деятельность в интересах общества, государства, его важнейших институтов.
Основные концептуальные идеи.
Принцип системности (интегративности) выражается в целенаправленном комплексном подходе к патриотическому воспитанию. Предполагает единство учебной и внеурочной деятельности при решении задач патриотического воспитания, взаимодействие общего и дополнительного образования, школы и общественности.
Принцип сквозного характера патриотического воспитания заключается в непрерывности этого процесса, начинающегося в детстве и продолжающегося в течение всей жизни человека. Значит, эта работа должна актуализироваться с учетом особенностей возрастной и социальной психологии воспитанников.
Принцип природосообразности заключается в учете половозрастных особенностей, в изучении и развитии индивидуально – личностных свойств школьников.
Принцип культуросообразности предполагает, что патриотическое воспитание учащихся основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, которые не противоречат друг другу. Этим самым обеспечивается уважительное отношение к различным общностям людей, их мировоззрениям культур и народов как предпосылка развития патриотических чувств у детей.
Технологически реализуется этот принцип посредством культурно – средового подхода к организации патриотического воспитания. Это означает, что микросреда должна способствовать воспитанию любви к родному краю, Родине, гордости за родных и близких, которые своим ратным и мирным трудом заслужили славу и уважение среди окружающих.
Принцип Я – сообразности (деятельностного подхода), предполагающий овладение основными видами практической жизнедеятельности; признание уникальности и ценности каждой личности.
Программа реализуется на основе единства школьных программ «Здоровье», «Культура», «Деятельность.
Основные направления патриотического воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание в учебной деятельности, опирающееся на содержание учебного предмета. Изучение истории науки и места в ней отечественных ученых.
Военно-патриотическое и героическое воспитание учащихся: формирование любви к Родине, ее славной истории, готовности служить в рядах Вооруженных сил России и защищать ее независимость.
Историки – краеведческая работа, знакомство учащихся с историей родного края, историческими и памятными местами Ростовской области.
Литературное краеведение, изучение литературного наследия писателей и поэтов Донского края, прославивших родную культуру, мест, связанных с их жизнью и творчеством.
Туризм и географическое краеведение: воспитание любви к родной природе, восхищения ее красотами, изучение природных особенностей Донского края.
Воспитание патриотических чувств в процессе экологического воспитания. Природоохранная работа.
Патриотическое воспитание детей средствами художественного ремесла, декоративно – прикладного искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора.
Патриотическое воспитание в процессе разнообразной внеучебной деятельности культурного досуга.
Воспитание добросовестного отношения к труду, вовлечение учащихся в общественно – полезную деятельность, работу по самообслуживанию.
Участие учащихся в работе школьного музея.
Деятельность детской организации «Содружество», «Казачок».
Физкультурно – массовая и оборонно – спортивная работа.
Культивирование здорового образа жизни. Закаливание, воспитание силы и выносливости, опираясь на русские казачьи традиции.
Исследовательская и поисковая работа учащихся, работа в архивах, экспедициях, музеях по изучению истории Великой отечественной войны, жизни героев.
Проведение благотворительных концертов, по сбору средств детям – сиротам, организация праздников «Подарим радость» для ветеранов Великой отечественной войны, сирот и больных детей.
Проведение народных праздников, фольклорных конференций, конкурсов по истории семьи, улицы.
Основные национальные ценности русского народа и донского казачества, которые должны быть возрождены в умах и сердцах молодого поколения.
Самоценность жизни и человеческой личности.
Русский язык и народный фольклор.
Многообразие, бесценное наследие русской культуры, культуры славянских народов.
Величие и богатство русской земли, многонационального государства, его территория и природные сокровища.
Семья, хранящая духовную культуру родного народа.
Историческое богатство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Святость и доблесть защитников родины, милосердие и жертвенность народных героев.
Духовная сила свободного труда.
Комплекс черт и качеств русского национального характера: любовь к Отечеству, готовность к его защите, чувство товарищества, единения, уважения к старшим, мужество, помощь слабым, обостренное чувство правды, справедливости и истины, чувство долга, гостеприимство, совестливость.
Основные заповеди, которых следует придерживаться:
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее;
Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
Береги красоту родного языка, помогай другим овладевать им;
Изучай историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожи историей своего народа;
Свято относись к символике своего народа;
Знай и умей найти объект, нуждающийся в государственной охране, помоги сохранять его для будущих поколений.
Примерные виды деятельности и
организационные формы патриотического воспитания.
Начальная школа.
Изучение народного фольклора (песен, сказок, пословиц, поговорок), родной речи, культуры общения и поведения (программы «Этическая грамматика»)
Воспитание у детей любви к родному дому, к родным местам, к героям и защитникам Родины, восхищение перед подвигами юных героев и стремление подражать им в играх (программа «Дон заветный»)
Воспитание желания работать на общую пользу, выполнять посильные общественные поручения, участвовать в коллективных делах класса, осознавать ответственность перед товарищами (игра «Казачата»)
Формы работы: игры, утренники, путешествия, спектакли.
Основная школа.
Расширение и углубление представлений о профессиях (программа «Профессия»). Углубление интереса к проблемам нравственности, самовоспитание и самообразование учащихся, активизация процесса формирования идеалов.
Воспитание любви к России, устойчивого интереса к ее прошлому, настоящему и будущему, чувства уважения к своему народу и другим народам, проживающим на территории Ростовской области, стремление готовиться к защите Отечества.
Углубление понимания нравственного долга и готовности следовать ему, умения дорожить интересами класса и школы.
Воспитание у детей любви к спорту.
Формы работы: беседы, походы. Экскурсии, конкурсы, турниры.
Средняя школа.
Не только вовлечение старшеклассников в общественную деятельность, но и привитие им организаторских навыков, навыков управления и руководства порученной работой.
Выработка у школьников чувства гражданского долга, умения сочетать в работе требовательность и исполнительность, знание дела с социальной инициативой.
Развитие понимания сущности морали как формы общественного сознания, умения критически оценивать поступки других и быть самокритичным, желания бороться за возрождение славы России своим трудом и талантом, а при необходимости и защищать ее независимость.
Формы работы: поисковые формы, диспуты, дискуссии, классные собрания, сочинения.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Программа предусматривает преемственность между возрастными ступенями.
Участники программы.
Учащиеся;
Классные руководители;
Учителя – предметники;
Руководители кружков, клубов;
Старшая вожатая;
Психолог;
Родители;
Социум.
Механизм реализации Программы.
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по патриотическому воспитанию учащихся школы из числа администрации, учительского и ученического состава, родителей и представителей общественности.
Эффективный механизм формирования гражданской культуры – интеграция в единую образовательную систему академической деятельности, дополнительного образования, социальной инициативной практики учащихся, жизнеуклада, ценностной среды школы, школы и семьи, педагогов и родителей.
Предполагаемый результат.
Совершенствование системы патриотического воспитания.
Формирование у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своей страны.
Активизация интереса к углубленному изучению истории России.
Возрождение у подростков традиционных моральных ценностей.
Укрепление здоровья и совершенствование физической подготовки детей и подростков.
Критерии и показатели мониторинга
патриотического воспитания.
Критерии |
Показатели |
Воспитанность |
Гуманность личности Повышение уровня развития самодисциплины Воспитанность гражданских качеств личности. Уровень развития культуры общения и взаимодействие с людьми. Развитие мотивации участия в совместной (коллективной) деятельности. |
Освоение социокультурной среды. |
Социальная адаптированность, освоение социальных ролей. Широта кругозора. Развитие коммуникативных навыков. Знание социальных норм, правил общежития и правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы. Развитие умений коллективной деятельности. Освоение навыков успешной (трудовой) деятельности. Овладение умениями и навыками художественного творчества и творческого преобразования окружающего мира. Творческая активность. |
Социальная зрелость учащихся. |
Развитие самостоятельности. Общественная активность Развитие лидерских качеств личности. Уверенности в себе, умений делать выбор и принимать решения. Социальная ответственность. Построение жизненной перспективы. Готовность к выбору профессии. Созидательно – творческая направленность личности, трудолюбие. Работа человека по саморазвитию. Самообразованию и самовоспитанию. |
Сформированность Я – концепции. |
Адекватность самооценки. Устойчивость интересов. Сформированность представлений о жизненных целях и о возможном выборе профессии. Умение планировать саморазвитие. Повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. |
Методики изучения результативности программы.
Аспекты исследования |
Диагностические средства. |
Уровень социализированности учащихся |
Тестовая карта коммуникативной деятельности. Оценка уровня общительности ( тест В.Ряховского ) Тестовая карта коммуникативной деятельности. Тест оценки коммуникативных умений. |
Уровень развития творчества |
Батарея тестов «творческое мышление» Анализ личностных достижений учащихся. Опросник креативности Джонсона. |
Уровень нравственной воспитанности личности |
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» |
Ценностные ориентации и направленность личности |
Опросник «исследования жизненных ценностей старшеклассников» |
Уровень физического развития личности |
Выполнение контрольных нормативов по физической культуре. Анализ спортивных достижений учащихся. |
Уровень правовой культуры учащихся. |
Пакет методик исследования правовой культуры учащихся. |
Уровень общественной активности |
Анализ социальных инициатив учащихся Анализ участия школьников в организации коллективной творческой деятельности Педагогическое наблюдение. |
Уровень самоопределения |
Карта интересов склонности Направленность личности Анкета «Выбор» |
Ценностные ориентации и направление личности |
Недописанный тезис Метод ТАТ Метод недописанного рассказа Метод «Акт добровольцев» Фантастический выбор Самооценка Ценностные ориентации Три желания |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Охрименко Татьяна Ивановна
→ Т8 18.11.2011 0 7797 1713 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.