Информационная листовка для родителей о подростковой агрессии
Санкт-Петербургский кадетский корпус
Шикун Сергей Владимирович
Что нужно знать о плохом поведении подростков
(информация для родителей)
2011 год
Что нужно знать о плохом поведении подростков
(информация для родителей)
Нарушение поведения – повторяющиеся поступки, включающие агрессивность в результате дезадаптации поведения. Проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм и правил (воровство, побеги из дома, лживость, прогулы, поджоги, вандализм, нападения на людей, разрушения чужой собственности, физическое насилие, жестокость по отношению к людям или животным).
Общая черта перечисленных нарушений поведения – деструктивность – разрушительные действия в отношении здоровья и жизни, личности, общественного порядка, нравственности и т.д.
Агрессивные действия могут представлять собой: средство достижения значимой цели; способ психологической разрядки; замещение возможности переключения деятельности; самоцель, удовлетворяющую потребность в самореализации и самоутверждении (а как вы ещё заметите, что я здесь есть?); реакцию на угрозу; побочную продукцию активности; защиту человека в ситуации угрозы неудовлетворения его нужд и потребностей, когда он чувствует унижение, отвержение, обман.
Разновидности агрессивного поведения: игровое насилие, которое используется в качестве демонстрации своей силы и ловкости; реактивное насилие, проявляется при защите жизни, чести, имущества, свободы; враждебность, возникающая из зависти и ревности; месть; деструктивность, вызванная потрясением веры в результате нарушения отношений между родителями и детьми; компенсанаторное насилие, которое служит не реализовавшемуся человеку в качестве замены продуктивной деятельности; садизм – побуждение полностью поставить под свой контроль любое живое существо и испытывать удовольствие от господства над другим человеком.
Факторы, способствующие проявлениям агрессии:
- агрессивность в семье (наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми, равнодушее родителей к агрессивности своих детей, модель агрессивного поведения самих родителей);
- средства массовой информации (сцены агрессии и насилия на кино- и телеэкране подкрепляют агрессивность; зритель отождествляет себя с агрессором; потенциальный объект агрессии отждествляется с жертвой агрессии в фильме; наблюдаемые события выглядят реальными и захватывающими);
- учебно-воспитательные учреждения (общение в образовательном учреждении не компенсирует недостатки семейного воспитания, а усугубляет их);
- внешние факторы (умеренно высокая температура, шум, теснота, скучечность, неприятные запахи, табачный дым и т.д.);
- межличностное взаимодействие;
- особенности личности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, враждебность в действиях других людей, убежденность в том, что в любой ситуации он останется хозяином своей судьбы, чувство стыда, упрямство, злопамятность, напористость, склонность к соперничеству, стремление одержать победу любой ценой, различные расовые, национальные, религиозные и др. предрассудки и т.д.)
- мальчики чаще, чем девочки открыто демонстрируют агрессию.
Агрессивность – личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на разного рода раздражители.
Типы агрессии по мотивам поведения
Тип агрессии |
Цель поведения |
Враждебная |
Причинить другому человеку неприятные ощущения |
Инструментальная |
Не само причинение вреда другому, а решение определенной проблемы |
Экспрессивная |
Форма самовыражения и самоутверждения с помощью применения насилия |
Виды агрессии
Вип агрессии |
Примеры |
Физическая, активная, прямая |
Нанесение другому человеку ударов оружием |
Физическая, активная, непрямая |
Закладка мин-ловушек, сговор с наёмным исполнителем с целью уничтожения врага |
Физическая, пассивная, прямая |
Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели (сидячая демонстрация) |
Физическая, пассивная, непрямая |
Отказ от выполнения задач (отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации) |
Вербальная, активная, прямая |
Словесное оскорбление или унижение другого человека |
Вербальная активная, непрямая |
Распространение клеветы и сплетен о другом человеке |
Вербальная, пассивная, прямая |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы |
Вербальная, пассивная, непрямая |
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (отказ выступить в защиту человека, которого незаслуженно критикуют) |
Три типа нарушений поведения
Одиночный агрессивный тип
Агрессивное физическое и вербальное поведение преобладает. Подростки склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности, негативизму по отношению к взрослым, лжи, прогулам, вандализму, не стараются скрывать своё асоциальное поведение – употребляют табак, алкоголь, наркотики, могут хулиганить, проявлять жестокость по отношению к сверстникам, воровать.
Многих из них не могут установить нормальные контакты со сверстниками, дружат или с намного более младшими или с гораздо более старшими. Им свойственна низкая самооценка. Такие подростки никогда не заступаются за других. Они эгоцентричны, никогда не интересуются чувствами, желаниями, благополучием других людей. Не испытывают чувство вины, угрызения совести за своё поведение. Стараются обвинить других. Имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине.
Частые наказания усиливают ярость и фрустрацию, ещё больше дезадаптируют подростка, а не решают проблему.
Групповой агрессивный тип поведения
Агрессивное поведение в компании сверстников вне дома, прогулы, воровство, вандализм, физическая агрессия и выпады против других, правонарушения.
Группа сверстников значительно влияет на поступки таких подростков. Желание быть членом группы становиться необходимостью. Подростки обнаруживают интерес к благополучию своих друзей и не склонны обвинять или доносить на них.
Непокорность и непослушание подростков
Вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, направленное против учителей или родителей. Такие подростки импульсивны, раздражительны, сопротивляются требованиям окружающих, обидчивы, подозрительны, недоброжелательны, мстительны, часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются, не выполняют просьб окружающих, провоцируют конфликты, обвиняют других в собственных ошибках и трудностях. Такое поведение проявляется с родителями, взрослыми или сверстниками, которых подросток хорошо знает.
Нарушения поведения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких подростков часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются их человеческие отношения. Даже с хорошим интеллектом они плохо успевают в школе, потому что не хотят ни в чем участвовать и стремятся решать свои задачи без посторонней помощи.
Литература:
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. – М.: Время, 2010. – 704 с.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство Питер, 2000. – 656 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шикун Сергей Владимирович
→ shikun 29.11.2011 0 8874 1905 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.