Положение о Портфолио "Мой Портфолио" в 1-4 классах (в условиях введения ФГОС)
Буряченко Елена Васильевна
Заместитель директора по ВР
МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»
Москаленский район
Омская область
Положение о портфолио учащегося
«Мой портфолио» в 1-4 классах
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.
1.2.Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений ученика начальной школы
1.3.Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в гимназии, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности. Портфолио также содержит материал из внешних источников (отзывы учителей, родителей, педагогов дополнительного образования и т.д.), дающий дополнительную оценку уровня обученности и развития учащихся на каждом этапе обучения.
1.5. Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки учащихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
1.6. Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей: 1) Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио» (автор А.В.Иванов); 2) Папка «Портфолио достижений.
2. Цели и задачи ведения Портфолио учащихся:
Цель Портфолио: отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Задачи:
Изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
Развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;
Формирование установки на учебную, познавательную активность; развитие учебной мотивации;
Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
Формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату.
Содействие успешной социализации учащихся
3. Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация гимназии. Одним из основных условий составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
Обязанности учащегося:
Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в гимназии структурой.
Аккуратно ежедневно (еженедельно, ежемесячно) в соответствии с обозначенными временными периодами ведет в Портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.
Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления Портфолио) , отражающие его индивидуальность.
Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)
Обязанности родителей:
Помогают ребенку в оформлении Портфолио в соответствии с принятой структурой
Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов Портфолио.
Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Участвуют в заполнении соответствующих разделов Портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в Портфолио.
Обязанности классного руководителя:
Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.
Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.
Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.
Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям, предметно-направленным конкурсам и т.д., несут ответственность за предоставленную информацию; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Потрфолио.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Проводят экспертизу представленных работ по предмету и предметно-направленным конкурсам и пишут рецензии, отзывы на них.
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.
Педагоги дополнительного образования и другие педагоги гимназии, осуществляющие воспитательную работу с младшими школьниками, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Портфолио.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности администрации:
Директор утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы гимназии в рамках ФГОС.
Заместители директора по УВР, ВР осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио
4. Структура и содержание Портфолио
Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей:
1) Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио» (автор А.В.Иванов);
2) Папка «Портфолио достижений.
Первая часть (Брошюра-тетрадь) имеет следующие разделы:
Презентация моих увлечений и размышлений
Презентация моих учебных достижений (по четвертям)
Мои итоги за год
Содержание
Вторая часть (Папка «Портфолио достижений») имеет следующие разделы:
4.1. РАЗДЕЛ "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
Итоговые отметки по предметам базисного учебного плана
Контрольные, диагностические работы, мониторинги
Сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности
4.2. РАЗДЕЛ «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и гимназии (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)
Сведения об участии в гимназических, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах
4.3. РАЗДЕЛ «Мои грамоты»
Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.
Похвальные листы и грамоты
Грамоты, дипломы, сертификаты
Благодарственные письма
Свидетельства
РАЗДЕЛ «Творческая мастерская»
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
РАЗДЕЛ Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности.
Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей)
Рецензии на работы учащихся
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах
РАЗДЕЛ "Мир моих увлечений"
(Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.)
Титульный лист Портфолио
Титульный лист Папки «Мой Портфолио» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.
Считаем, важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
МОУ «Гимназия
имени Горького А.М.»
Москаленского
муниципального района
Омской области
ПОРТФОЛИО
ДОСТИЖЕНИЙ
учащегося гимназии
(Ф.И. полностью)
(ФОТО)
Класс___, ___, ____,
____
Классный
руководитель: ФИО
(полность)
Оформление Портфолио
.
При оформлении Портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и разборчиво, желательно пастой одного цвета (в пределах одного бланка или листа, таблицы).
Предоставлять достоверную информацию.
Располагать материалы в Портфолио в соответствии с принятой в гимназии структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения
Приложение.
Критерии оценки Портфолио
РАЗДЕЛ 1. "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
Показатель |
Индикатор |
Балл |
||||
Итоговые отметки по предметам базисного плана |
Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год); или по четвертям с выведением среднего балла для участия в конкурсе «Ученик года»), умноженный на 10 |
|
||||
Контрольные, диагностические, мониторинговые работы |
Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10 |
|
||||
Участие (При наличии документа об участии) |
||||||
|
уровень |
|
||||
Предметные олимпиады, научно-практические конференции, исследовательские проекты, интеллектуально-познавательные конкурсы, проектная деятельность |
гимназия |
район |
область |
всеросс |
международ |
|
5б |
6б |
7б |
8б |
9б |
|
|
Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам» и подобные |
6 баллов |
|
РАЗДЕЛ 2. «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
Показатель |
Индикатор |
Балл |
||
Общественная деятельность: Сведения об участии в самоуправлении класса |
Уровень активности и качество выполнения поручений |
|
||
Высокая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
|
|
5б В-5 Х-3 Н-1 |
3б В-5 Х-3 Н-1 |
1б В-5 Х-3 Н-1 |
|
|
|
Уровень активности участия
|
|
||
|
Высокий |
Средний, |
низкий |
|
Сведения об участии в делах класса и гимназии (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)
|
10б |
6б |
2б |
|
Показатель |
Индикатор |
Балл |
||||
Участие (При наличии документа об участии) |
||||||
|
уровень |
|
||||
Творческие и спортивные конкурсы, мероприятия, творческие проекты, интернет-проекты |
гимназия |
район |
область |
всеросс |
международ |
|
2б |
3б |
4б |
5б |
6б |
|
РАЗДЕЛ 3 «Мои грамоты»
Индикатор |
Показатели, уровни |
|||
Уровень/место |
всероссийский |
областной |
районный |
гимназический |
Олимпиады |
||||
Победитель |
25 |
20 |
15 |
|
призер |
20 |
15 |
10 |
|
Другие направления (творческое, интеллектуальное, спортивное и т.д.), в том числе НПК, Этические чтения
|
||||
1 место |
10 |
9 |
8 |
7 |
2 место |
9 |
8 |
7 |
6 |
3 место |
8 |
7 |
6 |
5 |
Интернет – проект (личное участие или в составе команды)
|
||||
1 место
|
10
|
9 |
8 |
|
2 место
|
9
|
8 |
7 |
|
3 место
|
8
|
7 |
6 |
|
Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам» и подобные |
1 место в школе +5 баллов 2 место в школе+4 балла 3 место в школе+3 балла |
|||
Похвальный лист и похвальная грамота
|
||||
Похвальный лист По окончании года
|
15 |
|||
Похвальная грамота по окончании года |
10 |
|||
Грамоты, благодарственные письма за особые заслуги, успехи
|
||||
Грамота или благодарственное письмо по окончании года ( активное участие в жизни класса ) |
10 |
|||
Грамота или благодарственное письмо по итогам года ( активное участие в жизни гимназии )
|
15 |
|||
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности
|
10 |
|||
Благодарственное письмо администрации УО, администрации ММР за особые успехи в какой-либо деятельност |
15 |
РАЗДЕЛ 4. «Творческая мастерская»
Показатели |
Индикаторы |
|
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) |
Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом) |
|
Представленные работы (или фото c изображением работ)
|
0-10б |
5-10б |
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности) |
0-6 |
|
Раздел 5. Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности.
Показатели |
Индикаторы |
|
||
Высокий уровень оценки |
Хороший уровень оценки |
Средний уровень оценки |
Низкий уровень оценки |
|
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям |
8 |
6 |
4 |
2 |
Рецензии на работы учащихся |
5 |
4 |
3 |
2 |
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося мили его творчестве |
5 |
4 |
|
РАЗДЕЛ 6. "Мир моих увлечений
Показатель |
Индикатор
|
Показатель |
Индикатор |
|
Занятость учащегося в свободное время, увлечения, хобби, интересы), которые направлены на формирование позитивных личностных качеств |
Наличие увлечений, их роль в формировании позитивных личностных качеств |
Занятость в системе дополнительного образования |
Наличие занятости в системе дополнительного образования, результативность (согласно отзывам педагогов дополнительного образования и /или наличие подтверждающих документов) |
|
0-6б |
0-10б |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буряченко Елена Васильевна
→ завуч-филолог 02.01.2012 2 16899 4777 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.