Статья "Соуправление в современной школе: оптимистический взгляд на проблему"
Гольянова Юлия Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания
МБОУ Гимназия №17 г.Новосибирска
Соуправление в современной школе: оптимистический взгляд
на проблему
Система ученического соуправления в гимназии №17 функционирует уже много лет и, на наш взгляд, полностью себя оправдывает. Школьное ученическое соуправление — это сложная система взаимоотношений, в результате которых развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. На наш взгляд, соуправление — это непременный признак развитого детского коллектива.
В нашей гимназии соуправление является не целью, а средством воспитания. В соуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Коллектив каждой школы сам определяет, какие органы соуправления ему нужны. Наша модель соуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, главным элементом успеха нашего общего дела является именно сотрудничество всех участников процесса, возможность делегирования определенных полномочий учащимся, основанного на доверии.
Основным органом соуправления в гимназии №17 является Совет старшеклассников, в который входят представители школьных Министерств, каждое из них возглавляет министр. Совет старшеклассников всегда был активным участником всех школьных мероприятий, а также много внимания уделял вопросам организации дисциплины и порядка в школе. Со стороны Совета всегда исходили инициативы, которые практически воплощались в жизнь. У нас наблюдается высокий коэффициент доверия к корпусу учителей и всей педагогической команде, поэтому делегирование полномочий учащимися воспринимается оптимистично, с пониманием, с ответственностью, с осознанием социальной значимости.
Одними из главных органов школьного соуправления являются Школьные Министерства. Своя конкретная работа есть у каждого из них.
Так, в частности, функциями Министерства образования являются организация и контроль учебной деятельности жителей Школьной республики, проведение работы со слабоуспевающими учащимися, организация познавательных мероприятий: викторин, конкурсов, олимпиад, предметных недель.
В течение года представителями министерства организовываются и проводятся смотры классных уголков; районные олимпиады, недели истории, обществознания, русского языка и литературы; беседы, посвященные Дням памяти воинов-интернационалистов; беседы, посвященные снятию блокады Ленинграда; школьный конкурс «Ученик года». При этом, сопутствующая функция, создание благоприятной атмосферы, является едва ли не определяющим, главным моментом в деятельности Министерства.
Министерство культуры и досуга отвечает за организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, за проведение художественных конкурсов, за участие в районных, городских областных творческих конкурсах.
В течение учебного года представителями этого министерства проводятся: Декада пожилого человека (изготовление подарков, праздничный концерт, встреча с ветеранами), Международный День матери, ШДА «Новогодние конкурсы, игры, забавы», «Новогодняя сказка» (5-7 классы), мероприятия, посвященные победе в ВОВ, День школы, Последний звонок. Показателем оценки деятельности для этих ребят является способность адекватно выразить свою социальную позицию.
Министерство спорта и здоровья занимается вопросами организации и проведения спортивных соревнований в школе и классах, районных соревнованиях, отвечает за проведение работы по профилактике вредных привычек, пропаганду физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
В течение года данным министерством организовываются: День Спорта здоровья, районная спартакиада по плаванию, юноармейские соревнования по стрелковому многоборью «Меткий стрелок», школьные соревнования по волейболу и баскетболу; районные летние спортивные игры школьников; первенство школы по футболу. Лидеры данного Министерства отличаются целеустремленностью и настойчивостью в достижении цели. Они способны организовать ребят и повести за собой.
Представители Министерства правопорядка отвечают за организацию дежурства по школе, профилактику правонарушений среди учащихся гимназии.
В течение года данным министерством проводятся рейды чистоты, рейды внешнего вида учащихся, осуществляется контроль за дежурством по школе, уборкой территории в весенний и осенний периоды, организацию игр на переменах для учащихся начального звена.
Функциями Министерства СМИ и рекламы являются:
выпуск и распространение школьных изданий;
реклама школьных мероприятий (по заказу других министерств);
оформление школьных стендов;
оформление Доски Почета;
проведение Декады прессы.
Представители данного министерства участвуют в городском конкурсе «Я – журналист», выпускают школьные газеты «132%», «Шкозетка», «Колобок», оформляют стенды Школьной Демократической республики, проводят Декаду прессы, Декаду краеведения.
Школьные Министерства создают особый микроклимат в ученическом коллективе, обеспечивающий эмоционально-коммуникативный комфорт для реализации инициатив учащихся. Подобная атмосфера позволяет ребятам эффективно сотрудничать, реализуя собственные и созданные совместно со взрослыми социальные проекты («Доброе сердце», «Времен связующая нить»), занимать высокие позиции в районных и городских мероприятиях. В частности, участвуя в городском конкурсе «Лидерская десятка» наша команда уже не первый год становится лауреатом в нескольких номинациях – «Интеллектуальная игра», «Открытый эфир», «Мастер-класс».
В последние три года у нас были осуществлены определенные изменения в организации деятельности Совета. Прежде всего это коснулось выборов в органы ученического соуправления. Теперь вот уже три года выборы в Совет старшеклассников проводятся в форме общешкольного тайного голосования. В них участвуют все учащиеся с пятого по одиннадцатый класс. Избранными в Совет старшеклассников могут быть только учащиеся 9-11 классов. В этом учебном году такое право получили учащиеся 8 классов. Приходя в Совет раньше на год, они успевают пройти определенную практику работы в Совете, прежде, чем получат право избираться лидером. То есть к 9 классу восьмиклассники получают четкое представление о работе школьного ученического самоуправления.
Старшеклассников очень увлекает процесс предвыборной кампании. Они активно участвуют в проведении собраний, выдвижении кандидатов от класса и в Совет школьного самоуправления и на выборы лидера школы. С каждым годом растет число ребят, которые выдвигают свою кандидатуру самостоятельно. Очень часто это вполне оправданно. Некоторые стереотипы взаимоотношений в классе или количество лидеров в классе иногда не позволяют выдвинуть всех достойных ребят. Тем более радует активная позиция учащихся, которые стремятся быть не сторонними наблюдателями школьной жизни, а ее активными участниками.
На заседаниях Совета школьного (ученического) соуправления обсуждаются все вопросы школьной жизни, подготовка к мероприятиям, итоги их проведения, заслушиваются отчеты советов Совета старшеклассников, отчеты органов соуправления классов. Силами актива школьного ученического соуправления полностью обеспечиваются такие направления работы школы, как организация и проведение тематических дискотек, традиционных общешкольных мероприятий, работа в пресс-центре и школьном музее «У истоков города», организация работы клубов по интересам в период летних каникул.
В школе есть такие мероприятия, в которых принимают участие одновременно все советы классов. Это прежде всего тематические месячники. Особенно активно участвуют ребята в проведении месячника профилактики употребления психоактивных веществ и пропаганды здорового образ жизни. Ребята подбирают информационный материал для выступления лекционных групп, для викторин и интеллектуальных конкурсов; создают сценарии проведения мероприятий в своих классах и мероприятий, которые они потом проводят в младших и средних классах, готовят тематические выступления агитбригады; классные редколлегии и пресс-центр 132% выпускают стенгазеты, рисуют плакаты и освещают ход месячника в школьных газетах «132%», «Шкозетка», «Колобок». Министерство спорта и здоровья проводит спортивные соревнования, проходящие под лозунгом «Мы выбираем здоровый образ жизни» (День спорта и здоровья, Турслет, Осенний кросс и др.)
Не менее интересно проходит месячник военно-патриотического воспитания. Ребята занимаются оказанием шефской помощи ветеранам; участвуют в Смотре строя и песни (4-7 классы), районном конкурсе «Аты-баты»; готовят поздравления и концерты для ветеранов, посещают музеи патриотического направления; проводят информационные мероприятия о событиях Великой Отечественной войны; пресс-центр организует выпуск стенгазет и освещение всех событий в школьных газетах.
Многие мероприятия, в организации и проведении которых активно участвует Совет старшеклассников, менее масштабны, чем месячники, но все же требует взаимодействия всех структурных подразделений школьного ученического соуправления. К таким мероприятиям вполне можно отнести традиционный сентябрьский День здоровья. Роль Министерства спорта и здоровья в его проведении вполне понятна, но и другие министерства не остаются в стороне. Министерство СМИ организует участие в конкурсе творческих работ (конкурс рефератов, сочинений о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни). Министерство культуры и досуга занимается подготовкой к конкурсу девизов и кричалок. Пресс-центр выпускает очень интересные стенгазеты, рисует эмблемы классов.
Одним из самых важных мероприятий, которое проводит совет школьного ученического соуправления, является традиционный День соуправления. Ежегодно он у нас проводится накануне Дня учителя. В его проведении принимают участие (в качестве педагогов) учащиеся 9-11-х классов. Многие ребята, которые примерили к себе роль учителя, в конце дня признавались, что они очень устали, причем гораздо больше, чем в роли учащихся школы.
Исходя из комплексного анализа результатов работы школьного соуправления, можно сделать вывод, что деятельность министерств в нашей гимназии является достаточно эффективной, учащиеся задействованы в организации и проведении множества мероприятий. Ребята получают неоценимый опыт работы с различными источниками информации, навыками коммуникативного общения, приобретают уверенность в себе и своих способностях.
Эффективно работающая в ОУ система ученического соуправления наряду с действующими органами самоуправления педагогов и родителей составляют реальную и эффективную систему соуправления школой, играет важную роль в воспитании и самоопределении учащихся и , на наш взгляд, может стать на современном этапе развития общества мощным инструментом молодежной политики.
Источники материалов:
1) Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М.:Владос, 2001.
2) Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гольянова Юлия Александровна
→ Юлия2005 19.10.2012 1 5533 669 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.