Методические материалы по организации воспитательной деятельности кадетских классов в общеобразовательных учреждениях
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Методические материалы
п о организации воспитательной деятельности кадетских классов
в общеобразовательных учреждениях
Трунова Оксана Николаевна,
Директор МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района»;
Шевцова Светлана Николаевна,
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района»
Белгородский район
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Раздел |
Страница |
|
Пояснительная записка |
3 |
|
Нормативно - правовые основы функционирования кадетских классов |
3 |
|
Организация функционирования кадетских классов |
6 |
|
Воспитательный процесс в кадетских классах (из опыта работы МОУ «Журавлевская СОШ Белгородского района Белгородской области») |
7 |
|
Ресурсное обеспечение функционирования кадетских казачьих классов |
9 |
|
Библиография |
11 |
|
Приложение |
12 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические материалы по организации воспитательной деятельности кадетских классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Белгородского района, подготовлены директором МОУ ДОД «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области» Труновой Оксаной Николаевной, заместителем директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области» Шевцовой Светланой Николаевной на основе законодательства Российской Федерации и опыта работы учреждений Белгородского района в целях упорядочения деятельности и дальнейшего развития в общеобразовательных учреждениях Белгородского района кадетских классов.
Рекомендации предназначены для руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В работе по организации кадетских классов в общеобразовательных учреждениях применяются следующие понятия:
Кадетское образование – это обучение и воспитание обучающихся, направленное на интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Кадеты - обучающиеся кадетских школ, кадетских школ-интернатов, кадетских классов общеобразовательных учреждений.
Кадетство – явление, связанное с существованием организованного кадетского образования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Создание и функционирование кадетских классов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе действующего законодательства Российской Федерации:
- Конституции Российской Федерации;
- закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Распоряжения Правительства РФ от 07 февраля 2011г. № 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;
- Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2002г № 919.
При определении содержания образования и воспитания в кадетских классах можно руководствоваться:
- законом Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах в России» от 13.03.1995 г. № 32- ФЗ;
- законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 5№ 32- ФЗ 3- ФЗ;
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 05.10.2010 г. № 795;
На региональном уровне работа по организации кадетских классов может осуществляться в соответствии:
Долгосрочная целевая программа «Духовно-нравственного воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы
Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы» (во исполнение Госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»)
Долгосрочная целевая программа «Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011-2015 годы»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Основными целями деятельности кадетского класса являются:
Создание оптимальных условий для интеллектуального, физического нравственного и творческого развития обучающихся.
Ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры оренбургского казачества, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание.
Формирование основы для подготовки обучающихся к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.
Сохранение и развитие духовно-нравственного, физического здоровья обучающихся.
В ходе реализации обозначенных целей кадетского класса предполагается выполнение следующих задач:
- формирование в социально-педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной среды, посредством реализации программ общего и дополнительного образования;
- разработка модели выпускника кадетского класса как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы;
- создание благоприятных условий для эмоционального, психа-физического и духовно-нравственного здоровья личности обучающихся, всемерного развития их способностей и творческого потенциала с учетом возрастных особенностей учащихся на основе мониторинга уровня обученности и воспитанности;
- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.
- формирование у воспитанников навыков трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности, способности делать осознанный выбор и противостоять негативному влиянию;
- привитие у обучающихся чувства ответственности за свои поступки, коллективизма, неукоснительного соблюдения законов и требований общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных (в том числе гуманности и толерантности) и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути, воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами.
Данные цели и задачи могут быть достигнуты, если:
- в образовательном учреждении сформировано позитивное отношение к идее организации кадетского класса со стороны администрации, педагогического коллектива школы, обучающихся и родителей (законных представителей);
- будут разработаны адекватные целям и задачам кадетского образования образовательные программы, воспитательная система, созданы традиции патриотического воспитания, обеспечена ресурсная основа деятельности, а также возможности качественного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в кадетском классе;
- деятельность кадетского класса будет поддерживаться органами местного самоуправления, органом управления образованием, социальными партнерами школы;
- будет обеспечена возможность ведения профориентационной работы с обучающимися кадетского класса, созданы условия для развития конкурентоспособности и перспективы по окончанию обучения для поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования в соответствии с профилем кадетского класса;
- организована работа с учетом психологических особенностей и способностей каждого воспитанника, что позволит создать оптимальные условия для раскрытия его потенциала, человеческих качеств и формирования ценностей в сфере служения Отечеству;
- будет создан уклад кадетской жизни в классе или образовательном учреждении на основе использования исторических традиций русской армии, традиций дружбы, уважения и подчинения во взаимоотношениях равных, старших и младших, личной ответственности и сознательной дисциплины;
- родители (законные представители) станут равноправными партнерами образовательного учреждения в воспитании подростков-кадетов и будут разделять с педагогически коллективом единые требования к организации жизни кадетов;
- будет обеспечено единство и неразрывность обучения и воспитания, основанное на взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями и организациями по формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Деятельность кадетского казачьего класса организуется на основе Устава школы, Положения о кадетском классе, утвержденного внутреннего распорядка деятельности кадетского класса. Класс формируется на добровольной основе из числа учащихся общеобразовательного учреждения (иных общеобразовательных учреждений) на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями.
Руководство образовательным процессом в кадетском классе повседневной жизнью и деятельностью кадетов осуществляет директор школы или его заместитель, курирующий это направление. Непосредственными организаторами образовательного процесса в кадетском классе занимаются офицер-воспитатель, классный руководитель.
Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя, воспитателя. Учащиеся кадетского класса пользуются всеми правами в пространстве образовательного учреждения, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы. На участников образовательного процесса кадетского класса возлагаются обязанности в соответствии с Положением о кадетском классе.
Во взаимоотношениях учащихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Устава Российской Армии. Учащиеся кадетского класса обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время, им вводятся обязательные ритуалы начала, завершения занятий и др.
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливается на весь учебный год по согласованию с органом общественного управления образовательного учреждения.
Для кадетов в период нахождения в школе предусматривается обязательное ношение формы одежды установленной администрацией по согласованию с органом общественного управления (Советом общеобразовательного учреждения). В кадетском классе должна быть введена специальная символика (с учетом всероссийской и региональной специфики), ежедневные и праздничные ритуалы. Каждое учебное занятие в кадетском классе начинается с доклада дежурного по классу (старшины класса, заместителя командира взвода) по установленной форме.
По окончании учебного года для кадетов проводятся полевые учебные сборы (полевые занятия, практика), являющихся продолжением образовательного процесса и имеющих целью закрепления навыков и физическую подготовку кадетов. Продолжительность сборов определяется образовательным учреждением. Для кадетов может быть организован летний оздоровительный лагерь.
Обучение в кадетском классе продолжается с момента зачисления до окончания 11 класса и завершается государственной (итоговой) аттестацией. Выпускникам общеобразовательного учреждения, окончившим кадетский класс и прошедшим государственную аттестацию, выдаётся документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
(из опыта работы МОУ «Журавлевская СОШ
Белгородского района Белгородской области»)
В 2006 году в МОУ «Журавлёвская средняя общеобразовательная школа №1» впервые были сформированы кадетские классы, профиль «Юный спасатель». В первый год были созданы два кадетских (5-ый и 6-ой классы) и первый прокадетский класс. Количество кадетских классов ежегодно растет.
В настоящее время в школе функционируют 4 кадетских и 4 прокадетских класса.
Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания кадет. При этом основные задачи реализуются в процессе повседневной жизни кадет, совместной учебной и других видах деятельности кадет.
Цель программы деятельности кадетских классов является – создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите, Гражданина России, способного сделать верный выбор в начале жизненного пути и нести полную ответственность за принятое решение.
Для кадетских классов разрабатывается и утверждается на учебный год план-календарь основных воспитательных мероприятий, план совместной деятельности кадетских пограничных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Журавлёвская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», отдела (пограничной комендатуры) в пгт Октябрьский Пограничного управления ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям, Белгородской региональной общественной организации ветеранов-пограничников ФСБ России.
Особое внимание уделяется памятным датам и дням воинской славы России. Наш ориентир - воспитание творческой личности, для этого работает система дополнительного образования: объединение «Стрелковое дело», объединение «Английский язык», объединение «Краеведение».
Для развития физических способностей, выносливости, подготовки к службе в армии работают спортивные секции: ОФП, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка.
В целях военно-патриотического воспитания и ознакомления с историей родного края в котором учатся воспитанники регулярно организовываются экскурсии по историческим и памятным местам Белгородского района и Белгородской области.
Традиционным стало проведение в кадетских классах Дня Пограничника, во время которого проходят соревнования, смотры строя и песни. Составной частью воспитательного процесса является организация и проведение с воспитанниками увлекательных тематических вечеров, викторин, диспутов, встреч с интересными людьми, ветеранской общественностью, музейные уроки, которые проводятся в школьном музее.
Большую роль в воспитании кадет занимает организация и проведение торжественного принятия Клятвенного обещания в присутствии родителей, представителей органов власти, ветеранов, работников пограничной службы. Принимая присягу, юные кадеты клянутся уважать старших, быть честными, трудолюбивыми, верными своей Родине, с достоинством нести звание кадета МОУ «Журавлёвская СОШ Белгородского района». Ежегодно учащиеся кадетских классов проходят торжественным маршем перед ветеранами войны на поселковом митинге, посвященном Дню Победы. Несут вахту у Вечного огня у обелиска павшим во время Великой Отечественной войны, поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов пограничной службы.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КАДЕТСКИХ КАЗАЧЬИХ КЛАССОВ
Для успешного функционирования кадетских классов в общеобразовательном учреждении должен быть создан необходимый и достаточный ресурс в виде комплекса условий:
Материально-техническая и учебная база:
- условия функционирования общеобразовательного учреждения, которые закреплены в лицензии на образовательную деятельность;
- помещения для организации деятельности кадетского класса ;
- оборудованные спортивные сооружения (стадион, спортивная площадка, стрелковый тир и т.д.);
- площадка для проведения строевой подготовки в летний и зимний периоды;
- помещение для ежедневного построения кадетов;
- специализированный кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- школьный музей или музейная экспозиция;
- аудитории для занятий творчеством.
Кадровое обеспечение:
- куратор кадетских классов из числа администрации образовательного учреждения (заместитель директора школы);
- офицер-воспитатель - педагог, организующий военную подготовку кадетов, соблюдение кадетского уклада (отставной или действующий военнослужащий, специалист военизированных служб);
- учителя – предметники;
- классные руководители или воспитатели;
- педагоги дополнительного образования;
- педагог – организатор;
- тренер – преподаватель.
Кроме педагогов общеобразовательного учреждения к работе в кадетском классе могут быть привлечены специалисты других сфер для реализации дополнительных образовательных программ, организации профориентационной работы, проектной деятельности, практических занятий и полевых сборов.
Программно – методическое обеспечение:
- учебный план;
- образовательная программа кадетского образования;
- учебные рабочие программы;
- программы детских кадетских объединений (военно-патриотического клуба либо общественного объединения кадетской направленности);
- методические пособия для педагогов;
- дидактические пособия для обучающихся, макеты, тренажеры и т.д.;
- книжный учебный фонд, фильмотека, картотека;
- цифровые образовательные ресурсы;
- пакеты диагностических методик для определения уровня обученности, воспитанности, психологических характеристик обучающихся.
Ресурсы социальных партнеров:
- военкоматы, общественные организации патриотической направленности, учебные центры спасателей;
- муниципальные органы и учреждения культуры, молодежной политики, спорта и туризма;
- общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны, воинов – интернационалистов, участников боевых действий;
БИБЛИОГРАФИЯ
Анастази А. «Психологическое тестирование», М., 1982
Асмолов А.Г. «Психология личности: Принципы общепсихологического анализа», М., 1990
Барабанщиков А.В. «Основы Военной психологии и педагогики», М., 1988
Методические рекомендации по организации кадетских казачьих классов
в общеобразовательных учреждениях Челябинской области/ Петрова А.Н., Челябинск, 2011 г.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. 1998.
Сборник материалов из опыта работы города Губкина и Губкинского района Белгородской области по развитию кадетского движения «Кадеты , вперед!»/сост. Никулина В.И., Шаповалова Н.А. – Белгород, 2006 г.
Сборник докладов областного семинара для руководителей образовательных учреждений и руководителей кадетских классов Калининградской области «Роль кадетского компонента в организации учебно-воспитательного процесса»/ Сост. Шаренкова О.П., Калининград, 2010 г.
Учебное пособие по начальной военной подготовке. М.1987.
Фотографии из «Школьной летописи» МОУ «Журавлевская СОШ»
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по организации кадетских
классов в общеобразовательных учреждениях
Управление образования администрации Белгородского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Журавлевская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
ПРОГРАММА
подготовки учащихся кадетских классов
средних общеобразовательных школ по профилю
«Деятельность системы пограничного контроля»
Белгородский район
2011
Пояснительная записка
Программа деятельности кадетского класса определяет цели, задачи, основные направления и специфику обучения и воспитания школьников в кадетском классе начальной военной подготовки и рассчитана на три года. Программа составлена с учетом требований Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы.
Программа деятельности кадетского класса построена на принципах:
непрерывности процесса воспитания и обучения, который обеспечивается механизмом преемственности между:
целями содержания отдельных звеньев программы;
содержанием образовательно-развивающей практики на каждом из этапов;
технологиями обучения физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, основам военных знаний в системе общего образования учащихся;
целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде;
личностно-ориентированного характера обучения, реализуемого посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения;
перевода процесса развития учащихся в режим самоорганизации и саморазвития.
1. Цели и задачи Программы для кадетского класса.
Цель программы – создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите, Гражданина России, способного сделать верный выбор в начале жизненного пути и нести полную ответственность за принятое решение.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Популяризация среди допризывной молодежи идеи подготовки к воинской службе, вовлечение старшеклассников в военно-патриотические клубы.
Совершенствование методов подготовки допризывников к службе в рядах Российской Армии.
Воспитание у обучаемых чувств патриотизма, гражданственности, готовности к защите Отечества.
Сохранение здоровья молодежи, пропаганда здорового образа жизни.
Получение первоначальных практических навыков при овладении воинской специальностью.
Укрепление связей с войсковыми частями Пограничной службы ФСБ России.
II. Концептуальные подходы
Отражают динамику социальных перемен в условиях современного общества, формирования новой российской государственности, изменений в современном понимании вопросов «армия – молодежь», «государство – армия», «патриотизм – воспитание».
Рассматривают военно-патриотическое и гражданское воспитание как единый вариант молодежной политики, осуществляемой государственными и общественными институтами на протяжении продолжительного отрезка российской истории.
III. Обоснование значимости и актуальности
Значение и актуальность данной Программы:
• повышение роли молодежи как стратегического ресурса сохранения и возрождения страны, патриотических ценностей и традиций;
• необходимость активной социализации молодежи на основе их ценностей и интересов через включение в общественно-полезную деятельность и осознание своей роли и значимости, как в жизни коллектива, так и в деле служения интересам Отечества и его защиты;
• наличие сложного комплекса проблем в сфере организации гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта;
• возрождение патриотизма и гражданственности наиболее эффективно способствует возрождению величия Российского государства, базовая ценность которого - духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански ориентированная, гуманистическая личность, четко осознавшая свою роль в обществе.
IY. Организационно – методические указания.
Настоящая программа разработана для учащихся кадетского класса.
В кадетский класс принимаются юноши и девушки, успешно окончившие 8 классов общеобразовательной школы и прошедшие медицинское освидетельствование на основании Положения о кадетском (профильном) классе, на добровольной основе. По окончании учебы выдается аттестат о среднем (полном) образовании, в котором указывается профиль класса. Кадеты, успешно окончившие среднюю школу, имеют право свободного выбора вида своей деятельности.
Программа рассчитана на проведение занятий в течение трех лет.
Содержание программы:
1. Изучение курса дисциплин по подготовке специалистов пограничного контроля:
- тактика органов пограничного контроля ПС ФСБ России;
- специальная техника в деятельности ПС ФСБ России;
- огневая подготовка;
- строевая подготовка;
- общевоинские уставы.
Прохождение войсковой практики после окончания общеобразовательной программы обучения в 10 классах на протяжении пяти дней военно-полевых сборов;
Знакомство с жизнью, деятельностью, бытом и условия несения службы военнослужащими пограничного МАПП «Нехотеевка» и пограничной комендатуры.
Программа деятельности:
специальные занятия по физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности;
уроки военного дела и истории военного искусства, автодела;
духовно-нравственная и военно-патриотическая работа;
общение с лучшими воинами Российской Армии;
творческая работа в кружках, студиях и секциях;
организация экскурсий по местам боевой славы;
обязательные полевые занятия после второго года обучения.
По окончании подготовки учащиеся
должны знать:
Устав ВС РФ и наставления, их основные требования;
основные положения Законов "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", "О статусе военнослужащих";
историю пограничных войск
предназначение и тактику действий органов пограничного контроля;
основные положения руководящих документов по вопросу организации и ведения пограничного контроля на пунктах пропуска;
принцип организации и порядок ведения пограничного контроля в местах пропуска;
основы применения оборудования, приборов, специальной техники и вооружения органами пограничного контроля;
общее устройство специального вооружения органов пограничного контроля, правила обращения с ним, меры безопасности;
обязанности командира отделения и солдата перед построениями в строю;
обязанности дежурного и дневального по роте;
приемы оказания первой медицинской помощи;
средства для оказания первой медицинской помощи;
способы переноски и транспортировки пострадавших;
основные правила стрельбы;
технику безопасности при работе со стрелковым оружием и взрывчатыми веществами.
свои индивидуально-психологические особенности, методы, приемы управления собственным состоянием.
уметь:
применять полученные знания в практической деятельности, эффективно использовать специальную технику при несении службы на пунктах пропуска;
обращаться с вооружением, выполнять приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия при несении боевой службы в ходе пограничного контроля;
выполнять обязанности дежурного по роте и дневального в полном объеме;
выполнять строевые приемы по команде: "Становись", "Ровняйся", "Смирно", "Вольно", повороты налево, направо, кругом;
двигаться строевым шагом, перестраиваться;
отдавать воинское приветствие в головном уборе и без него;
исполнять ритуал при прохождении торжественным маршем и с песней;
выполнять приемы с оружием ("на ремень", "на - грудь", "за спину");
выполнять неполную разборку и сборку автомата;
применять средства индивидуальной защиты (общевойсковой противогаз, респиратор, простейшие средства защиты органов дыхания, общевойсковой защитный комплект);
использовать медицинские средства индивидуальной защиты
ознакомиться с:
историей военного искусства;
основными положениями воинских Уставов;
основными положениями по тактической подготовке;
Y. Учебно-материальная база
Для реализации программы является наличие:
специализированного кабинета;
Уставов, учебно-методической литературы;
противогазов, ОЗК, респираторов, ватно – марлевых повязок;
места для проведения занятий по строевой подготовке;
оружейной комнаты для хранения учебного оружия и приборов;
спортивного зала, спортивного оборудования;
полосы препятствий.
YI. Содержание обучения.
Учебный план для кадетского класса составлен с учетом областных и школьных компонентов.
Занятия проводятся в условиях шестидневной рабочей недели.
Профильная подготовка кадетских классов имеет целью профессиональную раннюю ориентацию учащихся и их подготовку к действительной военной службе в Вооруженных Силах РФ и других силовых ведомствах.
Задачи профильной подготовки кадетского класса по специальности «Деятельность государственной системы пограничного контроля» заключаются в том, чтобы учащиеся в процессе обучения усвоили предназначение и тактику действий органов пограничного контроля Пограничной службы ФСБ РФ, начальную подготовку по данному профилю, приобрели необходимые знания и навыки, морально-психологические способности, физическую подготовленность и другие необходимые качества личности для работника пограничного контроля.
Подготовка кадетов проводится на теоретических, практических и контрольных занятиях.
На теоретических
занятиях рассматриваются общие понятия,
определения,
основные положения,
требования к уставам, наставлениям,
руководствам, анализируются источники,
даются рекомендации по использованию
полученных знаний на занятиях других
курсов и при прохождении действительной
военной службы.
Практические занятия включают изучение, приобретение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов, решения задач с использованием оружия, приборов, снаряжения, средств специального вооружения.
Контрольные занятия проводятся в целях определения уровня знаний и практических навыков с выставлением итоговых оценок.
В целях последовательного накопления кадетами знаний, умений и навыков программой предусмотрены:
Курс по подготовке учащихся по профилю «Пограничный контроль» который состоит их семи специальных дисциплин:
История пограничных войск
Тактика пограничных войск
Военно-медицинская подготовка
Строевая подготовка
Военная топография
Автодело
Основы психологии и самовоспитание
Культура речи
В 10-ом классе – вводный (подготовительный) этап с общевойсковой подготовкой;
В 11 классе – углубление знаний и совершенствование навыков с последующей сдачей экзаменов.
Занятия по военной подготовке проводятся в течение учебного года за счет часов предпрофильной и профильной подготовки, дополнительного образования. Уровень подготовленности учащихся определяется в конце второго года обучения методом учебно-полевых сборов с выездом в урочище Головино.
Занятия проводит классный воспитатель, для преподавания специальных дисциплин привлекаются офицеры пограничной заставы, МАПП «Нехотеевка». В период учебно-полевых сборов привлекаются преподаватели ОБЖ.
Накануне занятий по специальной подготовке с кадетами в период учебно-полевых сборов проводится самоподготовка под руководством классного воспитателя.
Задача формирования у кадетов командирских навыков решается на протяжении всего обучения в кадетском классе, на всех проводимых занятиях, а также в повседневной жизни.
Часть занятий по вооружённым силам РФ, медицинской подготовке проводятся интегрировано с ОБЖ. Итоги учёбы кадетов по военной подготовке подводятся после окончания учебно-полевых сборов.
В целях предупреждения несчастных случаев на всех занятиях, стрельбах и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности.
В целях духовно-нравственного, военно-патриотического воспитания кадетов в Программу включены учебные курсы:
Православная культура;
Экология Белгородской области;
Искусство.
Преподавание осуществляют учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы.
Программой предусмотрены встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и пограничных войск, посещение музеев и диорам, походы по местам боевой славы.
YII. Организация социального партнерства.
Школа активно сотрудничает с:
Пограничным управлением ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям;
Комендатурой п.Октябрьский
Военным комиссариатом Белгородского района;
Управлением по делам молодежи Белгородского района.
Объединения дополнительного образования
Спортивная секция «Общая физическая подготовка» 4 часа в неделю
Кружок «Стрелковое дело» 1 час в неделю
Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по организации кадетских
классов в общеобразовательных учреждениях
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Начальник ОВР Пограничного Председатель БРОО Директор МОУ
Управления по Белгородской и ВП ФСБ РФ «Журавлевская СОШ»
Воронежской областям _______ подполковник Казаков ___________ В.Радченко ____________Т.С.Бреславец
«___»____________ 200__г. «___»____________ 200__г. «___»____________ 200__г.
Т Е М А Т И К А
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ПОГРАНИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
№ п\п |
Наименование предметов |
Общее количество часов |
Всего по классам |
||
9 |
10 |
11 |
|||
|
История пограничных войск |
35 |
17 |
18 |
|
|
Тактика пограничных войск |
52 |
|
18 |
34 |
|
Военно-медицинская подготовка |
17 |
17 |
|
|
|
Строевая подготовка |
35 |
17 |
9 (на уроках ОБЖ) |
9 (на уроках ОБЖ) |
|
Военная топография
|
34 |
34 |
|
|
|
Основы психологии и самовоспитания |
17 |
17 |
|
|
|
Автодело (технология)
|
272 |
|
136 |
136 |
|
Общая физическая подготовка |
272 |
|
136 |
136 |
|
Стрелковое дело
|
35 |
|
18 |
17 |
Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по организации кадетских
классов в общеобразовательных учреждениях
«Утверждаю» Директор школы ________________Т.С.Бреславец «____»________________200__ г. |
Тематическое планирование занятий с кадетскими классами
МОУ «Журавлевская СОШ»
Класс |
Наименование предмета и темы занятий |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
9 |
История пограничных войск |
17 |
15 |
2 |
|
Тема 1 «Зарождение пограничной охраны в Древней Руси» |
8 |
6 |
2 (экскурсия) |
|
Тема 2 «Охрана границ России в конце 19-начале 20 веков» |
3 |
3 |
|
|
Тема 3 «Пограничные войска в Советский период государственности» |
6 |
6 |
|
|
Военно-медицинская подготовка |
17 |
8 |
9 |
|
Тема 1 «Личная гигиена» |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 2 «Оказание первой медицинской помощи» |
9 |
4 |
5 |
|
Тема 3 «Эвакуация раненых с поля боя» |
4 |
2 |
2 |
|
Строевая подготовка |
17 |
4 |
13 |
|
Тема 1. Общие положения |
3 |
1 |
2 |
|
Тема 2. Строевые приемы и движение |
8 |
2 |
6 |
|
Тема 3. Строи отделения, взвода |
6 |
1 |
5 |
|
Военная топография |
34 |
11 |
23 |
|
Тема 1. Измерения на местности. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 2. Топографические и специальные карты. |
10 |
4 |
6 |
|
Тема 3. Рельеф местности и его обозначение на картах. |
4 |
1 |
3 |
|
Тема 4. Измерения по карте. |
4 |
1 |
3 |
|
Тема 5. Определение координат объектов на земной поверхности. |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 6. Ориентирование на местности. |
10 |
2 |
8 |
|
Основы психологии и самовоспитания |
17 |
7 |
10 |
|
Тема 1. Введение в психологию |
1 |
1 |
|
|
Тема 2. Психология познавательных процессов |
6 |
2 |
4 |
|
Тема 3. Эмоции |
6 |
2 |
4 |
|
Тема 4. Личность. Психология личности |
4 |
2 |
2 |
10 |
История пограничных войск |
18 |
14 |
4 |
|
Тема 4 «Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны» |
6 |
4 |
2 (экскурсия) |
|
Тема 5 «Пограничные войска Советского союза 1946-1990 годов» |
8 |
8 |
|
|
Тема 6 «Органы и войска ПС ФСБ России на современном этапе» |
4 |
2 |
2 (экскурсия) |
|
Тактика пограничных войск |
18 |
|
|
|
Тема 1. Закон РФ «О Государственной границе РФ» |
2 |
|
|
|
Тема 2. Охрана Государственной границы в различных физико-географических условиях. |
4 |
|
|
|
Тема 3. Основные виды пограничных нарядов, используемых в охране Государственной границы. |
4 |
|
|
|
Тема 4. Следопытство. |
4 |
|
|
|
Тема 5. Действие пограничной заставы по поиску и задержанию нарушителей границы. |
4 |
|
|
|
Строевая подготовка |
9 |
|
|
|
Тема 1. Строевые приемы и движение |
9 |
|
9 |
|
Автодело |
136 |
|
|
|
Обучение проводится по Программам Муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьский межшкольный учебный комбинат» на их учебной базе преподавателями и мастерами производственного обучения комбината. В 11 классе родители учащихся по желанию подписывают контракт на совместную деятельность и оплату стоимости обучения практическому вождению детей с последующей сдачей экзаменов представителям ГИБДД и выдачей водительских удостоверений категории «В» - «С». |
|||
|
Общая физическая подготовка |
136 |
|
|
|
Обучение проводится по Программе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский спортивно-оздоровительный центр Белгородского района Белгородской области» на базе школы тренером. |
|||
|
Стрелковое дело |
18 |
6 |
12 |
|
Тема 1. Материальная часть пневматической винтовки, пневматического пистолета. |
3 |
1 |
2 |
|
Тема 2. Материальная часть автомата Калашникова (АКМ, АК-74) и его модификаций. |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 3. Материальная часть ручных гранат РГД – 5 и Ф.- 1. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 4. Основы и правила стрельбы. |
9 |
2 |
7 |
|
Культура речи |
34 |
16 |
8 |
|
Занятие 1. Введение. Роль языка в жизни общества и отдельного человека. Русский язык среди языков мира. |
|
2 |
|
|
Занятие 2. Становление и развитие русского языка. Формирование языка в Древней Руси. |
|
2 |
|
|
Занятие 3. Русский язык и его дифференциация Русский национальный язык. Литературный язык как высшая форма национального языка. |
|
2 |
|
|
Занятие 4. Практическая работа со словарем Даля. |
|
|
2 |
|
Занятие 5. Языковая норма. Виды норм. |
|
2 |
|
|
Занятие 6. Русский литературный язык и диалекты. |
|
2 |
|
|
Занятие 7. Литературный язык и профессионализмы. |
|
2 |
|
|
Занятие 8. Нормы литературного языка. Работа со статьями. |
|
2 |
|
|
Занятие 9. Практическая работа. Составление шуточного рассказа о языке. |
|
|
2 |
|
Занятие 10. Идея, основная мысль текста. |
|
2 |
|
|
.Занятие 11.Логичность, связь в тексте. |
|
2 |
|
|
Занятие 12. Основные признаки логической речи. Выразительное чтение. |
|
2 |
|
|
Занятие 13. Практическая работа. Обучение выразительному чтению прозы и лирика. |
|
|
2 |
|
Занятие 14. Богатство речи. Логическое ударение при высказывании. |
|
2 |
|
|
Занятие 15. Речевой этикет как правила речевого общения. Стили речи. Разговорный стиль. |
|
2 |
|
|
Занятие 16. Связь речевого этикета с культурой общения. Книжные стили. |
|
2 |
|
|
Занятие 17. Практическая работа. Составление поздравлений. |
|
|
2 |
|
Занятие 18. Речевой этикет и связь его с культурой поведения. |
|
2 |
|
11 |
Тактика пограничных войск |
34 |
|
|
|
Тема 1. Закон РФ «О Государственной границе РФ» |
2 |
2 |
|
|
Тема 2. Роль и место Пограничного контроля в системе охраны Государственной границы РФ. |
6 |
2 |
4 (экскурсия) |
|
Тема 3. Силы и средства органов Пограничного контроля. |
4 |
4 |
|
|
Тема 4. Устройство транспортных средств заграничного следования, порядок их досмотра. |
12 |
4 |
8 (4 часа экскурсия) |
|
Тема 5. Сличение фотокарточки в документе с личностью предъявителя. |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 6. Документы российских и иностранных граждан на право въезда в РФ и выезда из РФ. |
6 |
4 |
2 |
|
Строевая подготовка |
9 |
|
9 |
|
Тема 1. Строевые приемы и движение |
4 |
|
4 |
|
Тема 2. Строи отделения, взвода |
5 |
|
5 |
|
Автодело |
136 |
|
|
|
Обучение проводится по Программам Муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьский межшкольный учебный комбинат» на их учебной базе преподавателями и мастерами производственного обучения комбината. В 11 классе родители учащихся по желанию подписывают контракт на совместную деятельность и оплату стоимости обучения практическому вождению детей с последующей сдачей экзаменов представителям ГИБДД и выдачей водительских удостоверений категории «В» - «С». |
|||
|
Общая физическая подготовка |
136 |
|
|
|
Обучение проводится по Программе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский спортивно-оздоровительный центр Белгородского района Белгородской области» на базе школы тренером. |
|||
|
Культура речи |
34 |
20 |
14 |
|
Занятие 19. Письменные формы речевого этикета. |
|
2 |
|
|
Занятие 20. Устная форма речи. Ее особенности. |
|
2 |
|
|
Занятие 21..Правила произношения. |
|
2 |
|
|
Занятие 22. Особенности произношения имени и отчества. |
|
2 |
|
|
Занятие 23. Практическая работа. Составление словарных ударений и материалов для упражнений со скороговорками. |
|
|
2 |
|
Занятие 24. Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. |
|
2 |
|
|
Занятие 25. Письменная форма речи. Особенности построения сочинения. |
|
2 |
|
|
Занятие 26. Практическая работа. Обучение написанию сочинений - рассуждений. |
|
|
2 |
|
Занятие 27. Практическая работа. Обсуждение и разбор написанного сочинения - рассуждения. |
|
|
2 |
|
Занятие 28. Проверочная работа. Редактирование сочинений - рассуждений. |
|
|
2 |
|
Занятие 29. Типы речи. Описание. Повествование, рассуждение. |
|
2 |
|
|
Занятие 30. Интонация - средство передачи мысли. |
|
2 |
|
|
Занятие 31. Составление текста для произнесения вслух. Расстановка ударения, пауз разной длительности. |
|
2 |
|
|
Занятие 32. Работа с текстом для произнесения вслух. |
|
|
2 |
|
Занятие 33. Работа с текстом по ударениям. |
|
|
2 |
|
Занятие 34. Работа с текстом. Выдержка пауз различной длительности. |
|
|
2 |
Приложение № 4
к Методическим рекомендациям
по организации кадетских
классов в общеобразовательных учреждениях
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные за исполнение |
1. |
Заседание Штаба кадетских классов Журавлёвская средняя общеобразовательная школа и пограничников - наставников кадетского класса. |
1 раз в четверть |
Бреславец Т.С. Богданов И.А. Чемаркин В.Е. |
2. |
Сбор материалов, экспонатов, оформление экспозиций для историко – краеведческого музея села, проведение экскурсий |
В течение года |
Лучникова Д.И. Блажко Е.А. Чемаркин В.Е.
|
3. |
Организация экскурсий в Музей Пограничного управления ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям, на Международный автомобильный пункт пропуска «Нехотеевка», авиационный пункт пропуска «Аэропорт» |
В течение года |
Богданов И.А. Лучникова Д.И. Чемаркин В.Е.
|
4. |
Организация профориентационной работы с учащимися кадетских классов и выпускниками школы |
В течение года |
Богданов И.А. Лучникова Д.И. Чемаркин В.Е.
|
5. |
Участие в мероприятиях, посвященных памятным датам и профессиональным праздникам |
В течение года |
Богданов И.А. Чемаркин В.Е. Лучникова Д.И. |
6. |
Участие в районных конкурсах и викторинах |
В течение года |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
7. |
Проведение классных часов, внеклассных мероприятий «Верны солдатскому долгу», «Живая память», «Есть такая профессия, Родину защищать», «Герои – белгородцы» |
1-2 раза в месяц |
командиры кадетских классов, офицеры наставники Чемаркин В.Е. |
8. |
Организация и проведение спортивных соревнований |
1 раз в четверть |
Санин В.И. Молчанова Г.И. Васюхно Н.Д. |
9. |
Экскурсионные поездки по местам сражений на Курской дуге, краеведческий музей г. Белгорода и музей ФСБ |
1 раз в четверть |
Богданов И.А. Лучникова Д.И. Авраменко О.М. Молчанова Г.И Чемаркин В.Е. |
10. |
Встречи с ветеранами пограничной службы |
В течение года |
Богданов И.А. Лучникова Д.И. Авраменко О.М. Молчанова Г.И Чемаркин В.Е.
|
11. |
Организационные мероприятия по приему учащихся в ряды кадетов (оформление удостоверений кадетов и др.) |
28.05.2011 |
Лучникова Д.И. Васюхно Н.Д.
|
12. |
Проведение месячника патриотического воспитания |
Январь -февраль 2011г. |
Лучникова Д.И. Васюхно Н.Д. Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
13. |
Участие в Вахте Памяти, посвященной Дню Победы |
Май 2011 |
Бреславец Т.С. Лучникова Д.И. Чемаркин В.Е. |
14. |
Встречи с выпускниками школы, служащими в рядах Российской Армии |
В течение года |
Васюхно Н.Д. Лучникова Д.И. |
15. |
Проведение музейных уроков «Навеки в памяти народной», «Село в годы Великой Отечественной войны», «Они служат на границе» |
В течение года |
Лучникова Д.И. Чемаркин В.Е. Богданов И.А. |
16. |
Участие кадетских классов в школьном туристическом слете посвященном Великой Победе |
май |
Лучникова Д.И. Чемаркин В.Е. Богданов И.А. |
Приложение № 5
к Методическим рекомендациям
по организации кадетских
классов в общеобразовательных учреждениях
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Журавлевская СОШ»
_____________________Бреславец Т.С.
«_________»__________________2011 г.
План воспитательной работы
кадетских классов
муниципального общеобразовательного учреждения «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на 2011 – 2012 учебный год
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Заседание штаба кадетских отрядов |
еженедельно |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
2 |
Организация мероприятий по согласованию совместной деятельности с шефами – офицерами пограничного управления |
Сентябрь- октябрь |
Бреславец Т.С. Лучникова Д.И. Мозговой Г.В. Чемаркин В.Е. |
3 |
Вовлечение кадетов в кружки и спортивные секции. Проверка посещаемости |
Сентябрь , в течение года |
Лучникова Д.И. Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
4 |
Поздравление шефов Пограничного управления с праздниками |
В течение года |
Лучникова Д.И. Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
5 |
Сбор материалов для историко – краеведческого музея. Подготовка экскурсоводов |
В течение года |
Блажко Е.А. Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
6 |
Экскурсия в музей пограничного управления |
В течение года |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И. Чемаркин В.Е. |
7 |
Экскурсия в международный автомобильный пункт пропуска «Нехотеевка» |
В течение года |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И. Богданов И.А. |
8 |
Экскурсия на контрольно – пропускной пункт «Аэропорт» |
В течение года |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
9 |
Встреча с офицерами – наставниками «Хочу служить на границе». Информация о высших учебных заведениях пограничного профиля |
Апрель |
Богданов И.Е. Мараховский С.И. Чемаркин В.Е. |
10 |
Концерт, посвященный Дню защитника Отечества |
Февраль |
Лучникова Д.И. Чемаркин В.Е. |
11 |
Конкурс стенгазет «Непобедимая и легендарная» |
Февраль |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И. Молчанова Д.Л. |
12 |
Подготовка и проведение праздника «К военной службе готовься смолоду» |
Февраль |
Васюхно Н.Д. Лучникова Д.И. Чемаркин В.Е. |
13 |
Смотр – конкурс строя и песни |
Февраль |
Васюхно Н.Д. Чемаркин В.Е. Богданов И.А. |
14 |
Фестиваль патриотической песни «А песня готова в бой» |
Февраль |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И Винник В.М. |
15 |
Спортивный праздник «Богатырские забавы» |
Март |
Санин В.И. Васюхно Н.Д. |
16 |
Спортивные соревнования по стрельбе «Меткий стрелок» |
Апрель |
Васюхно Н.Д. |
17 |
Оформление информационного стенда о деятельности кадетских классов в школе |
Апрель, май |
Молчанова Д.Л. Авраменко О.М. Молчанова Г.И. |
18 |
Экскурсия по местам сражений на Курской дуге, в диораму «Огненная дуга», музеи г.Белгорода |
В течение года
|
Авраменко О.М. Молчанова Г.И Чемаркин В.Е. |
19 |
Организация поздравление офицеров – наставников с Днем пограничника |
Май |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И |
20 |
Создание «Летописи Кадетского класса» |
В течение года |
Авраменко О.М. Молчанова Г.И
|
21 |
Организация оздоровления в летний период |
Май-август |
Лучникова Д.И. |
Приложение № 6
к Методическим рекомендациям
по организации кадетских
классов в общеобразовательных учреждениях
Принятие присяги.
25 мая 2011 года
Воспитанники кадетского класса со своими шефами – сотрудниками Пограничного управления ФСБ РФ
по Белгородской и Воронежской областям;
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевцова Светлана Николаевна
→ tapusa 27.03.2013 0 4487 561 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.