Психологическое сопровождение личностно-профессиональной деятельности педагога
«Психологическое сопровождение личностно-профессиональной
деятельности педагога в открытой школе»
Сложность и неопределенность ситуации в современной школе уже ни у кого не вызывает сомнений. «Кризис в образовании!» - с этим утверждением согласны теперь все – и «консерваторы» - учителя с большим педагогическим стажем, молодые «новаторы», которые работают в школе без году неделю. Предложений о совершенствовании работы школы очень много, но мы убеждены, что любой подход, основанный только на педагогическом опыте, не решит проблемы образования современной школы. Психологическое обеспечение деятельности учителя, использование знаний по детской, возрастной и педагогической психологии, представление о закономерностях организаций межличностных отношений в коллективе, умение вести себя в конфликте – всё это и многое другое из научного психологического знания должно быть использовано для оптимизации педагогического труда и совершенствования системы образования в целом.
Педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя, педагогическое общение – климат и атмосфера этого труда, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трёх сторон.
Соотношение рассмотренных сторон может быть представлено таким образом:
Учитель как субъект педагогического труда
личность учителя
учитель как субъект педагогической учитель как субъект педагогического
деятельности общения
Сегодня все чаще говорят о явлении дезадаптированности детей, преодоление которого требует организации и реализации специальной педагогической деятельности, а открытая (сменная) общеобразовательная школа имеет свой постоянный социальный заказ на протяжении нескольких десятилетий на обучение таких детей. Традиционными способами эту проблему решить невозможно. Особенности контингента стимулируют школу к постоянному развитию по разным направлениям. Это развитие строится на основе анализа диагностики микросоциума школы. Для психологического сопровождения личностно – профессиональной деятельности педагогов в муниципальном (вечернем) общеобразовательном учреждении открытой сменной общеобразовательной школе №2 разработаны и активно внедряются в практику работы школьного психолога алгоритмы исследования различных аспектов практической деятельности педагога, способствующие повышению эффективности труда учителя и программы: «Техника действий учителя в образовательном процессе», «Профилактика и сохранение психологического здоровья».
Пояснительная записка к программе
«Техника действий учителя в образовательном процессе»
Данная программа является частью комплексной работы по перестройке образовательного процесса по типу личностно – ориентированной модели взаимодействия со школьниками.
Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствие духовного единства учителя и школьника. В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие, признание личности школьника.
Научить ребенка достойному поведению может только учитель, для которого такое поведение является стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как личности.
Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы школьника, перспективы его развития, на восприятие школьников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений. Этапность работы такова: от формирования личностной позиции педагога по отношению к детям через присвоение личностно -ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми.
Данная программа позволяет начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъект – объектных на субъект – субъектные отношения с детьми.
Программа компилятивная, составлена на основе программ Л. Мардер «Тренинг педагогической осознанности», М. Битяновой «Я – воспитатель», С. В. Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины».
Цель программы: Выработка внутренней позиции по отношению к школьникам и профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, создающей предпосылки для овладения эффективными способами построения личностно – ориентированного общения.
Задачи программы:
Создать условия для осознания педагогами своей индивидуальности в педагогической деятельности.
Способствовать формированию у педагогов установок на толерантное педагогическое взаимодействие.
Способствовать активному овладению педагогами личностно – ориентированной позиции по отношению к школьникам на основе практического усвоения понятий «понимание», «принятие», «признание».
Программа может быть использована как одна из форм психологического просвещения педагогов. Занятия должны носить систематический характер, при этом учитывается, что каждое из них может быть использовано самостоятельно, или они могут проходить и на добровольной основе в течение нескольких дней подряд. Длительность каждого занятия 1,2 – 1,5 часа; оптимальное количество участников 12 – 20 человек. Распределение времени по отдельным занятиям является примерным и может изменяться в зависимости от выбора методических путей и приемов изложения материала.
Данная программа является комплексной по содержанию, минимум теоретизирования – максимум практического осмысленного действия – вот общий принцип построения занятий. Программа предусматривает проведение занятий в кругу в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия. В основу проведения занятий лег деятельностный подход – предполагается использование:
лекционного метода передачи знаний,
психодиагностических методик исследования личности,
развивающих упражнений,
игрового моделирования, имитационных игр.
Программа предполагает активное экспериментирование каждого педагога с различными стилями общения, усвоение и отработку совершенно иных, возможно, ранее не свойственных им коммуникативных умений и навыков. Это позволяет помочь педагогам осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с детьми, освоив новые приемы и формы общения.
Критериями эффективности программы являются переосмысление педагогами своей роли, переход педагогов на новый уровень понимания детей, новый уровень осознания себя; овладение педагогами личностно – ориентированной позиции по отношению к школьникам.
Тематический план
Возрастные и индивидуальные особенности подростков.
Бессловесные действия учителя в образовательном процессе.
Словесные действия учителя в образовательном процессе.
Способы общения учителя с обучающимися.
Тактика взаимодействия учителя с обучающимися.
Пояснительная записка к программе
«Профилактика и сохранение психологического здоровья»
Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить, прежде всего, себя, а затем и обстоятельства.
Специфические особенности педагогического общения, профессиональной деятельности педагогов в целом способствуют психоэмоциональному и физическому напряжению. Возникая в связи с условиями педагогической деятельности и ее целями, напряженность психических функций выступает необходимым условием достижения педагогом высоких результатов. Однако она может быть и неадекватна педагогической ситуации, что неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения учителя и его здоровье, приводит к стрессовым состояниям.
Общение с учащимися, коллегами, родителями требует постоянной мобилизации физических, интеллектуальных и эмоциональных сил. Их необходимо восстанавливать, чтобы сохранять работоспособность, эмоциональное равновесие, здоровье. Учитель – неврастеник, учитель с неустойчивой психикой, не владеющий культурой эмоций – это беда и для него самого, и для его близких, и для учеников.
Данная программа предназначена для работы с педагогами. Она рассчитана на 5 занятий, которые направлены на освоение теоретических основ и овладение навыками саморегуляции. Программа компилятивная составлена на основе программ К.М. Левитана «Формирование психологической устойчивости педагога», Л.И. Ермолаевой «Психотерапия личного самочувствия», Т.В. Фроловой «Овладение основами саморегуляции», Н.Л. Кряжевой «Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов».
Цели программы:
Актуализация у педагогов потребности в управлении физическими и психическими процессами.
Задачи программы:
• выявить типичные причины формирования «синдрома эмоционального сгорания»;
• создать у педагогов положительную мотивацию на овладение навыками саморегуляции;
• помочь педагогам найти внутренние ресурсы, способствующие снижению эмоционального напряжения.
Данная программа является комплексной по содержанию: теоретические занятия чередуются с практическими. Для ознакомления педагогов с теоретическими вопросами используются активные формы работы. На занятиях практикума постоянно действует обратная связь. Число участников— 15-20 человек. Результатом работы должно стать улучшение самочувствия и эмоционального состояния педагогов, актуализация у них потребности в дальнейшем развитии саморегуляции.
Пояснительная записка к программе
«Психологические основы урока и процесса обучения»
Данная программа является частью комплексной работы по перестройке образовательного процесса по типу личностно – ориентированной модели взаимодействия со школьниками.
В современных условиях учитель получает больше возможностей для профессионального самосовершенствования и творческого роста. Одним из источников профессионального роста педагога выступает знание психологии ученика. Верно сказал К. Ушинский, что прежде, чем ребенка воспитать во всех отношениях, его надо изучить во всех отношениях. Чтобы успешно учить детей, учителю надо знать и психологические закономерности процесса обучения.
Урок является основной формой организации учебного процесса в школе. На уроке учащиеся усваивают знания, умения и навыки, происходит их познавательное развитие, у них формируется научное мировоззрение и моральные качества. Структура урока сложна и многогранна. 0н складывается из взаимодействия учителя и учащихся. С дидактической точки зрения типичный комбинированный урок включает оргмомент, проверку домашнего задания, изложение нового материала, его закрепление и задание на дом. При рассмотрении урока под психологическим углом зрения на первый план выдвигается собственная деятельность ученика. Теория учебной деятельности в отечественной психологии развита в трудах Элъконина и Давыдова. В ходе учебной деятельности ученик овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения, умением учиться, а также способами работы с самим собой, т. е. приемами самоконтроля и самооценки. Эффективность урока зависит от того, несколько полно включен в учебную деятельность каждый без исключения ученик. Как заметил Давыдов: «Быть в классе - еще не значит учиться». Вне полноценной учебной деятельности обучение происходит крайне неэффективно.
Одним из условий повышения методического мастерства учителя является знание структуры собственной обучающей деятельности во время урока. Чаще всего деятельность учителя на уроке рассматривается с точки зрения содержания, форм и методов обучения. Психологические аспекты урока нередко остаются вне рассмотрения. Под психологической структурой урока понимается взаимосвязь отдельных сторон деятельности учителя на уроке.
Цель программы: повышение обучающего эффекта урока.
Задачи:
1. Развитие профессионального самосознания учителей.
2.Формирование у учителей мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
3. Расширение репертуара средств педагогического общения.
Программа используется как одна из форм психологического сопровождения деятельности педагогов. Занятия должны носить систематический характер, при этом учитывается, что каждое из них может быть использовано самостоятельно. Длительность каждого занятия 0,5 - 1,2 часа.
Данная программа является комплексной по содержанию, теоретические занятия чередуются с практическими. Программа предусматривает использование разнообразных форм и методов проведения занятий:
лекционного метода передачи знаний,
психодиагностических методик исследования,
игрового моделирования, имитационных игр.
Критериями эффективности программы являются пополнение репертуара средств организации образовательного процесса педагогов; овладение педагогами личностно – ориентированной позицией по отношению к школьникам; повышение обучающего эффекта урока.
№ |
Содержание |
Форма проведения |
|
I. Внешние и внутренние условия организации урока. |
|||
1.
|
Внешние условия: а) Психологическая структура урока. б) Избранные методы и средства обучения. в) Психологический микроклимат на уроке. |
теоретический семинар семинар – практикум теоретический семинар |
|
2.
|
Внутренние условия: а) Индивидуально – типологические особенности детей и их учет в образовательном процессе. б) Отношение к учению, наличие навыков учебного труда, организованность. |
теоретический семинар
теоретический семинар |
|
II. Самоорганизация учителя: |
|||
1. |
Творческое рабочее самочувствие учителя на уроке. |
семинар – практикум |
|
2. |
Педагогический такт учителя на уроке. |
теоретический семинар |
|
III. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке: |
|||
1. |
Роль установки на уроке. |
теоретический семинар |
|
2. |
Организация учебно – познавательной деятельности. |
теоретический семинар |
|
3. |
Организация восприятия и наблюдения. |
семинар - практикум |
|
4. |
Организация внимания учащихся. |
семинар - практикум |
|
5. |
Память и учет ее особенностей в образовательном процессе. |
семинар - практикум |
|
6. |
Развитие мышления, его организация. |
семинар - практикум |
|
IV. Мотивация учения и пути ее формирования. |
|||
1. |
Мотивация учения и пути ее формирования. |
теоретический семинар |
|
2. |
Создание на уроке педагогически и психологически оправданных ситуаций успеха. |
теоретический семинар |
|
V. Дифференцированный подход к обучению. теоретический семинар |
|||
VI. Педагогическое взаимодействие |
|||
1. |
Психологические особенности взаимодействия учителей и учащихся. |
теоретический семинар |
|
VII. Коммуникативные умения учителя. |
|||
1. |
Коммуникативные умения учителя. |
семинар – практикум |
|
2. |
Деловая игра «Лучший учитель глазами психолога» |
деловая игра |
|
VIII. Психологический анализ урока. семинар – практикум |
Таким образом, под психологическим сопровождением понимается специальный вид профессиональной помощи учителю, направленной на освоение им личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности и преодоление различных проблем профессионально-личностного развития.
Изложенные составляющие профессиональной компетентности позволяют наметить как пути их диагностики так и развития. Становление учителя как субъекта педагогического труда осуществляется и в направлении развития его психических качеств с приближением к требованиям профессии, и как усложнение его субъективного мира – мотивации, самосознания, самообразования, позиции. При оценке компетентности важно учитывать, поэтому как степень приближения учителя к требованиям профессии (к стандартам), так и уникальность, неповторимость данного учителя как профессионала.
Авторы:
- Заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы №2 Ф.Х.Хаматнурова.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хаматнурова Файруза Хаматгаяновна
→ zamhamat 14.12.2010 3 4380 893 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.