Автоматизация звука [ч'], дифференциация звуков [в]-[ф].



ГОУ СОШ № 541 г. Москва

Учитель-логопед Селютина Марина Николаевна


Автоматизация звука [ч], дифференциация звуков [в]-[ф].


Тема: автоматизация звука [ч], дифференциация звуков [в] – [ф].

Задачи занятия:

  1. Автоматизировать звук [ч] в слогах, словах, предложениях.

  2. Развивать фонематическое восприятие.

  3. Дифференцировать звуки [в] и [ф] на слух и в собственном произношении в звуковых рядах, слогах, словах.

  4. Развивать интонационную сторону речи:

  • тренировать умение менять темп проговаривания на уровне текстов;

  • тренировать умение интонировать вопросительное ударение.


План-конспект

1.Автоматизация звука [ч]

1. Организационный момент.

Логопед предлагает ребенку картинку парохода и просит показать, как плывет пароход (ч-ч-ч-ч…).

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка: «ч-ч-ч».


2. Развитие фонематического восприятия.

Игра "Поймай слог". Логопед произносит слоговые ряды, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком [ч]: па-на-ча-ва-со-чо-шо-ко; ту-чу-жу-ко-жо-мо-ча-ша.


3. Артикуляционная гимнастика

  • Лягушка - хоботок (чередование улыбки и трубочки);

  • Лопаточка (положить широкий язык на нижнюю губу);

  • Качели (улыбнуться, открыть рот; на счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы, нижняя челюсть при этом неподвижна);

  • Лошадка (улыбнуться, открыть рот; пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки; рот при этом открыт, язык должен быть широким; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной);

  • Гармошка (улыбнуться, открыть рот; присосать широкий язык к небу; не отрывая языка, открывать и закрывать рот).


4. Характеристика звука [ч].

Логопед просит ребенка дать характеристику звука [ч]: согласный, мягкий, глухой.


5. Автоматизация звука [ч] (+ работа над интонационной стороной речи)

  • на уровне слога:

Задание 1. Игра "Кто быстрее". Логопед предлагает ребенку повторить ряд слогов сначала в медленном, а затем в быстром темпе: ач-ач, уч-уч, оч-оч, еч-еч.

Задание 2. Логопед просит ребенка произнести столько раз слог "ач", сколько услышит хлопков.

  • на уровне слов:

Задание 1. Логопед дает ребенку картинки и просит назвать нарисованные на них предметы в уменьшительно-ласкательной форме по образцу: река - речка (рука, яблоко, жук, цветок, мяч, грач, луч, дочь, калач, ключ).

Задание 2. Загадки.

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Упадет - подскочит,

Ударишь - не плачет. (Мячик)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в руке. (Удочка)

Белая бочка,

нет в ней ни сучочка. (Яичко)



  • на уровне предложений:

Задание 1. Логопед предлагает ребенку произнести скороговорку с переспрашиванием. Логопед читает одну строчку, потом ребенок проговаривает эту же строчку с вопросительной интонацией.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу - я сейчас зажгу свечу,

Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча - светит в комнате свеча!

Чи-чи-чи-чи-чи-чи-чи - как темно нам без свечи!

Че-че-че-че-че-че-че - огонечек на свече.

Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча - ясно светит нам свеча!


Синичка, синичка – воробью сестричка.


Задание 2. Логопед предлагает ребенку произнести чистоговорку с переспрашиванием. Логопед читает одну строчку, потом ребенок проговаривает эту же строчку с вопросительной интонацией.

Овечки без челки

И пчелки без челки.

Не плачут овечки,

Не плачут и пчелки,

Что нет у них челки.


6. Физкультминутка.

Ловко прыгают зайчата:

Прыг да прыг, скок да скок!

Быстро бегать зайцам надо,

Чтоб не скушал серый волк!

(прыжки на месте)


Медвежонок не боится

Волка, кабана, лисицы.

Мишка по лесу идет:

"Где здесь пчелы, где здесь мед?"

(ходьба на месте)


А по небу ходят тучи,

Вот пробился солнца лучик.

(потягивания - руки вверх)


И вокруг запели птицы!

(потягивания - руки в стороны)


Ну а нам пора учиться!

(ребенок садится за парту)


*Дифференциация звуков [в] - [ф]

1. Характеристика звуков. Логопед просит ребенка дать характеристику звуков [в], [ф], уточняет ее.

Звук [в]: согласный, твердый, звонкий.

Звук [ф]: согласный, твердый, глухой.


2. Дифференциация [в] - [ф]:

  • на уровне слогов:

Задание 1. Дифференциация на слух. Логопед произносит слоговые ряды, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит одинаковые слоги, топает - когда слоги различны: ва-ва-ва, ва-фа-ва, фа-фа-фа, ва-ва-фа.

Задание 2. Дифференциация в собственном проговаривании + работа с ритмом. Логопед показывает ребенку картинки, ребенок называет подходящие к картинкам слоги:

тигр прыгает на тумбу - ап-оп-ап-оп-ап

охотник стреляет из ружья - пиф-паф-пиф-паф (+ ускорять темп - охотник стал стрелять чаще)

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «ВВВВВВ!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «ФФФФФФ!»

  • на уровне слов:

Задание 1. Логопед произносит слова, ребенок поднимает картинку с колокольчиком (если звук [в]) или картинку с перечеркнутым колокольчиком (если звук [ф]): Фонарь, веник, диван, кофе, дельфин, дерево, новость, творог, флаг, овца.

Задание 2. Логопед просит ребенка разложить на две группы картинки, названия которых включают оппозиционные звуки, а затем назвать эти слова:


ветка — конфетка

влага — фляга

сова - софа

вата - фата


  • на уровне предложения:

Игра "Хитрые звуки" - звуки убегают из разных слов, меняя их значение. Логопед предлагает ребенку предложения, а ребенок должен определить, какое из них правильное.

На дереве растет ветка. На дереве растет конфетка.

В лесу живет сова. В лесу живет софа.

У невесты на голове вата. У невесты на голове фата.


  1. Итог. Оценка.

-Что мы сегодня делали на занятии?

-Какие звуки мы с тобой повторяли?

-Ты сегодня молодец, занятие окончено, можешь идти.


















Источники материалов

1. О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение». Санкт-Петербург, 2010;

2. Тарасова А.В. «Упражнения на каждый день». М.-2008;

3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь «Звуки [Ч]» . М.-2005;

4. Ушакова О.С. «Занятия по развитию самостоятельной речи». М.-2010;

5. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. «Логопедические игры». М.-2010;

6. Гомзяк О.С. “Говорим правильно в 6-7 лет». М.-2009;

7. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь «Звуки [В]-[Ф]» . М.-2005;

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ» (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009.



Полный текст материала Автоматизация звука [ч'], дифференциация звуков [в]-[ф]. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селютина Марина Николаевна  каира
21.09.2011 1 4326 594

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК