Картотека заданий по дифференциации и-у (2-4 классы)
Дифференциация И-У в младших классах массовой школы.
Картотека заданий и игровых упражнений.
Картотека заданий и игровых упражнений.
В настоящее время проблема школьной неуспешности не только не теряет своей актуальности, но и, напротив, стоит ещё более остро , чем когда-либо. К сожалению, наметилась стойкая тенденция к увеличению числа учащихся массовых школ, испытывающих определённые трудности в овладении навыками письма и чтения. По разным данным, это несколько десятков процентов детей. При этом стойкие нарушения письменной речи, называемые дислексией и дисграфией, могут возникать у учащихся с нормальным интеллектом , зрением, слухом и сохранной устной речью.
Как известно, дисграфия проявляется в наличии специфических ошибок на письме, таких как:
- пропуски букв и слогов;
- замены и смешения букв, обозначающих звуки, близкие по акустико-артикуляторным
признакам;
- нарушения грамматического согласования слов в предложении;
- смешения букв сходных по начертанию.
Именно этому последнему виду ошибок и посвящена данная работа. Большинство исследователей называют дисграфию, при которой отмечается смешения букв сходных по начертанию, оптической. Она обусловлена «несформированностью зрительно-пространственных функций, зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.» Выделяют литеральную и вербальную оптическую дисграфию. Если при вербальной отмечаются ошибки по смешению, искажению или замене графически сходных букв на уровне слова, то при литеральной оптической дисграфии страдает написание даже изолированных букв.
А.Н. Корнев же неспособность к овладению графическим образом букв называет диспраксической дисграфией. Сюда он относит:
- ошибки в виде замен букв, сходных по начертанию или имеющие одинаковые элементы
( л-м, и-у, п-т, б-д, х-ж, и-ш )
- ошибки, проявляющиеся в недописывании элементов букв
- ошибки в написании оптически сходных букв( т-ш, в-д, и-п, З-Е )
- ошибки зеркального письма
Некоторые авторы считают неправильным объяснять ошибки по смешению таких букв как о-а, б-д, и-у, л-м, п-т оптическим сходством. В частности, И. Н. Садовникова выделяет новый тип специфичесих ошибок - смешение букв по кинестетическому сходству . Первые элементы во всех вышеназванных парах совпадают и ребёнок , написав их, не может «далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передаёт количество однородных элементов ( л-м, п-т, и-ш ), либо ошибочно выбирает последующие ( и-у, Г-Р, б-д )».
Данный вид дисграфии редко встречается у младших школьников изолированно.
Чаще он сочетается с другими видами дисграфии. При этом ошибки оптико-кинестетического характера могут быть очень стойкими. В таком случае без длительной системной коррекции , предполагающей выполнение многочисленных упражнений со специально подобранным речевым материалом, не обойтись. Эту задачу и призвана решить данная работа. В ней мы предлагаем упражнения, направленные на дифференциацию - букв, сходных по написанию и имеющих общий элемент. Иногда оказывается недостаточным проведение 2-3 занятий по преодолению того или иного вида ошибок. И тогда возникает необходимость в дополнительном разнообразном и доступом речевом материале, который и представляет данный тренинг.
В работе по коррекции оптической дисграфии мы придерживаемся системы, ставшей уже классической. А именно: сначала предлагаем упражнения на закрепление оптико-кинестетического облика одной буквы, затем работаем со второй буквой. И только после этого приступаем непосредственно к дифференциации смешиваемых графем. Этот принцип отражён и в данной работе, состоящей из трёх разделов. Первый раздел посвящён букве « и ». При этом весь речевой материал НЕ содержит слова со смешиваемой буквой « у ». Второй блок представлен упражнениями с речевым материалом, содержащим гласную букву «у » и исключающим букву « и ». Задания третьего раздела направлены уже непосредственно на дифференциацию « и »-« у ».
За каждой буквой закрепляется определённый символ ( «шифровка»). Он отражает направление написания того элемента буквы, которым она отличается от смешиваемой. Для буквы « и » - это стрелка , направленная вправо, для буквы « у »- это стрелка, направленная вниз. В одних карточках предлагается «зашифровать» буквы стрелками, в других , наоборот, «расшифровать». Этот приём позволяет привлечь внимание ребёнка к тому, какая именно буква должна быть написана - « и » или « у » .
Работа по преодолению данного вида ошибок проводится последовательно. Сначала закрепляется навык узнавания изолированной буквы, затем изучаемая буква включается в слоги, слова, словосочетания. Далее предлагаются фразеологизмы, пословицы, предложения и , наконец, стихотворения и связные тексты.
При составлении картотеки использовался разнообразный по сложности и заданиям речевой материал, позволяющий применять его в разных классах, будь то 2, 3 или 4 классы массовой школы. Кроме того мы предлагаем упражнения, направленные не только на привлечение внимания к оптико-кинестетическому образу буквы, но и на развитие навыка языкового анализа, синтеза, представлений, а также на совершенствование функции словообразования и словоизменения и отработку различных орфографических правил на материале слов со смешиваемыми буквами.
Надеемся, что предложенные нами виды работ и игровых заданий будут одинаково интересны и учащимся и педагогам .
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дроздова Вероника Алексеевна
→ veronika-drozdova 31.10.2011 1 19719 3633 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК