Конспекты логопедических занятий с учащимися 1-го и 2-го класса
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск
Должность: учитель-логопед
КОНСПЕКТ
логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезко выраженное общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи
(НВОНР и ФФНР).
Тема: Звуки и буквы Ш-Ж.
Цель: -Совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Ш-Ж с помощью различных анализаторов и звуко-буквенного,
слогового анализа;
-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять
изученные орфограммы;
-практическое словообразование префиксальным способом;
-обучение логическому построению текста;
-воспитывать умение совместно работать в группе.
Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, предметные
картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,
«Ателье», «Уха»;
-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки
«Найди ошибки» и цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,
фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
У учащихся в мешочках печатные и прописные буквы Ш и Ж по одной в каждом.
-Определите букву не глядя, только на ощупь.
После того, как буквы определены, названы, на доске вывешиваются две буквы Ш и Ж.
-Какие звуки обозначают буквами Ша и Же? Назовите их. Сегодня звуки [Ш], [Ж] и буквы Ша и Же — дежурные. Продолжаем работать с ними.
II. Основная часть.
1. Характеристики звуков [Ш] и [Ж]. Сходство, различие. Тактильные ощущения при произнесении. (Сходство: согласные, парные, твердые)
(Различие: [Ш]-глухой, [Ж] -звонкий).
2. Прослушивание магнитофонной записи стихотворения В. Лунина «Что хочется лошадке»
-Послушайте и определите слова, в которых есть звуки [Ш] и [Ж]. (Слова: шоколадка, лошадка, ужин, пирожные).
3. С помощью цифрового ряда определите место звуков [Ш], [Ж] в этих словах.
Учащиеся фломастером зачеркивают соответствующие цифры.
-Назовите соседей звуков [Ш] и [Ж] в этих словах.
(1 слово – о; 2 слово – а, а; 3 слово – у, и; 4 слово – о,н).
4. Игровой момент «Поймай звук».
Если дети слышат звук, то «ловят» его ладошками в «замок», если слог, то ладошки отодвигают от себя.
5. Игровой момент «Цепочка слов».
На табличке предметные картинки со звуком [Ш]. Первое слово «душ» отмечено красным кружком, следующее слово начинается с последнего звука слова «душ» и т.д.
- Какой из «дежурных» звуков есть в каждом слове? (звук [Ш]).
6. Развитие зрительного гнозиса.
На таблице буквы Ш и Ж в различных положениях, а также сходные по начертанию Х, Щ, И.
-Сосчитайте сколько букв Ша и Же на таблице. (Ш-6, Ж-5).
7. Лото букв Ш-Ж.
Логопед произносит слова, а учащиеся заполняют перфокарты, вписывая только буквы Ш или Ж в пустую клеточку: вешалка, желток, можешь, шашки, пожарная машина, лежишь, ландыш.
Физминутка и пальцевая гимнастика.
Сначала круговые движения головой в разные стороны, затем стоя на расстоянии вытянутой руки, показывая рукой проговаривают:
Это правая рука, это левая рука;
справа- шумная дубрава,
слева- быстрая река.
Обернувшись мы, и вот- стало все наоборот:
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река,
Неужели стала правой
Моя левая рука.
Пальцевая гимнастика «Ушки зайчика», «Кошка».
8. Игровой момент «Найди ошибки Незнайки».
Учащиеся находят ошибки в словах и словосочетаниях на карточках, повторив орфограмму: «ЖИ-ШИ пиши с буквой «И». Фломастером правильно записывают слова в карточку, вставленную в файл.
«Резиновые галошы, жыдкий суп, сильный ушыб, наточил ножы» — 4 ошибки. С каждым словосочетанием придумывают предложение.
9. Подбор слов с различными приставками к глаголу «шить».
-Ателье мышонка украшает витрина, по которой мы можем определить, какие заказы надо выполнить мышонку. Назовите предметы одежды, определите, какой из «дежурных» звуков есть в словах. (Шуба, джинсы платье, шапка, шорты, жакет)
-Что нужно сделать мышонку?
(Наклейку нашить, карман пришить, вишенки вышить, шорты сшить, платье подшить. вешалку пришить).
10. Работа с деформированным текстом «Уха».
Обучение построению логической последовательности действий с помощью сюжетных картинок. Выяснить основную мысль рассказа, последовательность событий, проиллюстрировать сюжетными картинками.
Чтение текста в правильной последовательности: «Папа поймал щуку и ерша. Мама сварила уху. Жора угостил маму. Хороша уха!»
-Назовите слова с «дежурными» буквами.
III. Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
(Учились различать звуки [Ш] и [Ж] и буквы (Шa-Же).
Игровой момент «Пароль на выход»
- Назовите слова с противоположными звуками: уши- (ужи). жар- (шар), шаль -….(жаль), жить- …(шить), крушить- ….(кружить), Луша- …(лужа).
-Вы все хорошо работали на занятии.
Источники материалов.
- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.
- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.
- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.
- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.
- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.
- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск
Должность: учитель-логопед
Конспект занятия с группой детей 1-х классов, имеющих нерезко выраженное общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Тема: |
Звуков и буквы П-Б.
|
Цель: |
1. Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв П-Б в слогах, словах, предложениях с помощью различных анализаторов. |
|
2. Предупреждение оптической дизграфии и дислексии. |
|
3. Развитие умений выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слова, образовывать слова из двух односложных. |
|
4. Развитие внимания, памяти, мышления. |
|
5. Развитие мелкой моторики кистей рук, пространственной ориентировки. |
|
6. Воспитание доброжелательного, вежливого отношения друг к другу посредством групповой работы. |
Оборудование
Раздаточный материал: |
Карточки цифровых рядов, фломастеры, мешочки с буквами П, Б, фишки и карточки для печатания слов из отдельных букв по дорожкам, карточки односложных слов для образования новых. |
Демонстрационный материал: |
Магнитофон, предметные картинки со звуками П и Б, таблицы «Витрина хлебо-булочного магазина», «Цепочки слов-картинок», для чтения наращенных слов, таблицы букв П, Б, обычных и для мнемонического приема. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Представление.
Дети становятся в круг, здороваются, протягивая руку друг другу и желая хорошей работы на занятии садятся на место.
II. Организационный момент
1. На доске таблица витрины магазина
Чтение стихотворения: «Пряник, пирог,
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку».
- Как называются изделия, которые испек пекарь? (Хлебо-булочные).
- Назовите, какие первые звуки в словах (по картинкам) вы услышали.
(Пряник – звук [п], пирог - [п'], бублик, баранка, батон, буханка – звук [б])
2. Сообщение темы занятия.
- На занятии будем учиться различать звуки и буквы П и Б изолированно в словах, в слогах и предложениях.
III. Основная часть
1. Сходство и различие звуков
- Что вы знаете о звуках [п] и [б]?
(согласные, взрывные, парные [п] – глухой, [б] – звонкий)
- отличие [п] от [б] (глухость – звонкость)
Дети произносят изолированные звуки [п], [б] твердые.
- А мягкие звуки как звучат?
Учащиеся произносят мягкие звуки [п'], [б'].
2. Различие звуков [п] [б] на слух в словах. У логопеда пары картинок.
Игровой момент «Какое слово я задумала, если….»
- Первый звук [б] (бант – пальто).
- Первый звук [п] (бабочка – помидор) и т.д.
3. Определение места звуков [п], [б] в словах с помощью цифрового ряда.
- Забор, брови, бабочка
- почта, суп, шпалы, лапы,
4. Игровой момент «Цепочка слов».
(Кабачок, капуста, абрикос, суп, помидоры, перец).
Из ряда картинок составить цепочку, в которой каждое следующее слово начинается с предыдущего.
Проблемная ситуация с последним словом: картинки «помидор» или «перец».
- Назовите одним словом все картинки, кроме супа и абрикоса.
5. Звуки [п] [п'], обозначаются буквой П
Показ букв - печатной, прописной, строчной.
-Букву П в спортивном зале перекладиной назвали
п (э) немножко инвалид (п), ножка правая болит.
-Эту букву вы никогда не спутаете с другой:
п – пара, пара ножек, пара туфель.
-Звуки [б], [б'] обозначаются буквой Б.
-Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
-Строчная буква «б» вписывается в профиль белки, ее хвост поднят вверх, как и у буквы «б» дуга поднята вверх и вправо.
6. Игровой момент «Назовите букву не глядя»
С помощью тактильных ощущений учащиеся определяют букву в мешочке, называют ее.
Физминутка: релаксация, под медленную, красивую музыку пальцевая гимнастика, двигательные упражнения.
7. Определите места звуков и букв в словах по картинкам
а) учащиеся отмечают в схемах под картинками место звука фишками синего и зеленого цвета;
б) фломастером вписывают буквы П или Б;
в) придумывают 1-2 предложения.
8. Чтение. Прием наращивания слова по одной букве
по – пол – полк – Полкан
ба – бал – балы – балка – балкон
-Почему Полкан написано с заглавной буквы?
-Придумывайте 2 предложения с любыми словами.
9. Игровой момент «Поймай звук»
10. Печатание слов из данных букв с помощью дорожек фломастером по файлу – чтение новых слов из односложных.
11. Практическое словообразование.
У учащихся вставленные в пленку картинки.
-Соедините линиями слова из 2-х столбиков, чтобы получилось новое слово с буквами П или Б:
бар вол
буй сук
пол оса
пар ночь
пол ус
-Объясните значение новых слов.
Ответы детей полным предложением.
IV. Итог занятия.
Игровой момент «Пароль на выход».
Скажи наоборот: апа – аба, убу – упу, опо – обо,
башня -…ашня, почки - …очки, борт - …орт, палка - …алка!
Молодцы! Вы хорошо работали на занятии.
Источники материалов.
- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.
- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.
- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.
- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.
- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.
- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск
Должность: учитель-логопед
Конспект занятия с подгруппой учащихся 2-х классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Тема: |
Звуки и буквы Ч – Щ.
|
Цель: |
1. Закрепить четкую дифференциацию звуков и букв Ч – Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и тактильные ощущения; |
|
2. Совершенствовать навыки звуко-слогового буквенного анализа и фонематического восприятия; |
|
3. Вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфограммы; |
|
4. Развивать связную речь; |
|
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, посредством групповой работы. |
Оборудование:
|
Магнитофон, демонстрационные таблицы «Ча –ща»; «Чу – щу», наборное полотно, мешочки с рельефными буквами Ч и Щ, картинки по профессиям, слого буквенные схемы, раздаточные карточки «Найди ошибки»; карточки для составления рассказа по графическим схемам и картинкам. |
I. Ход занятия
Представление и знакомство учащихся.
Дети стоят кружком. Каждый из них протягивает руку товарищу и представляется полным именем:
- Меня зовут … А тебя? После того, как последний ребенок назвал себя учащиеся, взявшись за руки, поворачиваются к логопеду.
- Сегодня на занятии мы будем выделять и различать звуки Ч – Щ и буквы, читать и писать с этими буквами слова и предложения, сочинять рассказ.
Желаю всем хорошо справиться с заданиями. Садитесь.
II. Основная часть
1. Прослушивание отрывка стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» в магнитофонной записи:
Пусть в чаще
свирепые хищники воют –
Тебе не страшны никакие враги.
-Не бойся, мы рядом! –
тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
- Назовите слова со звуками [ч] и [щ]. Характеристики звуков [ч] [щ].
- Произнесите звук [ч] – губы округлены, зубы не смыкаются; [щ] – губы выдвинуты вперед, зубы сближены. Дайте характеристику каждому звуку.
[ч] – согласный, глухой, мягкий, непарный, краткий, взрывной;
[щ] - согласный, глухой, мягкий, непарный, долгий.
Отличие звуков: [ч] – краткий, взрывной [т ш];
[щ] – долгий, щелевой [щ' щ'];
2. Игровой момент «Поймай звук».
Логопед произносит звуки [ч], [щ] или называет буквы «че», «ща». Звуки - ладошки в замок, буквы – ладони – отодвигают от себя.
3. - Назовите а) соседей звука [ч] в словах:
птичница, тапочки, круча, прочный;
б) соседей звука [щ] в словах:
роща, ищу, клещи.
4. Игровой момент «Определи букву не глядя».
В мешочках, лежащих перед каждым ребенком, находятся печатные и прописные буквы Ч или Щ. Учащиеся, не глядя, ощупывают букву и называют её. Описывают зрительный образ буквы. Буква Ч печатная похожа на цифру 4, а Щ – на расческу с тремя зубцами. Прописные Ч и Щ учитель-логопед вывешивает на доске, используя мнемонический прием:
под крылом чайки буква Ч,
среди волн в петле буквы Щ плывет щука.
5. Подбор слого-буквенной схемы к картинкам обозначающим профессии. 4 картинки, 5 схем – одна лишняя.
Картинки: Стекольщик, чистильщик, точильщик, часовщик.
6. -Составьте предложения с этими словами – картинками, используя слова – карточки на магнитной доске.
Слова на карточках: «чистит, вставляет, точит, ножи, ботинки, стекла».
Карточки расставляются в определенном порядке.
Чтение предложений учащимся.
- Запишите на доске одно предложение, правильно оформив его. (Большая буква, точка в конце предложения).
7. Физминутка и пальцевая гимнастика.
8. Чтение слов и предложений по таблице.
Повторение изученных орфограмм «Ча – ща», «Чу – щу».
Чтение предложений, где слова наполовину закрыты полосками бумаги: «полубуковки».
9. «Найди ошибки».
На карточках, вставленных в файлы А-5 тексты:
Сегодня чюдесный денек. Мы отправились в рощю. я молчу и слушаю, как щебечют веселые птички. (4 ошибки).
Учащиеся фломастером исправляют слова, используя изученные орфограммы, правильно.
10. Составление рассказа «Собака».
У детей карточки, вставленные в файл А – 5.
на карточках графическое изображение предложений. В каждом предложении по одному вписанному слову.
Для составления предложения используются картинки на этой же карточке: кость, молоко, собака, щенок.
Учащиеся работают фломастером, вставляя недостающие слова.
Примерный текст: «Это собака. Её зовут Берта. У Берты маленький щенок. Собака ест кость, а щенок пьет молоко. Берта рычит. Щенок пищит».
- Найдите слова с буквами Ч и Щ. Подчеркните эти буквы.
III. Итог занятия
- Какие орфограммы связаны с буквами Ч и Щ?
- Какие задания вы выполняли сегодня?
Источники материалов.
- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.
- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.
- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.
- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.
- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.
- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
→ Tatyana51G 25.03.2012 1 13643 1146 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.