Конспекты логопедических занятий с учащимися 1-го и 2-го класса


Автор: Гурковская Татьяна Павловна

Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск

Должность: учитель-логопед



КОНСПЕКТ

логопедического занятия с учащимися 1классов, имеющих нерезко выраженное общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи

(НВОНР и ФФНР).


Тема: Звуки и буквы Ш-Ж.


Цель: -Совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Шс помощью различных анализаторов и звуко-буквенного,

слогового анализа;

-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять

изученные орфограммы;

-практическое словообразование префиксальным способом;

-обучение логическому построению текста;

-воспитывать умение совместно работать в группе.


Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, предметные

картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,

«Ателье», «Уха»;

-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки

«Найди ошибки» и цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,

фишки.


Ход занятия:


1. Организационный момент.


У учащихся в мешочках печатные и прописные буквы Ш и Ж по одной в каждом.

-Определите букву не глядя, только на ощупь.

После того, как буквы определены, названы, на доске вывешиваются две буквы Ш и Ж.

-Какие звуки обозначают буквами Ша и Же? Назовите их. Сегодня звуки [Ш], [Ж] и буквы Ша и Же дежурные. Продолжаем работать с ними.




II. Основная часть.


1. Характеристики звуков [Ш] и [Ж]. Сходство, различие. Тактильные ощущения при произнесении. ходство: согласные, парные, твердые)

(Различие: [Ш]-глухой, [Ж] вонкий).

2. Прослушивание магнитофонной записи стихотворения В. Лунина «Что хочется лошадке»

-Послушайте и определите слова, в которых есть звуки [Ш] и [Ж]. (Слова: шоколадка, лошадка, ужин, пирожные).

3. С помощью цифрового ряда определите место звуков [Ш], [Ж] в этих словах.

Учащиеся фломастером зачеркивают соответствующие цифры.

-Назовите соседей звуков [Ш] и [Ж] в этих словах.

(1 слово – о; 2 слово – а, а; 3 слово – у, и; 4 слово – о,н).

4. Игровой момент «Поймай звук».

Если дети слышат звук, то «ловят» его ладошками в «замок», если слог, то ладошки отодвигают от себя.

5. Игровой момент «Цепочка слов».

На табличке предметные картинки со звуком [Ш]. Первое слово «душ» отмечено красным кружком, следующее слово начинается с последнего звука слова «душ» и т.д.

- Какой из «дежурных» звуков есть в каждом слове? (звук [Ш]).

6. Развитие зрительного гнозиса.

На таблице буквы Ш и Ж в различных положениях, а также сходные по начертанию Х, Щ, И.

-Сосчитайте сколько букв Ша и Же на таблице. (Ш-6, Ж-5).

7. Лото букв Ш-Ж.

Логопед произносит слова, а учащиеся заполняют перфокарты, вписывая только буквы Ш или Ж в пустую клеточку: вешалка, желток, можешь, шашки, пожарная машина, лежишь, ландыш.


Физминутка и пальцевая гимнастика.


Сначала круговые движения головой в разные стороны, затем стоя на расстоянии вытянутой руки, показывая рукой проговаривают:

Это правая рука, это левая рука;

справа- шумная дубрава,

слева- быстрая река.

Обернувшись мы, и вот- стало все наоборот:

Слева- шумная дубрава,

Справа- быстрая река,

Неужели стала правой

Моя левая рука.

Пальцевая гимнастика «Ушки зайчика», «Кошка».

8. Игровой момент «Найди ошибки Незнайки».

Учащиеся находят ошибки в словах и словосочетаниях на карточках, повторив орфограмму: «ЖИ-ШИ пиши с буквой «И». Фломастером правильно записывают слова в карточку, вставленную в файл.

«Резиновые галошы, жыдкий суп, сильный ушыб, наточил ножы» 4 ошибки. С каждым словосочетанием придумывают предложение.

9. Подбор слов с различными приставками к глаголу «шить».

-Ателье мышонка украшает витрина, по которой мы можем определить, какие заказы надо выполнить мышонку. Назовите предметы одежды, определите, какой из «дежурных» звуков есть в словах. (Шуба, джинсы платье, шапка, шорты, жакет)

-Что нужно сделать мышонку?

(Наклейку нашить, карман пришить, вишенки вышить, шорты сшить, платье подшить. вешалку пришить).

10. Работа с деформированным текстом «Уха».

Обучение построению логической последовательности действий с помощью сюжетных картинок. Выяснить основную мысль рассказа, последовательность событий, проиллюстрировать сюжетными картинками.

Чтение текста в правильной последовательности: «Папа поймал щуку и ерша. Мама сварила уху. Жора угостил маму. Хороша уха!»

-Назовите слова с «дежурными» буквами.


III. Итог занятия.


-Чем мы сегодня занимались на занятии?

(Учились различать звуки [Ш] и [Ж] и буквы (Шa-Же).

Игровой момент «Пароль на выход»

- Назовите слова с противоположными звуками: уши- (ужи). жар- (шар), шаль -….(жаль), жить- …(шить), крушить- ….(кружить), Луша- …(лужа).

-Вы все хорошо работали на занятии.







Источники материалов.

- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.

- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.

- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.

- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.

- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.

- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.




Автор: Гурковская Татьяна Павловна

Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск

Должность: учитель-логопед



Конспект занятия с группой детей 1-х классов, имеющих нерезко выраженное общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Тема:

Звуков и буквы П-Б.


Цель:

1. Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв П-Б в слогах, словах, предложениях с помощью различных анализаторов.


2. Предупреждение оптической дизграфии и дислексии.


3. Развитие умений выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слова, образовывать слова из двух односложных.


4. Развитие внимания, памяти, мышления.


5. Развитие мелкой моторики кистей рук, пространственной ориентировки.


6. Воспитание доброжелательного, вежливого отношения друг к другу посредством групповой работы.


Оборудование


Раздаточный материал:

Карточки цифровых рядов, фломастеры, мешочки с буквами П, Б, фишки и карточки для печатания слов из отдельных букв по дорожкам, карточки односложных слов для образования новых.

Демонстрационный материал:

Магнитофон, предметные картинки со звуками П и Б, таблицы «Витрина хлебо-булочного магазина», «Цепочки слов-картинок», для чтения наращенных слов, таблицы букв П, Б, обычных и для мнемонического приема.


ХОД ЗАНЯТИЯ


I. Представление.


Дети становятся в круг, здороваются, протягивая руку друг другу и желая хорошей работы на занятии садятся на место.


II. Организационный момент


1. На доске таблица витрины магазина

Чтение стихотворения: «Пряник, пирог,

Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку».

- Как называются изделия, которые испек пекарь? (Хлебо-булочные).

- Назовите, какие первые звуки в словах (по картинкам) вы услышали.

(Пряник – звук [п], пирог - [п'], бублик, баранка, батон, буханка – звук [б])

2. Сообщение темы занятия.

- На занятии будем учиться различать звуки и буквы П и Б изолированно в словах, в слогах и предложениях.


III. Основная часть


1. Сходство и различие звуков

- Что вы знаете о звуках [п] и [б]?

(согласные, взрывные, парные [п] – глухой, [б] – звонкий)

- отличие [п] от [б] (глухость – звонкость)

Дети произносят изолированные звуки [п], [б] твердые.

- А мягкие звуки как звучат?

Учащиеся произносят мягкие звуки [п'], [б'].

2. Различие звуков [п] [б] на слух в словах. У логопеда пары картинок.

Игровой момент «Какое слово я задумала, если….»

- Первый звук [б] (бант – пальто).

- Первый звук [п] (бабочка – помидор) и т.д.

3. Определение места звуков [п], [б] в словах с помощью цифрового ряда.

- Забор, брови, бабочка

- почта, суп, шпалы, лапы,

4. Игровой момент «Цепочка слов».

(Кабачок, капуста, абрикос, суп, помидоры, перец).

Из ряда картинок составить цепочку, в которой каждое следующее слово начинается с предыдущего.

Проблемная ситуация с последним словом: картинки «помидор» или «перец».

- Назовите одним словом все картинки, кроме супа и абрикоса.

5. Звуки [п] [п'], обозначаются буквой П

Показ букв - печатной, прописной, строчной.

-Букву П в спортивном зале перекладиной назвали

п (э) немножко инвалид (п), ножка правая болит.

-Эту букву вы никогда не спутаете с другой:

п – пара, пара ножек, пара туфель.

-Звуки [б], [б'] обозначаются буквой Б.

-Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

-Строчная буква «б» вписывается в профиль белки, ее хвост поднят вверх, как и у буквы «б» дуга поднята вверх и вправо.

6. Игровой момент «Назовите букву не глядя»

С помощью тактильных ощущений учащиеся определяют букву в мешочке, называют ее.

Физминутка: релаксация, под медленную, красивую музыку пальцевая гимнастика, двигательные упражнения.

7. Определите места звуков и букв в словах по картинкам

а) учащиеся отмечают в схемах под картинками место звука фишками синего и зеленого цвета;

б) фломастером вписывают буквы П или Б;

в) придумывают 1-2 предложения.

8. Чтение. Прием наращивания слова по одной букве

по – пол – полк – Полкан

ба – бал – балы – балка – балкон

-Почему Полкан написано с заглавной буквы?

-Придумывайте 2 предложения с любыми словами.

9. Игровой момент «Поймай звук»

10. Печатание слов из данных букв с помощью дорожек фломастером по файлу – чтение новых слов из односложных.

11. Практическое словообразование.

У учащихся вставленные в пленку картинки.

-Соедините линиями слова из 2-х столбиков, чтобы получилось новое слово с буквами П или Б:

бар вол

буй сук

пол оса

пар ночь

пол ус

-Объясните значение новых слов.

Ответы детей полным предложением.


IV. Итог занятия.


Игровой момент «Пароль на выход».

Скажи наоборот: апа – аба, убу – упу, опо – обо,

башня -…ашня, почки - …очки, борт - …орт, палка - …алка!

Молодцы! Вы хорошо работали на занятии.


Источники материалов.

- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.

- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.

- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.

- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.

- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.

- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.


4



Автор: Гурковская Татьяна Павловна

Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск

Должность: учитель-логопед



Конспект занятия с подгруппой учащихся 2-х классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Тема:

Звуки и буквы Ч – Щ.


Цель:

1. Закрепить четкую дифференциацию звуков и букв Ч – Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и тактильные ощущения;


2. Совершенствовать навыки звуко-слогового буквенного анализа и фонематического восприятия;


3. Вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфограммы;


4. Развивать связную речь;


5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, посредством групповой работы.


Оборудование:


Магнитофон, демонстрационные таблицы «Ча –ща»; «Чу – щу», наборное полотно, мешочки с рельефными буквами Ч и Щ, картинки по профессиям, слого буквенные схемы, раздаточные карточки «Найди ошибки»; карточки для составления рассказа по графическим схемам и картинкам.


I. Ход занятия


Представление и знакомство учащихся.

Дети стоят кружком. Каждый из них протягивает руку товарищу и представляется полным именем:

- Меня зовут … А тебя? После того, как последний ребенок назвал себя учащиеся, взявшись за руки, поворачиваются к логопеду.

- Сегодня на занятии мы будем выделять и различать звуки Ч – Щ и буквы, читать и писать с этими буквами слова и предложения, сочинять рассказ.

Желаю всем хорошо справиться с заданиями. Садитесь.


II. Основная часть


1. Прослушивание отрывка стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» в магнитофонной записи:

Пусть в чаще

свирепые хищники воют –

Тебе не страшны никакие враги.

-Не бойся, мы рядом! –

тебя успокоят

Мордочка, хвост и четыре ноги.

- Назовите слова со звуками [ч] и [щ]. Характеристики звуков [ч] [щ].

- Произнесите звук [ч] – губы округлены, зубы не смыкаются; [щ] – губы выдвинуты вперед, зубы сближены. Дайте характеристику каждому звуку.

[ч] – согласный, глухой, мягкий, непарный, краткий, взрывной;

[щ] - согласный, глухой, мягкий, непарный, долгий.

Отличие звуков: [ч] – краткий, взрывной [т ш];

[щ] – долгий, щелевой [щ' щ'];

2. Игровой момент «Поймай звук».

Логопед произносит звуки [ч], [щ] или называет буквы «че», «ща». Звуки - ладошки в замок, буквы – ладони – отодвигают от себя.

3. - Назовите а) соседей звука [ч] в словах:

птичница, тапочки, круча, прочный;

б) соседей звука [щ] в словах:

роща, ищу, клещи.

4. Игровой момент «Определи букву не глядя».

В мешочках, лежащих перед каждым ребенком, находятся печатные и прописные буквы Ч или Щ. Учащиеся, не глядя, ощупывают букву и называют её. Описывают зрительный образ буквы. Буква Ч печатная похожа на цифру 4, а Щ – на расческу с тремя зубцами. Прописные Ч и Щ учитель-логопед вывешивает на доске, используя мнемонический прием:

под крылом чайки буква Ч,

среди волн в петле буквы Щ плывет щука.

5. Подбор слого-буквенной схемы к картинкам обозначающим профессии. 4 картинки, 5 схем – одна лишняя.

Картинки: Стекольщик, чистильщик, точильщик, часовщик.

6. -Составьте предложения с этими словами – картинками, используя слова – карточки на магнитной доске.

Слова на карточках: «чистит, вставляет, точит, ножи, ботинки, стекла».

Карточки расставляются в определенном порядке.

Чтение предложений учащимся.

- Запишите на доске одно предложение, правильно оформив его. (Большая буква, точка в конце предложения).

7. Физминутка и пальцевая гимнастика.

8. Чтение слов и предложений по таблице.

Повторение изученных орфограмм «Ча – ща», «Чу – щу».

Чтение предложений, где слова наполовину закрыты полосками бумаги: «полубуковки».

9. «Найди ошибки».

На карточках, вставленных в файлы А-5 тексты:

Сегодня чюдесный денек. Мы отправились в рощю. я молчу и слушаю, как щебечют веселые птички. (4 ошибки).

Учащиеся фломастером исправляют слова, используя изученные орфограммы, правильно.

10. Составление рассказа «Собака».

У детей карточки, вставленные в файл А – 5.

на карточках графическое изображение предложений. В каждом предложении по одному вписанному слову.

Для составления предложения используются картинки на этой же карточке: кость, молоко, собака, щенок.

Учащиеся работают фломастером, вставляя недостающие слова.

Примерный текст: «Это собака. Её зовут Берта. У Берты маленький щенок. Собака ест кость, а щенок пьет молоко. Берта рычит. Щенок пищит».

- Найдите слова с буквами Ч и Щ. Подчеркните эти буквы.


III. Итог занятия


- Какие орфограммы связаны с буквами Ч и Щ?

- Какие задания вы выполняли сегодня?


Источники материалов.

- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.

- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.

- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.

- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.

- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.

- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.



Полный текст материала Конспекты логопедических занятий с учащимися 1-го и 2-го класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурковская Татьяна Павловна  Tatyana51G
25.03.2012 1 28432 1146

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК