Конспект подгруппового занятия "Разделительный мягкий знак в притяжательных прилагательных". 2 класс
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему:
«Разделительный мягкий знак в притяжательных прилагательных»,
проведенного с учащимися 2 класса
Составила учитель-логопед Соколова Н.В.
Цели занятия:
Совершенствовать навыки словообразования: закреплять умение учащихся образовывать притяжательные прилагательные.
Развивать навык употребления на письме разделительного мягкого знака.
Совершенствовать навык согласования существительных с притяжательными прилагательными в роде, числе.
Продолжать учить детей употреблять притяжательные прилагательные в предложениях.
Довести объем кратковременной слуховой памяти до 9 единиц.
Лексический материал:
Слова сложной слоговой структуры:
Слово |
Слоговая структура |
Работа над словом
|
шерсть |
односложное, стечение согласных в конце слова, простое по артикуляции |
е ше шер шерс шерсть |
волчья |
двусложное, закрытый слог, два стечения согласных, простых по артикуляции |
о я чья лчья волчья |
охотничье |
четырехсложное, два закрытых слога, два стечения согласных, простых по артикуляции |
о о и е ни тни охотни охотнич охотничье |
Слова, сложные по семантике:
Слово |
Значение слова по словарю Ожегова |
Работа над словом
|
логово |
место, где обитает зверь |
скрытое от глаз место, где живет хищник и его детеныши; можно сказать «логово волка», но нельзя «логово белки, зайца» |
чутье |
способность обнаруживать что-либо органами чувств |
звериное чутье (способность зверя уловить запах человека или животного); языковое чутье (способность человека догадаться, как правильно сказать или написать слово) |
трели |
переливчатый, дрожащий звук |
песня соловья; отличайте от слова «дрель» (это инструмент); каким звуком отличаются слова «трель-дрель»? |
медвежья услуга |
это выражение имеет переносное значение: медвежья в значении «неуклюжая, неловкая, неаккуратная, ненужная помощь» |
|
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные.
1. Логопед: слушайте сказку про хвосты диких животных. В этой сказке не хватает некоторых слов, отвечающих на вопрос «чей?», догадайтесь и назовите эти слова.
Логопед знакомит детей со сказкой «Хвосты»:
«Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Но хвосты потерялись. Давайте поможем животным найти их. Чтобы найти хвосты, надо их правильно назвать, ответив на вопрос: «Хвост чей?». Вот на сосне висит пушистенький хвост белки. Хвост чей? (Беличий). Рядом – хвост барсука. Хвост барсука чей? (Барсучий). А под дубом лежит маленький коричневый хвост … (медведя). Хвост чей? (Медвежий). В чаще леса нашелся хвост серого сильного быстрого…(волка). Хвост чей? (Волчий). Возле большого куста – длинный хвост тигра. Чей? (Тигриный). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост… лисы. Чей? (Лисий). А на пенечке – тоненький, длинненький, серенький хвостик … (мышки). Хвостик чей? (Мышиный). За куст зацепился маленький хвост оленя. Он чей ? (Олений). Под кустом – роскошный хвост соболя. Чей? (Соболиный). Мы помогли животным найти свои хвосты и они были этому очень рады.
2. Доведение объема кратковременной слуховой памяти до 9 единиц:
Логопед: вспомните, чьи хвосты мы называли? Запишите в тетради словосочетания столбиком по образцу: беличий хвост.
II. Совершенствовать навык согласования существительных и притяжательных прилагательных в числе и роде.
Логопед: измените слова, записанные в столбик так, чтобы они обозначали множественное число:
«беличий хвост – беличьи хвосты».
Сравните написанные пары слов. Какая буква появилась во всех вторых словах? (Мягкий знак). Что обозначает на письме буква «мягкий знак»?
Мягкий знак может обозначать не только мягкость согласного, но и быть разделительным. Что разделяет мягкий знак в слове? (согласные и гласные второго ряда). Когда мы произносим слово с разделительным мягким знаком, наш язычок как бы «запинается».
Логопед голосом выделяет разделение в притяжательных прилагательных
множественного числа.
III. Совершенствовать навык согласования существительных в роде и числе.
1. Логопед: допишите словосочетания словами, подходящими по смыслу, подчеркните разделительный мягкий знак и буквы, которые он разделяет:
Берлога (чья?) - …, гнездо (чье?) -…, зубы (чьи?) -…, голоса (чьи?), лицо (чье?) -…,
плавники (чьи?) -…, нора (чья?) -…, услуга (чья?) -….
2. Логопед: прочитайте слова, написанные на доске.
шерсть
чутье
логово
гнездо
стая
удача
ружье
конура
Слушайте и подбирайте подходящие слова к написанным, запишите полученные словосочетания в тетрадь.
Логопед называет слова, учащиеся составляют с ними словосочетания: «волчья, волчье, птичье, птичья; собачье, собачья; охотничье, охотничья».
IY . Продолжать учить детей употреблять притяжательные прилагательные в предложениях.
Инструкция: составьте предложения из 5 слов, используя словосочетания:
Охотничье ружье; лисьи следы; соловьиные трели; рыбья чешуя.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соколова Нелли Владимировна
→ лого9 12.10.2012 0 8099 709 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.