Статья "Дифференциация оппозиционных фонем"
Исследования многих олигофренопедагогов и логопедов (Р. И. Лалаевой, Д. И. Орловой, В. В. Воронковой, Е. Ф. Соботович и др.) свидетельствуют о недостаточной сформированности слухового внимания и фонематического восприятия умственно отсталых школьников. Особенно резко эти недостатки проявляются у детей I - III классов. Именно поэтому одной из логопедических тем является дифференциация оппозиционных фонем. Занятия логопеда в это время в первую очередь нацелены на коррекцию недостатков и совершенствование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Совместная работа учителя и логопеда должна быть четко определена. Прежде всего, они вместе обследуют речь, чтение, письмо учащихся, выявляя уровень их фонематического развития. Они налаживают взаимопосещение занятий с целью выявления слабых сторон учащихся и осуществления преемственности в работе. Оба педагога регулярно обмениваются мнениями, обсуждая продвижение каждого ученика, как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Учитель проводит логопедические минутки, способствующие формированию фонематического восприятия.
Опираясь на имеющуюся методическую и логопедическую литературу, а также основываясь на собственном опыте, я постараюсь показать методику логопедических занятий по теме «Дифференциация звонких и глухих согласных во II классе».
Цель этих занятий: скорригировать недостатки фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; отработать правильность произносительных навыков опози- ционных фонем в близком соседстве и в различном сочетании с другими звуками (в слогах и словах), формировать навык дифференциации звонких и глухих согласных на письме.
Логопедические занятия с группой детей, имеющих более сложные дефекты фонематического восприятия, желательно начинать за полтора-два месяца до изучения указанной темы в классе. Естественно, что логопеду придется объяснять новый для школьников материал, пользуясь теми приемами, которые позднее будут применяться учителем. Организация опережающего знакомства с темой позволит
детям после логопедических занятий включиться во фронтальную работу наравне с другими одноклассниками.
Начальный этап предполагает усвоение каждой пары звонких и глухих согласных в от дельности.Логопед выясняет, правильно ли дети произносят звуки слышат ли они их
Выделяют ли среди других, знают ли артикуляционные особенности этих фонем. Знакомству с артикуляционной характеристикой каждого звука пары могут помочь изготовленная логопедом таблица и индивидуальные карточки.
На таблице даны следующие условные знаки: красный и синий квадраты, обозначающие гласный и согласный ЗВУКИ; два квадрата, в одном из которых нарисован колокольчик ( звонок), другой — пустой первый символизирует наличие голоса, второй — его отсутствие при произнесении согласных),
Каждая маленькая (индивидуальная) карточка представляет собой один из символов знаков)отдельно.
Поскольку для умственно отсталых второклассников характеристика звука по двум признакам представляет значительные трудности и (хотя эта работа была начата еще в I классе), на логопедических занятиях стоит вернуться к объяснению каждого из них.
На первом занятии учащиеся вспоминают, что гласные звуки произносятся с открытым ртом, выдыхаемый воздух не встречает преград; условно они обозначаются красным цветом,
Логопед напоминает детям, что согласные звуки произносятся с большим трудом, их произнесению всегда что-то мешает: язык, зубы, губы. Ученики, глядя в зеркало, произносят звуки б и п, убеждаясь, что воздух каждый раз как будто толкается в губы, пробивая себе проход. Обозначаются согласные буквы синим цветом.
Убедившись, что пара оппозиционных фонем б — п это согласные звуки, ученики сравнивают их звучание по участию голоса. Обычно наличие или отсутствие голоса проверяется прикладыванием ладони к горлу: дети узнают, участвуют ли голосовые связки в произнесении звуков б и п; учитель показывает карточку с изображением звонка — для б и пустую карточку, символизирующую глухой п, вводятся термины звонкие и глухие согласные
Учащиеся находят нужные буквы и подкладывают к ним соответствующие карточки: к букве б — карточку со звонком, к п — пустую карточку.
Далее работа над этими звуками идет в такой последовательности:
дети повторяют за логопедом сочетания звуков: б-п-б, п-п-б, б-б-п и т. д.;
раскладывают карточки с изображением звонка или пустые, без рисунка, в зависимости от того, какой согласный — звонкий или глухой произносит учитель (это задание проводится в виде игры «Не ошибись»);
в произвольном порядке кладут три карточки, а затем произносят обозначаемые ими звуки;
повторяют за логопедом сочетания слоговых структур: ба-ба-па, па-ба-па и т.
д-;
определяют, звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его со-, ответствующей карточкой;
один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным (игра «Наоборот»), Игра идет по цепочке. Для того чтобы дети варьировали называемые ими слоги, логопед помогает им, показывая ту гласную букву, которую следует им использовать. В результате Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу, бы-пы. и т. д.;
дети распределяют предметные картинки, укладывая их или на картинку с домиком, где на дверях нарисован звоночек, или на другую, где его нет, в зависимости от глухости или звонкости первого звука в названии предмета;
выбирают карточку, название которой, отличающееся одним начальным звуком от другого, произносит логопед: башня — пашня, баня — Паня, бочка — почка; 9) обозначают одной первой буквой слова
которые называет логопед;
10) составляют условно-графическую схему слова и после проведенного анализа записывают его.
Примерно по такой же схеме отрабатывается каждая пара звуков. Количество занятий, посвящаемых отработке двух оппозиционных звуков, определяется успехами детей, четкостью выполнения ими заданий.
После работы над каждой парой звонких и глухих согласных в отдельности учащиеся упражняются, закрепляя различение всех парных согласных.
Для этой цели могут быть использованы следующие виды задания:
Повторение за логопедом сочетания слоговой структуры с рифмующейся строчкой:
Ба-па-ба, |
Па-ба-па, |
Два снопа. |
два гриба. |
Ва-фа-ва, |
Фа-ва-фа, |
там сова. |
у нас софа. |
Г а-ка-га. |
Ка-га-ка, |
Болит нога. |
болит рука. |
Да-та-да, |
Та-да-та, |
вот вода. |
суета. |
Са-за-са, |
За-са-за, |
вот коса. |
вот коза. |
Ша-жа-ша, |
Жа-ша-жа, |
два ерша. |
два ужа. |
Повторение за логопедом слоговых комплексов в разных сочетаниях сначала устно, затем с показом на слоговой таблице:
ба-па-ба па-ба-па ба-ба-па па-па-ба ба-па-па пя-бя-йя
Запись слоговых сочетаний под диктовку. Логопед предупреждает детей, что он произносит сочетание один раз, поэтому
надо внимательно его прослушать и повторить про себя.
В случае, если ученик не запомнил произнесенные слоги, логопед просит других детей помочь ему.
Игра «Отгадай первый звук». Логопед называет слово или показывает картинки, а школьники поднимают карточки со звоночком, когда слово начинается со звонкого согласного или пустой квадрат если первый согласный глухой
' Непонятные детям слова объясняются либо путем толкования, либо с помощью картинок
Запись названий картинок. Вывешиваются предметные картинки, где изображены, например, пол, бак. Ученики выкладывают их условно-графической схемой, используя квадратики синего и красного цветов. Под первым синим квадратом они кладут карточку с изображением звонка или пустую, обозначая таким образом звонкую или глухую согласную. Слово записывается.
Игра «У кого похожее слово?». Детям раздают карточки со словами- паронимами. Ученик читает слово, написанное на его карточке. Ему должен откликнуться тот, у кого слово, отличающееся одним первым звуком. Устанавливается сходство и различие между словами. При этом учащиеся пытаются по возможности самостоятельно (с опорой на картинку) объяснить смысловое различие слов.
Игра «Найди ошибку». Логопед читает стихотворение. Учащиеся определяют слово, произнесенное неверно, исправляют ошибку. Четверостишие в исправленном виде повторяется логопедом вместе с детьми:
Много снега во дворе
. Саша и Егорка,
Взяв лопату и ведро.
Вышли делать корку.
Два дежурных нынче в классе.
Доску мыла Аня.
Пол мела, пыль вытирала
Дежурная Ваня.
Мы играем во дворе,
Я зову собачку,
Запрягаю, как коня,
И везу с ней дачку.
Птицам голодно зимой.
Вышел наш Егорка
И для птиц не пожалел
Румяной свежей горки.
Из коробочек кормушки
Сделал детям Саня.
А скворечник помогал
Мастерить им Фаня.
На каникулах Сережа
Не решал задачки.
Он все лето отдыхал
Под Москвой на тачке.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар
Нам купили синий-синий
Презеленый красный жар.
Предложения пишу
Ровно строчка в строчку,
А в конце не забываю
Я поставить дочку.
Мама, мамочка моя.
Ты не спишь всю ночку.
От болезни бережешь
Маленькую точку.
Работа со словами-паронимами. На доске сделана такая запись: -очки.
Логопед говорит: «На доске написано слово почки. Какую надо вставить букву? Какое получится слово, если вставить букву б?»
Устанавливается сходство и различие в словах (буквенное и смысловое). Далее с этими словами придумываются предложения.
Выборочная запись слов по; картинкам. На доске 4—5 картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки. Надо записать слова с заданным звуком. Прежде чем это сделать, учащиеся называют найденное ими слово, четко его проговаривают. Помогая им при выборе нужного слова, логопед может показать карточку с крупно написанной буквой.
Игра «Буква ищет свой предмет». На доске или наборном полотне выставлены картинки, на которых изображены предметы, составляющие одну родовую группу, например овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами:
«Буква п пошла искать свой предмет». Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук п: «Это помидор, это репа» и т. д. Названия овощей записываются на доске и в тетрадях.
Работа с предложениями, где в словах пропущены буквы. Дети называют пропущенные буквы, соотносят их с соответствующей карточкой, обозначающей звонкость или глухость произносимого звука.
Составление предложения по картинке и выкладывание схемы этого предложения. Буквенный анализ каждого слова, проговаривание по слогам и запись под диктовку: «Даша катала Тому».
Как показал наш опыт, проводимая в содружестве с учителем работа при использовании описанных приемов содействует совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия, способствует предупреждению дисграфических ошибок
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Ирина Валерьевна
→ froxy 03.10.2017 0 11721 88 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.