Статья "Комплексный подход в преодолении трудностей овладения навыком письма в работе учителя-дефектолога"
Соломаха Любовь Владимировна
учитель-дефектолог
Санкт-Петербург
Комплексный подход в преодолении трудностей овладения навыком письма в работе учителя-дефектолога
Количество детей, испытывающих трудности в усвоении письма, увеличивается с каждым годом. Без специальных занятий эти трудности могут сохраняться на протяжении всего школьного обучения.
Чаще всего учитель может наблюдать следующие проблемы у учащихся:
слабый или слишком сильный нажим
быстрая утомляемость при письменных работах
неровные, “дрожащие”, двойные линии
значительное отклонение от строчки
медленный темп
несоблюдение размера, формы и наклона графических элементов
несоблюдение последовательности элементов
“грязное” письмо
значительный выход за границы раскрашиваемого рисунка
Коррекционное воздействие включает в себя комплексную и последовательную работу подготовки руки к письму и повышения качества письменных работ:
1 этап: Физические упражнения
2 этап: Графические задания
3 этап: Письмо ручкой
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ вырабатывают точность движений пальцев, способствуют развитию силы мелких мышц рук и устойчивость к письменным нагрузкам.
Подготавливая руку к письму на этапе физических тренировок важно работать комплексно в 4-х направлениях, направленных на развития именно тех навыков, которые необходимы для последующего формирования графических умений. Таким образом мы должны способствовать развитию таких качеств, как:
сила, подвижность и выносливость рук
глазомер и координация
ритмичность и переключение (на письме важно быстро переключаться с одного элемента на другой)
скорость
Техническое обеспечение:
•Карандаши, шарики Су-Джок, щетки, используются для массажа, разогрева рук перед работой
•Эспандер помогает развить силу и выносливость кисти рук к нагрузкам
•Гироскопический тренажер для рук “Роллербол” развивает подвижность и силу мышц кисти рук и предплечья
•Карточки “Ритм” на три счета, для развития переключения движений и внимания
•Картотека пальчиковых игр (используются для развития координации, ловкости, равномерной мышечной нагрузки на пальцы и кисти рук)
Регулярные физические упражнения, направленные на тренировку мелкой моторики рук, помогают преодолевать быструю утомляемость возникающую в процессе письменных заданий, также исчезают дрожащие линии.
ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ способствуют развитию глазо-двигательных координаций и зрительно-пространственного восприятия, являющихся базовой для становления письма в любом возрасте:
раскрашивание движениями вверх-вниз, двигаясь слева направо; такие упражнения дают необходимую мышечную нагрузку и приучает к целенаправленной деятельности, разрабатывая именно те направления движений, которые используются при письме
рисование штрихов вверх-вниз и различных орнаментов (используются нелинованые листы, рисунки выполняются с сохранением амплитуды (развиваем зрительно-моторную координацию)
рисование двумя руками (разрабатывает запястье, способствует активизации межполушарного взаимодействия, развивает способность к самоконтролю)
орнаменты, графические узоры на листе в клетку (способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, глазомера и внимания)
В результате выполнения этих упражнений улучшается нажим, точность движений и их стабильность, развивается зрительно-пространственное восприятие и навык самоконтроля, что создает благоприятную почву для дальнейшего успешного овладевания письмом или улучшения качества письма на этапе уже сформировавшегося почерка.
Техническое обеспечение:
Не линованные листы формата А5 и А4
Цветные 3-х гранные карандаши для малышей, и обычные для тех, кто постарше.
Простой карандаш, твердость HB
Тетрадь в клетку
Раскраски
Пропись для двухручного рисования (Мальцева И.В.)
ПИСЬМО формируется только при достаточной моторной готовности, которая развивается и совершенствуется на первых двух этапах коррекционной работы. Для успешного овладения качественным навыком письма используется три метода:
копировальный (обведение букв по точкам, или обведение букв написанных учителем простым карандашом)
линейный метод (соблюдение пропорций ширины и высоты букв)
метод доступности (идем от более простых с точки зрения графики букв к более сложным)
Техническое обеспечение:
Изображения букв и их элементов (таблица с алфавитом, карточки)
Медленное написание буквы учителем на доске
Прописи
Калька
Тетрадь
Шариковая ручка
Таким образом, используя комплексный подход и поэтапность в подготовке ребенка к письму мы увеличиваем его возможности качественно овладеть навыком письма и повысить качество его письменных работ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соломаха Любовь Владимировна
→ Публикатор 06.11.2017 0 2897 89 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.