Статья "Возможности развития мелкой моторики и координации на логопедических занятиях"
Возможности развития мелкой моторики
и координации на логопедических занятиях.
Костюкова О.Б.
В последнее 20 лет увеличилось количество детей с проблемами в поведении и с нарушениями речи. Педагоги и врачи называют разные причины такого резкого увеличения случаев речевых нарушений. Среди них экологические проблемы, качество продуктов и воды и тд. Однако проблемы экологии существовали и раньше, а скачок количества речевых нарушений у детей происходит в последнее время. Практика показывает, что примерно 50 процентов первоклассников приходящих в школу нуждаются в логопедической помощи.
Следует вспомнить, что изменился образ жизни. Врачи бьют тревогу по поводу гиподинамии среди взрослого населения. Эта проблема в еще большей степени касается детей. В детский сад родители везут ребенка на автомобиле, в саду часть дня ребенок проводит за столом на занятиях. Воспитатель должен решить массу образовательных задач. Дома ребенок окружен большим количеством технических устройств: компьютер, телефон, телевизор. Вместо подвижных игр он прикован к тому или другому экрану. Физиологи уже давно доказали связь между развитием речи и развитием мелкой моторики. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о связи развития мозга и мелкой моторики. Пальчиковые игры обладают способностью улучшать умственные способности ребенка, снимают психическое напряжение, развивают координацию движения. Массаж большого пальца активизирует работу головного мозга. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы.
Особое внимание хочется обратить на пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения для рук в сопровождении стихотворных форм используются учителями-логопедами на занятиях. Пассивная гимнастика может стать хорошей подготовкой к активным пальчиковым упражнениям. Прежде всего - это массаж. Например, учитель-логопед может использовать следующий вариант: ребенок кладет руку на стол ладонью вниз. Логопед придерживает руку ребенка в запястье и другой рукой приподнимает вверх каждый палец руки до максимально возможного положения.
Пассивные упражнения можно использовать в сочетании с активными. Биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка. К артикуляционным упражнениям добавляются движения рук. Например: упражнение для языка “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. Упражнение для языка «Чашечка» может сопровождаться имитацией чашечки из ладоней. «Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. При этом делать упражнение «Трубочка».
На выручку учителю-логопеду могут прийти различные подручные средства. Они разнообразят работу по развитию мелкой моторики и принесут большую пользу ребенку. Например:
- Сухой бассейн для рук. Наполните коробку сухой фасолью или горохом. Поместите в нее буквы, вырезанные из пенопласта или слепленные из самозастывающей глины. Задача ребенка: с закрытыми глазами найти букву и назвать ее.
- Бельевые прищепки. На простые формы круг (желтый) или треугольник (зеленый) закрепить прищепки, чтобы получилась елочка или солнышко.
- Мячик Су-Джок. При помощи мячика и пружинок, которые находятся внутри можно предложить сделать детям самомассаж с воздействием на речевые зоны, которые расположены на руках.
- Аппликатор Кузнецова. Используем для самомассажа ладней.
- Массажная расческа с жестким креплением. Используем для самомассажа ладоней. В зону массажа можно включить зону от ладони до локтя.
Прекрасным упражнением для активизации работы мозга может стать зеркальное рисование. Ребенку необходимо дать большой лист бумаги и предложить нарисовать симметричные рисунки обеими руками. Начиная с простых – вертикальные линии, квадраты, круги, солнышко и тд. Во время такого упражнения расслабляются руки и глаза и одновременно активизируется работа мозга.
На логопедическом занятии может присутствовать элемент соревновательности. При этом необходимо учесть примерное равенство детей в развитии моторики во избежание психологических травм. Например, можно использовать столовую вилку и шерстяную нить. На конце нити необходимо сделать петлю, надеть ее на крайний зубец вилки и предложить детям, держа вилку одной рукой и оплетать зубцы нитью другой рукой. Если дети справляются с этой задачей качественно, можно ввести элемент соревновательности.
Еще одним помощником на занятии логопеда может и должен стать мяч. Большое количество речевых заданий можно сопровождать игрой с мячом. Подбрасываем и ловим мяч, называя слова на определенный звук. Перекидываем друг другу, называя слова, отвечающие на вопрос «Что?» или «Кто?». Логопед может использовать мячи разного диаметра, это будет дополнительным способом развития координации движения. В детской неврологии существую диагноз «синдром детской неуклюжести». «Дети с синдромом коодинаторных нарушений при сохранении интеллекта выглядят «тормозами»… «Однако нарушения у этих детей не ограничиваются двигательной сферой. Такие дети позже начинают говорить, у них часто нарушена артикуляция, замедлен темп речи»1 Олег Игоревич Ефремов – детский невролог, автор книг по детской неврологии, нарушения развития речи обращает внимание логопедов на то, что нарушение речи может быть связано с дисфункцией мозжечка. В методических центрах Доре существует программа мозжечковой стимуляции. Это похоже на лечебную физкультуру. На логопедических занятиях в школе можно использовать некоторые упражнения, которые помогут в стимуляции мозжечка. Например, стоя на одной ноге выполнить какое-то задание логопеда. Можно посадить ребенка вместо стула на большой резиновый мяч, ребенку придется прикладывать усилия, чтобы удержать равновесие. В таком положении можно делать артикуляционную гимнастику. Мозжечок будет стимулироваться.
Существуют упражнения для релаксации, которые помогут ребенку расслабиться. Например, логопед предлагает ребенку представить себя высокой травинкой качающейся на ветру. Другой вариант: ты песчаный замок, на который попадает вода, и замок постепенно рассыпается. Представь себя песком, из которого построен замок, изобрази его.
Таким образом, логопедическое занятие, какой бы не была его цель должно быть наполнено разнообразными упражнениями. Предложенные в статье примеры упражнений помогут сделать занятие интересным и увлекательным для ребенка. А значит и эффективным.
1 О.И. Ефремов В. Л. Ефремова «15 мифов о детской речи. Диалог невролога и логопеда о детской речи» Москва- Санкт-Петербург издательство «Диля», 2013
На странице приведен фрагмент.
Автор: Костюкова Оксана Борисовна
→ Публикатор 26.11.2017 0 2411 80 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.