Конспект урока по логопедической коррекции "Некоторые виды работ по развитию аналитико – синтетической деятельности"
Цель урока: Развитие аналитико–синтетической деятельности обучающегося, его мышления, произношения и фразовой речи.
Задачи урока.
1.Образовательные задачи:
- развивать процессы анализа, синтеза и мышления обучающегося;
- закрепить правописание имён собственных:
- расширить активный и пассивный словарный запас обучающегося;
- учить пользоваться на практике развёрнутой фразовой речью.
2. Воспитательные задачи.
- воспитывать интерес к обучению;
- воспитывать умение выполнять задания самостоятельно;
- воспитывать навыки культурного обращения и общения с окружающими;
- воспитывать нравственные качества обучающегося, трудолюбие.
3.Коррекционно – развивающие задачи.
- коррекция психических процессов обучающегося: восприятия, внимания, памяти;
- коррекция нарушений органов артикуляционного аппарата;
- коррекция нарушения речевого дыхания;
- коррекция пространственных нарушений;
- коррекция общей и мелкой моторики кистей рук;
Оборудование: таблицы, таблички, раздаточный дидактический материал, слоги для составления слов, схемы для слогового анализа слов, предметные и сюжетные картинки, детская художественная литература, магнитная доска.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. - Ваня, проверь, все ли учебные принадлежности у тебя на парте?
Ученик. - Да, я приготовил всё, что нужно для урока.
Учитель. – Тема сегодняшнего урока «Некоторые виды работ по развитию аналитико – синтетической деятельности». На этом уроке мы с тобой будем выполнять задания и упражнения на составление слов из букв и слогов, данных вразбивку. Кроме того, мы выполним артикуляционную гимнастику и упражнения для развития речевого дыхания, а также массаж мышц речевого аппарата.
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
а) Упражнения для активизации мышц языка.
Учитель. – Сейчас, Ваня, мы с тобой выполним упражнения для активизации мышц языка.
Обучающийся под руководством учителя выполняет артикуляционную гимнастику «часики», «качели», «вкусное варенье», «иголочка», и др.
Учитель. – Хорошо, Ваня.
б) Внешний массаж мышц речевого аппарата.
Учитель. – А теперь выполним внешний массаж мышц речевого аппарата:
- потрём свои ладошки, особенно кончики пальцев, разогреем их;
- погреем и активизируем мышцы щёк (круговые движения в одну сторону, а затем обратно);
- массируем мышцы носогубной складки (вдоль и поперёк);
- разглаживаем мышцы вокруг губ (обучающийся выполняет круговые движения вокруг губ);
- массируем мышцы лба;
- «смываем с лица всю негативную энергию.
Обучающийся под руководством и контролем учителя выполняет массаж мышц речевого аппарата.
в) Упражнения на активизацию мышц губ.
Учитель. – Беззвучно, одной артикуляцией губ произносит следующие гласные: и-у-а-о, а-у-и-о, о-и-у-а.
Обучающийся вслед за учителем выполняет эти упражнения.
2.Дыхательная гимнастика.
Учитель. - Ваня, сожми кулачки, бесшумно и глубоко сделав вдох, подними руки вверх, а затем на плавном медленном выдохе опусти руки вниз. Повтори это упражнение несколько раз.
(обучающийся выполняет это упражнение несколько раз)
Учитель. - Молодец, Ваня. А теперь на правильном речевом выдохе произнеси следующие фразы и чистоговорки: «Самолёт построим сами, полетим мы над лесами», «Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок» и др.
3. Развитие аналитико – синтетической деятельности обучающегося.
Учитель. - Сейчас ты будешь, смотря на таблицу, в которой даны вразбивку буквы алфавита (16 букв), составлять из них слова. Тебе понятно это задание?
Ученик. – Да, я понял, что надо выбирать из таблицы те буквы, из которых можно составлять слова.
(Учитель вывешивает на магнитной доске таблицу букв).
А Ж В Л
Е З Д И
К Г Б О
Ё М Й Н
Учитель. - Но сначала, Ваня, покажи и назови буквы в алфавитном порядке. Вспомни материал русского языка по данной теме.
(Ученик показывает и называет буквы в правильном алфавитном порядке).
Учитель. - Правильно. А теперь сначала назови гласные буквы, а затем согласные.
(Ученик правильно дифференцирует гласные и согласные буквы).
Учитель. - Хорошо, Ваня. А сейчас найди в таблице только имена людей.
(Ученик показывает указкой порядок букв в таблице и называет слова).
Ученик. – Зина, Лиза, Дима, Вадим, Олег, Лена, Вова, Лида.
Учитель. - Как называются такие слова?
Ученик. – Эти слова называются именами собственными. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Учитель. - Правильно. Посмотри на таблицу и вспомни, какие ещё слова относятся к именам собственным?
(Обучающийся самостоятельно смотрит на таблицу и отвечает на поставленный учителем вопрос).
Ученик. – К именам собственным относятся ещё фамилия и отчества людей, а также названия городов, деревень, сёл, рек, озёр, клички животных.
Учитель. - А теперь другое задание – надо найти названия животных, которые «прячутся» в этой таблице.
(Обучающийся самостоятельно находит названия животных и называет их учителю).
Ученик. – Кабан, волк, коза, белка, ёж.
Учитель. - А теперь подумай и определи, какое животное «лишнее» в этом ряду?
Ученик. – Я думаю, что это коза, потому что коза – это домашнее животное, а остальные – дикие.
(Далее учитель выставляет перед обучающимся 5 предметных картинок с изображениями диких животных и предлагает ему посмотреть и запомнить порядок изображённых животных. Затем перемешивает картинки и просит мальчика по памяти восстановить первоначальный порядок предметных картинок).
Учитель. - Хорошо, Ваня. Ты сделал только 2 ошибки из 6. А теперь проведём физминутку.
4. Физминутка.
а) Ориентировка в малом пространстве.
Учитель. - Встань, сделай шаг вперёд, руки вверх. Теперь 2 шага направо, руки в стороны. Шаг назад, руки вперёд. Руки вверх – вдох, руки вниз – медленный выдох. Садись, Ваня.
Учитель. - А ты любишь животных? А как ты думаешь, нужно охранять лесных животных? Почему?
Ученик. – Да. Я знаю и люблю диких животных. Потому что они красивые, хорошие и без них в лесу было бы пусто и скучно.
Учитель. - А сейчас постарайся по отдельным признакам отгадать загадки про животных.
По деревьям скок, скок
И орешки щёлк, щёлк (белка).
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками (ёжик).
Бежит быстро с горушки,
Прижав длинненькие ушки (заяц).
Серовато, зубовато
По лесу рыщет, добычу ищет (волк).
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её - …(лиса).
Учитель. - Молодец, правильно. Значит ты хорошо знаешь повадки и любишь животных леса.
5.Составление слов из слогов.
Учитель. - А теперь, Ваня, мы окажемся с тобой как бы в царстве волшебных слов. Только их надо «расколдовать», то есть надо будет из частей, слогов, данных вразбивку, составить целое «волшебное слово».
(Учитель даёт обучающемуся 4 набора слогов, из которых он должен составить 4 вежливых слова).
(Ученик самостоятельно составляет 4 слова из слогов, данных вразбивку)
Ученик. – Я составил такие слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания.
Учитель. - Правильно. А сейчас я проверю, как ты понял, когда и в каких случаях и жизненных ситуациях надо говорить то или иное необходимое вежливое слово.
(Учитель произносит по две стихотворные строчки, а обучающийся дополняет их нужными «волшебными» словами).
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит при встрече…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…(до свидания).
Учитель. - Ваня, я довольна тобой. Ты правильно умеешь применять в речи вежливые слова.
6. Работа со словами и слоговыми схемами.
(Учитель вывешивает на магнитную доску 3 таблицы).
Таблица слов Слоговые схемы слов Предметные картинки
Рубашка
Стул
Пила
Картина
Волк
Песок
Малина
Учитель. - Ваня, возьми мел и проведи мелом стрелку от слова к соответствующей данному слову слоговой схеме. То же самое задание относится ко всем остальным словам и предметным картинкам.
(Обучающийся самостоятельно и правильно выполняет это задание).
7. Пальчиковая гимнастика.
Учитель. - Ваня, ты хорошо поработал, правильно начертил стрелки к соответствующим схемам. А теперь пускай твои пальчики отдохнут. Давай выполним пальчиковую гимнастику с сопутствующими движениями частей тела «Вот так».
Как живёшь? Вот так, вот так.
А плывёшь? Вот так, вот так.
Вдаль глядишь? Вот так, вот так
А бежишь? Вот так, вот так.
Ждёшь обед? Вот так, вот так.
Машешь вслед? Вот так, вот так.
Ночью спишь? Вот так, вот так.
А шалишь? Вот так, вот так.
8. Составление предложения по сюжетным и предметным картинкам.
(Учитель даёт обучающемуся сюжетные и предметные картинки и предлагает ему составить по ним распространённые предложения).
(Обучающийся составляет по картинкам предложения, а учитель в случае затруднений оказывает ему индивидуальную помощь).
9. Чтение текста рассказа обучающимся на правильном речевом дыхании.
(Ученик читает текст рассказа о животных. Учитель проверяет усвоение прочитанного по вопросам).
III. Подведение итогов.
Ваня, ты хорошо потрудился, старался на уроке, выполнил много разнообразных упражнений и заданий, большинство из которых выполнил самостоятельно и правильно. Молодец. Я ставлю тебе четыре.
Самоанализ урока по логопедической коррекции в 5 классе «Некоторые виды работ по развитию аналитико – синтетической деятельности обучающегося с умственной отсталостью» к защите выпускной работы на КПК по теме: «Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС НОО».
Я, Антонова Ирина Владимировна, учитель государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа №3», имею высшее дифектологическое образование, квалификацию учитель – логопед, учитель – олигофренопедагог, I квалификационную категорию.
Стаж работы в школе – 20 лет.
Урок, анализ которого предоставляется Вашему вниманию, я проводила с обучающимся 5 класса с умственной отсталостью индивидуально на дому.
- Тема урока: Некоторые виды работ по развитию аналитико – синтетической деятельности обучающегося с умственной отсталостью».
- Тип урока: Урок закрепления знаний.
- Методы работы на уроке: Словесные, наглядные и практические. В том числе присутствуют: объяснение, демонстрация, игра (игровые моменты), упражнения и самостоятельная работа.
- Цель урока: Развитие аналитико–синтетической деятельности обучающегося, его мышления, произношения и фразовой речи.
- Задачи урока.
1.Образовательные задачи:
- развивать процессы анализа, синтеза и мышления обучающегося;
- закрепить правописание имён собственных:
- расширить активный и пассивный словарный запас обучающегося;
- учить пользоваться на практике развёрнутой фразовой речью.
2. Воспитательные задачи.
- воспитывать интерес к обучению;
- воспитывать умение выполнять задания самостоятельно;
- воспитывать навыки культурного обращения и общения с окружающими;
- воспитывать нравственные качества обучающегося, трудолюбие.
3.Коррекционно – развивающие задачи.
- коррекция психических процессов обучающегося: восприятия, внимания, памяти;
- коррекция нарушений органов артикуляционного аппарата;
- коррекция нарушения речевого дыхания;
- коррекция пространственных нарушений;
- коррекция общей и мелкой моторики кистей рук;
Оборудование: таблицы, таблички, раздаточный дидактический материал, слоги для составления слов, схемы для слогового анализа слов, предметные и сюжетные картинки, детская художественная литература, магнитная доска.
Анализ данного урока я постараюсь представить исходя из системы требований, которые предъявляются современной дидактикой к урокам при работе с обучающимся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Эти требования, в первую очередь, и послужат критериями для моего самоанализа.
Одним из важнейших дидактических требований является то, что каждый урок есть продолжение предыдущего. Так как этот урок был проведён с целью закрепления уже ранее полученных знаний и умений обучающимся по данной теме, он является логическим продолжением работы по этой теме на более высоком методическом уровне.
В самом начале урока, понимая важность значения осознания учащимся темы и цели урока, я давала их с предельной чёткостью на доступном для обучающегося уровне. Объяснила, что на этом уроке мы будем совершенствовать свои уже ранее полученные знания и умения по выполнению упражнений и заданий, связанных с развитием аналитико – синтетической деятельности, но на более сложном уровне.
В процессе проведения данного урока для более эффективной и продуктивной его результативности, я использовала разнообразные методы работы. На уроке присутствовали словесные, наглядные и практические методы. Кроме того, в том числе использовались: объяснение, демонстрация, игра (игровые моменты), разнообразные упражнения и самостоятельная работа.
Главной задачей на данном уроке являлось закрепление и развитие умений и навыков выполнения обучающимся упражнений и заданий, направленных на развитие мыслительных процессов – анализа и синтеза, но на более сложном уровне. Для того, чтобы достигнуть положительных результатов в работе с обучающимся с умственной отсталостью, необходимо было провести довольно большую и длительную работу по закреплению ранее полученных знаний и умений. Поэтому, выполняя на уроке одно из главных дидактических требований относительно к обучению детей с умственной отсталостью, мне приходилось прибегать к многократному выполнению разнообразных видов упражнений и заданий (от простых к более сложным) по основной теме урока. Сначала проводилась работа с таблицей букв, расположенных вразбивку. Обучающийся, смотря на таблицу букв, называл их в алфавитном порядке, затем производил дифференциацию гласных от согласных и только потом приступил к выполнению задания по составлению слов из букв, данных в таблице. Причём по заданию учителя ученик находил те буквы, из которых можно было составлять слова, обозначающие имена людей. С этим заданием обучающийся справился самостоятельно и получил за это похвалу учителя. Затем им было выполнено задание по составлению из букв слов, обозначающих названия животных. После этого, отвечая на вопрос учителя, сумел выделить название «лишнего» животного, не подходящего к группе остальных, то есть обучающийся правильно самостоятельно провёл классификацию, обобщив по существенным признакам диких животных (кабан, волк, белка, ёж) и отделив от них домашнее животное (коза). Следующим, более сложным этапом выполнения задания по развитию и коррекции мыслительной деятельности обучающегося, было составление слов (синтез) из слогов, данных вразбивку. Структура этих слов была довольно сложная («волшебные слова»), но мальчик, хотя и довольно медленно, самостоятельно справился и с этим заданием. Далее было выполнено задание, связанное с работой со слоговыми схемами слов, требующее включения логического мышления, с которым мальчик справился с незначительной помощью учителя. При выполнении этого задания в полной мере подключилось произвольное внимание, активизировалась мыслительная деятельность обучающегося. На интересном, занимательном для обучающегося материале, связанным с включением непроизвольного внимания, протекала мыслительная деятельность учащегося при отгадывании загадок про животных, где по отдельным существенным признакам он правильно определял названия животных, что и было выполнено с интересом и удовольствием. Кроме того, большую роль в развитии эстетического вкуса и эмоционально - волевой сферы оказало чтение отрывка рассказа о природе и лесных обитателях. Содержание прочитанного дало возможность ясно представить прекрасные картины родной русской природы и животного мира, что пробудили в душе ребёнка ощущение чувства прекрасного и любви к родному краю. В процессе выполнения данных заданий у обучающегося активизировался и обогащался словарный запас из наиболее важных и необходимых в различных жизненных ситуациях слов. Он правильно отвечал на стихотворные строчки по теме «волшебные», вежливые слова. Таким образом, у обучающегося воспитывались навыки культурного обращения и общения с окружающими. Хочется подчеркнуть, какое важное значение в ходе урока имела работа по развитию связной фразовой речи, что наблюдалось во время ответов обучающегося на поставленные учителем вопросы, а также выполнение задания по составлению распространённых предложений по предметным и сюжетным картинкам. Диалогическая речь осуществлялась на уроке в процессе общения учителя с учащимся.
Кроме нарушений аналитико – синтетической деятельности у обучающегося страдает кратковременная и долговременная память. Поэтому я включила в урок отдельные задания по развитию памяти. С этой целью использовала задания с применением предметных картинок, где надо было посмотреть и запомнить, а затем восстановить порядок увиденных предметных картинок с изображением животных. В ходе выполнения данного задания развивалось внимание обучающегося. Развитию кратковременной памяти способствовало довольно быстрое запоминание небольших чистоговорок и стишков для закрепления правильного произношения. Кроме того, при ответах на вопросы учителя обучающийся использовал знания, полученные ранее на уроках русского языка и чтения («Правила правописания имён собственных», дифференциация гласных и согласных, знания порядка букв алфавита, чтение текста с последующим логически правильным пересказом прочитанного). Это способствует укреплению и развитию долговременной памяти. Межпредметная связь уроков русского языка, чтения и логопедии прослеживается на протяжении всего урока.
Урок был довольно плотно насыщен упражнениями и заданиями, требующими для обучающегося с умственной отсталостью напряжённой мыслительной деятельности. Поэтому для снятия возможной усталости и напряжения в урок включены две физминутки и отдельные расслабляющие моменты. Первая физминутка способствовала коррекции нарушений общей моторики, координации и согласованности движений, а также развитию правильной ориентировки в малом пространстве. Вторая физминутка выполнена в виде пальчиковой гимнастики, но по сути она была интегрирована и с двигательными действиями обучающегося.
Расслабляющие мыслительное напряжение и усталость моменты прослеживались при отгадывании загадок, договаривании стихотворных строчек вежливыми культурными словами, при запоминании и восстановлении первоначального ряда из предметных картинок.
В целом, используемая на уроке яркая, разнообразная наглядность (сюжетные и предметные картинки, таблицы, таблички, слоговые схемы и т.д.) применялась непосредственно по назначению, с целью повышения и стимуляции познавательной активности и усиления мотивации к учебной деятельности обучающегося.
Большое внимание уделялось в начале данного урока упражнениям, направленных на коррекцию нарушений органов артикуляционного аппарата обучающегося. Эти упражнения способствовали не только коррекции имеющихся нарушений строения речевого аппарата, но и активизации его моторики, уточнению речевых движений и улучшению звукопроизношения. С этой же целью был проведён внешний массаж мышц атикуляционного аппарата. В связи с нарушением у обучающегося навыков речевого дыхания и, в первую очередь речевого выдоха, на уроках логопедической коррекции в системе проводится дыхательная гимнастика.
Проведённый урок логопедической коррекции прошёл продуктивно. Всё намеченное на урок было выполнено. Поставленные цель и задачи достигнуты. На уроке наблюдалась активность и самостоятельность обучающегося при выполнении предложенных ему упражнений, заданий и низкий процент допущенных ошибок. За это мальчик получил похвалу и одобрение от учителя. Вместе с тем, хочется обратить внимание на наличие выявленных в ходе урока недостатков:
- Обратить внимание на коррекционную работу по развитию кратковременной памяти и произвольного внимания обучающегося.
- Продолжить работу по развитию и коррекции мыслительной деятельности и обогащению словарного запаса обучающегося.
- Больше внимания и времени уделять развитию навыков аналитического чтения у обучающегося.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Ирина Владимировна
→ Публикатор 26.12.2017 0 2308 68 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.