Статья "Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру"
Кудрова Т. И.
учитель — логопед Москва,Россия
Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру.
Проблема исследования и коррекции фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) комплексная, объединяющая психолого-педагогический и нейролингвистический аспекты изучения таких детей. Фонематические процессы тесно связаны с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением. Исследование фонематических процессов у детей взаимосвязано с вопросами изучения их ведущих психических процессов, общей готовности к школе.
Для современного этапа развития коррекционной педагогики актуальны вопросы инновационного содержания и технологий обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Одной из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста является создание условий для формирования у них готовности к обучению в школе.
Успешное обучение в школе во многом зависит от сформированности в дошкольном возрасте сенсорного опыта ребенка. Теория и практика дошкольной дидактики, начиная с самых ее истоков (Я. Коменский, И. Песталоцци, М. Монтессори, О. Декроли, Ф. Фребель), уделяла пристальное внимание сенсорному воспитанию детей. Однако, оценивая программы сенсорного воспитания, А. В. Запорожец писал, что, как правило, из них неправомерно исключалось формирование таких специфически человеческих сенсорных способностей, как музыкальный и фонематический слух.
В психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложения ее на развитие звуковой, фонетической стороны речи и ее смысловой стороны. Тщательно изученная история детской фонетики, с одной стороны, оказалась не в состоянии объединить проблему относящихся сюда явлений. С другой стороны, изучение значения детского слова привело исследователей к автономной и самостоятельной истории детской мысли, между которой не было никакой связи с фонетической историей детского языка.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с речевой патологией, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и другие). Уже в дошкольном возрасте дети с ФФН не справляются с программными требованиями детского сада по развитию речи, и к моменту поступления в школу они не достигают нужного уровня готовности к обучению. У них, наряду с нарушениями памяти, внимания, восприятия, мышления, в той или иной степени оказываются несформированными как речевая система, так и оперирование элементами речи на практическом уровне. Это, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне, к осознанию сложных языковых закономерностей. У дошкольников с ФФН выявляется ряд пробелов в формировании фонетической стороны речи. Отставание в формировании фонетического уровня речи затрудняет овладение программой по русскому языку, может нарушать формирование языковых процессов анализа и синтеза, привести к нарушению письменной речи. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ФФН в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.
Эмоциональный речевой материал и сюжетно - игровые приёмы, отвечая потребности дошкольников в игровой деятельности, создают благоприятные условия для успешной работы по развитию фонематического восприятия
Игра предоставляет большие возможности для развития и совершенствования речи ребёнка. В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом.
Из всего многообразия известных игр мы выбрали для исследования сюжетно-ролевую игру - одно из средств развития фонематических процессов, высший тип игровой деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых действиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Мы провели сравнительное экспериментальное изучение состояния фонематических и психических процессов у детей 5 - 6 лет с ФФН и с нормальным речевым развитием.
Экспериментальное изучение осуществлялось в течение пяти лет и состояло из трех этапов. Основными задачами первого этапа являлись: отбор в экспериментальную группу детей старшего дошкольного возраста с ФФН и обследование их с помощью разработанной методики. По данным оториноларинголога у всех детей экспериментальной группы тональный слух был в норме. Экспериментальную группу составили дети с ФФН из логопедической группы: 48 детей 5 - 6 лет. Один ребёнок в группе имел стёртую дизартрию. У всех детей нормальное интеллектуальное развитие. Сравнительную группу составили дети старшей и подготовительной к школе групп: 41 ребёнок с нормальным речевым развитием.
На втором этапе было проведено сравнительное изучение фонематических процессов у дошкольников с ФФН (ЭГ) и детей с нормальной речью (СГ).
На третьем этапе проводилось экспериментальное коррекционное обучение с использованием сюжетно – ролевой игры в процессе проведения логопедических занятий. Все занятия связаны с соответствующей лексической темой. Приведем примеры таких занятий.
1). Лексическая тема: «Транспорт».
Тема: «Путешествие по станциям».
Программные задачи: Учить детей различать звуки [В] и [В’] на слух и в произношении. Закрепление умения преобразовывать слова, слоги, заменяя звуки [В] и [В’]. Учить детей подбирать слова по рифме. Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: шапка машиниста, Незнайки, маска Буратино, картинки на звуки [В] и [В’], карточки для чтения с пропущенной буквой В, мяч.
Ход занятия:
Оргмомент: Дети встали в круг, педагог кидает мяч. Дети припоминают транспорт, составляют предложения со словами «два» и «две»: Два самолёта летят в небе.
1). Наш поезд стоит в депо. Приглашаю вас совершить путешествие на поезде по станциям. Для этого нам нужно выбрать того, кто будет управлять поездом. Кто угадает это слово, тот будет…(карточка с зашифрованным словом). Ребёнок надевает шапочку машиниста.
М |
|
|
|
|
|
|
|
2). Проходите на посадку пассажиры. Чтобы попасть в вагон нужно произнести «заклинание»: дети произносят и занимают места ( по одному).
ВА - ВО – ВУ – ВЫ ВО – ВА – ВЫ – ВУ
ВУ – ВЫ – ВА – ВО ВЫ – ВУ – ВА – ВО
АВА – АВО – АВУ – АВЫ ОВО – ОВА – ОВЫ – ОВУ
ОВУ – ОВЫ – ОВО – ОВА ОВЫ – ОВУ – ОВА – ОВО
3). Отправляемся в путешествие. Первая станция «Спортивная».
Подпрыгиваем, когда слышим звук [В], приседаем, когда слышим звук [В’]:
ВА, ВЯ, ВО, ВЁ, ВЮ, ВЫ, ВЭ, АВА, АВО, ВИ;
ДВА, ДВЕ, ВЕНИК, ВОДА, ВЕСЛО, ВЕДРО, ВОЛОСЫ, ХВОСТ, ГОЛОВА, ВОЗДУХ, ДВЕРИ, СВЕТ.
4). Продолжаем путешествие. Садимся на свои места. На место садится тот, кто сможет расколдовать двери, заменяя [В] на [В’].
ВА – ВА – ВА- ВЯ – ВЯ – ВЯ
ВО – ВО – ВО –
ВУ – ВУ – ВУ –
ВЫ – ВЫ – ВЫ –
ВЭ – ВЭ – ВЭ –
5). Следующая станция «Кукольная».
Входит ребёнок в шапочке Незнайки. Он расстроен. Просит помочь справиться с заданием. Нужно разделить картинки на две части: для Знайки со звуком [В], а для Светика со звуком [В’]. Помогаем, распределяем картинки, определяя в каком слоге спрятался звук. С картинками составляем предложения с предлогом - В.
6). Физминутка. Упражнение «Будь внимательным». Повторение движений за взрослым. Словесная команда и движения могут не совпадать.
7). Отправляемся дальше. Следующая станция «Библиотечная».
Приходит Буратино (ребёнок в шапочке Буратино). Просит помочь прочитать слова, вставить буквы, которые он пропустил:
|
А |
Т |
А |
|
А |
З |
А |
С |
О |
|
А |
|
Е |
Н |
О |
К |
|
С |
Л |
И |
|
А |
|
|
Е |
Д |
Р |
О |
|
Г |
О |
Л |
О |
|
А |
Т |
Е |
Л |
Е |
|
И |
з |
О |
Р |
Буратино предлагает поиграть в свою любимую игру «Подскажи словечко». Используем прочитанные слова.
Ой, ребята, с неба сыпется…(вата). Это снег.
Подарили нам букет, только в доме …(вазы нет).
На поляне есть цветок, я вплету его в …(венок).
На ветке сидит…(сова). У совы большая …(голова).
8). Итог. Возвращаемся домой. Рассаживаемся по местам. Кому на какой станции было интересно.
2). Лексическая тема: “Наша Армия”.
Тема: “ Военное задание”.
Программные задачи: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Закрепить чёткость произношения, дифференциацию звуков [Р] и [Л]. Закрепить навык чтения и печатания букв Р и Л.
Оборудование: эмблемы для команд моряков и лётчиков, постройки: корабль и самолёт, индивидуальные конверты с предметными картинками со звуками [Л] и [Р], флажки, конверты с посланиями для моряков и лётчиков.
Ход занятия:
Оргмомент. Повтори, не ошибись:
Ра – ра – ла ар – ар – ал
Ло – ло – ро ол – ол – ор
Лу – ру – лу ул – ур – ул
Лы – ры – ры ыл – ыл – ыр
Дети, какие согласные звуки есть в этих слогах? Что мы о них знаем? Чем они похожи, чем отличаются?
1). Введение в тему. Мы сегодня будем учиться различать звуки [Р] и [Л]. На звук [Л] топнуть, на звук [Р] кивнуть головой: лампа, лужа, ракета, театр, мотор, стол, полка, кора, горы, ковёр, стул.
2). Заранее построены корабль и самолёт. Предлагаю организовать соревнование. Составить из букв название самолёта и корабля (“Смелый” и “Быстрый”). Дети составляют, читают, делят слова на слоги, опознание слогов со звуками [Л] и [Р]. Дети размещаются на корабле и самолёте. Заходя, называют слова со звуками [Р] (на корабль), и [Л] (на самолёт). Организуются две команды: моряки и лётчики. Дети получают задания в конвертах: картинки со звуками [Л] и [Р]. Дети разбирают картинки, составляют звуко – буквенные схемы.
3). Ребёнок – солдат приносит секретное задание. В задании дождём размыло буквы. Нужно их вписать.
А).(для моряков) Лётчики ско…о п…летят. Самолёт «Быст…ый» де…жит ку…с на севе… .П…илетают ут…ом. Вст…ечайте.
Б).(для лётчиков) Да…еко виден маяк. Кораб…ь стоит у берега. Моряки заш…и на кораб…ь «Сме..ый». Они п…ывут по морю.
4). Физминутка. Упражнения с флажками. Повторение движений.
5). Получена новая шифрограмма: дети записывают буквой Л слова со звуком [Л], и буквой Р слова со звуком [Р]. Дети записывают буквы в тетрадях, а потом расшифровывают, припоминая слова с данными звуками.
6). Возвращаемся домой. Итог. Припоминаем, какие были задания. Что было интересно?
3). Лексическая тема: «Семья».
Тема: «Дружная семья».
Программные задачи: развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез. Дифференцировать в произношении звуки [З] и [Ж]. Закрепить навык чтения, печатания букв З и Ж..
Оборудование: предметы на звук [Ж] (журнал, мороженое, жакет, творожок, пирожное), рисунки на звук [З] (занавески, заколки, звёзды, коза, изба, блуза), кассы для первого класса, фишки для составления звуко- буквенных схем, кроссворд «Части тела».
Ход занятия:
Оргмомент: проговаривание скороговорок:
А). У зайки Бубы заболели зубы.
Б). Я жук, я жук, я тут живу!
Я на ветке сижу, букву Ж всё твержу!
Зная твёрдо букву эту, я жужжу зимой и летом!
1). Введение в тему: определяем какие согласные звуки наиболее часто слышатся в первой и во второй скороговорках. Вспоминаем характеристики этих звуков, сравниваем их.
2). Работа с новым материалом. Жила – была одна семья: мама, папа, дочь (имя её начинается со звука[З] - Зоя), сын (его имя начинается со звука [Ж] - Женя), бабушка, дедушка (распределение ролей). Однажды пришли из магазина мама и дочь с покупками. Папа и сын у них спрашивают: «что вы принесли?». А мама с дочкой говорят: «В названии наших покупок есть звук [Ж]». (журнал, жакет, творожок, пирожное, мороженое). Папа и сын подготовили подарки для дам. Нарисовали предметы на звук [З] (занавески, заколки, звёзды, коза, изба, блуза). Дети составляют звуко – буквенные схемы предметов или рисунков индивидуально. Определение соседей указанного звука, деление на слоги определение ударного слога. Составление предложения о выбранном предмете или рисунке. Все слова в предложении должны быть со звуком [З] или [Ж] (например: Женя лижет мороженое).
3). Физминутка: каждый день вся семья делала зарядку.
на звук [З] приседаем, а на звук [Ж ]– наклоны вперёд:
замок, изба, звонок, жук, жаба, ёжик, пирожок, сапожок, коза, ваза, глаза, дружба, служба.
4). Зоя и Женя предлагают поиграть в их любимую игру «Наоборот»: замена звуков: [З] на [Ж] и наоборот.
За – за – за - жа – жа – жа –
Зо- зо – зо - жо - жо – жо –
Зу- зу – зу - жу – жу – жу –
Аза – аза – аза - ажа – ажа – ажа –
Озо – озо – озо - ожо – ожо – ожо –
Узу – узу – узу - ужу- ужу – ужу –
Дети делятся на две команды. Какая команда более внимательная.
5). Бабушка и дедушка любят вечерами отгадывать кроссворды. Они обратились к нам за помощью. Бабушка и дедушка приносят кроссворд «Части тела»:
а). какой орган во рту нам помогает правильно произносить звуки?
|
З |
|
|
б). это нам нужно чтобы смотреть.
|
|
|
З |
|
в). эта часть тела расположена противоположно от спины.
Ж |
|
|
|
|
г). это нам нужно чтобы жевать.
З |
|
|
|
д). в этот орган попадает пища. Он находится в животе.
Ж |
|
|
|
|
|
|
е). а этим покрыто всё наше тело.
|
|
Ж |
|
Печатаем эти слова в тетрадях, читаем. Один ребёнок пишет слово в кроссворде и читает.
6). Итог занятия. Семье пора отдыхать. Вспоминаем с какими звуками сегодня работали. Вспоминаем их характеристику, сходство и отличие. Что понравилось на занятии?
Учитывая, что воспитывающий характер игры повышается уровень обогащения детей знаниями, мы считаем целесообразным использование сюжетно ролевых игр в работе по развитию фонематического восприятия. Мы в свою очередь видим сюжетно - ролевую игру как одно из средств развития фонематического восприятия.
Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематических процессов у детей с ФФН старшего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности наблюдается повышение качества речевого развития, обеспечение хорошей подготовки их к школе.
Список литературы:
Аникеева Н.П. 1987. Воспитание игрой: книга для учителя. М.
Выготский Л.С. 1966. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.//Вопросы психологии. № 6., с. 62 – 76.
Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. 1969. О классификации речевых расстройств //Расстройства речи у детей и подростков. М., с. 40—59.
Иваненко С.П. 1984. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. Книга для учителя. М.
Филин Ф.П. 1971. Фонетика, фонология, грамматика. М.
Эльконин Д. Б. 1978. Психология игры. М.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрова Татьяна
→ Публикатор 01.05.2019 1 2061 51 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.