Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога с использованием интерактивного пола
«Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога с использованием интерактивного пола».
Разработала:
учитель-дефектолог
Ю.А.Алексеева
г. Комсомольск-на-Амуре
2018-2019 уч. г.
Введение
Современное образование без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий практически невозможно. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для детей визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для обучающихся интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе учебной деятельности. И в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в коррекционно-развивающей работе.
В последнее время в школах, детских садах европейских стран для образовательных целей начинали активно использовать IT- технологии. Новейшей тенденцией считается интерактивный пол, включающий в себя телодвижения, игры и обучающие занятия.
Интерактивный пол для учителей - новое слово в системе инновационных технологий. Благодаря простоте, любой педагог имеет возможность разнообразить учебный процесс, используя на уроке интерактивный пол.
Педагоги имеют возможность самостоятельно готовить учебный материал, а могут воспользоваться готовым функционалом для того, чтобы создавать и редактировать уже имеющиеся учебные занятия. Уроки/занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме, так как дети могут одновременно выполнять задания.
Применение технических средств повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает ребёнка, способствует повышению динамики коррекционного процесса.
Данные методические рекомендации предназначены для учителей-дефектологов, которые проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми с интеллектуальными нарушения. Рекомендации созданы с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Целью использования интерактивного пола на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога является оптимизация процесса коррекции интеллектуальных нарушений.
Задачи:
-
развитие
познавательной
сферы учеников;
- повышение
мотивации к
обучению;
-
развитие социальных
и двигательных
навыков.
Также данными методическими рекомендациями могут пользоваться учителя-дефектологи, работающие с детьми, имеющимитяжёлые множественные нарушения развития.
Психофизическое развитие обучающихся детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость. Также мотивационная сфера у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, то есть крайне низкий уровень учебной мотивации. Формирование учебной мотивации у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития требует от педагога создание интересного занятия. Перед педагогом всегда стоит задача: как повысить интерес детей к процессу обучения, включить детей в активную познавательную деятельность. Поэтому использование новых, нестандартных технологии на занятиях будет способствовать повышению мотивации, а следовательно, и процесс коррекции будет проходить быстрее.
Содержание
Изучив возможности интерактивного оборудования - интерактивного пола Defilabs, я составиласистему интерактивных заданий для детей с интеллектуальными нарушениями, направленных на:
-развитие внимания;
- развитие пространственного восприятия, пространственно-временных представлений;
- развитие мышления;
- развитие математических представлений;
- двигательное развитие (развитие общей моторики).
Упражнения сиспользованием интерактивного пола.
Упражнение 1. «Лево-право».
Данное задание состоит из нескольких серий картинок.
Цель: развитие пространственной ориентации, внимания.
Процедура проведения.
Серия 1. На полу проецируются изображения стрелок, показывающих направления «вправо» и «влево». Задача ребёнка по инструкции учителя наступить или встать на стрелки, которые показывают направо. Если ребёнок наступает (или становится) на стрелки, которые показывают направо (то есть, ученик верно выполняет задание), то при наступании, будет слышен определённый звук, который даст понять ребёнку, что он выполняет задание верно. Если же учащийся наступит на стрелку, показывающую направление налево, то соответствующего звука не последует.
Серия 2.В данной серии меняются картинки (самолётики). Теперь задача ребёнка найти и встать (или наступить) на самолёты, которые летят налево.
Серия 3.В данной серии необходимо найти стрелочки, показывающие вниз. Процедура аналогичная.
Серия 4. В данной серии меняются картинки (божьи коровки). Теперь задача ребёнка найти и встать (или наступить) на божьи коровки, которые ползут наверх.
Для усложнения заданий, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, дополнительно можно дать задание, например, подсчитать сколько стрелочек (рыбок и т.д.) показывают влево (вправо, вверх, вниз). Тогда мы будем развивать также и математические представления.
Упражнение 2. «Пройди по следам».
Цель:развитие внимания, координации и общей моторики.
Процедура проведения. На полу проецируются изображения дорожек из следов в разных направлениях. Задача ребёнка пройти по следам, не сходя с дорожки.
Задание может выполнять как 1, так и несколько учащихся (друг за другом).
Упражнение 3.«Викторина».
Цель: развитие представлений об окружающем мире, развитие математических представлений, развитие мышления.
Данное упражнение может состоять из нескольких серий.
Упражнение даётся в форме викторины. На полу проецируются 2 картинки. Ребёнок должен выбрать (в соответствии с инструкцией) правильную картинку и встать на неё (или наступить). Если ответ верный, то на картинке появится улыбающийся смайлик. Если ребёнок наступит на картинку, где ответ неверный, тогда появится грустный смайл.
Серия 1.«Овощи-фрукты».Учитель-дефектолог даёт задание найти овощ. Учащийся должен выбрать из предложенных 2-х картинок овощ и наступить на него.
Серия 2. «Цифры – буквы». Процедура проведения аналогичная.
Серия 3.«Животные – дикие-домашние».Процедура проведения аналогичная.
Серии картинок могут быть разной направленности. Направленность и тематика зависит от того, какой конкретно цели хочет добиться учитель-дефектолог, а также от возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Упражнение 4. «Сортировка».
Цель:развитие мышления (решение задачи на группировку по 1 признаку).
Отсортировать геометрические фигуры разного цвета. Учащийся должен отсортировать геометрические фигуры красного и синего цвета в разные стороны. Изображенияфигур проецируются на полу и передвигаются от наступания на них. В итоге,красные и синие фигуры должны находиться по разным сторонам. Ребёнок тем самым классифицирует, дифференцирует фигуры по одному признаку, по цвету.
Здесь также серии картинок могут быть разной направленности. Направленность и тематика зависит от того, какой конкретно цели хочет добиться учитель-дефектолог, а также от возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Упражнение 5. «Аквариум».
Цель: развитие мышления (исключение лишнего, обобщение).
На полу проецируются движущиеся картинки (цифры и буква). Ученику даётся задание – найти лишнюю картинку. В данном случае лишняя картинка – это изображение буквы. Если ребёнок наступает на букву (лишняя картинка), то происходит звуковой и видимый эффект (небольшой салют) на данном изображении. Если ребёнок наступает на другие изображения (цифры), то они просто отталкиваются от наступания.
Заключение
Интерактивный пол для школы является современным средством, позволяющим соединить интеллектуальную и игровую сторону обучающего процесса.
Это ресурс, способствующий повышению интереса к процессу познания, стимулирующий активность, повышающий мотивацию детей.
Для учителя – это новое слово в системе инновационных технологий. Благодаря простоте, любой педагог имеет возможность разнообразить учебный процесс, используя на уроке интерактивный пол.
Использование интерактивного пола для учеников с особенностями развития, способствует развитию не только познавательных процессов, но и двигательных функций ребенка в процессе игровой деятельности.
Учащиеся с нарушением развития очень тяжело идут на контакт, но яркие проекции на специальном поле сразу же привлекают их внимание — они пусть и неловко, но начинают знакомство с ним, настороженно наблюдая, как после небольшого прикосновения к полу происходят изменения.
Использование интерактивного оборудования в системе работы учителя-дефектолога позволяет существенно
- усилить мотивацию ребёнка к коррекционно-развивающим занятиям ;
- поддерживать внимание детей на всех этапах занятия;
- сократить время, необходимое для коррекции, имеющихся у ребёнка нарушений;
- способствует повышению познавательной активности;
- позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным.
Так как коррекционно-развивающая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями, с детьми ТМНР предполагает максимальное обогащение их сенсорного опыта, то положительным моментом является и то, что при такой организации занятия включаются все виды восприятия: зрительное, моторное и слуховое.
Отдельно можно отметить, что интерактивный пол не оказывает негативного влияния на глаза, в том числе и детские, в отличие от компьютеров, смартфонов, ноутбуков и другой техники.
Интерактивный пол может применяться как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Так же, он может использоваться на занятиях по двигательному развитию детей. Здесь главная задача применения интерактивного пола для учеников – способствовать развитию двигательных функций ребенка в процессе игровой деятельности. Используя интерактивный пол можно развивать у детей зрительно-моторную координацию, общую моторику и другие двигательные реакции.
Таким образом, интерактивный пол – это уникальная обучающая платформа, которая позволяет совместить увлекательную динамичную игру с интеллектуальной деятельностью, ведь подача учебного материала, выполнение коррекционно-развивающих упражнений осуществляется в игровой, увлекательной форме.
Литература
Асамбаева М. Интерактивные методы обучения. – Каракол: Каракольский центр обучения взрослых, 2004 г;
Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение,2009.- 175с.
Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007г.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007 г.
Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006 г.
http://itprime-ek.ru/stati/139-whatisintaractivefloor
https://highproject.ru/news/9/
https://interactive-project.ru/news/interaktivnyj_pol_dlya_shkoly/
Приложение
Упражнение «Лево-право». Серия 1.
Серия 2.
Серия 3.
Серия 4.
Упражнение 2. «Пройди по следам»
Упражнение 3. «Викторина»
Серия «Фрукты-овощи».
Серия Домашние-дикие животные».
Упражнение 4. «Сортировка»
Верное выполнение задания.
Упражнение «Аквариум»
Верное выполнение задания.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Юлия Александровна
→ Публикатор 18.05.2019 0 4793 94 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.