Статья "Роль порядка слов в организации детского высказывания"
Выполнил: учитель – логопед Лактионова Людмила Анатольевна МАДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 44 «Незабудка»
Город Южно – Сахалинск
Тема работы: «Роль порядка слов в организации детского высказывания».
(семинар для педагогов )
Глубокое знание и изучение конструкций предложений, в частности порядка слов, даёт возможность ребёнку не только усвоить и овладеть основами языка, но и понимать речь других людей. Развитие в детской речи порядка слов способствует развитию умения четко передавать свои мысли. Это важно, так, как, одна и та же ситуация может быть отражена в речи разными способами. Если даже содержание остается одинаковым, может меняться точка зрения, говорящего на происходящее и, соответственно, тот способ, которым он сообщает свою точку зрения слушающему. Разный способ передачи мысли выражается в изменении конструкции фразы, её словесного наполнения, изменения порядка слов. С развитием этих способов у ребёнка расширяется возможность создания своей адекватной программы высказывания, а усвоение их позволит строить свою речь правильно и грамотно. Разный способ передачи мысли позволяет последовательно осуществить овладение детьми правилами грамматики, в частности синтаксиса; типами предложений, способами связи слов внутри их.
Мы знаем, что одномоментно грамматические формы не могут быть усвоены детьми. Если бы в языке каждый грамматический знак имел только звуковое обличие, то начинающему говорить ребёнку осталось бы вместить в свою память N –е число таких единиц. И тогда речь его не смогла бы выйти за пределы первобытного состояния. Однако в языке огромному многообразию значений слов противостоит ограниченное число форм. Отсюда мы видим, что дети не сразу и не вдруг овладевают грамматическим строем. Одним языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже, поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы речи оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. Знания этого предотвратит нарушения роли порядка слов в детской речи. Эти знания особенно нужны для методистов, педагогов, чтобы правильно выбирать те методы, при помощи которых происходит овладение грамотным, полноценным высказыванием.
Язык – одно из основных средств общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Языковое высказывание представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют систему: фонетическую, морфологическую, лексическую и синтаксическую. Почему же наша речь, речь взрослых людей, так различна, если все дети могут сами овладеть родным языком? Почему одни люди могут с трудом связно выразить свои мысли, а для других каждое слово имеет свою огромную ценность и мы слушаем таких людей или читаем их книги затаив дыхания? Все мы наверняка испытывали затруднения в том, чтобы последовательно и четко излагать свои мысли, пересказывать прочитанную книгу или увиденный фильм, выслушать внимательно собеседника, правильно его понять и поддержать начатый разговор. Поэтому, когда даже ребёнок научился разговаривать, нельзя надеяться, что дальше он сам овладеет всем речевым богатством. Необходима постоянная специальная работа по развитию речи и ребёнку должен быть предоставлен образец правильного высказывания для того, чтобы ребёнок мог оценить и использовать всю сокровищницу родного языка.
К. И. Чуковский писал: «Если бы потребовалось наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться, возможно внимательнее, к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время, овладеть своим родным языком, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни»
Теории усвоения языка
Несмотря на единство мнений относительно того, что дети усваивают речевые навыки сходным образом, ученые и специалисты расходятся в вопросе о специфике формирования способности к языку. Они полагают, что это способность формируется благодаря подражанию и подкреплению (бихевиористская теория). Другие считают, что ребёнок способен усвоить правила грамматики и использовать их в своей речи (теория обучения). Третьи утверждают, что способность к усвоению языка запрограммирована, дана каждому ребёнку от рождения (биологическая теория)
Рассмотрим более подробно каждую из этих теорий:
Бихевиористская теория. Сторонники этой теории полагают, что именно окружающие люди оказывают определяющее влияние на то, как он будет усваивать язык. Способность детей подражать речи взрослых рассматривается в качестве необходимого условия усвоения языка. Немалую роль в обучении правильной речи играет поощрение. Например, когда малыш, указывая на бутылочку с молоком или соком, говорит: « Смотри, бутылочка», - то отец, подкрепляя сказанным малышом, отвечает: « Да, правильно, бутылочка». Такое подкрепление очень помогает детям учиться правильно произносить слова, верно строить предложения. Все-таки возникает вопрос: можно ли с её помощью точно объяснить весь процесс усвоения языка детьми? Критики доказывают, что нельзя. Ведь многие дети усваивают правила грамматики даже в казалось бы парадоксальной ситуации, когда родители говорят неправильно. В чем же дело? Бихевиористская теория ответа на этот вопрос не даёт.
Сотрудники вместе с Роджером Брауном в Говарде выяснили, что большинство родителей подкрепляют фактическую, но не грамматическую правильность речи детей, согласно данным одного исследования, матери повторяли ошибки детей в три раза чаще, чем дети ошибки матерей. С помощью бихевиористской теории трудно объяснить и то, как дети образуют словосочетания, которые они никогда не слышали прежде. Нет никаких доказательств, будто усвоение грамматических правил, свойственных языку взрослых, происходит лишь благодаря имитации речи.
Теория обучения. Исследователи, придерживающиеся этой теории, утверждают, что дети непроизвольно «извлекают» общие правила из речи, которую слышат ежедневно. С помощью общих правил они и образуют словосочетания и предложения, которые прежде не слышали. Иногда, используя общие правила, дети допускают ошибки, которые они заимствовали из речи взрослых. Путём проб и ошибок дети усложняют и обогащают свой словарный запас, редактируют и корректируют речь. Дети связывают слова вместе, затем играют, заменяя одни слова другими, добавляя фразы, чтобы сделать предложения длиннее. Именно таким образом – через усвоение правил, дети создают собственные правила речи, а в последствии быстро впитывают образцы речи взрослых с их правилами грамматики и синтаксиса. Их речь становится более сложной и грамотной, всё реже можно услышать фразы типа «я упал больно нога», вместо «я упал и больно ударил ногу». Большинство ученых сходятся в мнении, что хотя каждый ребёнок использует одни и те же слова на свой лад, все дети в раннем возрасте усваивают один и тот же набор синтаксических норм и правил. Однако и эта теория не без слабых мест. Речь взрослых сложна и дети не могут сами извлечь из неё какие-либо правила. Подобная задача для детей осложняется тем, что нередко сами взрослые, попадая под обояние детского лепета, нарушают всякие правила и повторяют ошибки малышей. Как же в такой ситуации дети могут научиться говорить правильно?
Биологические теория. Приверженицы этой теории во главе с Н. Хомским доказывают, что детская речь не является результатом непосредственного воздействия окружающих. Их основной тезис гласит: «усвоение языка контролируется как биологическими факторами, так и воздействием среды».
Разрабатывая данное положение Хомский выдвинул концепцию так называемой трансформационной грамматики, согласно которой в каждом предложении существует два уровня синтаксиса: поверхностный и глубинный. Поверхностный уровень относится к порядку слов в предложении, глубинный к смыслу или идее, содержится в нём.
Чтобы выяснить эту мысль Хомского, приведём две пары предложений:
«Антону ничего не стоит понравиться»
«Антону очень хочется понравиться»
«Собака покусала человека»
«Человек покусан собакой»
У первой пары предложений один и тот же поверхностный уровень, т.е. подлежащие – сказуемое – другие члены предложения расположены одинаково, но различны глубинные уровни, в результате чего у них разный смысл. Во второй паре наоборот поверхностные уровни разные, а глубинный одинаков, и потому смысл предложений один и тот же. Согласно Хомскому способ образования предложений того и другого уровня задается правилами трансформации. Возьмем третье предложение «Собака покусала человека». Используя правило трансформации мы можем придать ему другой поверхностный уровень, но глубинный смысл останется прежнем. Например, в предложении «Человек покусан собакой» или «Покусан ли человек собакой?» при изменении порядка слов смысл действия не изменяется, но если мы нарушаем определенные правила трансформации при изменении поверхностного уровня, то тем самым меняется его смысл.
Посмотрим внимательно на следующие предложения:
«Собака покусала человека»
«Человек покусан собакой»
«Покусан ли человек собакой?»
Теперь мы убедились, что концепция Хомского имеет известный смысл.
Хомский и Мак-Нэйл предположили, что дети с момента рождения запрограммированы на умение различать поверхностные и глубинные уровни языка. Они могут автоматически улавливать в языке правила изменения предложений: скажем из утвердительных делать вопросительные и отрицательные предложения, активное подлежащее превращать в пассивное, и наоборот. Это помогает усваивать правила синтаксиса. Биологическая теория имеет подтверждения, что в основе всех языков лежит общий набор определенных правил, и все дети в своём языковом развитии проходят практически одни и те же этапы. Кроме того, у всех за обучение языку и речи ответственно левое полушарие мозга. Исследовать эту теорию трудно, тем не менее эта теория сместила интерес исследователей с подсчёта числа произносимых детьми в разном возрасте существительных, глаголов, местоимений, прилагательных и т. д. к тому, как развивается детская речь, а так же к тем правилам, которым она подчиняется.
Системный подход. Важным стимулом развития речевых навыков детей является языковое общение в определенной социальной среде. Однако дети могут и самостоятельно образовывать различные фразы и предложения, которые они никогда не слышали в речи окружающих людей. Предполагается, что имеет место самообучение языку, механизм которого известен. Четких доказательств нет, но есть аргументы в пользу того, что все три компонента: социальное окружение, собственный опыт и биологические задатки воздействуют на процесс усвоения ребёнком навыков речевого общения, помогая или препятствуя ему развивать речь.
Стадии усвоения языка
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.
Непонятное бормотание, которое слышим у младенцев, это детский жаргон. Он формируется у детей в возрасте около года и развивается до полутора лет. Детское бормотание на первый взгляд напоминает настоящий разговор, однако, если прислушаться внимательно, то в нём можно различить лишь бессмысленные выражения с паузами и интонациями, свойственным речи взрослых. Словарный запас ходячих детей не велик, поэтому жаргон заменяет им многие слова, тем не менее малыши стараются с его помощью подражать повседневной речи и ритмическому рисунку языка окружающих его взрослых.
Первые настоящие слова появляются обычно у годовалых детей. Их появление учёные рассматривают как важную веху в развитии ребёнка. Теперь дети могут строить одно- и двухсоставные предложения, стараясь выразить в них то, что взрослые передают полными предложениями. Однословные (нераспространенные) предложения, которые называют также односоставными, появляются в бормотании годовалых детей, когда они стараются назвать то, что видят в окружающем мире, или хотят выразить какие-то свои желания. Как правило, первыми словами ребёнка, обычно бывают существительные. Когда освоены названия предметов, дети стараются расширить повествование о том, что они хотят сказать, тогда их словарный запас и пополняется глаголами, прилагательными и другими частями речи.
В возрасте одного года и трёх месяцев дети главным образом называют те предметы, которые так или иначе связаны с их желаниями и поведением. Самые первые слова обозначают те предметы, с которыми ребёнок может играть (мяч, машина. кукла и т.д.) Поскольку в окружении каждого ребёнка набор предметов, с которыми он может так или иначе взаимодействовать различен, то и первоначальный словарный запас каждого малыша уникален.
Научившись употреблять слова применительно к определенной ситуации, дети вскоре начинают использовать их в описаниях других ситуаций, не замечая производимой нередко подмены их истинного значения. Двухсловные (нераспространенные) предложения, которые ещё называются двухсоставными, характерны для речи полугодовалых детей. «Автомобиль сломался. Бумажник потерял. Вышли денег почта Амурск.» Что означают эти фразы в телеграмме? Скорее всего следующее: «У меня сломался автомобиль, и я потерял бумажник. Вышли мне денег в Амурск через почту». Однако, чем больше слов, тем дороже телеграмма, поэтому отправитель краток и употребляет только ключевые слова. Эту телеграмму использовали для иллюстрации той стадии развития детской речи, когда ребёнок употребляет лишь двухсловные предложения. Именно эту, так называемую «телеграфную» речь начинают осваивать дети в полтора года после того, как употребление отдельных слов стало для них привычным. Эти предложения, как и телеграммы, состоят только из самых необходимых, значимых слов. Когда ребёнок хочет оповестить родителей о том, что он решил пойти с ними на новогодний вечер, он решительно произносит «Антон идёт!» Истинный смысл сказанного: «Я тоже хочу пойти с вами!». Говоря: «Тележка мимо!», ребёнок сообщает: «Тележка проезжала мимо!» Телеграфный стиль предполагает употребление главным образом существительных и глаголов, и лишь изредка – прилагательных, причастий и наречий. Словосочетания при таком стиле речи уникальны, ибо каждый ребёнок изобретает их сам. Тем не менее двухсловные предложения, как правило, представляют собой устойчивые речевые единицы, а их образование подчиняется определенным правилам. Когда ребёнок говорит: «Он убежал», он обнаруживает знание того, как образуется прошедшее время глаголов. Однако ребёнок ещё не усвоил исключение из общего правила и применяет его даже по отношению к неправильным глаголам, допуская грамматическую ошибку, называемую сверхобобщением. Вот некоторые из придуманных словосочетаний детьми: «нет вниз», что означает - «не отпускай меня вниз», «больше машина» - «покатай меня ещё». Отдельные слова, например «всё», «больше», «нет», «смотри», малыш произносит чаще других. Этим слова называемые ключевыми, в правильной речи почти всегда употребляются в составе предложений, причем всегда на определенном месте, обычно в детской речи ставятся с каким-либо существительным, к примеру «машина», «постель», «молоко». Слова «нет», «больше», как правило появляются в речи малышей первыми.
Объясняя возникновение подобных детских словосочетаний, Брейн выделили три типа детских двухсловных предложений:
придуманные ими самими, а не заимствованные у взрослых, например, «больше высокий» - означает, «здесь выше, чем там»
выученные словосочетания, чаще всего словосочетание со словом «всё».
словосочетания, образованные интуитивно, лишь на ощупь, путём соединения слов в пары по их угадываемому значению.
Словосочетания этого типа появляются в детской речи прежде, чем ребёнок усвоит правила передачи смысла. Например, когда ребёнок говорит «самолёт пропал совсем», то ставит ключевое по смыслу слово «совсем» на последнее место, но редко оно оказывается у него и первым словом, как в предложении «совсем пропал сок» (выпил сок из чашки). Это, по мнению Брейна, говорит о том, что правила, регулирующие порядок слов в предложении, ещё не усвоены. В тоже время, дети объединяют слова определённым способом, а именно: ориентируясь на смысл, который они хотят передать. Вот почему одна и та же двухсоставная, двухсловная фраза может иметь разное значение в зависимости от смысловой нагрузки ключевого слова. Например, словосочетание «мамин носок», в одной ситуации может означать «мамин носок», а в другой «мама надевает свой носок» и даже «мама, дай мой носок».
Можно выделить 11 значений употребляемых детьми двухсловных сочетаний, с помощью которых они передают и смысл, и вывод, понятные только в контексте ситуации.
Переход от телеграфной речи к взрослой совершается довольно быстро и означает важный скачок в развитии ребёнка. Примерно к 4 годам дети обычно изъясняются полными 3-х или 4-х словными предложениями, включающими почти все части речи. Постепенно в речь детей входит множественное число, прошедшее и будущее время, предлоги, чего прежде не было. Языковое окружение, в котором воспитываются дети, может значительно помочь им стать грамотными «ораторами». Окружение, богатое в этом отношении, стимулирует развитие детской речи, бедное окружение- тормозит. На развитие речи существенное влияние оказывает и общее культурное окружение. Все дети обнаруживают сходство в усвоении значения слов, и в развитии способности использовать различные грамматические и синтаксические правила. Все дети усваивают язык сходными способами: проходят стадии одно-и двухсловных сочетаний и полных (распространенных) предложений.
Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка.
Построение языка
Характерное для современного русского языка расположение членов предложения закрепилось не сразу. Вспомните тяжеловесные фразы в сочинениях М.В. Ломоносова, в поэзии Г.Р. Державина. Неудивительно, что замечательный реформатор русского литературного языка Н.М. Карамзин провозгласил принцип: «Писать, как говорим, и говорить, как пишем».
Порядок слов в предложении — это расположение членов предложения в зависимости от передаваемого смысла. В русском языке, по сравнению с другими языками, порядок слов в предложении относительно свободный, гибкий: «Я тебя люблю», «Люблю я тебя», «Тебя я люблю» - порядок слов определяется той целью, которую ставит перед собой автор высказывания и, играет двоякую роль: синтаксическую и стилистическую.
Синтаксическая роль порядка слов в предложении выражается и в том, что с его изменением меняется синтаксическая функция члена предложения: «Стадион — место проведения соревнований». «Место проведения соревнований — стадион». (В первом предложении «стадион» — подлежащее, а «место проведения соревнований» — сказуемое, а во втором — наоборот.) «Поздний час». «Час поздний, пора спать». (В первом, односоставном, предложении слово «поздний» — определение, во втором, двусоставном, предложении — именное сказуемое.) «Мать (подлежащее) любит дочь» (дополнение). – «Дочь (подлежащее) любит мать» (дополнение); «Приехал больной (определение) человек». – «Человек приехал больной» (именная часть составного именного сказуемого); «Моя мама (подлежащее) - наша учительница» (сказуемое). – «Наша учительница (подлежащее) - моя мама» (сказуемое).
Стилистическая функция порядка слов выражается в том, что член предложения, оказавшийся на необычном для него месте, получает добавочную смысловую и экспрессивную нагрузку. (т.е. инверсия)
«Ты пойдешь со мной». – «Со мной пойдешь ты».
В русском языке выделяются прямой и обратный порядок слов. Прямой порядок слов характерен для научной и официально-деловой речи, обратный - для художественной литературы и разговорной речи (таблица № 1).
При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:
- в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: «Учительница проверяла наши контрольные работы».
- дополнение следует за определяемым словом: «Учительница проверяла наши контрольные работы».
- согласованное определение ставится перед определяемым словом: «Интересный сюжет», «Проверенные цитаты», «Наше издательство».
- несогласованное определение стоит после определяемого слова: «Она купила платье в горошек», «Заключение специалиста», «Книга в кожаном переплёте», «Роман с продолжением».
- обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: «Вчера он пришёл домой поздно», «Мы поедем завтра в деревню».
Таблица №1
Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка). «А хорошая сторона - Сибирь!» (М. Горький). В этом предложении подлежащее стоит после сказуемого: «Да, мы дружны были очень» (Л. Толстой). Здесь обстоятельство меры стоит после сказуемого. В любом случае обратный порядок слов должен быть стилистически оправдан, иначе возникает двусмысленность. Например: «Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками» (читается так, как будто с четырьмя ножками дуб, а не этажерка).
Инверсия позволяет:
1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.
Так, в предложении «Роняет лес багряный свой убор» (А. Пушкин.), инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните, прямой порядок: «Лес роняет свой багряный убор»). В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.
Порядок слов в предложении выполняет три основные функции:
1) Служит для передачи, прояснения смысла предложения: «Москвич» обогнал «Ниву». «Ниву» обогнал «Москвич». Эти два предложения различаются только порядком слов, причём одинаковых слов. В обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Но при изменении порядка слов смысл предложения несколько меняется.
2) Может выполнять стилистическую функцию, придавая предложению эмоциональную окраску: «Под небом голубым есть город золотой». «Под голубым небом есть золотой город».
3) Может выполнять синтаксическую функцию — различать члены предложения: «Тополь перерос клён». (Тополь — подлежащее, клён — дополнение.) «Клён перерос тополь». (Клён — подлежащее, тополь — дополнение.) Надо иметь в виду, что при определённой интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу: «Солнце заслонило облако». Понятно, что подлежащим может быть только слово облако, на каком бы месте в предложении оно ни стояло.
Общение людей с помощью языка состоит в обмене мыслями, чувствами, настроениями, переживаниями. В словах, словосочетаниях и предложениях выражаются те или иные результаты мыслительной деятельности людей. Например, слово «дерево» выражает понятие об одном из видов растений. А в предложении «дерево зелёное», выражена мысль о наличии определенного признака (зелёное) у определенного предмета (дерево).
Таким образом, предложение выражает качественно иной результат познавательной работы человека – по сравнению с тем результатом, который выражен в отдельном слове. Но слова, их сочетания и целые высказывания не только выражают понятия и мысли: они участвуют в самом процессе мышления, с их помощью мысли возникают, формируются, а значит становятся фактом внутренней жизни человека. Вот почему говорят о совершенствовании мысли в слове. Язык может успешно выполнять своё основное назначение, т.е. служить средством общения, потому, что он составлен из громадного числа различных единиц, связанных друг с другом языковыми законами. Этот факт и имеют в виду, когда говорят, что язык имеет особую структуру (строение). Изучение структуры языка помогают людям улучшать свою речь. Для того, чтобы представить языковую структуру, вдумайтесь в содержание и построение фразы, например, такой: «Для берегов отчизны дальней ты покидала край чужой» (Пушкин). Эта фраза (высказывание) выражает определенный, более или менее самостоятельный смысл и воспринимается говорящим и слушателем как цельная единица речи. В тоже время это высказывание мы можем расчленить на меньшие по объему отрезки, части. Такие части мы можем обнаружить очень легко. Однако не все они одинаково по своим признакам.
Все слова того или иного языка называют его лексикой (от греческого лексис «слово») или словарным составом. Развитие языка объединяет слова и разъединяет их. Любопытно, что к числу наиболее активных слов языка принадлежат союзы - и, а; предлоги – в, на; местоимения – он, я, ты; имена существительные – год. день, глаз и т. д. Такие слова наиболее употребительны в речи, т. е. в них наиболее часто возникает необходимость у говорящих.
Нас интересует новый, важный вопрос в умении о строении языка: оказывается, сами по себе отдельно взятые слова, как бы ни было они активны в нашей речи, не могут выражать связные мысли – суждения и умозаключения. А ведь люди нуждаются в таком средстве общения, которое могло бы выражать связные мысли. Значит, язык должен иметь какое-то «устройство», с помощью которого слова можно было бы объединять для построения высказывания, способных передавать мысль человека. Несколько слов напоминают рассыпанные бусины: между ними нет связи (и, костёр, небольшой, около, опять. охотник, сидеть, собака, у). Начинаем выбирать «бусинки» - слова, ставить их в определенной форме и последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, из слов –предложения: «Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра». Интонационная и смысловая законченность, которая есть у каждого предложения, то же, что и нитка для бусинок: они собирают разрозненные слова в законченное единство.
Таким образом, наблюдая за «поведением» слов в различных высказываниях, мы можем установить схемы или правила, по которым слова закономерно меняют свою форму и связываются друг с другом для построения высказываний. Различные правила связывания слов в предложения и построение предложений - это не лексика, а грамматика или грамматический строй языка.
Грамматика – это, прежде всего, свойственные самому языку схемы, правила, которым подчинены изменение грамматической формы слов и построение предложений. Все слова языка, совпадающие своими общими признаками, составляют одну большую группу, называемую частью речи. Части речи относятся к морфологии языка, которая является составной частью его грамматического строя. Вторая часть грамматического строя называется синтаксисом языка.
Синтаксис языка представляет собой совокупность различных типов предложений, имеющих каждый свои общие грамматические значения. общие приметы, общие правила своего построения, необходимого для выражения конкретного значения.
Подлежащее и сказуемое называют грамматической основой предложения: к ним присоединяются все второстепенные члены предложения. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится всё предложение (таблица № 2).
таблица № 2
ВЧЕРА-----------------------------ДОЛГО--------------------------------- ГАЗЕТУ
Я ЧИТАЛ
Структура языка – это сложный «механизм», состоящий из множества составных частей, связанных в единое целое по определенным правилам и выполняющий важную работу. Нельзя забывать, что даже самое простое высказывание, состоящее из 2-х слов, требует не просто владение значениями этих слов, но и учёта лингвистических и психологических законов их сочетания, предвидения, хотя бы частично того эффекта, который имеет для собеседника соединение этих слов в высказывании. Предложение может образовывать варианты, связанные с различным расположением членов предложения, т. е. с порядком слов. В зависимости от порядка слов предложение может члениться на две части: исходный пункт или предмет, сообщения и то, что сообщается. Исходный пункт сообщения называется темой, а то, что сообщается теме- ремой. Рема представляет собой главную коммуникативную часть предложения. Членение предложения на тему и рему называется актуальным членением. Одно тоже предложение может приобретать разное актуальное членение в зависимости от ситуации, например: «Отец пришёл с работы» - «С работы пришёл отец» - «Пришёл отец с работы». В русском языке актуальное членение определяет взаимное расположение групп подлежащего и сказуемого. Внутри этих групп тип словосочетания и характер связи подлежащего и сказуемого, определяют порядок слов.
В зарубежных психолингвистических исследованиях порядка слов в детской речи приводится ряд данных о том, что дети с различной степенью легкости воспринимают, повторяют и создают высказывания, относящиеся к одной ситуации, но имеющую разную синтаксическую структуру. Так, активными конструкциями ребёнок оперирует, как правило, легче, чем пассивными. Для его понимания важно, совпадает или не совпадает имя деятеля с подлежащим. В предложениях существенно также, что объект действия был выражен дополнением, желательно прямым, и стоял после подлежащего. Показано также, что детям, родной язык которых немецкий, трудны для усвоения конструкции с изменением обычного порядка слов, так называемые «рамочные». Отмечалось, что то, как события происходят в действительности, должны быть в том же порядке описаны в предложении, чтобы оно было легче для понимания, а не наоборот.
Порядок слов в предложении понимается двояко: как порядок упоминания смысловой стороны языковых единиц ситуации и как порядок реальных членов предложения, имеющих синтаксическую, смысловую и стилистическую значимость. Стилистическая значимость порядка слов выражается в том, что член предложения, оказавшийся на необычном для него месте, получает добавочную смысловую и экспрессивную нагрузку. Разговорная речь имеет свои дополнительные нормы словопорядка, и более свободные, и более стандартные одновременно. Адекватная коммуникация может иметь место тогда, когда говорящий соотносит выражаемое содержание с эталонами собеседника. Особым образом протекает коммуникация «взрослый-ребёнок».
Постигая законы овладения языковых единиц, ребёнок учится подчинять течение мысли словесно-логическим правилам, правилам языка. Затем из отдельных высказываний формируется текст, связность которого зависит, в частности, от словопорядка в предложении. Можно использовать в речи простые предложения, а можно – сложные; можно ввести в речь сочинительные союзы, а можно и не вводить, можно применить прямой порядок слов, а можно и обратный, можно ввести в высказывание обособленные и однородные члены предложения, а можно и не вводить….
Конечно, для того, чтобы использовать столь гибкую систему синтаксических средств нашего языка, её нужно хорошо знать – и не только в теории, а на практике, в речевом общении. Владение такими навыками заметно обогащает речь, тем более, что синтаксис обычно связан с интонацией.
Схемы и правила соединение слов в детском высказывании
Язык – важное средство связи между ребёнком и окружающим миром. Он способствует быстрому умственному развитию, позволяя ребёнку осознанно уяснять свои желания и объяснить потребности другим людям. Дети не просто повторяют, как попугаи, всё, что слышат, но и творят язык сами. Они строят предложения по правилам, интуитивно угадываемым в речи других. Считается, что 90% работы по усвоению языка дети выполняют в возрасте от года до 3-х лет, однако этот процесс продолжается и позднее. Обогащается словарный запас детей, что позволяет им удлинять, усложнять предложения. Но главное достижение заключается в том, что, отказываясь от некорректных языковых конструкций, они учатся правильно употреблять сложные правила грамматики и синтаксиса.
Всякий язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны по определенным правилам. Совокупность правил составляет грамматику, благодаря которой, слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает сочетание слов в предложении. Для того, чтобы выучить язык, нужно усвоить правила, по которым слова складываются во фразы и предложения. Без синтаксиса возможно лишь знание слов, но не языка. Если дети произносят лишь отдельные слова, то ни о синтаксисе, ни о языке пока речи быть не может. Однако, как только они начинают соединять два и более слов, в их речи появляется синтаксис, и стало быть, можно говорить о зачатках языка. Почему о зачатках? Дело в том, что даже правильно составленное предложение, если в нём не учтён смысл каждого слова, всё-таки оказывает бессодержательным. Например, что может означать предложение: «Хихикающий дом схватил слепня, подброшенного лошадью?» Все слова расставлены верно, а предложение бессмысленно, потому что в жизни дома не хихикают, не хватают слепней и лошади их не подбрасывают. Здесь нарушены правила использования слов в предложении соответственно их смыслу, значению, т.е. правила семантики, это тоже нельзя забывать.
Чтобы уяснить сдвиги, происходящие в усвоении родного языка, необходимо проследить за тем, как расширяется и вместе с тем углубляется понимание дошкольниками синтаксических и грамматических правил (таблица 3).
У большинства детей к трем годам речь ограничена простыми назывными предложениями, в которых субъект действия (подлежащее) всегда стоит перед словом, обозначающим действие (сказуемым), а объект, т.е. на кого направлено действие, следует за сказуемым. Проще говоря, порядок слов в предложениях строго определён и выстраивается по схеме: «субъект – действие – объект». Вот почему дети услышав фразу: «Грузовик ударила легковая машина», полагают, что грузовик врезался в легковую машину. Трех-четырехлетние дети не воспринимают пассивной конструкции предложения с обратной последовательностью схемы « субъект – действие – объект». У них ещё не развито чутьё на грамматические формы, обозначающие пассивный (страдательный ) залог. Дети обращают внимание на порядок слов, а не на их смысл.
Дошкольники с трудом формируют вопросы и составляют отрицательные предложения, что связано с изменением порядка слов. Например, самую большую трудность для ребёнка представляет необходимость поставить отрицание на нужном месте. Но к концу дошкольного возраста он будет хорошо справляться и с этой задачей, поскольку к тому времени усвоит многие правила грамматики. Речь его станет значительно богаче.
Пассивные обороты и предложения ребёнок начинает понимать примерно в 5 лет. Он без особого труда задаёт простые вопросы, меняет местами подлежащее и сказуемое. Кроме того, он уже умеет использовать будущее и прошедшее время, употреблять сложноподчиненные предложения, даже в таких нелёгких случаях, когда одно предложение стоит внутри другого (главного). Ребёнок широко пользуется союзами и предлогами, усложняя речью, получая возможность изъясняться гораздо свободнее, чем раньше. С помощью союзов или других вспомогательных слов ( «потому что», «и», «или» и других слов) дети образуют различные длинные предложения, и только условные конструкции поддаются им лишь в начальных классах школы.
Таблица 3
Возраст |
Речевые навыки |
Примеры |
2-3 месяца - 6-7 месяцев |
Воркование, «экспериментирование» с гласными звуками. Младенческий лепет – игра с гласными звуками и попытки соединить их с согласными |
«и-и-и» «о-о-о» «га-га-га» |
1 год |
Дети обычно произносят первые слова. Передача смысла целого предложения с помощью одного слова |
«мама» «папа» «ушибла» |
1.5 -2 года |
«телеграфная» речь и одно или двухсловные сочетания, выполняющие роль предложений. Дети употребляют утвердительные предложения с ударением на последнем слове. Обычная схема предложения: «субъект –действие – объект», порядок слов неизменен. Начинают формулировать вопросы с вопросительными словами «что?», «где?», «почему?», но с прежним порядком слов. |
«Я идти» «Самолёт лететь» «Папа идти дом?» «Где есть папа?» |
3 года |
Вспомогательные глаголы и отрицательные частицы «не» и «ни» используют, как правило вместе. Предложения становятся длиннее, смысл их усложняется. Однако порядок следования сказуемого за подлежащим остается неизменным. Дети с трудом воспринимают смысл пассивной конструкции, так как они считают, что она зависит только от порядка слов. «Телегу тянет лошадь» означает, что не лошадь, а телега является субъектом действия. |
«Я не хочу больше печенья» «Когда облака пойдут» «Почему он не может идти?»
|
4-5 лет |
Дети могут менять местами подлежащее и сказуемое и образовывать грамматически правильные вопросительные предложения. Свободнее используют будущее время. В речи появляются сложноподчиненные предложения. Для соединения простых предложений в сложные используется союзы и предлоги. Появляются разделительные вопросы, свидетельствующие об усвоении сложных грамматических правил. |
«Когда приплывают облака?» «Петя поёт песню, которую я люблю слушать» «Я люблю костюм, потому что он красивый» «Торт кончился или нет?» |
Новым признаком умения детей применять в речи более сложные грамматические правила служит появление в речи так называемых разделительных вопросов, когда вопрос требует либо подтверждения, либо отрицания. Например, Сергей (4,5 года) привел такие образцы разделительных вопросов: «Этот человек не плохой, не так ли?», «Мы с Аней работаем, правда?» Сергей мог дважды употребить в предложении один и тот же вспомогательный глагол или использовать другой: «Он может сказать Сергею или не может?», «Сергей победил, не так ли?»
Процесс формирования разделительных вопросов довольно сложен и основан на важнейших правилах русского языка. Дети самостоятельно извлекают правила из речи, которую они слышат вокруг, и интуитивно используют их в собственной речи. Дети усваиваю язык в процессе общения, постигая из речи окружающих правила соединения слов. А поскольку языковое окружение у детей различно, то, несмотря на характер грамматических правил, в развитии детской речи возникают специфические моменты.
Английский социолог Б.Бернстейн выявил, что матери из семей с низким и средним уровнем дохода общаются со своими детьми на разных языках: у первых речь беднее, предложения суше, грамматически не всегда правильны, преобладают простые формы времени (преимущественно настоящее). Учёный назвал такую форму речью с ограниченным кодом. Матери, принадлежащие к среднему классу, стремятся использовать более сложные языковые конструкции, распространённые предложения в разных временах, точнее передающие мысли и чувства, а также несущие больший объём информации. Они используют речь со сложным кодом. Богатое языковое окружение, грамматически правильная речь взрослых способствует развитию сложных навыков речевого общения, большей самостоятельности ребёнка в решении каких-то проблем формирует более гибкий ум. В то же время Бернстейн подчёркивает: дети из семей с низким доходом могут овладеть сложной, правильной речью, если им представляются соответствующие возможности. Как показали эксперименты, по мере обогащения речи, увеличения свободы обращения с языком у детей появляется желание активнее общаться с другими людьми.
Список использованной литературы
Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - Москва: Феникс, 2006. - 256 c.
Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. – Москва:Прсвещение, 1991. – 98с.
Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - Москва: Владос, 2012. – 197 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2012 – 157 с.
Ивановская, О. Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок. Для детей 6-7 лет / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Савченко. - Москва: Каро, 2009. - 56 c
Лаврентьева М.А. Формирование высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: Автореферат кандидата педагогических наук. Москва,1999. - 16с.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Москва, 1969. - 307 с.
Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - Москва, 2013. - 189 с.
Логопедические игры для дошкольников (с приложением). Пособие / С.В. Васильева, Н. Соколова. - Москва: Школьная пресса, 2001. - 78 с.
Матезиус В.О. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок. Москва,1967 - 559с.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Москва, 1991. - 208с.
Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – Москва 1070. – 112с.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994. - 344с.
Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 279 с.
Ханьшева, Г.В. Как разговорить малыша? Уроки логопеда / Г.В. Ханьшева. - Москва: Феникс, 2014. - 125 c.
Цейтлин С.Н. Детские словообразовательные инновации. - Санкт-Петербург : Наука, 2004. - 524 с.
Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. - Москва,1990.- 167с.
Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - Москва: Каро, 2010. - 96 c.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лактионова Людмила Анатольевна
→ Публикатор 21.06.2019 0 1674 26 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.