Конспект логопедического занятия «Дифференциация предлогов и приставок»; 4 класс












Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.











Работу выполнила:

Бариева Елена Александровна,

учитель-логопед

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

структурное подразделение «Школьное отделение №4»
















Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.


Цель: развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Задачи:

- закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.

- совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

- совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

- совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.

УУД:

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

регулятивные (целеполагание; планирование);

познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат); конверты с разрезными предложениями, карточки с упражнением «Где приставка, где предлог?» на каждого ребенка.


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- У вас на партах лежат круг и квадрат. Выполните действия по моей инструкции:

- положите круг на квадрат;

- положите круг у квадрата;

- подержите круг над квадратом;

- положите круг квадрат;

- Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

- Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( На, под …)

- Как называются эти слова? (Предлоги)

- Что такое предлоги? (Это часть речи)

- Какие части можно выделить в слове? (Корень, приставку….)

- На какую часть слова похож предлог? (На приставку)


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Сообщение темы занятия

Как вы думаете, что мы с вами сейчас определяли в словах? (Предлоги и приставки)

Давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия. (Предлоги и приставки)

Поставим цель нашего занятия. (Научиться различать предлоги и приставки.)

Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги.)

Повторение ранее полученных знаний

Что такое предлог? (Это слово.)

Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)

Как пишется предлог с другими словами? (Раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово — признак или вопрос.)

Что такое приставка? (Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

Как пишется приставка со словами? (Слитно)

  1. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставок

На доске написаны слова.

Прочитайте и определите слова с предлогами и приставками.

За…деревом, с..горы, на..альбоме, на…столе, за..бежать, с..вернула, на..копать, на..писали.

Логопед: Как это можно сделать?

Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя (Проверяем).

Назовите из этого упражнения все слова с приставками.

Назовите слова с предлогами.

  1. Преврати словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой.

Словосочетания написаны на доске.

Образец: – календарь на стене – настенный календарь

повязка на рукаве -

переход под землёй -

камни под водой -

часы на столе -

годы после войны -

плата за работу -

Проверьте: повязка на рукаве – нарукавная повязка, переход под землёй – подземный переход, камни под водой – подводные камни, часы на столе – настольные часы, годы после войны – послевоенные годы, плата за работу – заработная плата.

  1. Физкультминутка «Повторяйте»

Всё за мной вы повторяйте,

Дружно руки поднимайте.

Мы попрыгаем на месте

И потянемся все вместе.

Мы покружимся немножко,

А теперь потопай ножкой.

  1. Игра «Рассыпалось предложение».

Дети делятся на 2 команды и выдаются конверты с деформированными предложениями каждой команде.

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

- Правильно. Вы должны будете собрать из слов предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.

МЕДВЕЖОНОК ФОМКА.

  1. медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолёте, в, Фомку

  2. медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и Фомка

  3. рвать, сетку, стал, крик, поднял, и, страшный

  4. выпустить, клетку, и, тогда, открыли, решили, его

  5. осторожно, всё, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошёл, осмотрел, из

  6. влез, в, кресло, Фомка, окно, и, стал, глядеть, в

  7. ел, кресле, в спал, и, он белый, Фомка

  8. так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок

Теперь каждый по очереди прочитает предложение. Назовите слова с предлогами и приставками.

  1. Упражнение «Где приставка, где предлог?» Работа в парах.

Каждой паре я раздам карточки с предложениями; прочитайте их и определите, где стоит приставка, а где – предлог.

  1. Лодка (от) плыла (от) берега.

  2. Яхта (до) плыла (до) острова.

  3. Машина (по) ехала (по) дороге.

4. Мальчик (до) ехал (до) рощи на автобусе.

5. Коля (с) лез (с) коня.

6. Кот (за) шел (за) дерево.

7. Щенок (под) лез (под) куст.

8. Котенок испугался и (от) прыгнул (от) лягушки.

9. Дима (на) шел (на) тропинке необычную монетку.

10. Солнце (за) шло (за) тучу.

  • Каждый учащийся читает по очереди предложение вслух, определяя приставки и предлоги.

  • Учащиеся записывают предложения в тетрадь, выделяя приставки и предлоги.

  • Еще раз читаем весь рассказ целиком уже из тетради, проверяя себя.


III. ИТОГ

Ещё раз вспомним, что такое приставка и предлог.

Как предлоги пишутся со словом? А приставки?

IV. РЕФЛЕКСИЯ

Ответьте на вопросы:

Что я узнал на этом занятии?

Чему я научился на занятии?

Что мне было интересно?

Оцените свою работу на занятии.

-Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.

- Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите оранжевый

квадрат.

- Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и синий квадрат, и оранжевый.

Наше занятие закончилось.

Все молодцы!









Полный текст материала Конспект логопедического занятия «Дифференциация предлогов и приставок»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бариева Елена Александровна  Публикатор
08.08.2019 0 6699 163

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК