Статья "От чего возникает заикание?"


От чего возникает заикание?

 

Множество людей с уверенностью могут сказать, что знают, что такое заикание. Сложно не заметить его у ребенка, который повторяет звуки или слоги, затрудняется начать говорить, напрягает при этом мышцы лица и шеи.

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослаблен­ных детей. Оно появляется в комплексе возникших одновременно или почти одновременно нескольких причин. Например, после перенесенного испуга, в комплексе с результа­том неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки перехо­дят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ре­бенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек.

Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех - пятилетний малыш в разгово­ре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родите­ли в восторге от «учености» ребенка. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впе­чатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особен­но после тяжелых детских болезней - кори, скарлатины, дифтерии, коклю­ша, дизентерии и др.) плюс ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек - все это приводит к перенапря­жению нервной системы ребенка и в результате - к дефекту речи.

Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикаю­щейся речи кого-либо из окружающих.

Заикание - это нарушение, которое проявляется либо в виде запинок в речи, либо в неспособности начать фразу. Симптомы могут быть двух категорий: первый - речевые судороги, где повторяется один и тот же слог "клонические судороги", второй - что-то вроде блока, при котором ребенок не может начать фразу и проявляются так называемые "тонические судороги". На самом деле это не судороги, конечно, в буквальном смысле.

Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наб­людаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) час­то сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим.

Заикание, обычно, появляется в возрасте от 2 до 5 лет. Начинается все нередко с очень быстрой, захлебывающейся речи - «тахелалии». Затем, на фоне ускоренной речи, появляются редкие запинки, потом они становятся все более частыми.

Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорож­ным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги - ребенок говорит, как при одышке.

У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка ды­хания, и он никак не может начать говорить.

Родители часто спрашивают: "Что делать, если запинки появились?"

В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит при­чину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной сис­темы ребенка.

Логопед в свою очередь выступает в двух ролях: в качестве логопеда и психотерапевта, который направляет и помогает ребенку. Учителю-логопеду легче всего работать со свежими случаями, когда заикание только началось. Как правило, накладывается режим молчания: дома создают щадящую атмосферу когда на протяжении 2-3 недель действует запрет на использование речи. Дома все договариваются говорить очень тихо, шепотом, или жестами, и вот этот охранительный и щадящий режим помогает бороться с фобией речи.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружаю­щие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается.

Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким обра­зом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме то­го, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной - 10-11 ча­сов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Жела­тельно по утрам делать обтирание, а на ночь - теплый душ.

Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находил­ся в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может выз­вать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содейству­ет ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатле­ний (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)

Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающего­ся ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, рекомендуем ежеднев­но в течение 20-30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и дви­жения, игровые упражнения для развития голоса.

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расс­лабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.

При проведении упражнений по развитию речевого дыхания исполь­зуются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых де­тям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка - у-у-у, жужжа­нию пчелы, мухи, жука - ж-ж-ж, шипению гуся - ш-ш-ш и др.

 

Правила речи

Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это помо­жет тебе говорить смело и уверенно.

Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, нето­ропливо.

Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.

Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.

Гласные звуки произноси широко и громко.

Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряже­ния.

В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произ­носи его громче и протяжнее остальных гласных.

Короткие предложения, состоящие из 3-4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произ­носи слитно, цепляя одно слово за другое.

Говори громко, четко, выразительно.

Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться

Взять себя в руки и не паниковать.

Попытаться разобраться в причинах дефекта.

Ликвидировать их.

Создать дома спокойную обстановку.

Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

Исключить шумные игры и шумные детские компании.

Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

Помочь избавиться от страхов.

Найти правильную тактику воспитания.

Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

Постараться не ломать его стереотипы.

Повременить с оформлением в детский сад.

Как можно реже ходить в гости.

Не приглашать часто к себе гостей.

Ослабить нервное напряжение.

Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фикси­ровать внимание на нем.

Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к мини­муму беседы с ним.

Повышать общую сопротивляемость его организма для профилак­тики различных заболеваний.

 

Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается

Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жа­леть его.

Впадать в панику.

Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковеркан­ные слова.

Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.

Ссориться, конфликтовать, пугать.

Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

Постоянно ломать стереотипы.

Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от

Вас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”  — М.: В. Секачев, 1998.

2. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей.- АСТ,2012.

3. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998.

4. Мерзлякова В.П., Рау Е.Н. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. — М: В. Секачев, 2011.

5. Заикание: Дефект или болезнь? [Электронный ресурс] https://doctorpiter.ru/articles/15509/


Полный текст материала Статья "От чего возникает заикание?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеева Екатерина Владимировна  Публикатор
16.10.2019 0 1526 305

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК