Статья "От чего возникает заикание?"
От чего возникает заикание?
Множество людей с уверенностью могут сказать, что знают, что такое заикание. Сложно не заметить его у ребенка, который повторяет звуки или слоги, затрудняется начать говорить, напрягает при этом мышцы лица и шеи.
В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно появляется в комплексе возникших одновременно или почти одновременно нескольких причин. Например, после перенесенного испуга, в комплексе с результатом неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек.
Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех - пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.
Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней - кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) плюс ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек - все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате - к дефекту речи.
Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.
Заикание - это нарушение, которое проявляется либо в виде запинок в речи, либо в неспособности начать фразу. Симптомы могут быть двух категорий: первый - речевые судороги, где повторяется один и тот же слог "клонические судороги", второй - что-то вроде блока, при котором ребенок не может начать фразу и проявляются так называемые "тонические судороги". На самом деле это не судороги, конечно, в буквальном смысле.
Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим.
Заикание, обычно, появляется в возрасте от 2 до 5 лет. Начинается все нередко с очень быстрой, захлебывающейся речи - «тахелалии». Затем, на фоне ускоренной речи, появляются редкие запинки, потом они становятся все более частыми.
Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги - ребенок говорит, как при одышке.
У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.
Родители часто спрашивают: "Что делать, если запинки появились?"
В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка.
Логопед в свою очередь выступает в двух ролях: в качестве логопеда и психотерапевта, который направляет и помогает ребенку. Учителю-логопеду легче всего работать со свежими случаями, когда заикание только началось. Как правило, накладывается режим молчания: дома создают щадящую атмосферу когда на протяжении 2-3 недель действует запрет на использование речи. Дома все договариваются говорить очень тихо, шепотом, или жестами, и вот этот охранительный и щадящий режим помогает бороться с фобией речи.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается.
Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной - 10-11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь - теплый душ.
Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)
Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, рекомендуем ежедневно в течение 20-30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.
Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.
При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.
Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка - у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука - ж-ж-ж, шипению гуся - ш-ш-ш и др.
Правила речи
• Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
• Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
• Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
• Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
• Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
• Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
• Гласные звуки произноси широко и громко.
• Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
• В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
• Короткие предложения, состоящие из 3-4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
• Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
• Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
• Говори громко, четко, выразительно.
Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться
• Взять себя в руки и не паниковать.
• Попытаться разобраться в причинах дефекта.
• Ликвидировать их.
• Создать дома спокойную обстановку.
• Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.
• Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
• Исключить шумные игры и шумные детские компании.
• Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
• Помочь избавиться от страхов.
• Найти правильную тактику воспитания.
• Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
• Постараться не ломать его стереотипы.
• Повременить с оформлением в детский сад.
• Как можно реже ходить в гости.
• Не приглашать часто к себе гостей.
• Ослабить нервное напряжение.
• Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
• Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
• Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
• Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается
• Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
• Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.
• Впадать в панику.
• Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
• Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
• Ссориться, конфликтовать, пугать.
• Увеличивать интеллектуальную нагрузку,
• Постоянно ломать стереотипы.
• Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от
Вас.
Литература
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
2. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей.- АСТ,2012.
3. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998.
4. Мерзлякова В.П., Рау Е.Н. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. — М: В. Секачев, 2011.
5. Заикание: Дефект или болезнь? [Электронный ресурс] https://doctorpiter.ru/articles/15509/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеева Екатерина Владимировна
→ Публикатор 16.10.2019 0 1515 302 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.