Памятка логопеда для учителей 1 классов


Памятка для учителей первых классов

 

Уважаемые коллеги!

Чтобы выявить детей, которые могут испытывать трудности в обучении письму и чтению и нуждаются в логопедической помощи, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

Знакомясь с будущими первоклассниками, обратите внимание на ребят, у которых имеется одно или несколько из перечисленных нарушений:

-нарушение произношения звуков

- трудности в определении наличия или отсутствия звуков в слове, в подборе слов на заданный звук ( вопросы типа: « есть ли звук «р» в слове « рак»,

« сад», «рыба», «миска», « арбуз» и т.п; придумай слово которое начинается на звук «а», «м», «с» и т .п.);

- трудности в выделении первого и последнего звука, определение количества и последовательности звуков в простых словах ( вопросы типа:

« назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове « сын», « скажи, сколько звуков в слове « лук», назови первый, второй, третий звук в этих словах);

- бедный словарный запас у ребенка, когда он затрудняется назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных или их детенышей, посуду,одежду. А также не может подобрать обобщающее слово к картинкам или словам типа « яблоко», «груша», « слива» или « сапоги», « туфли».

- трудности и ошибки в словоизменении и словообразовании (вопросы типа: « Один стул, а много чего?», « Какой сок ты любишь? », «Как называется сок из яблок, из моркови, из помидоров?», « У тебя большая рука, а у куклы маленькая …» ( нос, нога, дом, стол, стул);

- нарушение связной речи, когда затруднены рассказы о себе, семье, об услышанном и увиденном; трудно составить рассказ по картинке. При пересказе даже простых сказок или небольших рассказов такие дети нуждаются в дополнительных вопросах или стимулирующей помощи типа:

« О чем говорилось в рассказе?» Фраза, которой пользуется ребенок простая, стереотипная. Иногда с нарушениями согласования, управления. Предложения в рассказе недостаточно логически связаны между собой.

- трудности в определении правой и левой руки. Предметов, которые находятся справа и слева, неправильное называние пространственного взаиморасположения предметов ( карандаш лежит на коробке- вместо под коробкой, смешение понятий « сначала»- « потом», « сзади»- « спереди», «старше»- « моложе», зеркальное письмо букв и цифр, а иногда и целых слов.

С момента начала обучения в первом классе обращайте внимание на детей, которые:

- испытывают значительные трудности в запоминании алгоритма написания букв, т.е. откуда начать писать букву - сверху или снизу строки. Куда вести ее следующий элемент или пишут буквы, как бы конструируя, собирая их из элементов.

-не могут вовремя запомнить написание изученных в классе букв. Такой ребенок не испытывает трудности в написании буквы. Просто во время диктанта слогов или слов он надолго задумывается, как же написать например, строчную «з» или заглавную «Т», т.е. не соотносит услышанный звук с соответствующей буквой.

- пропускает гласные буквы (рк- рак, бсы-бусы), согласные буквы ( гиб- гриб, сег- снег), меняют местами букы и слоги( на гулу- на лугу, рбат- брат).

-искажают слова со сложной слоговой структурой. Пропускают слоги. Переставляют их местами или добавляют лишнее.

- не выделяют границ предложений( заглавная буква, точка), слитно пишут слова в предложении.

- допускает замены букв, звуки которых сходны по артикуляторно-акустическим характеристикам: твердые-мягкие, звонкие-глухие, шипящие-свистящие,р-л,с-ц,ч-щ,ч-ц и т.п.

- допускают ошибки на замену букв. Сходных по оптико- моторным свойствам:о-а,б-д,п-т,в-д,л-м,х-ж,ш-и,и-у,р-п.

Уважаемые коллеги!

Успешность в обучении напрямую зависит от того, будут ли своевременно оказана детям-логопатам своевременная коррекционная помощь. Эта памятка поможет вам выявить детей с отклонениями в письменной речи. Так как, таких детей с каждым годом становится больше, и коррекционной работой охватить всех обучающихся, имеющих нарушения письменной речи невозможно, предлагаю сотрудничество и консультативную помощь по любым вопросам касающихся коррекционной помощи детям-логопатам.

Ваш логопед: Е.В.Пантюхина

2018г.


Полный текст материала Памятка логопеда для учителей 1 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантюхина Елена Владимировна  Публикатор
07.05.2020 0 3746 176

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0