Статья "Профилактика суицидального поведения у детей и подростков"
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков
В год от суицида погибает более восьми ста тысяч людей. На каждый завершенный суицид приходится более 20 суицидальных попыток, таким образом в мире ежегодно совершается 16 млн суицидальных попыток,львиную часть из них совершают дети и подростки.
Эти тенденции затрагивают всю страну, в том числе и Курскую область.
Как известно современные дети большую половину дня проводят в щколе,и нам учителям, и педагогам - психологам нужно как можно раньше проводить профилактику и выявлять риск суицидального поведения.
В Касторенском районе работает 4 педагога-психолога .Все педагоги-психологи имеют профильное образование и стаж работы. Именно на плечи педагогов- психологов ложится основная задача о сохранности психологического здоровья наших школьников. В двух школах созданы службы медиации.В 2018 году на базе Олымской школы был проведен семинар по профилактике суицидального поведения педагогом -психологом .
Проанализировав отчеты предоставленные педагогами -психологами по профилактике суицидального поведения в 2018-19 уч году, можно сказать,что проводимые мероприятия по профилактике суицидального поведения направлены на укрепление психической безопасности в образовательной среде и оказание своевременной психологической помощи детям, находящимся в кризисной ситуации, улучшение психического здоровья детей и подростков и профилактику девиантного поведения. В реализации этих мероприятий принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, педагог-психолог.
В планы воспитательной работы школ внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям: темы о здоровом образе жизни, дружбе, добра, взаимопонимания и многие другие.
В школах на постоянной основе проводятся различные мероприятии используются различные психологические практики, которые пропагандируют ценность жизни, позитивное отношение к себе,окружающим,взаимоотношениям с родителями и сверстниками и направлены на формирование социально -важных навыков.
Педагоги-психологи работают по следующим направлениям:
Диагностическое:
-
Тревожность: "Школьная тревожность Филлипса", "Тест для определения тревожности у детей" (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен);
-
· Эмоциональное состояние учащихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера;
-
· Уровень мотивации: Диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);
-
· Социометрия
-
- исследуется уровень адаптации учащихся,
-
- социальный статус;
-
- уровень самооценки и особенности темперамента,
-
С начала учебного года особое внимание уделяется вновь прибывшим учащимся, они проходят процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводятся наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь.
-
Выявляются учащиеся с признаками повышенного уровня тревожности, пониженным настроением, с низкой активностью. С этими учащимися проводятся диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.
Коррекционно-развивающее направление
вовлечение детей «группы риска» во внеклассную и внеурочную работу
- психологические классные часы (Я – уникальная и неповторимая личность», «Подросток и конфликты» и др.) ;
-
занятия (Способы преодоления кризисных ситуаций),
-
тренинг «Быть уверенным – это здорово!»;
-
«Друзья», «Две планеты» и др..
-
Анонимное анекетирование детей («Выявление суицидального риска»
среди обучающихся 7 – 9 классов )
.Оформляются выставок, стенды, пропагандирующие ценность человеческой жизни .
Проводятся Дни здоровья, включающих конкурсы рисунков, плакатов.
Дискуссия «Как научиться преодолевать трудности»
Занятие с элементами тренинга «Моя жизнь в моих руках»
Информационные беседы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения»
Также осуществляется психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ,ОГЭ. В преддверии выпускных экзаменов (9, 11 классы) с учащимися проводится диагностическое обследование эмоционального состояния, и склонности к депрессивным состоянием. Со всеми выпускниками проводятся занятия с элементами тренинга, способствующие снятию эмоционального напряжения и обучению способам саморегуляции и самоконтроля.
Просветительское:
Работа с родителями. В работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактика семейных конфликтов. Родители охотно участвуют в дискуссиях, обсуждают актуальные вопросы. Проведены собрания, встречи с родителями по темам:
" "Как помочь первокласснику адаптироваться к школе".
" "Трудности адаптационного периода пятиклассников".
" "Возрастные особенности подростков".
" "Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить".
" "Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы".
" "Профессиональное самоопределение подростков".
" "Развитие личностных качеств"
" "Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации".
" "Семья и семейные ценности"
- Родительские собрания ««Здоровая семья – здоровый ребенок», « Духовно-нравственные ценности воспитания в семье», «Свободное время и его роль в формировании личности подростка» и др.
-Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков» и др.
- Круглый стол с участием учащихся «Телефон доверия».
Консультативнае:
- Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом.Классные руководители совместно с педагогом-психологом посещают семьи обучающихся с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.
Организационно-методическое:
- Посещение детей из неблагополучных семей, и детей группы риска;
-
Пополнение базы нормативно-правовых докумен
-
Разработаны памятки для педагогов по профилактике самоубийства среди школьников: стратегия поведения и приёмы предупреждения суицидов. тов.
-
С педагогическим коллективом проводятся психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.
Стоит отметить, что под особым вниманием находятся учащиеся, состоящие на всех видах учета, учащиеся из неблагополучных семей, опекаемые учащиеся; дети, родители которых находятся в разводе и, конечно же, одаренные ученики.
Замечу,что здесь приводятся данные только по основным школам района,тк. там работают педагоги -психологи. Изучив сайты школ ,можно сказать, что и в небольших школах ведется работа по профилактике суицидального поведения. На сайтах размещены различные фотоматериалы,памятки, баннеры, анкеты,размещен телефон доверия.
Анализируя эффективность деятельности, приходим к выводу, что данное направление в настоящее время значимо.
Стоит отметить положительную динамику работы. Главная её сложность в том, чтобы всегда удавалось с помощью диагностического инструментария и наблюдения выявить детей в состоянии эмоционального напряжения и предугадать возможный суицид.
Рекомендации Курского института развития образования по профилактике суицидального поведения,на что стоит обратить внимание педагогам ,родителям,психологам:
У детей и подростков суицидальное поведение имеет ряд особенностей, это связано с не до конца сформированной эмоционально-волевой сферой. И не всегда даже специалисты могут выявить на ранних этапах риск суицидального поведения.
Давайте рассмотрим какие признаки должны обратить на себя внимание:это прямые заявления ребенка о том, что не стоит жить, что жизнь не мила. Часто индикатором суицидального поведения или суицидальной попытки может стать заявление ребенка о плохом настроении, не желании учиться, не желание ходить в школу, о том ,что у ребенка теряется интерес к играм, книгам, просмотру телепередач, интернету. Также стоит обратить внимание,когда дети становятся менее активными, снижается работоспособность,концентрация внимания,страдает учеба, приносит плохие отметки. Ребенок пессимистически рисует свое будущее, не видит себя во взрослой жизни, все это тоже является важным признаком суицидального риска.
Нужно обратить внимание на то как спит ребенок,продолжительность, качество сна, кошмары. Общий тонус , аппетит. Это тоже косвенно указывает на на то, что ребенок имеет проблемы с психическим здоровьем.
Немаловажным проблемой является употребление подростками психоактивных веществ: алкоголя, табака, наркотиков. Будьте внимательны к состоянию ребенка, кожным покровам, зрачку, поведению,мимике.
Факторы риска суицида:
-
Хранение лекарств
-
Интернет
-
Дискриминация
-
Негативное отношение к ребенку со стороны родителей и учителей,сверстников
Советуем учителям, психологам строить учебный процесс строить через позитивное подкрепление, комфортную среду, ребенок должен ходить на занятия с удовольствием. Наша общая задача состоит в том, чтобы наши дети находились в хорошей эмоциональной атмосфере, радовались жизни и получали только позитивные эмоции дома, в школе , социальном кругу.
От себя добавлю.
Все в наших руках-здоровая комфортная жизнь наших детей. Мы должны быть более внимательными к нашим детям,создавать хорошие условия для учебы и жизни. И все вместе работать над сохранением и укреплением психического здоровья подрастающего поколения.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Олымская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района
Курской области
Доклад по профилактике суицидального поведения
Подготовила :
Руководитель РМО
педагогов-психологов и логопедов
Пантюхина Е.В.
2019 год
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантюхина Елена Владимировна
→ Публикатор 07.05.2020 0 1280 217 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы