Статья "Формирование духовного здоровья младших школьников"


Добрый день, дорогие коллеги, уважаемые члены жюри ,наши гости!

Услышав такую музыку, вы скорее всего ожидали, что сейчас к вам выйдет учитель физкультуры. Ведь наш конкурс называется

« Учитель Здоровья ».

Разрешите представиться: « Меня зовут Пантюхина Елена Владимировна, я учитель-логопед МКОУ « Олымская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района.

Каким должен быть учитель здоровья, как выглядеть, чем он должен заниматься? Такими вопросами наверняка задавались и участники конкурса и члены жюри.

Ответ на мой взгляд прост: « Учить детей быть здоровыми!»

Духовное, физическое и социальное здоровье-это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве и обеспечивать высокий уровень здоровья учеников и их благополучие.

Специфика работы такова, что мне приходится в силу своей профессиональной деятельности работать не только с детьми, которые имеют нарушения звукопроизношения, чтения и письма, мой контингент, это еще и дети, которые имеют ограниченные возможности здоровья.

Современная школа стала инклюзивной. Где дети с ОВЗ обучаются совместно с детьми в норме. Моя родная школа, не стала исключением. В школе работает интегрированный класс для детей с ОВЗ, обучается 19 детей-инвалидов.

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, ограниченной мобильности, бедность контактов со сверстниками, природой.

Л. С. Выготский называл это « Социальным вывихом». Главнейшая задача педагога - социализировать этих детей, развивать их духовно, сделать их полноценными членами общества!

Совместное обучение и развитие детей с ОВЗ и детей « в норме» , привело к проблемам межличностных отношений между обучающимися данных групп. Проблема интолерантности по отношению к детям с ОВЗ и инвалидностью на данный период остается нерешенной.

Центральных задачей нашего образовательного учреждения , по отношению к детям с особыми потребностями стало формирование толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть. А также воспитание у сверстников терпимого и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этими проблемами назрела необходимость создания в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, применив активные и интерактивные формы воспитательной и социально-психологической работы.

Педагогами сопровождения совсместно с кл. руководителями младших классов классным руководителем класса детей с ОВЗ был разработан педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание, важнейший аспект в формировании духовного здоровья младших школьников в инклюзивной школе» , расчитанный на 2 года.

В проекте рассматривается важность и необходимость создания новой адаптивной здоровьеформирующей модели взаимодействия учеников в «норме» с детьми с ОВЗ и инвалидностью, родителей, педагогов.

Проект универсален т.к. целевая аудитория на которую направлен проект: учителя общеобразовательных школ, учителя общеобразовательных школ работающих инклюзивно, педагоги сопровождения, родители, обучающиеся с ОВЗ и дети «в норме».


 

Проект можно считать уникальным, уникальность заключается в новизне, в ходе проекта разработан цикл мероприятий, который объединил детей и взрослых , педагогов и родителей в стремлении «Быть терпимее друг к другу».

Как известно, есть три составляющие успеха интеграции при обучении и развитии детей с проблемами развития-взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие.

Опираясь на эти составляющие возникла идея проведения мероприятий проекта в нетрадиционной форме: проекты , акции , тематические недели ,тренинги , с привлечением детей с ОВЗ и детей « в норме», специалистов, родителей ,учителей.

Внеклассная и внеурочная деятельность дает большие возможности, для проведения различных мероприятий, направленных на формирование д-н качеств у младших школьников.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.

Работу по д-н воспитанию, развитию и социализации, социального и гражданского становления личности мл. школьников был организован в несколько этапов

1.Диагностический

На первом этапе проекта была проведен мониторинг, цель которого определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся, их гражданской позиции, патриотического сознания, определение уровня толерантности.

2.Планово- прогностический

В ходе этого этапа велась разработка проекта: «Духовно-нравственное воспитание, важнейший аспект в формировании духовного здоровья младших школьников в инклюзивной школе».

Установлены сроки реализации проекта.

3.Организационно –исполнительский

При разработке и реализации проекта использованы различные современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, технология игровых методов, информационно-коммуникационные технологии, технологии мастерских.


 

4.Аналитический


 

Основным результатом проекта будет являться:

  • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

  • рост профессиональной компетентности младших школьников педагогов в области толерантности.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в ОУ – 100%;

- участие и помощь педагогов ОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.


 

Определение перспектив внедрения проекта, тиражируемость результатов:

  • Данный опыт адаптировать для учащихся 5-11 классов.

  • Описать опыт проведения проекта и выступить на РМО.

  • Систематизировать полученный в ходе проекта теоретический и практический материал.

  • Разместить методические рекомендации для логопедов и педагогов сопровождения к проведению проекта в их обр. учреждениях.

Некоторые мероприятия, которые включены в проект: «Неделя толерантности» были апробированы не только на школьном уровне, но и получили высокую оценку на муниципальном и областном уровне. Мероприятие «Урок ДОБРА» муниципальном конкурсе - «Учитель года –2016».(1 место).Педагогическая практика: «Духовно-нравственное воспитание, важнейший аспект социализации детей с ОВЗ» была представлена на областном конкурсе « Специальный педагог 2016». Мастер – класс « Белый цветок» проводился на III фестивале «Терешечка» , который проходил в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях» г. Курск 30 марта 2018 года.

3.6. Выводы:

  • По результатам апробирования проекта, можно сделать вывод, что проект эффективен, потому что нам удалось привлечь внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ и инвалидностью.

  • Проведение совместных мероприятий детей в «норме» и детей с ОВЗ, дают прогресс в их социальном развитии, повысился уровень межличностных отношений, у детей формируются адаптационные навыки.

  • Проведение мероприятия повысило положительный благоприятный климат в школе, уровень педагогической толерантности .

  • Родителям детей с ОВЗ была оказана консультативная и правовая поддержка. Это дало уверенность, каждому родителю, что в школе их детей принимают и понимают.

 

 

 

План «Недели толерантности»

Девиз « Недели толерантности»: « Мы разные, но все-таки мы ВМЕСТЕ!»

Понедельник

  • Открытие «Недели толерантности» ( Линейка « Мы вместе!»)

  • Спортивная акция : « Возьмемся за руки, друзья!» (педагоги сопровождения- Пантюхина Е.В.; Сапрыкина Н.Г.)

Вторник

  • Викторина « Что такое толерантность?» (1-4 классы)

  • Открытые мероприятия для педагогов района, обучающих детей с ОВЗ

1.Урок литературы в 3 классе, обучающегося на дому по адаптированной общеобразовательной программе вариант 8.3( Фролова Т.Н.-учитель начальных классов)

2.Открытое логопедическое занятие в группе детей с ОВЗ «Дисграфия» (Пантюхина Е.В- учитель-логопед)

3.Внеклассное мероприятие « Спешите делать добро!»( Сапрыкина Н.Г- педагог –психолог)

  • Конкурс рисунков « Радуга толерантности».

Среда

  • Акция « Дерево толерантности»( для учеников младших классов и педагогов.) педагоги сопровождения-Пантюхина Е.В.; Сапрыкина Н.Г.)

  • Мастер-класс « Белый цветок» ( 1-4 классы) (Пантюхина Е.В.)

Четверг

  • Литературный конкурс « Проба пера»( буриме на заданные рифмы)

  • Тренинг общения « Мы вместе!»(для родителей, имеющих детей- инвалидов и детей с ОВЗ) ( педагоги сопровождения-Пантюхина Е.В.; Сапрыкина Н.Г.)

Пятница

  • Подведение итогов « Недели толерантности».( Вручение грамот и подарков)

  • Закрытие «Недели толерантности»

  • Итоговое мероприятие « Учимся быть толерантными».(педагоги сопровождения-Пантюхина Е.В, -учитель-логопед; Сапрыкина Н.Г. –педагог -психолог)



 


 


 


 


 


 


 

Были разработаны и проведены тематические классные часы :

« Моя мама лучшая на свете», « История моей семьи»,« Моя семья в рисунках и фотографиях», «Любимый край»,Исследовательский проект: « Чьи имена носят улица поселка?», Проект: « Сто добрых дел - для нас не предел», « День флага»,» Акция «Ветеран»-совместное мероприятие с центром социальной помощи семье и детям»,Дети участвовали в акции проводимой в рамках недели логопедии « Мы помним, мы гордимся!»,особый интерес у детей вызвали мероприятия « Праздник осени» « Наши дедушки и папы -лучше все», «Неделя логопедии»-потому что это были мероприятия поведенный совместно с детьми в норме и при участии родителей.

В результате моего проекта значительно укрепились семейные связи, у детей появилось чувство гордости за свою семью,малую родину , Отечество .Повысился интерес к истории поселка, историческому прошлому родного края .

Надеюсь что мои дети смело могут сказать

я умею любить , помогать ближнему, добиваться успеха

я горжусь своими достижениями

я научился сострадать, дружить , верить

я люблю свою Родину, чту память предков

Уважаю старших!

В результате реализации проекта, у детей сформировалась активная жизненная позиция: дети стали победителями всероссийской олимпиады для детей с ОВЗ, стали участниками всероссийской олимпиады по литературе « Чтение стихотворений», дипломантами районного конкурса « Золотые купола», проводимого Касторенским благочинием, победителями районного конкурса « Рождественская открытка», стали участниками акции « Ветеран» , проведенной совместно со Щиговским центром социальной защиты, работы детей участвовали в различных конкурсах, декоративно –прикладных выставках школы , района и области.

Я думаю что, воспитание духовного здоровья мл. школьников первостепенная задача современной инклюзивной школы!

Ведь именно воспитание высоко- нравственных, высоко-духовных качеств личности помогает детям чувствовать себя полноценными членами общества, быть полноправными гражданами своей страны!


 


 

В заключении Мне бы хотелось сравнить каждого моего воспитанника с цветком. Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только направить и надеяться. Но тем больше моя гордость и радость, когда я вижу, каким замечательными людьми становятся мои воспитанники!


 


Полный текст материала Статья "Формирование духовного здоровья младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантюхина Елена Владимировна  Публикатор
07.05.2020 0 105 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0