Статья "Развитие духовно-нравственных качеств на внеурочных занятиях логопедической коррекции с помощью "карт Проппа"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
Развитие духовно-нравственных качеств
на внеурочных занятиях логопедической
коррекции с помощью «карт Проппа».
Автор: Артюхина Ирина Степановна
учитель-логопед.
электронная почта:artyhina_i@bk.ru
контактный телефон:8(914)-535-93-69
«Образование становится полноценным
и качественным тогда, когда базируется
на фундаменте традиционных, вечных
духовно-нравственных ценностей»
Патриарх Кирилл
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Это направление сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.
Речь сегодняшних младших школьников бедна словами, оценивающими и называющими чувства, отношения, обозначающими нравственные понятия. Дети испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: семья, добро, совесть, честь, верность. А также формирование таких нравственных качеств как долг, вера, совесть, терпение, милосердие, кротость, любовь, понимание добра и зла.
Работа над духовно-нравственным развитием личности - процесс непрерывный иначавшись на уроке, он продолжается и во внеурочной деятельности.
Поэтому на внеурочных занятиях логопедической коррекции я считаю важно создать условия для речевой деятельности и показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мирсловаря, лексики, относящейся к группе «человеческие отношения».
Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках.
Сказка является одним из самых доступных средств для развития духовно-нравственных качеств и заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
На мой взгляд, это очень яркий метод в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, который способствует не только решению речевых проблем, но и формированию личности ребенка и становлению коммуникативных и социальных отношений учащихся. «Сказочным урокам» в своей практике я всегда стараюсь уделить наибольшее внимание, ибо вижу в этих занятиях источник духовного воспитания детей, отличительной чертой которого является поворот к личности ученика, его индивидуальности.
Работая со сказкой, мы с детьми можем поговорить о добре и зле, какое зло бывает, ведь оно не всегда встает перед тобой в чистом виде.Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа, при помощи сказок происходит обучение, в том числе, и нравственным нормам. Сказки развивают в детях лучшие христианские качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Подробнее мне хотелось бы поделиться опытом работы по применению методики фольклориста Владимира Яковлевича Проппа – «карты Проппа».
«Карты Проппа» - относятся к инновационной развивающей технологии наглядного моделирования. Это сказочный конструктор, состоящий из карточек, на которых схематически изображены события и эпизоды сказки, согласно системе В.Я. Проппа, этих функций – тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Для того чтобы учащимся было легче освоить «карты Проппа» работа разделена на несколько этапов:
1 этап - знакомство с жанром литературного произведения – сказкой;
2 этап - играем в игры, которые помогут освоить карты;
3 этап - читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт;
4 этап - пересказываем сказку, опираясь на «карты Проппа»;
5 этап - самая интересная работа, сочинение сказок самостоятельно, используя «карты Проппа».
Благодаря картам В.Я. Проппа, дети с легкостью анализируют структуру сказки, разбив ее на функции. Данный факт способствует эффективному усвоению содержания сказки и облегчит пересказ детям с общим недоразвитием речи, карты позволяют учащимся научиться соотносить речевую и графическую системы изложения информации.
Данная методика работы с картами известна давно, а самое интересное то, что задачи, которые решаются при помощи данной методики, полностью соответствуют ФГОС.
При работе с «картами Проппа», мною используются различные формы работы со сказками: чтение и анализ сказки, дописывание сказки, разыгрывание сюжета сказки с помощью кукол, инсценированние концовки сказки, иллюстрирование. На материале сказочных текстов провожу упражнения на формирование образности речи, при создании своих рассказов учащиеся используют образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Применение «карт Проппа» позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую).
С помощью «карт Проппа» содержание сказки хорошо укладывается «на полочки», что делает процесс восприятия более глубоким, заостряет внимание на языковом материале, заставляет задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений. В результате учащиеся легко отвечают на вопросы по сказке, появляется заинтересованное чтение.
Сказки мягко влияют на поведение ребенка, действуя на его эмоции, превращая знания в убеждения в непринужденной обстановке.Знакомясь с новой сказкой, волшебными историями, с новыми героями, мы учимся доброте, щедрости, храбрости... Сказки помогают думать, развиваться и мечтать.
Работа с «картами Проппа» во время внеурочных занятий позволяет организовать индивидуальную, парную и групповую работу, что помогает каждому учащемуся почувствовать себя творческой личностью, понять, что вокруг него есть другие люди, которые принимают его, хотят с ним играть и общаться. Происходит постепенное «открытие» детьми сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия в творческом процессе.
Опыт работы показывает, что учащиеся не только легко пересказывают любые сказки с помощью «карт Проппа», но и очень активно выступают в роли сочинителя сказок, легко придумывают новый сюжет так, например: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, «карты Проппа» также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей.
Использование «карт Проппа» позволяет учащимся изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.
Таким образом, в процессе проведения внеурочных занятий логопедической коррекции с помощью «карт Проппа», помимо развития всех компонентов речи (активизации словаря, совершенствовании процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь, знакомство с наглядным моделированием) способствуют и воспитанию духовно – нравственных качеств у младших школьников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Артюхина Ирина Степановна
→ Публикатор 31.10.2020 0 934 197 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.