Статья "Мнемотехника на логопедических занятиях"


Мнемотехника на логопедических занятиях.

 

Учить учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Поэтому в своей практике применяю один из приемов, который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказов – это мнемотехника.

 

Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для детей с ОВЗ, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

У ребенка с нарушением речи наблюдается – недостаточный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, неспособность построить монолог, плохая дикция.

 

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, учит детей:

- добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

 

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает учащихся, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для учащихся с ОВЗ. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

 

В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: речевое, социально –коммуникативное, художественно- эстетическое, и познавательное развитие.

 

Используя мнемотаблицы на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма, учащиеся делают высказывания более четкими, связными и последовательными. У учащихся появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни. Также расширяется активный и пассивный словарный запас.

 

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает учащимся поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

 

 

 

 

 

 

Умение ребенка точно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.

В своей практике использую опорные схемы для составления описательных рассказов из интернет-ресурсов.


Полный текст материала Статья "Мнемотехника на логопедических занятиях" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Береснева Любовь Михайловна  Публикатор
17.03.2021 0 1292 171

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК