Методическая разработка для коррекционной работы по произносительной дифференциации гласных [И] - [Ы]
[Введите текст]
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Ленинградская область, Кировский район, гп.Назия
Логопед: Пушкарева Н.Э. (высшая квалификационная категория).
Методическая разработка для коррекционной работы по произносительной дифференциации гласных [И] -[Ы]
Актуальность темы:
Ребенок 8 лет с синдромом Дауна, перешедший во 2 класс и обучающийся по программе 7.2 школы VII вида. Жалобы родителей на то, что при произнесении слов, чтении и на письме заменяет звук [ы] звуком [и].
К истории вопроса:
Нормальная артикуляция гласных звуков
Гласные – чисто тоновые звуки, они образуются способом свободного
прохода воздуха (без преграды).
Классификация гласных дается по индивидуальному для каждого звука набору положений органов речи, т.е. по артикуляционным признакам.
Таких признаков у гласных выделяется три:
-
степень подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем);
-
степень продвинутости языка вперед или сдвинутости назад по горизонтали (ряд);
-
участие губ.
Таблица классификации ударных гласных в позиции после твердых согласных или в
абсолютном начале слова (треугольник Л.В. Щербы)
Ряд
Подъем
|
Передний |
Средний |
Задний |
|
|
||||
Верхний |
и |
ы |
у |
|
Средний |
э |
|
о |
|
Нижний |
|
а |
|
|
|
Нелабиализованные |
Лабиализованные
|
Для нормальной артикуляции гласных свойственны общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. В результате – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряжении, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Голосовые складки при его образовании сомкнуты и напряжены, должны дрожать под влиянием выдыхаемой воздушной струи. Небная занавеска отклонена назад и закрывает проход в носовую полость. Прорвавшаяся воздушная струя направляется в рот. Раствор рта узкий, губы открыты, пассивны, препятствия для выхода воздушной струи нет. Язык занимает высокое положение, сильно продвинут вперед, передняя часть его спинки приподнята в направлении передней части неба.
-
Артикуляция звука [ы]:
Голосовые складки при его образовании сомкнуты и напряжены, должны дрожать под влиянием выдыхаемой воздушной струи. Небная занавеска отклонена назад, закрывает проход в носовую полость. Прорвавшаяся воздушная струя направляется в рот. Раствор рта узкий, губы открыты, пассивны, препятствия для выхода воздушной струи нет. Язык занимает высокое положение, средняя часть языка высоко приподнята к задней части твердого и к передней части мягкого неба.
Коррекционная работа.
При постановке звука Ы мы отталкивались от артикуляции И. Использовался шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Нужно немного надавить шпателем (или кофейной ложечкой) на переднюю долю языка и чуть отодвинуть его вглубь рта. Просим произнести длительно и-и, слышится звук ы-ы.
Предлагаем ребенку произнести слоги жи -ши:
при произнесении [ш] и [ж] кончик языка поднимается к твердому небу, поэтому эти звуки можно использовать в качестве помощников
Также контролируем положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.
Вводим звук [ы] в слова:
Шить – жить – ваши – наши – ножи – ежи – чижик – пыжик -живот – жираф – уши – ужи;
Мыши – мыс – мыть – пыль – пытка – ныть – рыба – рыть – рысь – рыбак;
Машины – корзины – пружины – умный – цыпочки – пальцы – птицы.
Если ребенок усвоил произношение звука, сразу берем чистоговорки:
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши.
Жи-жи-жи, острые ножи.
Жи-жи-жи, поскорей скажи.
Жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
Жи-жи-жи, сказку расскажи.
Ны-ны-ны, ждем весны.
Цы-цы-цы, собираем огурцы и т.п.
Следующий этап – словосочетания:
Большие машины – веселые каникулы – белые листы – нефтяные вышки – грузовые краны – степные орлы – острые клыки.
Предложения:
Пожарные тушили пожары.
Стрижи кружили над крышей.
У зайки длинные уши.
Кроты рыли норы.
У птицы большие крылья.
Осы любят арбузы и дыни.
У Миши новые лыжи.
Кругом большие сугробы.
Заключительный этап - дифференциация звуков [ы] - [и] в парах слов, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Был – бил; выл – вил; лыс – лис; мыл – мил; пыл – пил; ныл – нить; сытый – сито; косы – коси.
Красивые фиалки – тихая музыка – породистые лошади – веселые дети – крупные яблоки – милый дельфин – голосистые птицы.
Вдали полыхали зарницы.
Маляры красят стены.
На ветках шиповника шипы.
Лида вымыла полы.
Звери залегли в теплые норы.
У животных разные жилища.
Выучить стишок:
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Вывод: следуя заявленному коррекционному маршруту, нам удалось поставить и ввести речь проблемные для ребенка звуки. Поскольку у мальчика был сформирован навык чтения, в качестве домашних заданий давался материал для чтения, таким образом, использовался не только слуховой, тактильный, но и зрительный анализатор, что ускорило решение проблемы.
Мы предложили схему коррекционной логопедической помощи, которую можно дополнять и расширять своим оригинальным материалом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пушкарева Наталья Эрнестовна
→ Публикатор 21.09.2021 0 797 123 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы