Методическая разработка для коррекционной работы по произносительной дифференциации гласных [И] - [Ы]


[Введите текст]

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Ленинградская область, Кировский район, гп.Назия

Логопед: Пушкарева Н.Э. (высшая квалификационная категория).

Методическая разработка для коррекционной работы по произносительной дифференциации гласных [И] -[Ы]


 

Актуальность темы:

Ребенок 8 лет с синдромом Дауна, перешедший во 2 класс и обучающийся по программе 7.2 школы VII вида. Жалобы родителей на то, что при произнесении слов, чтении и на письме заменяет звук [ы] звуком [и].

К истории вопроса:

Нормальная артикуляция гласных звуков

Гласные – чисто тоновые звуки, они образуются способом свободного

прохода воздуха (без преграды).

Классификация гласных дается по индивидуальному для каждого звука набору положений органов речи, т.е. по артикуляционным признакам.

Таких признаков у гласных выделяется три:

  • степень подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем);

  • степень продвинутости языка вперед или сдвинутости назад по горизонтали (ряд);

  • участие губ.

Таблица классификации ударных гласных в позиции после твердых согласных или в

абсолютном начале слова (треугольник Л.В. Щербы)

Ряд

 

Подъем

 

Передний

Средний

Задний

 

Верхний

и

ы

у

Средний

э

 

о

Нижний

 

а

 

 

Нелабиализованные

Лабиализованные

 

 

Для нормальной артикуляции гласных свойственны общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки.  В результате – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряжении, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

  • Артикуляция звука [и]

Голосовые складки при его образовании сомкнуты и напряжены, должны дрожать под влиянием выдыхаемой воздушной струи. Небная занавеска отклонена назад и закрывает проход в носовую полость. Прорвавшаяся воздушная струя направляется в рот. Раствор рта узкий, губы открыты, пассивны, препятствия для выхода воздушной струи нет. Язык занимает высокое положение, сильно продвинут вперед, передняя часть его спинки приподнята в направлении передней части неба.

  • Артикуляция звука [ы]:

Голосовые складки при его образовании сомкнуты и напряжены, должны дрожать под влиянием выдыхаемой воздушной струи. Небная занавеска отклонена назад, закрывает проход в носовую полость. Прорвавшаяся воздушная струя направляется в рот. Раствор рта узкий, губы открыты, пассивны, препятствия для выхода воздушной струи нет. Язык занимает высокое положение, средняя часть языка высоко приподнята к задней части твердого и к передней части мягкого неба.

 

Коррекционная работа.

При постановке звука Ы мы отталкивались от артикуляции И. Использовался шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Нужно немного надавить шпателем (или кофейной ложечкой) на переднюю долю языка и чуть отодвинуть его вглубь рта.  Просим произнести длительно и-и, слышится звук ы-ы.

 

Предлагаем ребенку произнести слоги жи -ши:

при произнесении [ш] и [ж] кончик языка поднимается к твердому небу, поэтому эти звуки можно использовать в качестве помощников

Также контролируем положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Вводим звук [ы] в слова:

Шить – жить – ваши – наши – ножи – ежи – чижик – пыжик -живот – жираф – уши – ужи;

Мыши – мыс – мыть – пыль – пытка – ныть – рыба – рыть – рысь – рыбак;

Машины – корзины – пружины – умный – цыпочки – пальцы – птицы.

Если ребенок усвоил произношение звука, сразу берем чистоговорки:

Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши.

Жи-жи-жи, острые ножи.

Жи-жи-жи, поскорей скажи.

Жи-жи-жи, в нашем доме этажи.

Жи-жи-жи, сказку расскажи.

Ны-ны-ны, ждем весны.

Цы-цы-цы, собираем огурцы и т.п.

Следующий этап – словосочетания:

Большие машины – веселые каникулы – белые листы – нефтяные вышки – грузовые краны – степные орлы – острые клыки.

Предложения:

Пожарные тушили пожары.

Стрижи кружили над крышей.

У зайки длинные уши.

Кроты рыли норы.

У птицы большие крылья.

Осы любят арбузы и дыни.

У Миши новые лыжи.

Кругом большие сугробы.

Заключительный этап - дифференциация звуков [ы] - [и] в парах слов, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Был – бил; выл – вил; лыс – лис; мыл – мил; пыл – пил; ныл – нить; сытый – сито; косы – коси.

Красивые фиалки – тихая музыка – породистые лошади – веселые дети – крупные яблоки – милый дельфин – голосистые птицы.

Вдали полыхали зарницы.

Маляры красят стены.

На ветках шиповника шипы.

Лида вымыла полы.

Звери залегли в теплые норы.

У животных разные жилища.

Выучить стишок:

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Вывод: следуя заявленному коррекционному маршруту, нам удалось поставить и ввести речь проблемные для ребенка звуки. Поскольку у мальчика был сформирован навык чтения, в качестве домашних заданий давался материал для чтения, таким образом, использовался не только слуховой, тактильный, но и зрительный анализатор, что ускорило решение проблемы.

Мы предложили схему коррекционной логопедической помощи, которую можно дополнять и расширять своим оригинальным материалом.


 


 


 


Полный текст материала Методическая разработка для коррекционной работы по произносительной дифференциации гласных [И] - [Ы] смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пушкарева Наталья Эрнестовна  Публикатор
21.09.2021 0 797 123

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК