Статья "Профилактика нарушений слухового восприятия у дошкольников"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РУЧЕЁК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «РУЧЕЁК»)


 


 


 


 


 


 


 


 

 

педагогический диалог

 

ПРОФИЛАКТИКА

НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ «Ручеёк»

Чикирдина Т.В.

 

 


 


 

2021 год

Профилактика

нарушений слухового восприятия

у дошкольников

 

Слушая различные звуки, мелодии и человеческую речь, вряд ли кто-либо задумывается, какой сложный процесс позволяет нам воспринимать и понимать все звучащее в окружающем мире. Способность воспринимать на слух и различать особенности звуков заложена в здоровом организме ребенка от природы, но развивается постепенно. Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста функционирует уже многогранно. Однако в большой степени характеризуется низкой организованностью.

Слуховое восприятие как канал получения сенсорной информации

Восприятие ребенка с первых месяцев его жизни становится главным инструментом познания действительности. Слуховые, зрительные и тактильные рецепторы обеспечивают передачу на первых порах самой доступной детскому мозгу информации, которая по крупицам собирается и постепенно формирует картину окружающего мира.

Ведущую роль в овладении перцептивными действиями играет зрительное восприятие, поскольку зрение наиболее полно позволяет обследовать предметы и явления и выявить их внешние свойства. Но слуховой канал, как и тактильный, выполняет свои незаменимые функции и дает возможность познавать другие сенсорные качества объектов, которые не доступны зрительным рецепторам.

Развитие слухового восприятия у дошкольников определяется тем, как они продвигаются в практической деятельности и осваивают конкретные действия. Ребенок не всегда обратит внимание на звук упавшего предмета где-то в стороне, но заметит, какой звон раздается, когда падает погремушка или посуда. Ни один малыш не будет молча катать машинку. Он изобразит многообразный рокот машины, от буксующей до мчащейся на скорости.

Благодаря слуховому каналу в процесс познания предмета или явления добавляются такие единицы восприятия, которые позволяют открыть звуковые стороны объекта. Это значит, что ребенок открывает новое в уже знакомых объектах, а знания об окружающем мире обогащаются и структурируются.

Особенности формирования слухового восприятия

Если рассматривать слуховое восприятие как биологическую функцию психики, обеспечивающую прием и передачу информации при помощи органов слуха, то этот вид восприятия начинает развиваться с первых дней жизни. Но в данном случае нас больше интересует слуховое восприятие как познавательный процесс, и как продвигается ребенок в освоении мира с помощью слуха.

Самой природой детям поставлена задача научиться слушать и слышать обычные звуки, человеческую речь, звуки музыки. Первые годы своей жизни ребенок учится слышать, то есть, приобретает слуховой опыт. Он накапливает сенсорные эталоны.

Еще не понимая, что ему говорят, малыш сосредоточенно прислушивается и улавливает тональные оттенки речи. Ребенок реагирует на музыку, замечает ее ритмичность. Вслушиваясь в интонацию и мелодичность обращенной к нему речи, малыш начинает лепетать в ответ, и это заслуга слухового восприятия.

На втором году жизни активно развиваются способы воспроизведения звука. Причем, дети пытаются воспроизвести как слова, так и окружающие звуки. Не зря первыми в «словарь» ребенка попадают междометия из мира животных: «ав», «мяу», «му-у».

Особо важным достижением является то, что детское ухо начинает улавливать смыслоразличительные единицы родного языка - фонемы. К концу второго года жизни у детей завершает формироваться фонематических слух. То есть, при правильном развитии ребенок уже различает все звуки родного языка.

Научившись слышать звук, а именно воспринимать звучание слуховыми анализаторами и соотносить или встраивать в свой эталонный ряд, ребенок приучается слушать. Он сосредотачивается на заинтересовавших его звуках, реагирует на интонации, прислушивается. Чувствительность к восприятию звучащей информации необходима ребенку для речевой активности. Также это важное условие для развития музыкальных способностей.

Развитие фонематического слуха

Отдельной и особенно сложной функцией слухового восприятия является фонематический слух. Слушая речь, ребенок автоматически выделяет такие параметры звуков, как тихий-громкий, высокий-низкий, мягкий-грубый, мелодичный-отрывистый…

На втором году жизни дети научаются отличать все речевые звуки, а в период от 2-х до 4-лет происходит постепенное уточнение звукового состава родного языка.

Нормой является овладение фонематической структурой слова и ритмико-мелодическим произношением фраз к 5-6 годам.

Развитие речи в большой степени зависит от развития фонематического слуха. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет то, как они разговаривают со своим малышом. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, и четко проговаривать слова.

Ведь у ребенка еще только формируется решетка фонем родного языка. И формируется фонематическая система на основе тех звуков, которые слышит ребенок. Если взрослые не следят за своей речью, то детское ухо воспринимает искаженное звучание как эталон, что затрудняет формирование фонематического слуха и звуковой культуры.

 

Игры на развитие слухового восприятия

Игры на слуховое восприятие для дошкольников оказывают помощь и в развитии слухового внимания, и в формировании правильного произношения. Названные процессы должны максимально сформироваться в дошкольном детстве, иначе в более позднем возрасте придется не столько развивать, сколько корректировать рассеянное внимание и речевые нарушения. Поэтому так важно научить ребенка хорошо слушать и слышать.

Не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны, так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Самое главное не превращать игру в учебное задание. Малышу должно быть весело, интересно. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложным. Не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо фонематического слуха вы поможете развить ребёнку внимание, память, воображение, инициативность и исполнительность

 

1. Чудо-звуки.

А) Предложить детям закрыть глаза и сосредоточиться на звуках, которые доносятся из окружающей среды. Желательно, чтобы упражнение выполняли одновременно 2-3 человека. В этом случае подключается эффект соревновательности. Дети по очереди называют, какой звук они выделили из множества воспринимаемых. Если первыми ребенок улавливает голоса, звуки машин, бытовые шумы, то уже через несколько минут слуховое восприятие обостряется, и детское ухо начинает различать тиканье часов, чириканье птиц под окном и пр.

Б) Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

 

2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

 

3. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

 

4. Шумящие коробочки.

А) Подготовить несколько подручных материалов: положить в стеклянную банку шарик, в пенал – несколько болтов или гвоздиков, в спичечный коробок – семечки и т.п. Разглядывая и слушая вместе с ребенком, обсудить, что и как звучит в подобных самодельных конструкциях. После чего ребенок отворачивается и на слух пытается определить, какой «набор» звучит в конкретном случае. Можно потряхивать с разной интенсивностью, что меняет силу и характер звука.

Б)Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

 

5. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

 

6. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли водящего.

 

7. Подбери картинку или игрушку. Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

 

8. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.

 

9. Создаем мелодию. Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

 

10. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

 

11. Громко-тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

 

12. Камертон. Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

 

13. Узнай свой голос. Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

 

14. Рассказать сказку, предусматривающую много ролей, где каждый персонаж говорит ярко выраженным тембром («Три медведя», «Теремок»). Предложить дошкольникам определить, голос какого персонажа звучит, характерно проговаривая отстраненную фразу. Например: «Лето заканчивается, и скоро наступит осень».

 

Список литературы:

1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

2. Семенович А.В. Эти невероятные левши.

3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.

 

 


Полный текст материала Статья "Профилактика нарушений слухового восприятия у дошкольников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чикирдина Татьяна Викторовна  Публикатор
14.12.2021 0 838 122

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК