ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«ДЕТСКИЙ САД № 107»
Доклад на тему:
«Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия»
в лого-коррекционном процессе для детей с тяжёлыми нарушениями речи».
Учитель-логопед
Гоголева Алла
Александровна
г. Севастополь
2021
«Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия»
в лого-коррекционном процессе для детей с тяжёлыми нарушениями речи».
Титульный лист. Слайд№1
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности.
Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника? Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, 6 занятия-путешествия…).
Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.
Слайд№2
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов.
Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Слайд№3
Цель использования:
Развитие основных компонентов языковой системы:
Слайд№4
ЗАДАЧИ:
-
Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас.
-
Совершенствовать слоговую структуру слова.
-
Автоматизировать звуки речи
-
Развивать фонематические процессы
-
Формировать структуру предложения
-
Совершенствовать развитие связной речи
-
Обучать грамоте.
Слайд№5
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ;
- НА ПОДГРУПОВЫХ ЗАНЯТИЯХ;
- В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд№6
Этапы участия педагога
- Педагог непосредственно участвует в игре;
- Педагог косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях;
- Педагог осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности;
- Педагог осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условия для проявления речевой активности детей;
Слайд№7
Изготовление кругов Луллия
1 вариант:
На стержень нанизываются два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. На кругах располагают картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка свободно двигаются.
Слайд№8
Подготовка к игре:
-
Установить пособие на столе;
-
На секторах располагаем картинки;
-
Подбираем пару по заданию;
Слайд№9
Примерные варианты игр :
1. «Подбери картинку к артикуляции»;
2. «Где спрятался звук»;
3. «Посели морских обитателей в домик»
Слайд№10
4. «1-2-5»;
5. «Расскажи историю» и т.д.
Слайд№11
2 вариант:
Вырезаем два круга, в середине проделываем отверстия. Разделяем на 8 секторов. Берём два прямоугольника. В нижнем прямоугольнике вставляем крепления. В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Круги должны свободно вращаться.
Слайд№12
Подготовка к игре:
Слайд№13
Примерные варианты игр:
1. «Чья мама?», «Чей след?»;
2. «Подбери пару»;
3 . «Сосчитай животных, птиц, посуду» и т.д.
Слайд№14
3 вариант:
Покупная настольно-печатная игра «Карусель», которая изготовлена на основе принципа «колец Луллия». Набор рассчитан на подгруппу детей из 6 человек.
Сайд № 15
Данная игра охватывает разные области:
1. Подбор пар по лексическим темам;
2. Развитие грамматического строя речи;
Слайд №16
3. Согласование существительных с числительными;
Слайд№17
4. Развитие фонематических процессов;
5. Подготовка к обучению чтению;
Слайд №18
6. Формирование элементарных математических представлений. и т.д.
Слайд №19
Важная деталь! После подбора и совмещения нужных колец, ребёнок сам может проконтролировать себя и исправить, если в этом есть такая необходимость. Так как последний круг и стрелка перфорированы, а остальные круги раскрашены разными цветами и принтами. Если всё сделано верно, то все три цвета на стрелочке совпадут. И будут отличаться, если ответ неверный. Данная игра хорошо используется на индивидуальных занятиях.
Слайд№ 20
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.
Варианты использования этой методики безграничны.
Наша задача дать детям инструмент
для познания окружающей действительности
и тогда весь мир будет в их руках!
С пособиями, которые я осветила в процессе своего выступления вы можете ознакомиться на этом столе.
Благодарю за внимание.