Статья "Творческая мастерская как эффективная форма речевого развития дошкольников"


Автор: Качур Ирина Николаевна

Хомутовский детский сад №4

 

 

 

Творческая мастерская как эффективная форма речевого развития дошкольников.

Речь бесценный дар, благодаря которому люди получили возможность общения между собой. Уникальность речи заключается в том, что она объединила людей в их деятельности, помогла понять, сформировала взгляды, принципы, точку зрения. Невероятно огромную услугу в познании мира оказывает человеку именно речь.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень

мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе? 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь), неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

-бедность речи, недостаточный словарный запас;

-сленговые слова (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений;

-бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

-плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у современных детей - дошкольников

можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

В настоящее время таких проблем очень много. Поэтому развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи ставит перед педагогами задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли[5]. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.

Особенно главная функция связной речи, коммуникативная, проявляется в диалоге. Диалогическая речь, по мнению ученых, является первичной естественной формой языкового общения. Можно сказать, что диалог - это классическая форма общения [3].

Следовательно, ведущей задачей является развитие диалогической речи. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, образовательной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми. Педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой, давать указания, поручения.

Практиковать диалог с ребенком, задавать простые вопросы и просить показать и назвать предметы, их свойства.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей [1].

Анализ практики показывает, что не все педагоги умеют организовать и использовать общение в интересах развития речи детей. Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Воспитатель должен овладеть культурой демократического стиля общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры. Ему важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Для успешного развития речи необходимо.

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

Исходя из вышесказанного, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве. Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала; оказании помощи в реализации его возможностей; способствование развитию самостоятельности и креативной личности; развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру. Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

Мастерская – условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе.

Мастерская (в которую на время превращается групповое помещение) – специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.

В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса. По целям и видам деятельности выделяются:

- художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку);

- театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);

- мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек);

- сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);

- архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).

Работа в творческой мастерской может осуществляться по следующему алгоритму: мотивация; обсуждение увиденного; совместное с детьми планирование предстоящей работы; распределение обязанностей по желанию детей, если работают в паре или в микрогруппе; совместная деятельность воспитателя и детей; анализ результатов деятельности.

При организации мастерской необходимо соблюдение ряда существенных условий. Так Н.А. Короткова, И.А. Мухина выделяют следующие условия.

Необходимо организовать общее пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов), сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами.

Второе условие – возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог (между участниками мастерской, отдельными группами, с самим собой) выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.

Следующим условием, по мнению Н.А. Коротковой, выступает то, что начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы. Иначе говоря, педагог предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, чтобы обеспечивает выбор по интересам и возможностям[2].

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает это стремление и у остальных участников.

Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его. «При этом важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции при этом испытываем». Поэтому от педагога требуется особое внимание к состоянию эмоциональной сферы ребенка [4].

Немаловажным условие в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть безоценочной, т.е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией принципов «педагогики успеха».

Как отмечает Н.А. Короткова, предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы), при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь включиться в деятельность, справиться с ней, действуя в собственном темпе [2].

В связи с этим еще одним немаловажным условием при организации мастерской является тот факт, что вся деятельность имеет открытый временный конец.

По мере завершения (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

Таким образом, детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовать общий продукт – коллекцию, макет, большое панно и т.п. Иначе говоря, все члены группы могут работать вместе, рядом в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. Творческая мастерская начала свою работу к подготовке работ на выставку детского творчества «Мой детский сад». Была создана коллективная работа «Зимний лес». Чудесные сады получились.

Также были созданы индивидуальные работы «Ёлочка красавица», «Снеговичок». Ребята объединили их общим сюжетом « Новогодние друзья».

Перед праздником «8 марта», в нашей группе открылась творческая мастерская «Цветок для мам». Дети сотворили горшочек для цветка для самых любимых мамочек. В ходе мероприятия ребята трогательно и нежно говорили о своих мамах, во время словесной игры - «Моя мама - самая, самая», ребята находили нежные и ласковые слова для мам. В мастерской активное участие приняли все без исключения! Говорят, что ладошки ребенка – это маленькие солнышки, в них тепло, нежность и любовь. Это приятно и ценно вдвойне, потому, что работа выполнена в коллективе с другими детьми.

Сухомлинский говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!»

Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

В ходе работы в творческих мастерских педагог имеет возможность отрабатывать все этапы развития диалогической речи. В первый период работы идет отработка навыков речевого этикета и умение использовать его в различных ситуациях. В блок речевого этикета были включены следующие темы: приветствие, знакомство, просьба, извинение, обращение к взрослому.

На втором этапе отрабатываются задания, направленные на развитие умений детей самостоятельно запрашивать информацию.

Третий этап работы включает задания на отработку навыков употребления различных видов реплик, а также их развитие речевой активности в беседе. Было выбрано три вида побудительных реплик: сообщение, побуждение к совместному действию и предложение.

Последний этап – задания по составлению диалога. Детям необходимо было составить диалог по творческой работе

При анализе проведения работы в творческих мастерских можно сделать вывод, что все дети имеют высокий и средний уровень сформированности диалогической речи. Дети употребляют обращения, в речевом этикете, в составлении диалогов. В их речи присутствуют слова вежливости. При приветствии могут подобрать альтернативные формы, в разных ситуациях используют различные конструкции реплик. Могут самостоятельно вести расспрос, достигая своей цели. Ответы детей на вопросы распространенные, с уточняющей информацией. Дети активно вступали в диалог, поддерживали беседу на определенную тему. В диалоге отсутствовало большое количество длительных пауз. С легкостью определяли тему разговора по творческим материалам, некоторые составили диалог со сложной структурой. В речи достаточное количество реплик-стимулов.

Проведение работы по развитию диалогической речи дошкольников в ходе организации творческих мастерских является важной задачей, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов. Данная работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития дошкольников. У всех детей увеличился показатель сформированности навыков диалогической речи. Данное направление развития диалогической речи имеет положительную динамику и является эффективной формой по развития диалога дошкольников.

 

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родномуязыку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», - 2006. - 400 с.

2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2 -е изд. - М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. - 208 с.

3. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учеб. пособие / М. Р. Львов. - М.: Академия, - 2000. - 248 с.

4. Финк М., Бостельман Антже. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Серия «Антология дошкольного образования». Национальное образование, 2016–108 с.

 

 


Полный текст материала Статья "Творческая мастерская как эффективная форма речевого развития дошкольников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Качур Ирина Николаенвна  Публикатор
09.02.2022 0 1000 99

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК