Конспект логопедического занятия "Лето. Гласные – согласные звуки"



 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей »

 

 

Рассмотрен педагогическим советом № 1 Утвержден

от 31.08. 2020 г приказом № 151 от 31.08. 2020 г.


 


 


 


 


 


 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «Маргаритки»


 


 


 


 


 


 

Учитель – логопед

Седлецкая А.В.


 


 


 


 


 


 

Тема: «Лето. Гласные – согласные звуки».

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- закрепить умение различать гласные и согласные звуки;

- закрепить умения звукового анализа и синтеза;

- закрепить умения различать твёрдые и мягкие согласные;

- совершенствовать грамматический строй речи (образование сравнительной степени прилагательных).

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению.

Оборудование: аудиозапись, магнитная доска, солнышко, тучки, конверт, компьютер – изображения символов звуков ( вода, муха, змея, жук), красные и синие кружки, сигнальные карточки «подушка» - «камень», картинки (наглядный материал), плакат «Лето».

 


 


 


 

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Дети заходят и садятся на свои места, тихо играет музыка из пьесы А. Вивальди «Лето».

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: - Здравствуйте!

Логопед: - Ребята, я сегодня пришла на работу и увидела на столе конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что там.

Логопед достаёт из конверта «тучку» с загадкой и читает.

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.

Логопед выключает магнитофон.

II. Сообщение темы.

Логопед: - О каком времени года говорится в загадке?

Дети: - О лете.

Логопед: - Правильно, о лете, но лето что-то запаздывает, тучки спрятали солнце.

Логопед показывает на доску, где солнышко закрывают тучи.

Логопед: -Тучи приготовили для вас задания, давайте поможем солнышку, прогоним их, выполним всё правильно и освободим его!

Логопед убирает тучки, на которых написаны задания, которые нужно выполнять.

III. Основная часть.

1тучка.Упражнение на дыхание.

Логопед: - Ребята, чего у нас летом очень много?

Дети: - Цветов.

Логопед: -Да, правильно, очень много красивых, ярких цветов.

- Давайте возьмём наши разноцветные вертушки, наберём воздух через нос, не поднимая плеч, подуем. Выдох должен быть длительным, плавным. Представим, что вертушки это красивые цветочки, растущие на лугу, а вы – летний ветерок, который дует на них и они колышутся ( дети выполняют упражнение 2-3 раза).

2 тучка. Фонетическая разминка (экран).

Логопед: - Давайте вспомним звуки лета! Представим, что мы идём по тропинке, в парке или в лесу , светит солнышко и вдруг где-то слышится нам ручеёк или это кто-то поливает цветы в саду из шланга, как звучит водичка?

Логопед показывает картинки на экране , после каждого правильного названного звука ( вода, муха, змея, жук).

Дети: - Сссссс.

Логопед: - Правильно.

- А теперь мы услышали, как к нам приближается муха, со своей песенкой, как она звучит?

Дети: - Зззззз.

Логопед: Да, верно.

- А сейчас мы слышим, как приближается к нам змея и предупреждает нас, чтобы мы быстрее убегали. Какой звук она издаёт?

Дети: - Шшшшш.

Логопед: - Правильно. Когда мы слышим шипение в траве, то мы должны быть предельно осторожны, так как это может быть змея, которая может нас укусить.

- Ну вот, опасность позади и мы слышим, как к нам подлетает весёлый, добрый жук со своей громкой песенкой. Какой?

- Жжжжжжж.

Логопед: - Совершенно верно.

3 тучка.Звуко-слоговой анализ (синтез) слов.

Логопед показывает три картинки с изображениями: сова, обруч, кот.

Логопед: - Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?

Дети: - Сова.

Логопед: С какого звука начинается слово сова?

Дети: Со звука С.

Логопед: - Звук С согласный или гласный?

Дети : - Гласный.

Логопед: - Посмотрим на вторую картинку. Что это?

Дети: - Обруч.

Логопед: - Какой звук мы слышим в начале этого слова?

Дети: - О.

Логопед: - Звук О, гласный или согласный?

Дети: - Гласный.

Логопед: - Правильно. На следующей картинке кто изображён?

Дети: - Кот.

Логопед: - С какого звука начинается слово «кот»?

Дети:- Со звука К.

Логопед: - Звук К какой?

Дети: согласный.

Логопед: - Верно. А теперь давайте составим слово из полученных нами звуков: С……О….. К… получилось слово?

Дети: СОК

Логопед: Да – слово «сок».

- Сколько слогов в слове «сок»? Прохлопаем.

Дети: - Один.

Л огопед: - Перед вами лежат разноцветные кружки. Составьте самостоятельно схему к слову СОК.

Один ребёнок выйдет к доске и составит схему – .

- Посмотрите на доску. Правильно … составил (а) схему?

Дети: Да.

Логопед: Да. Правильно. Проверьте себя, у кого так же, как и у … , тот сделал всё правильно.

4 тучка. Слоговая структура.

Логопед: - Следующая тучка приготовила для вас слоговые песенки, вам нужно послушать внимательно и повторить, без ошибок.

Рот логопеда закрыт экраном.

- Па па ба, да да та, хи хи хе, га ка га, ля ле ле.

Дети повторяют каждый слоговой ряд.

5 тучка. Звуковой анализ.

Логопед: - Ребята, какие вы сейчас слышали звуки в песенках тучки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: - А согласные какие там были ? Твёрдые и …. ?

Дети: - Мягкие.

Логопед: Да. А каким знаком мы обозначаем твёрдость?

Дети: - Камень.

Логопед: - А мягкость?

Дети: - Подушка.

Логопед: - Верно. У вас на столах карточки. Когда вы услышите твёрдый звук вы поднимите - « камень», когда мягкий звук – «подушку».

Приготовились: Д Дь М Н Нь С Сь Ч Г Зь.

6. Физкультминутка.

Логопед: - Давайте немного отдохнём, встаньте рядом со своими стульчиками. Выполняем движения, повторяя за мной:

Ветер дует нам в лицо, ( машем руками на себя)

Закачалось деревцо, ( вытягиваем руки вверх , машем из стороны в сторону),

Ветерок всё тише, тише ,( руки опускаем вниз, плавно приседаем)

Деревцо всё выше, выше. ( встаём , руки поднимаем вверх )

7 тучка. Грамматический строй речи.

Логопед: - А сейчас вам нужно вспомнить, чем лето отличается от весны.

- Весной солнце светит ярко, а летом ещё…

Дети: - Ярче!

Логопед: - Весной птицы поют звонко, а летом ещё…

Дети: - Звонче!

Логопед: Весной цветов много, а летом ещё …

Дети: - Больше!

Логопед: - Весной воздух тёплый, а летом ещё….

Дети: - Теплее!

Логопед: - Весной детям весело, а летом ещё ….

Дети: - Веселее!

Логопед: - Весной деревья зелёные, а летом ещё …

Дети: - Зеленее.

Логопед: - Весной день длинный, а летом ещё…

Дети: - Длиннее.

8тучка. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: - Приготовим пальчики и начиная с мизинчика, загибаем.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик толстячок,

Ну, а вместе – кулачок.

9 тучка. Связная речь.

Логопед: - Тучка хочет узнать, что вы знаете о лете.

Логопед вешает плакат «Лето».

- Рассмотрите внимательно плакат.

- Что вы видите?

- Каким цветом лето? Какое небо? Какое солнышко? Что растёт? Что делают взрослые? Что делают дети? Животные? Какое у всех настроение?

- Кто хочет рассказать, поднимите руку.

Дети: - Лето зелёным цветом. Небо летом чистое, ясное, светлое, голубое. Солнышко яркое, жаркое. Растёт много цветов, фруктов, ягод и овощей. Взрослые и Дети отдыхают, купаются в речке, плавают на лодке, играют в песочнице , катаются на велосипеде. Животные щиплют травку на лугу. Настроение у всех хорошее и радостное.

10 тучка. Развитие памяти.

Игровое упражнение «Угадай месяц».

Логопед: - Ребята, тучка просит вас вспомнить, какие бывают летние месяцы. - Я буду называть все месяцы, а вы будете хлопать, только тогда, когда услышите летние. Приготовьте ладошки: январь, март, июль, май, август, декабрь, июнь.

Дети хлопают на летние месяцы.

- Давайте повторим их ещё раз , по порядку.

Дети: - Июнь, июль, август.

IV. Заключительная часть.

Логопед: - Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Вы все большие молодцы, разогнали тучки своими правильными ответами и теперь у нас наступило настоящее солнечное лето.

- Давайте вспомним, что же мы сегодня проходили, о чём говорили?

Дети: - Мы сегодня говорили про лето.

- Мы сегодня говорили про гласные и согласные звуки.

Логопед: - Правильно. А теперь тихонечко встаём и задвигаем за собой стульчики . Наше занятие окончено.


 


 


 

Список литературы:

  1. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе» О.Н. Лиманская ( М.,2-е изд., «ТЦ Сфера», 2018).

  2. «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет» (старшая группа), Н.В. Нищева ( СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2019).

  3. «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе. О.С. Гомзяк (М., изд. ГНОМ, 2018)


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект логопедического занятия "Лето. Гласные – согласные звуки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Седлецкая Анна Васильевна  Публикатор
21.02.2022 0 906 123

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК