Конспект логопедического занятия "Лето. Гласные – согласные звуки"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей »
Рассмотрен педагогическим советом № 1 Утвержден
от 31.08. 2020 г приказом № 151 от 31.08. 2020 г.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «Маргаритки»
Учитель – логопед
Седлецкая А.В.
Тема: «Лето. Гласные – согласные звуки».
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить умение различать гласные и согласные звуки;
- закрепить умения звукового анализа и синтеза;
- закрепить умения различать твёрдые и мягкие согласные;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование сравнительной степени прилагательных).
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению.
Оборудование: аудиозапись, магнитная доска, солнышко, тучки, конверт, компьютер – изображения символов звуков ( вода, муха, змея, жук), красные и синие кружки, сигнальные карточки «подушка» - «камень», картинки (наглядный материал), плакат «Лето».
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Дети заходят и садятся на свои места, тихо играет музыка из пьесы А. Вивальди «Лето».
Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: - Здравствуйте!
Логопед: - Ребята, я сегодня пришла на работу и увидела на столе конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что там.
Логопед достаёт из конверта «тучку» с загадкой и читает.
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.
Логопед выключает магнитофон.
II. Сообщение темы.
Логопед: - О каком времени года говорится в загадке?
Дети: - О лете.
Логопед: - Правильно, о лете, но лето что-то запаздывает, тучки спрятали солнце.
Логопед показывает на доску, где солнышко закрывают тучи.
Логопед: -Тучи приготовили для вас задания, давайте поможем солнышку, прогоним их, выполним всё правильно и освободим его!
Логопед убирает тучки, на которых написаны задания, которые нужно выполнять.
III. Основная часть.
1тучка.Упражнение на дыхание.
Логопед: - Ребята, чего у нас летом очень много?
Дети: - Цветов.
Логопед: -Да, правильно, очень много красивых, ярких цветов.
- Давайте возьмём наши разноцветные вертушки, наберём воздух через нос, не поднимая плеч, подуем. Выдох должен быть длительным, плавным. Представим, что вертушки это красивые цветочки, растущие на лугу, а вы – летний ветерок, который дует на них и они колышутся ( дети выполняют упражнение 2-3 раза).
2 тучка. Фонетическая разминка (экран).
Логопед: - Давайте вспомним звуки лета! Представим, что мы идём по тропинке, в парке или в лесу , светит солнышко и вдруг где-то слышится нам ручеёк или это кто-то поливает цветы в саду из шланга, как звучит водичка?
Логопед показывает картинки на экране , после каждого правильного названного звука ( вода, муха, змея, жук).
Дети: - Сссссс.
Логопед: - Правильно.
- А теперь мы услышали, как к нам приближается муха, со своей песенкой, как она звучит?
Дети: - Зззззз.
Логопед: Да, верно.
- А сейчас мы слышим, как приближается к нам змея и предупреждает нас, чтобы мы быстрее убегали. Какой звук она издаёт?
Дети: - Шшшшш.
Логопед: - Правильно. Когда мы слышим шипение в траве, то мы должны быть предельно осторожны, так как это может быть змея, которая может нас укусить.
- Ну вот, опасность позади и мы слышим, как к нам подлетает весёлый, добрый жук со своей громкой песенкой. Какой?
- Жжжжжжж.
Логопед: - Совершенно верно.
3 тучка.Звуко-слоговой анализ (синтез) слов.
Логопед показывает три картинки с изображениями: сова, обруч, кот.
Логопед: - Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?
Дети: - Сова.
Логопед: С какого звука начинается слово сова?
Дети: Со звука С.
Логопед: - Звук С согласный или гласный?
Дети : - Гласный.
Логопед: - Посмотрим на вторую картинку. Что это?
Дети: - Обруч.
Логопед: - Какой звук мы слышим в начале этого слова?
Дети: - О.
Логопед: - Звук О, гласный или согласный?
Дети: - Гласный.
Логопед: - Правильно. На следующей картинке кто изображён?
Дети: - Кот.
Логопед: - С какого звука начинается слово «кот»?
Дети:- Со звука К.
Логопед: - Звук К какой?
Дети: согласный.
Логопед: - Верно. А теперь давайте составим слово из полученных нами звуков: С……О….. К… получилось слово?
Дети: СОК
Логопед: Да – слово «сок».
- Сколько слогов в слове «сок»? Прохлопаем.
Дети: - Один.
Л огопед: - Перед вами лежат разноцветные кружки. Составьте самостоятельно схему к слову СОК.
Один ребёнок выйдет к доске и составит схему – .
- Посмотрите на доску. Правильно … составил (а) схему?
Дети: Да.
Логопед: Да. Правильно. Проверьте себя, у кого так же, как и у … , тот сделал всё правильно.
4 тучка. Слоговая структура.
Логопед: - Следующая тучка приготовила для вас слоговые песенки, вам нужно послушать внимательно и повторить, без ошибок.
Рот логопеда закрыт экраном.
- Па па ба, да да та, хи хи хе, га ка га, ля ле ле.
Дети повторяют каждый слоговой ряд.
5 тучка. Звуковой анализ.
Логопед: - Ребята, какие вы сейчас слышали звуки в песенках тучки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: - А согласные какие там были ? Твёрдые и …. ?
Дети: - Мягкие.
Логопед: Да. А каким знаком мы обозначаем твёрдость?
Дети: - Камень.
Логопед: - А мягкость?
Дети: - Подушка.
Логопед: - Верно. У вас на столах карточки. Когда вы услышите твёрдый звук вы поднимите - « камень», когда мягкий звук – «подушку».
Приготовились: Д Дь М Н Нь С Сь Ч Г Зь.
6. Физкультминутка.
Логопед: - Давайте немного отдохнём, встаньте рядом со своими стульчиками. Выполняем движения, повторяя за мной:
Ветер дует нам в лицо, ( машем руками на себя)
Закачалось деревцо, ( вытягиваем руки вверх , машем из стороны в сторону),
Ветерок всё тише, тише ,( руки опускаем вниз, плавно приседаем)
Деревцо всё выше, выше. ( встаём , руки поднимаем вверх )
7 тучка. Грамматический строй речи.
Логопед: - А сейчас вам нужно вспомнить, чем лето отличается от весны.
- Весной солнце светит ярко, а летом ещё…
Дети: - Ярче!
Логопед: - Весной птицы поют звонко, а летом ещё…
Дети: - Звонче!
Логопед: Весной цветов много, а летом ещё …
Дети: - Больше!
Логопед: - Весной воздух тёплый, а летом ещё….
Дети: - Теплее!
Логопед: - Весной детям весело, а летом ещё ….
Дети: - Веселее!
Логопед: - Весной деревья зелёные, а летом ещё …
Дети: - Зеленее.
Логопед: - Весной день длинный, а летом ещё…
Дети: - Длиннее.
8тучка. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: - Приготовим пальчики и начиная с мизинчика, загибаем.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок,
Ну, а вместе – кулачок.
9 тучка. Связная речь.
Логопед: - Тучка хочет узнать, что вы знаете о лете.
Логопед вешает плакат «Лето».
- Рассмотрите внимательно плакат.
- Что вы видите?
- Каким цветом лето? Какое небо? Какое солнышко? Что растёт? Что делают взрослые? Что делают дети? Животные? Какое у всех настроение?
- Кто хочет рассказать, поднимите руку.
Дети: - Лето зелёным цветом. Небо летом чистое, ясное, светлое, голубое. Солнышко яркое, жаркое. Растёт много цветов, фруктов, ягод и овощей. Взрослые и Дети отдыхают, купаются в речке, плавают на лодке, играют в песочнице , катаются на велосипеде. Животные щиплют травку на лугу. Настроение у всех хорошее и радостное.
10 тучка. Развитие памяти.
Игровое упражнение «Угадай месяц».
Логопед: - Ребята, тучка просит вас вспомнить, какие бывают летние месяцы. - Я буду называть все месяцы, а вы будете хлопать, только тогда, когда услышите летние. Приготовьте ладошки: январь, март, июль, май, август, декабрь, июнь.
Дети хлопают на летние месяцы.
- Давайте повторим их ещё раз , по порядку.
Дети: - Июнь, июль, август.
IV. Заключительная часть.
Логопед: - Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Вы все большие молодцы, разогнали тучки своими правильными ответами и теперь у нас наступило настоящее солнечное лето.
- Давайте вспомним, что же мы сегодня проходили, о чём говорили?
Дети: - Мы сегодня говорили про лето.
- Мы сегодня говорили про гласные и согласные звуки.
Логопед: - Правильно. А теперь тихонечко встаём и задвигаем за собой стульчики . Наше занятие окончено.
Список литературы:
-
«Конспекты логопедических занятий в старшей группе» О.Н. Лиманская ( М.,2-е изд., «ТЦ Сфера», 2018).
-
«Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет» (старшая группа), Н.В. Нищева ( СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2019).
-
«Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе. О.С. Гомзяк (М., изд. ГНОМ, 2018)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Седлецкая Анна Васильевна
→ Публикатор 21.02.2022 0 1241 131 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.