Картотека упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста по темам недели (часть1)


КАРТОТЕКА

УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

у детей дошкольного возраста по темам недели (часть 1)

 

Месяц

Недели

Тема недели

Часть1

Сентябрь

1

Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.

2

Осень золотая. Деревья, кустарники.

3

Осень. Лес.

4

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел.

Октябрь

1

Мониторинг

2

Познай себя (Части тела, профессии)

3

Мы живем в России.

4

Государственная символика

Ноябрь

1

История Государства российского. День народного единства

2

Мой дом. Техника.

3

Рукотворный мир.

4

Путешествие в прошлое предметов.

Декабрь

1

Зима.

2

Волшебница вода.

3

Зимующие птицы.

4

Новый год.

Часть 2

Январь

2

Домашние животные, птицы и их детеныши.

3

Дикие животные и их детеныши.

4

Удивительные жив-е: Жив-е Арктики, Антарктиды, жарких стран

Февраль

1

Неделя безопасности.

2

Транспорт.

3

День защитника отечества.

4

Семья.

Март

1

Международный женский день.

2

Культура и традиции русского народа (Р.Н.С., былины и пр..)

3

Русское народное прикладное искусство.

4

Наши таланты: Театр, пение, танец, фольклор

Апрель

1

Весна. Труд людей весной.

2

Космос.

3

Перелетные птицы.

4

Мониторинг.

Май

1

День победы.

2

Мир природы: комнатные растения

3

Мир природы: цветы, лето

4

До свидания детский сад. Здравствуй школа.

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» № 1

(Сентябрь, 1 неделя)

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №2

(Сентябрь, 1 неделя)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Детский сад. Игрушки.

Школа. Школьные принадлежности.

Машинка, юла, кубики, капуста.

Мяч, стул, пирамидка, кукла.

Барабан, матрешка, береза, самолетик.

Пирамидка, кубик, робот, книга.

Ромашка, мяч, мишка, пупсик.

Юла, неваляшка, тетрадь, робот.

 

Игрушка, игра, груша, игрушечный.

Икра, игра, играть, игрушки.

Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.
Кисть, краски, альбом, книга.
Ластик, портфель, утюг, пенал.
Чайник, линейка, фен, пылесос.
Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.
Ученик, ученица, учитель, воспитатель.

 

 

Упражнение «Назови ласково»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных)

Детский сад. Игрушки.

Школа. Школьные принадлежности.

Мяч - мячик,

кукла - ….,

машина - ….,

самолет - …,

дом - …..,

слон - …,

лошадь - ….

пирамида -…

Кисть -….,

карандаш - …..,

книга - …..,

тетрадь - ….,

линейка - …..,

альбом - ….,

пенал - ….,

закладка - ….

 

 

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №3

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №4

 

Упражнение «Назови ласково»

 

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик -… синенький.

  • Мяч круглый, а мячик - … кругленький.

  • Шар желтый, а шарик - … желтенький.

  • Машина быстрая, а машинка - … быстренькая.

  • Кукла веселая, а куколка -… веселенькая.

  • Паровоз быстрый, а паровозик -… быстренький.

 

 

 

 


 

Упражнение «Подбери признак»


 

Детский сад. Игрушки.

Школа. Школьные принадлежности.

Кукла (какая?) – красивая, новая, резиновая, любимая, ... .

Юла, матрешка, кубики,

 

Портфель (какой?) - кожаный, вместительный, яркий, большой ... .

Пенал, тетрадь, альбом

 


 

 

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №5

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №6


 

Упражнение «Подбери действие»


 

Детский сад. Игрушки.

Школа. Школьные принадлежности.

Мяч - летит, прыгает, катится, скачет, падает... .

Кукла - ... . ,

машинка - …,

пирамидка - … .

Ручка - ….,

ластик - ….,

ножницы - …..

 

 

Упражнение «Один - много»


 

Детский сад. Игрушки.

Школа. Школьные принадлежности.

мяч – мячи – много мячей

мячик – кукла –

мишка – машина –

машинка – собачка –

пирамида – кубик -

матрешка – неваляшка –

робот – самолет –

Тетрадь –

Парта –

Ножницы – много ножниц

Кисть –

Папка –

 

 

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №7

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №8

 

Упражнение «Образуй слово» (назвать признак от предмета)

 

Детский сад. Игрушки.

Школа. Школьные принадлежности.

Игрушка - игрушечный,

кукла - кукольный,

стол - настольный,

зеркало - ... .

 

Школа - …,

тетрадь - …,

альбом - …,

бумага - …

 

 

Детский сад. Игрушки.

Школа. Школьные принадлежности.

Самолетик из бумаги (какой?) - бумажный

Домик из картона (какой?) -

Робот из железа (какой?) -

Лошадка из дерева (какая?) -

Мишка из плюша (какой?) -

Собачка из меха (какая?) -

Кораблик из пластмассы -

Лягушка из резины (какая?) -

Солдатик из олова (какой?) -

Курочка из глины (какая?) -

Бычок из соломы (какой?) -

Машинка из металла какая? –

Карандаш из дерева (какой?) — деревянный.
Ножницы из металла (какие?) — ….
Линейка из пластмассы (какая?) — ….
Портфель из кожи (какой?) — ….
Ластик из резины (какой?) — ….

 

 

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №9

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №10

 

Упражнение «Скажи наоборот» (Игрушки)

 

  • Воздушный шарик легкий, а железная машинка … (тяжелая).

  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).

  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).

  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).

  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).

  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).

  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).

  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).

  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).

  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

 

Упражнение «Скажи наоборот» (школьные принадлежности)

 

Этот карандаш острый – а другой … тупой.
Эта ручка длинная, а другая – …
Этот альбом толстый, а другой …
Этот учебник новый, а другой …
Этот ластик мягкий, а другой…
Эта тетрадь чистая, а другая…

Этот ранец тяжелый, а другой …

 

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №11

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №12

 

Упражнение «Измени слова по образцу»:

 

Школьник – школьница
Ученик -
Учитель -
Одноклассник -
Отличник –

 

 

 

Упражнение «Посчитай»

 

Мяч – один мяч, два мяча, три мяча…., пять мячей.., семь мячей

Машина - ....,

пирамида - ….,

матрешка - …,

кубик - …,

мишка - …

 

Линейка - …, ручка - …, карандаш…,

 

 

 

 

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №13

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №14


 

Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении»

(игрушки)

  • Игрушки покупают Ваню. Мозаика складывает детей.

  • Пирамидка собирает Таню. Гараж подъехал к машинке.

  • Стол лежит под мячиком. Диван закатился под мячик.

  • Стол упал с пирамидки. Машинка катает Петю по полу.

  • Коробка лежит в игрушках. У колеса сломалась машинка.

  • Лошадка едет на мишке. Коляска едет на куколке.

  • Стол летает над шариком. Робот сломал мальчика.

  • Машинка починила папу. У кузова большая машина.

  • У носа длинный Буратино. У волос кудрявая Мальвина.

  • У хобота длинный слоник. У хвоста пушистый зайка.


 

Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении»

(школьные принадлежности)

У меня есть портфеля.

У меня нет тетрадка.

Я забыл дома линейкой.

Я пишу ручки.

Я рисую в альбом.

Таня резала бумагой ножницы.
Кисточка рисовала Лену.
Ручка написала письмо Димой.
Парта сидит за Егором.
Пенал положил Колю в портфель.
Букварь читает Толю.
Учебник учится по детям.

 

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №15

«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №1

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 2

Упражнение «Подбери предмет к признаку»

О чем можно сказать?

ОСЕННИЙ – … ( день, дождь, ветер, лес)

ОСЕННЯЯ – … ( погода, одежда, сырость)

ОСЕННЕЕ – … ( небо, пальто, дерево, ненастье, настроение)

ОСЕННИЕ – … ( каникулы, дни, листья, заморозки)

 

Упражнение «Части дерева, кустарника»

Продолжи:

- У человека ноги, а у дерева - …корни.

- У человека руки, а у дерева - …ветки.

- У человека туловище, а у дерева - …ствол.

- У человека кожа, а у дерева - …кора.

- У царя на голове – корона, а у дерева –…. крона?

 

У дерева ствол один, а у кустарника - …много.

У дерева ствол толстый, а у кустарника стволы -….тонкие.

Дерево высокое, а кустарник - ….низкий

У лиственных деревьев – листья, а у хвойных -…. хвоя, иголки

 

 

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №3

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 4

 

Упражнение «Хвойные и лиственные деревья»

 

Хлопни в ладоши, если услышишь название хвойного (лиственного) дерева:

 

Клен, дуб, липа, ель, рябина, сосна, ива, осина, пихта, кедр, тополь, лиственница, туя, вяз.

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Образуй слово?»

Осень

Лист, ветка, ствол

Шишка, ветка, ствол

День с солнцем - солнечный день.
День с дождём - ...
День с ветром- ...

Вечер с туманом -
Небо без облаков- ....

Лист березы –

березовый,

Лист дуба – …,

клена - …,

липы - …,

тополя - …,

рябины - …,

ивы - ….,

осины - …,

ясеня - …

Шишка ели– еловая,

Ветка ели –…,

ствол ели -.

Сосны - …,

кедра - …,

пихты - ,

дуба -

 

 

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №5

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 6

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (осень)

 

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

Туман, слякоть, пурга, листопад.
Дождь, жара, лужи, ненастье.

 

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено, обветрить. 


 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

(Деревья, кустарники)


 

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Липа, крапива, тополь, клен;

Осина, ольха, орешник (кустарник), ясень.

 

Ель, сосна, кедр, береза;

Клен, пихта, рябина, лиственница;

Орешник, можжевельник, дуб, шиповник.

 

 

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 7

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 8

 

Упражнение «Скажи наоборот»

 

- У дуба ствол толстый, а у осинки - …тонкий.

- У сосны иголки длинные, а у ели - …короткие.

- У тополя листья большие, а у берёзы - …маленькие.

- Тополь высокий, а рябина - …низкая.

- У берёзы кора светлая, а у клёна - … тёмная.

 

 

Упражнение «Посчитай»

 

Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…
Одно дерево, …

Один желудь, ….

Один гриб…

Один пень, …

Один сосновый бор, два сосновых бора, …

Одна еловая шишка, …

Березовая ветка,… лист,.. ствол…,

 

 

 

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 9

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя)№10


 

Упражнение «Один - много»


 

Сущ.

Сущ.+ Прил.

Сущ.+ Глаг

Туча – тучи – много туч;

Облако –

Дождь –

Туман –

 

Желтый лист – желтые листья – много желтых листьев;

Мокрая тропинка –

Дождевая туча - ….

Холодная лужа - ….

Ветер дует, а ветры дуют
Птица улетает, а …

Лист желтеет, а …
Дождь моросит, а ...

Цветок увядает, а …

Холод наступает, а …

Лист падает, а ....

 

Дидактическая игра «Назови ласково?»

 

Осень

Деревья, кустарники

Лист – листик, листочек.
Гриб -

Ветер -

Солнце -

Трава -

Дождь -

Сапоги -

Зонт -

Туча -

Облако -

Лужа -

Холод -

цветок

Дерево – деревце,

Куст –

Ель -
Сосна -
Шишка -
Ветка -
Хвоя -
Иголка -
Ветка -

Береза –

Дуб –

Пень -


 

 

Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №11

Осень золотая. Деревья, кустарники.(Сентябрь, 2 неделя)№ 12

Дидактическая игра «Исправь предложение»

 

На клене желтеют березовые листья.

Когда идет дождь, на улице сухо и хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 1

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 2

 

«Назови явление осени»

 

Явление природы, когда с растений опадает листва - Листопад

Густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли - ……туман 

Частички застывшей росы на траве или деревьях - …Иней


 

 

Упражнение «Подбери признак»

Осень (какая?) - ранняя, поздняя, золотая, дождливая, сырая, холодная

Погода (какая?)……

 

Лес (какой?)….,

Лист (Какой?)….

Ветер (какой?)…

Туман….,

дождь…,

урожай…,

 

Настроение (какое?)…,

Солнце (Какое?)….,

Небо (какое?)…,

 

Деревья (какие?)….,

Лужи….,

 

 

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 3

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 4

Упражнение «Скажи наоборот»

Продолжи:

 

Летом солнце яркое, а осенью … тусклое.
Летом небо светлое, а осенью… темное.
В дождь настроение грустное, а солнечный день …
Летом дожди теплые, а осенью …
Летом тучки ходят высоко, а осенью …
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью …
Сейчас осень ранняя, а потом будет …

 

Упражнение «Что делает(ют)? Что делал (делала, делали)?

(Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.)

 

Листва (что делает?) опадает – Листва (что делала?) - опадала

Дождь моросит –

Ветер дует –

Урожай собирают -

Животные запасают –

Птицы улетают -

 

 

 

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 5

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 6

 

Дидактическая игра «Образуй слово?»

«Какой лес?»

 

Лес , где растут одни березы – березовый лес

Где растут одни сосны –

Где растут одни ели –

Где растут одни лиственные деревья –

Где растут одни хвойные деревья –

Где растут и лиственные и хвойные деревья – смешанный

 

 

«Составь предложение»

 

Дует, осень, ветер, холодный.

Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.

Земля, трава, на, увядает.
Желтеют, на, листья, деревья.

Медленно, тучи, ползут, серому, по небу.

Осенний, кружит, листья, ветер, опавшие.

 

 

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 7

Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) № 1

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя)№ 2

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (Зерно)

 

Картофель, морковь, ячмень, свекла

Просо, рожь, баклажан, пшеница

Рис, кукуруза, яблоко, рожь

Гречиха, слива, виноград, персик

Ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

(хлебобулочные изделия)

 

Пирог, батон, компот, бублик

 

 

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №3

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №4

Игра “Назови какой, какая, какое?”

Хлеб из ржи – ржаной.

Хлеб из пшеницы – пшеничный.

Хлеб из отрубей – отрубной.

Каша из пшена – пшенная.

Каша из овса – овсяная.

Каша из ячменя – ячневая.

Каша из кукурузы – кукурузная.

Каша из гречихи – гречневая.

Каша из риса – рисовая.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле с овсом – овсяное.

Поле с ячменем – ячменное.

Поле с кукурузой – кукурузное.

Поле с гречихой – гречишное.

Поле с просом – просяное.

 

Упражнение «Один - много»


 

Сущ.

Сущ.+ Прил.

Сущ.+ Глаг

Батон – батоны – много батонов

Колос –

Зерно –

Сухарь -

Крошка –

Серп -

Комбайн –

Трактор – тракторы –

Свежий бублик –

Сдобная булка –

Горячий блин –

Хрустящий сухарь -

 

 

 

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) № 5

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №6

 

«Сок (варенье, компот) какой?»

 

Сок из фруктов (какой?) - …фруктовый,

Сок из ягод - …

Сок из яблок…, апельсинов…., ананасов…., абрикосов…., груш…, мандаринов, моркови…, помидоров, свеклы,…, малины…,вишни…,сливы….и пр..

 

Суп из овощей –

Икра из кабачков –

Суп из гороха –

Пюре из картофеля –

Икра из баклажанов –

 

 

Игра «Большой – маленький».

 

Лук – лучок.

Помидор –

Морковка –

Огурец –

Картошка –

Капуста –

Свёкла –

Редиска –

Горох –

Репа –

Чеснок -

 

 

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №7

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №8

Измени слова по образцу: Я собираю,

Ты собираешь,

Он собираем,

Мы собираем,

Вы собираете,

Они собирают,

 

Слова: пахать, сеять, растить, ухаживать, стряпать.


 

 

 

 

 

 

Игра «Веселый счет»

 

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

 

Фрукты: лимон, слива, банан, груша;

Ягоды: малинка, земляника, клубника, вишня.

 

 


 

 

 

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) № 9

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел.(Сентябрь,4 неделя) №10


 

Упражнение «Подбери признак»


 

Хлеб (какой?) - свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Булка (какая?)….., лепешка….,

Печенье (какое?)…, тесто…..,

Пирожки (какие?)…

 

 

 

Игра “Доскажи словечко” (Хлеб)

 

Я знаю пословицу о ….

Мама купила пшеничный ….

Дети едят суп с …

Ваня пошел в магазин за …

Я не люблю есть суп без ….

У меня дома нет …

 

 

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №11

Уборка урожая. Откуда хлеб пришел.(Сентябрь,4 неделя) №12

 

Дидактическая игра «один – много»

 

Булка – булки

Колос -

Сушка -

Зерно –

Хлеб –

Пряник –

Поле –

Росток –

 

 

 

 

Упражнение «Посчитай»

 

Одна мельница, две мельницы, три мельницы, четыре ….., пять .…
Один торт, два тОрта,….., …..пять тОртов…..

Одна пышная ватрушка…,…

 

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 1

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 2

Упражнение «Назови ласково»

 

Рука - ручка, рученька.

Голова - головка, головушка.

Нога - ножка, ноженька.

Лицо - личико.

Щека - щечка.

Брови - бровки.

Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.

Большой хвост, а маленький … хвостик.

Большие уши, а маленькие … ушки.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый;

Рука, рученька, ручной, срочно;

Палец, палка, пальчиковый, пальчик;

Голова, головушка, голый, головастик.
 

Глаза, нос, палец, рот, брови;  

Рука, плечи, желудок, шея.

Нога, стопа, сапоги, колено

глаза, нос, рот, очки.

 

 

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 3

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 4

Упражнение «один – много»

 

Лоб – лбы много лбов
Рот – рты – много ртов
Локоть – локти – много локтей
Нос – носы – много носов
Глаз – глаза – много глаз
Ухо – уши –много ушей
Щека – щёки…
Бровь – брови…
Бок – бока..
Ноздря – ноздри…
Палец – ….
Коленка –…

Локоть –…

Голень - …

Игра “Назови какой?»

Карие глаза – кареглазый

Светлые волосы –

Короткие ноги –

Круглое лицо -

Серые глаза –

Толстые щеки –

Широкие плечи -

Зеленые глаза –

Длинный нос -

Голубые глаза –

Длинные волосы –

Большой рот –

Мягкое сердце -

 

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 5

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 6

Игра «Великан и карлик».

 

зуб – зубик – зубище

нос – носик – носище

рот – ротик – ротище

губа – губка – губища

усы – усики – усищи

голос – голосок – голосище

кулак – кулачок – кулачище

борода – бородка – бородища голова – головка – головища

ноготь – ноготок – ногтище

нога – ножка – ножища

рука – ручка – ручища

глаз – глазик – глазище

сила – силёнка - силища


 

«Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)

Сколько ушей у трёх мальчиков?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько пальцев на правой ноге?

Сколько носов у четырёх мальчиков?

 

 

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 7

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 8

 

Упражнение «Скажи наоборот» 


длинноволосый – стриженый;

лохматый – причёсанный;

светловолосый – тёмноволосый;

коротконогий –

 

Игра «Назови женскую профессию»

Образец: Повар - повариха

 

Портной –

Учитель –

Воспитатель –

Художник –

Певец –

Пианист –

Продавец -

Повар –

 

 

 

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 9

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) №10


 

Упражнение «Кто что делает?»

Учитель – учит                             врач – …

Строитель – …                             повар – …

Воспитатель – …                         парикмахер – …

Водитель – …                               пожарный  – …

Продавец – …                               хирург – …

Певица – …                                   почтальон –

Назови профессию человека,  который:

На тракторе работает … (тракторист).

На комбайне работает…

На экскаваторе работает …

На кране работает  …

Поезд водит …

Машину водит …

На самолёте летает …

 

Вставляет стёкла – … (стекольщик)

Управляет подъёмным краном - …

Управляет экскаватором - …

Кладёт кирпичи  - …

Кроет крышу - …

Делает электропроводку - …

Красит стены, окна - …

Чинит краны - …

 

 

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 11

Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 12

 

 

 

 

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 1

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №2

«Подбери признаки к нашей Родине, России»

Родина — какая?

(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная, величавая,)

Город (какой?) - ...,

улица (какая?) - ...,

дом (какой?) - ....,

село (какое?)

 

«Какое слово не подходит?» (четвертый лишний)

Парк, сквер, сад, лес.
Машина, улица, площадь, проспект.
Река, пруд, мост, озеро.
Город, дом, деревня, поселок.

 

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчизна.

 

 

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 3

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №4

 

«Скажи наоборот»


Эта улица узкая, а эта ... (широкая),
эта дорога длинная, а эта ... (короткая),
эта речка мелкая, а эта ... (глубокая),
эта школа близкая, а эта ... (далекая),
эта тропинка прямая, а эта ... (кривая),
этот дуб молодой, а этот ... (старенький),
этот путь далекий, а этот ... (близкий),
этот мост высокий, а этот ... (низкий).

«Назови ласково»


Улица — улочка,

город — городок,
магазин — магазинчик,

мост — мосток,
сквер — скверик, д

вор — дворик,
адрес — адресок.

 

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 5

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №6

«Один — много»


Город — города — городов,
улица — улицы — улиц,
вокзал — вокзалы — вокзалов,
площадь — площади — площадей,
театр — театры — театров,
магазин — магазины — магазинов,
проспект — проспекты — проспектов,
бульвар — бульвары — бульваров,
сквер — скверы — скверов,
школа — школы — школ,
храм — храмы — храмов,
библиотека — библиотеки — библиотек,
аптека — аптеки — аптек,
москвич — москвичи — москвичей.

Упражнение «Посчитай»

Одна река, две реки,…….,  пять рек

Озеро…

пруд

гора

город

столица

поле

дорога
здание

государство,

памятник

фонтан

 

 

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 7

Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №8

Игра «Великан и карлик».

Дом - домик, домище.

Город - городок, городище.

Гора –

Река –

Водопад -

Образование сложных слов.

Много людей — многолюдно.

Много этажей — многоэтажный.

Много национальностеймногонациональная.

«Обсудим»
(Расширение словарного запаса детей)

Предметный словарь:
отечество, гражданин, герб, гимн, флаг, президент, правительство, глобус, карта, граница, столица, площадь,


Словарь признаков:
независимая, необъятная, прекрасная, величавая, белокаменная, златоглавая, многолюдная

Словарь наречий:
красиво, величаво, гордо, дружно

 

 

 

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 1

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 2

Упражнение «Образуй слово» (прилаг от существ.)


 

Государство – государственный;

Нация – национальный;

Народ – народный;

Область – областной;

Город – городской;

Кремль – кремлевский

«Один – много»

Герб – гербы;

Страна – страны;

Гимн – гимны;

Флаг – флаги;

Область – области;

 

 

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 3

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 4

Упражнение «Подбери признак»


 

Флаг (какой)- трехцветный, большой, легкий;

Страна (какая?)- огромнаяя, просторная, дружная;

Люди (какие?) – добродушные, радостные, приветливые

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 

Флаг, гимн, нимб, герб;

Всадник, двуглавый орел, герб, мудрая сова;

Триколор, знамя, пламя, флаг;

Отчизна, родина, чужбина, отечество;

 

 

 

 

 

 

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 5

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 6

«Веселый счет»

Один большой флаг,…..два больших флага…,…5,…. 7.

Одна страна,…., две страны……5,…7,…

Пословицы о Родине

 

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина любимая – мать родимая.

Родина краше солнца, дороже золота.

 

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 7

Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 1

День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 2

Игра «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, люди, живущие в России- россияне.

В Италии живут – итальянцы;

В Великобритании (Англии) – англичане;

В Испании – испанцы;

В США (Америке) –американцы;

Во Франции –французы;

В Германии – немцы;

В Китае – китайцы;

В Грузии – грузины;

В Казахстане – казахи;

В Монголии – монголы.

«Скажи наоборот»

 

Смелый – трусливый

Горе – радость

Родина - чужбина

Зло – добро

Преданность - предательство

 

 

День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 3

День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 4

Упражнение «Образуй слово» (прилагат. от сущ.)

 

Храбрость – храбрый

Смелость – смелый

Ловкость - ловкий

Быстрота – быстрый

Находчивость – находчивый

Ум – умный

Сила - сильный

«Образуй слово»

Медаль из золота – золотая;

Медаль из серебра –

Медаль из бронзы –

Медаль из железа –

Медаль из бумаги –

Медаль из шоколада –

 

 

 

 

 

 

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 1

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 2

Упражнение «Образуй слово» (прилаг от существ.)

 

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

 

из бетона –                          

из бумаги - 

из дерева –

изо льда -

из металла -                       

из глины —                          

из стекла -   

из соломы — соломенный. 
из камня — каменный.

из брёвен — бревенчатый.
 

Разложи в ряд историю создания дома: что чем было? Что чем стало?

1) Кирпичный дом (был чем?) — кирпичами ( они были чем?) — горкой глины.

2) Горка глины (стала чем?) — кирпичами ( они стали чем?) — домом (зданием).

3) Окно (было чем?) — рамой и стеклом (были чем?) — деревом и песком.

4) Обои (были чем?) — бумагой и красками (были чем?) — деревом и водой с красителем.

5) Водопровод (был чем?) — трубами (были чем?) — металлом, пластмассой, резиной.

 

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 3

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 4

Дид. игра «Закончи предложение».

 

Дом нужен человеку для того, чтобы…

Дом надо утеплять потому, что…

В доме нужны окна для того, чтобы…

На входной двери нужен глазок для того, чтобы…

Домофон нужен, чтобы…

В домах проводят электричество, чтобы…

Во всём доме стало темно потому, что…

 

Упражнение «Назови дом»


Для людей — жилой дом, квартира.
Для машин — гараж.
Для собак — конура, будка.
Для коней — конюшня.
Для свиней — свинарник.
Для коров — коровник.
Для птиц — скворечник, гнездо.
Для кур — курятник и т.д.

 

 

 

 

 

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 5

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 6

Упражнение «Один - много»


Пол — полы — много полов. 
Рама — рамы — много рам. 
Комната — комнаты — много комнат. 
Стена — стены — стен.
Этаж — этажи — много этажей (многоэтажный).
Подъезд — подъезды — много подъездов.
Балкон — балконы — балконов.
Бревно — бревна — бревен.
Окно — окна — много окон. 
Форточка — форточки — форточек. 
Лестница — лестницы — много лестниц. 
Дверь — двери — дверей. 
Звонок — звонки — звонков. 
Крыша — крыши — много крыш. 
Труба — трубы — много труб. 
Антенна — антенны — много антенн. 
Подвал — подвалы — подвалов. 
Замок — замки — замков.

Дидактическая игра «Назови ласково?»


Окно — окошко, окошечко.
Рама — рамка, рамочка.
Комната — комнатка, комнатушка.
Стена — стенка, стеночка.
Дверь — дверка, дверца.
Балкон — балкончик.
Бревно — бревнышко.
Лестница — лесенка.
Звонок — звоночек.
Порог — порожек.

 

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 7

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 8

 

«Скажи наоборот»

Открыть…закрыть

Построить…сломать

Включить…выключить

Подняться…спуститься

Охладить…нагреть

Этот дом высокий, а другой…

Этот дом светлый, а другой…

Этот дом одноэтажный, а другой…

Этот дом старый, а другой…

Упражнение «Образуй слово» (прилаг от существ.)

 

Ножницы для кухни – кухонные,

Ножницы для сада –

Приборы для стола, столовой -

Цветы, растущие в комнате -

Белье для настилания кровати – постельное

Комната для приема гостей - гостиная

 

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) №9

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 10

 

Дидактическая игра «Чем был предмет?»

Стиральная машина – доска для стирки, таз, корыто.

Пылесос – веник;

Электролампа – свеча;

Швейная машина – игла;

Миксер - венчик

Электроплита – печь;

Плеер – гармонь, балалайка.

Калькулятор - счеты

 

Дидактическая игра «Назови ласково»


Телефон — телефончик. 
Пылесос— пылесосик.
Торшер — торшерчик. 
Лампа — лампочка.
Холодильник — холодильничек. 
Утюг — утюжок. 
Плита — плитка (плиточка).

 

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 11

Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 12

Упражнение «Один - много»


Телевизор — телевизоры — много телевизоров.
Пылесос — пылесосы — пылесосов.
Люстра — люстры — люстр.
Телефон — телефоны — телефонов.
Радио — радио — радио.
Лампа — лампы — ламп.
Компьютер — компьютеры — компьютеров.
Холодильник — холодильники — холодильников.
Утюг — утюги — утюгов.
Машина — машины — машин.
Плита — плиты — плит.
Техника — техника — много техники.
Провод — провода — проводов.
Розетка — розетки — розеток.
Печь — печи — печей.

ПОСЧИТАЙ:


Один цветной телевизор — два цветных телевизора — ……пять цветных телевизоров и т.д..
Одна хрустальная люстра —две хрустальные люстры —………. пять хрустальных люстр и т.д..
Один высокий холодильник — два высоких холодильника — ……..пять высоких холодильников и т.д.

Один горячий чайник - …..

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 1

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 2

Упражнение «Потопай и похлопай»

 

(Если услышишь предметы рукотворного миру, то хлопни в ладоши, природного – потопай ногами)

Бабочка, гриб, телефон, песок, стекло, камень, воздушный шар, ракушка, лодка, облако

Дидактическая игра «Подбери пару»

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),

  • солнце — лампочка,

  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,

  • птица — самолет,

  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,

  • жираф – подъемный кран,

  • стрекоза – вертолет,

  • гусеница – поезд,

  • планета Земля — глобус,

  • паутина — рыболовные сети,

  • клешни рака — клещи как инструмент человека,

  • снежинка— кружевная салфетка,

  • мышка живая — мышка компьютерная.

 

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 3

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 4

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ракушки, рубашки, орешки, камешки

Глина, вода, пластмасса, песок

Ветер, ураган, веер, метель

Снег, салют, град, ливень

Дерево, пень, бумага, куст

Дуб, бревно, ель, кедр

Бусинка, снежинка, пуговка, серьги

Часы, весы, кусты, ножницы

Река, дорога, поляна, лес

Упражнение «Подбери признак»

 

 

 

 

 

 

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 5

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 6

Упражнение «Образуй слово» (из 2слов получить одно)

 

Рукотворный мир

Природный мир

Стекло, резать - Стеклорез

Пар, ходить - Пароход

Молоко, возить - Молоковоз

Пыль, сосет - Пылесос

Мясо, рубить - Мясорубка

Нефть, проводить - Нефтепровод

Сам, варить - Самовар

Хлеб, резать - Хлеборезка

Сам, летать – самолет

Сено, косить - сенокосилка

Снег, падать – снегопад

Камень, падать – камнепад

Солнце, печь – солнцепек

Кровь, сосать – кровосос

Сорок, ножек – сороконожка,

Буря, ломать – бурелом

Земля, трясти – землитрясение

 

 

Упражнение «Назови целое»

Р.Мир:

Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка

Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки

Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, капюшон – пальто, шуба

Подошва, каблук, шнурки – обувь

Козырек, поля, тулья – головной убор

Ножки, сиденье, спинка – стул

Колесо, кабина, кузов – машина

Прир.мир:

Корень, ствол, почки, ветвидерево, куст

Ножка, шляпка, споры, грибница – гриб

Тело, ноги, крылья, клюв – птица

Тельце, ножки, крылышки, усики - бабочка

 

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 7

Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 8

Упражнение «Образуй слово» (назвать признак от предмета)

 

Рукотворный мир

Природный мир

Кирпич – кирпичный,

Дом – домовой,

Книга – книжный,

Газета – газетный,

Пластилин – пластилиновый,

Дорога - дорожный

Радуга – радужный,

Птица – птичий,

Цветок – цветочный

Облако – облачный,

Ливень – ливневый,

Снег – снежный

Грязь - грязевой

 

Дидактическая игра «Исправь предложение»

Рукотворный мир

Природный мир

 

- Дом подъехал к машине.

- Бензин кончился, потому что остановилась машина.

- Я уже ездил на самолете.

- У Светы на брошке новое платье.

- Плотник забил в гвозди бревно.

- Степка отнес спальню в кресло.

- Мальчик стеклом разбил мяч.

- Два гнезда смотрят из дрозда.

- Ягоды рябины клюют птичку.

- Зимой в саду расцвели яблони.

- Камыш сидит в лягушке.

- Из цыпленка вылупилось яйцо.

- Еж смотался в клубок.

- Речка замерзла льдом

 

 

 

Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) №9

Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) № 10

Игра «Жадина»

Книга (Чья?) - моя книга ;

Портфель (Чей?) - мой портфель;

Полотенце (Чье?) - моё полотенце;

Посуда – Острые ножницы –

Зеленое ведро –

Чистые сапоги –

Глобус –

Пальто –

Часы –

Бутерброд –

Кабинка –

Кольцо –

Носки –

Автобус –

 

 

Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) № 11

Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) № 12

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 1

Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 2

Дидактическая игра «Назови ласково»

Изба – избушка, избенка Сундук – сундучок

Лапоть – лапоток, лапоточек Тулуп – тулупчик

Зипун – зипунишко Кокошник – кокошничек

Гребень – гребешок Крынка – крыночка

Чугун - чугунок

Бочка – бочечка, бочонок (М.р.)

Кадка – кадушка

Черпак - черпачок

Прялка – прялочка

Корыто – корытце

Колыбель – колыбелька

Туес – туесок, туесочек

Ступа – ступка, ступочка

Рушник – рушничок

Беседа «История» - что было раньше, что в наши дни

- конная телега – паровая машина - автомобиль

- паровоз- электропоезд

-Огонь–лучина–свеча–лампада–лампа–Люстры(Светильник, пр.)

-Коромысло (+ведра) – колодец - водопровод

-Серп – литовка – сенокосилка

-Рубель + валек(скалка) – нагревательный чугунный утюг – электрич. Утюг

-Стиральная доска – механичекая стир. машина – автоматическая стир. машина

-Землянка – изба – дом

-Заостренная палочка(+береста, глинян. дощечка), перо – авторучка – печатная машинка – компьютер (+принтер)

- Засов – крючок – навесной замок - встроенный замок – электронный замок

 

Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 3

Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 4

«Обсудим»
(Расширение словарного запаса детей)

Предметный словарь:

Горница, ухват, коромысло, ушат (кадка с двумя ушами для подъёма, ношения), лохань (дерев. сосуд для хоз. нужд), решето, рукомойник,;

прялка, веретено, зипун (верхняя одежда без воротника), душегрейка, порты (штаны, зауженные к низу), гашник (пояс), башлык (капюшон);

ботоло (колокол коровий), зыбка, наперсток

Словарь признаков:
нареченный, дюжий –большой, крепкий (сдюжить – стерпеть, выдержать), гораздый –умелый,

Словарь наречий: спозаранку, аккурат, зябко,

 

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 1

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 2

Отгадать загадку

1.На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

2.Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)

3.Что вниз головой растет? (Сосулька)

4.С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые(Снежинки)

5.Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

6. Мои новые дружки и блестящи, и легки,

   И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

7. Две новые кленовые подошвы двухметровые:

 На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.(Лыжи)

8.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

  За верёвочку - узду через двор коня веду,

  С  горки вниз на нем  лечу, а назад его  тащу. (Санки)

9. Рыбам в зиму жить тепло

Крыша – толстое стекло (Лед)

 

Образовать признак по аналогии:

Декабрь – морозы (декабрьские),

солнце (декабрьское),

дни (декабрьские),

метель(декабрьская) и т.д.

Январь -

Февраль -

«До – между - после»

Какой месяц перед январем?

Какой месяц после января?

Какой мясяц между декабрем и февралем?

Какой месяц перед февралем?

 

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 3

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 4

Скажи, что сделала?

(воспитатель может назвать приставку слова – ЗА, а дети продолжают)

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки… – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

 

 

 

«Сосчитай до пяти»

Одна зимняя ночь, две зимние ночи ....пять зимних ночей.

Одна синяя варежка .....................

Один холодный день ...................

Одна теплая шуба.........................

Один пуховый платок..................

Одно меховое пальто...................

Один высокий сугроб……


 

 

 

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 5

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 6

 

Упражнение «Подбери признак»
Снег (Какой?) – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, мокрый, липкий, хрустящий,серебристый…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная, снежная… 
Мороз – крепкий, сильный, сковывающий, трескучий Снежинка – Лед – Погода – Елка – Сугроб – Санки – Горка – Узоры –

 

 

 

 

 

  1. Дидактическая игра “4 лишний” 

Мороз, морозильник, мороженое, моросит;

Холод, хороший, холодильник, холодок;

Лёд, ледышка, лекарство, ледяной;

Коньки, скакалка, лыжи, санки;

Шуба, шапка, купальник, шарф;

 

 

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 7

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 8

Дидактическая игра: «Подбери к действию объект»:

наступает (что?) —

валит –

свищет –

бушует –

кружится –

замерзает –

блестит –

лепят –

 

«Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой —

Летом день длинный, а зимой —

Летом солнце яркое, а зимой —

Весной лед на реке тонкий, а зимой —

Снег мягкий, а лед —

Одни сосульки длинные, а другие —

 

 

 

 

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 9

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 10

«Кому что нужно»:
Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота… 
Лыжнику - … 
Фигуристу - … 
Горке - … 
Снеговику - …

 

 

Дидактическая игра “Исправь ошибку”

Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

Летом дети катаются на лыжах.

Зимой дети катаются на  велосипеде и играют в мяч.

Летом дети  лепят снежную бабу.

Зимой дети  прыгают через скакалку

Летом  играют в хоккей и  футбол.

Зимой купаются и строят крепость из песка.

Летом вода в реках замерзает и покрывается льдом.

 

 

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 11

Зима. (декабрь, 1 неделя) № 12

«А что вчера?»

(употребление глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера...(
блестел)
Сегодня снег падает, а вчера ...
Сегодня снег сверкает, а вчера ...
Сегодня снег тает, а вчера ...
Сегодня снег хрустит, а вчера ...
Сегодня снег идет, а вчера ...
Сегодня снег кружится, а вчера ...

Дидактическая игра «Назови ласково»

Зима – зимушка санки –

мороз – морозец снеговик –

снег – снежок лед – ледок,

метель – метелица холод – холодок                      

снежинка – снежиночка

горка – горочка                       

ёлка -

 

 

 

 

 

 

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 1

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 2

Игра «Назови действие»

Что делает вода? - льется, шумит, течет, растекается, капает, охлаждается, нагревается, плещется, замерзает, кипит, переливается, брызгает, освежает, журчит

 

Упражнение «Потопай и похлопай»

 

(Если вода в жидком состоянии, то хлопни в ладоши, в твердом – потопай ногами)

 

Град, ливень, лед, пар, роса, снег, туман, иней, ручей, снежинка, облако, волна, айсберг,

Игра «Вопрос – ответ»

- Во что превращается вода зимой?

  • Во что превращается вода во время кипения?

  • Что не горит в огне?

  • Назови осадки в виде замерзших горошин.

  • Металл плавает или тонет?

  • Что происходит с водой, когда начинает дуть сильный ветер?

 

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 3

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 4

«Скажи наоборот»:

Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).

Ручеек узкий, а река … (широкая).

Земля черная, а снег … (белый).

Родник чистый, а лужа … (грязная).

Вода холодная, а пар … (горячий).

Река близко, а море … (далеко).

Пруд маленький, а океан … (большой).

Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).

 

«Какая бывает вода?»

в проруби - холодная

в чайнике - горячая

в реке – речная, пресная

в море –, морская соленая

в роднике – родниковая

в озере - озерная

в водопроводном кране – водопроводная

с газом - газированная 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 5

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 6

Игра «Образуй слово»

(подбор однокоренных слов)

Круговое движение воды? (водоворот)

  • Кто носит воду? (водонос)

  • Затопление участков суши в результате значительного повышения уровня воды в реках, морях, озёрах и других водоёмах.. (наводнение)

  • Место на реке, где пьют звери? (водопой)

  • Растения, которые живут в воде? (водоросли)

Игра « Расположи по порядку»

Капля, озеро, океан, река, ручей, море

 

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 7

Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 8

«Объясни выражение»

 

Не разлить водой (очень дружные ребята, которые помогают друг друга в делах, их называют друзьями)

Носить воду в решете (заниматься бесполезным, никому не нужным делом)

Вода камень точит (Если делать что-то понемногу, но регулярно, каждый день, то результат будет, даже если его поначалу не видно.)

Выйти сухим из воды (Уходить от наказания, оставаться безнаказанным)

Как в воду глядел («будто предвидел», «словно знал заранее», «предугадал»)

Ходит как в воду опущенный (Угнетенный, подавленный чем-либо, удрученный)

Загадки

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)

Эта вода как камень тверда.

Солнце припечёт- она потечёт. (Лед)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

Ни рук, ни ног,

А гору разрушает.(Капля)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан, И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 1

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 2

Игра «Подскажи словечко»

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три...

На зимовку прилетели

С красной грудкой... (снегири).

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает... (сова).

Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

Тук-тук-тук, — в ответ нам... (дятел).

 

Серый маленький комочек

Чик-чирик! — замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш... (воробей).

Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ... (Ворона).

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это — ... (птицы).

 

«Расскажи по плану»

  1. Назови птицу. Почему ее относят к зимующим?

  2. Назови части ее тела, окрас, размер.

  3. Назови ее жилище.

  4. Как она зимует? Чем питается? Как добывает корм?

  5. Как и чем можно помочь таким птицам?

как она защищается от врагов?

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 3

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 4

Игра «Сложи слово»

У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.

У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.

У вороны черные крылья — ….чернокрылая

У голубя сизые крылья – ….сизокрылый

У сороки белые бока – ….белобокая

У снегиря красная грудка –…красногрудый

У совы большая голова – …большеголовая

У дятла длинный клюв – …длинноклювый

У синицы короткие ноги - …коротконогая

У свиристели на голове хохолок – ….хохлатая

 

Использование пространств. Предлогов:

Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. 

Откуда вылетела сорока? – из дупла.

Аналогично отвечать на вопросы:

Сова в дупло влетела. Куда влетела сова?

Сорока над поляной пролетела. Над чем пролетела сорока?

Голубь на крышу сел. Куда сел голубь?

Воробей под ветками пролетел? Где пролетел воробей?

Ворона за куст залетела. Куда залетела ворона?   

Ворона из-за куст вылетела. Откуда вылетела ворона?

Снегирь летит к кормушке. К чему летит?

Синица улетает от кормушки (предлог от).

 Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) 

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 5

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 6

Упражнение «Части тела»

Продолжи:

У человека дети, а у птиц – птенцы;

У человека нос, а у птиц – клюв;

У животных шерсть, а у птиц – перья, оперение;

У животных лапы, а у птиц – крылья;

 

Игра «2 и 5»

(согласование числительных и существительных):

воробей, 2 воробья, 5 воробьев

голубь…

снегирь…

синица…

ворона…

 

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 7

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 8

«Прохлопай слоги»

Слова: Синица, голубь, ворона, снегирь, галка, сорока, воробей

 

«Скажи наоборот»:

Воробей маленький, а ворона – ……(большая);

У синицы хвост короткий, а у сороки….(длинный);

Голубь тяжелый, а воробушек…..(легкий);

 

Дидактическая игра «Назови ласково»

Птица – птичка;

Воробей – воробушек, воробьишко;

Галка –

Синица –

Голубь –

Сова –

Ворона –

Снегирь –

Кормушка –

 

 

 

 

 

 

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 9

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 10

Упражнение «Один - много»

Птица – птицы – много птиц;

Дятел – дятлы – много дятлов;

Ворона вороны – много ворон;

Воробей – воробьи – много воробьев;

Голубь – голуби – много голубей;

Сорока – сороки – много сорок;

Снегирь – снегири – много снегирей;

Сова – совы – много сов;

Филин – филины – много филинов;

Клест – клесты – много клестов;

Корм – корма – много кормов;

Грудка – грудки – много грудок.

-Серая ворона- серые вороны – много серых ворон

-Юркая синица – юркие синицы – много юрких синиц

-Драчливый воробей – драчливые воробьи – много драчливых воробьев

-Большая сова – большие совы – много больших сов

-Непоседливый клест – непоседливые клесты – много непоседливых клестов

-скромный глухарь – скромные глухари – много скромных глухарей

 


 

 

«Образуй новое слово»

Добавить к исходным словам подходящие по смыслу приставки:

пере-, на-, при-, с-, под-, вы-, от-, в-:

Например: зимовать - перезимовать

Слова: летать, клевать, скакать, порхать, прятать, чирикать, каркать, кормить,

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 11

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 12

«Составь предложение»

Сорока, суку, на, сидит. – Сорока сидит на суку.

Дятел, кору, долбит, деревьях, на. – Дятел долбит на деревьях кору.

С, ворона, дерева, слетела. – Ворона слетела с дерева.

Рябине, снегирь, к, подлетел. – Снегирь подлетел к рябине.

Крыша, на, голуби, сидеть. – На крыше сидели голуби.

Подлетела, к, синица, кормушка. – Синица подлетела к кормушке.

Игра «4 – лишний»

Голубь, ворона, дятел, совенок.  

Сорока, воробей, петух, снегирь.

Петух, синица, гусь, индюк.

Синицы, воробей грач, снегирь.

Ворона, синица, лебедь, воробей.

Крыло, клюв, снегирь, хвост.

Дятел, щегол, свиристель, барсук.

Снегирь, синица, кормушка, голубь.

 

 

 

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 13

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 14

Упражнение «Найди ошибку»

Черный ворона –

Серое голубь –

Белый сова –

Сорока сидел на заборе –

Снегирь клевала хлеб –

Длиннохвостый снегирь –

Красногрудая синичка –

 

Упражнение «Чей?Чья?Чьи?»

(Образование притяжательных прилагательных)

Хвост вороны(Чей?) – вороний;

Голова вороны (Чья?) – воронья;

Лапы вороны (Чьи?) – вороньи;

Гнездо (Чье?) -

Аналогично: воробей, голубь,

 

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 15

Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 16

«Кто как подает голос?»

Ворона - ….каркает

Сорока - …стрекочет

Голубь -….воркует

Воробей - ….чирикает

Сова - ….ухает

Синица - ….тинькает

Глухарь - ….токает

 

 

 

 

 

 

 

Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 1

Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 2

«Продолжи»

Вот она елка, на елке……(иголки)

Елочка высока, достает до…..(потолка)

Дед Мороз придет и подарки …..(принесет)

Рядом снежная фигурка – это девочка…..(снегурка)

Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе ……(нос)

Елочку мы нарядили и вокруг ее…… (ходили)

 

Упражнение «Скажи наоборот»

Дед Мороз добрый, а Бармалей…..

Снегурочка молодая, а Баба Яга –

Снег холодный, а огни на елке –

 

 

Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 3

Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 4

Упражнение «Есть – нет»

Шар – нет шара;

Праздник – нет праздника;

Елка –

Гирлянда –

Игрушка –

Хоровод –

Дед Мороз –

Мишура –

Серпантин –

Маскарад –

Дидактическая игра «Образуй слово?»

(Образование относительных прилагательных)
Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки 
Шары из стекла – стеклянные шары.

Ёлку можно украшать разными игрушками.

Какие игрушки, если они:
Из картона - …(картонные)
Из бумаги - ...(бумажные)
Из пластмассы - ...(пластмассовые)
Из фарфора - …(фарфоровые)
Из дерева - …(деревянные).

 

Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 5

Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 6

 

Упражнение «Назови ласково»
Подарок – подарочек, подарочки
Шар – шарик, шарики
Звезда – звёздочка, звёздочки
Фонарь – фонарик, фонарики
Ёлка – ёлочка – ёлочки
Костюм – костюмчик и т.д.

«Узнай словечко»

Белый, пушистый, искрящийся ... (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая ... (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное ... (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная ... (сосулька)

Уходящий, старый, новый ... (год)

 

 

Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 7

Новый год. (декабрь, 4 неделя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Картотека упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста по темам недели (часть1) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулешова Елена Евгеньевна  Публикатор
01.03.2022 0 226 40

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0