Картотека упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста по темам недели (часть1)
КАРТОТЕКА
УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
у детей дошкольного возраста по темам недели (часть 1)
Месяц |
№ Недели |
Тема недели |
Часть1 |
||
Сентябрь |
1 |
Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности. |
2 |
Осень золотая. Деревья, кустарники. |
|
3 |
Осень. Лес. |
|
4 |
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. |
|
Октябрь |
1 |
Мониторинг |
2 |
Познай себя (Части тела, профессии) |
|
3 |
Мы живем в России. |
|
4 |
Государственная символика |
|
Ноябрь |
1 |
История Государства российского. День народного единства |
2 |
Мой дом. Техника. |
|
3 |
Рукотворный мир. |
|
4 |
Путешествие в прошлое предметов. |
|
Декабрь |
1 |
Зима. |
2 |
Волшебница вода. |
|
3 |
Зимующие птицы. |
|
4 |
Новый год. |
|
Часть 2 |
||
Январь |
2 |
Домашние животные, птицы и их детеныши. |
3 |
Дикие животные и их детеныши. |
|
4 |
Удивительные жив-е: Жив-е Арктики, Антарктиды, жарких стран |
|
Февраль |
1 |
Неделя безопасности. |
2 |
Транспорт. |
|
3 |
День защитника отечества. |
|
4 |
Семья. |
|
Март |
1 |
Международный женский день. |
2 |
Культура и традиции русского народа (Р.Н.С., былины и пр..) |
|
3 |
Русское народное прикладное искусство. |
|
4 |
Наши таланты: Театр, пение, танец, фольклор |
|
Апрель |
1 |
Весна. Труд людей весной. |
2 |
Космос. |
|
3 |
Перелетные птицы. |
|
4 |
Мониторинг. |
|
Май |
1 |
День победы. |
2 |
Мир природы: комнатные растения |
|
3 |
Мир природы: цветы, лето |
|
4 |
До свидания детский сад. Здравствуй школа. |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» № 1(Сентябрь, 1 неделя) |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №2 (Сентябрь, 1 неделя) |
||||||||
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
|
Упражнение «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных)
|
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №3 |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №4 |
||||||||
Упражнение «Назови ласково»
(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):
|
Упражнение «Подбери признак»
|
||||||||
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №5 |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №6 |
||||||||
Упражнение «Подбери действие»
|
Упражнение «Один - много»
|
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №7 |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №8 |
||||||||
Упражнение «Образуй слово» (назвать признак от предмета)
|
|
||||||||
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №9 |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №10 |
||||||||
Упражнение «Скажи наоборот» (Игрушки)
|
Упражнение «Скажи наоборот» (школьные принадлежности)
Этот карандаш острый – а другой … тупой. Этот ранец тяжелый, а другой … |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №11 |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №12 |
Упражнение «Измени слова по образцу»:
Школьник – школьница
|
Упражнение «Посчитай»
Мяч – один мяч, два мяча, три мяча…., пять мячей.., семь мячей Машина - ...., пирамида - …., матрешка - …, кубик - …, мишка - …
Линейка - …, ручка - …, карандаш…,
|
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №13 |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №14 |
Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (игрушки)
|
Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (школьные принадлежности) У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом. Таня резала бумагой ножницы. |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №15 |
«Детский сад. Игрушки. Школа. Школьные принадлежности.» №16 |
|
|
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №1 |
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 2 |
Упражнение «Подбери предмет к признаку» О чем можно сказать? ОСЕННИЙ – … ( день, дождь, ветер, лес) ОСЕННЯЯ – … ( погода, одежда, сырость) ОСЕННЕЕ – … ( небо, пальто, дерево, ненастье, настроение) ОСЕННИЕ – … ( каникулы, дни, листья, заморозки)
|
Упражнение «Части дерева, кустарника» Продолжи: - У человека ноги, а у дерева - …корни. - У человека руки, а у дерева - …ветки. - У человека туловище, а у дерева - …ствол. - У человека кожа, а у дерева - …кора. - У царя на голове – корона, а у дерева –…. крона?
У дерева ствол один, а у кустарника - …много. У дерева ствол толстый, а у кустарника стволы -….тонкие. Дерево высокое, а кустарник - ….низкий У лиственных деревьев – листья, а у хвойных -…. хвоя, иголки
|
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №3 |
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 4 |
||||||
Упражнение «Хвойные и лиственные деревья»
Хлопни в ладоши, если услышишь название хвойного (лиственного) дерева:
Клен, дуб, липа, ель, рябина, сосна, ива, осина, пихта, кедр, тополь, лиственница, туя, вяз.
|
Дидактическая игра «Образуй слово?»
|
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №5 |
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 6 |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (осень)
Грибы, урожай, листопад, подснежник; Зонт, сапоги, шорты, куртка. Туман, слякоть, пурга, листопад.
осень, осенний, сено; листья, лиса, листопад, лиственный; ветер, ветреный, веретено, обветрить. |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (Деревья, кустарники)
Дуб, рябина, ромашка, береза; Липа, крапива, тополь, клен; Осина, ольха, орешник (кустарник), ясень.
Ель, сосна, кедр, береза; Клен, пихта, рябина, лиственница; Орешник, можжевельник, дуб, шиповник.
|
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 7 |
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 8 |
Упражнение «Скажи наоборот»
- У дуба ствол толстый, а у осинки - …тонкий. - У сосны иголки длинные, а у ели - …короткие. - У тополя листья большие, а у берёзы - …маленькие. - Тополь высокий, а рябина - …низкая. - У берёзы кора светлая, а у клёна - … тёмная.
|
Упражнение «Посчитай»
Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен… Один желудь, …. Один гриб… Один пень, … Один сосновый бор, два сосновых бора, … Одна еловая шишка, … Березовая ветка,… лист,.. ствол…,
|
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) № 9 |
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя)№10 |
||||||||||
Упражнение «Один - много»
|
Дидактическая игра «Назови ласково?»
|
Осень золотая. Деревья, кустарники. (Сентябрь, 2 неделя) №11 |
Осень золотая. Деревья, кустарники.(Сентябрь, 2 неделя)№ 12 |
Дидактическая игра «Исправь предложение»
На клене желтеют березовые листья. Когда идет дождь, на улице сухо и хорошо.
|
|
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 1 |
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 2 |
«Назови явление осени»
Явление природы, когда с растений опадает листва - Листопад Густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли - ……туман Частички застывшей росы на траве или деревьях - ……Иней
|
Упражнение «Подбери признак» Осень (какая?) - ранняя, поздняя, золотая, дождливая, сырая, холодная Погода (какая?)……
Лес (какой?)…., Лист (Какой?)…. Ветер (какой?)… Туман…., дождь…, урожай…,
Настроение (какое?)…, Солнце (Какое?)…., Небо (какое?)…,
Деревья (какие?)…., Лужи….,
|
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 3 |
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 4 |
Упражнение «Скажи наоборот»Продолжи:
Летом солнце яркое, а осенью … тусклое.
|
Упражнение «Что делает(ют)? Что делал (делала, делали)? (Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.)
Листва (что делает?) опадает – Листва (что делала?) - опадала Дождь моросит – Ветер дует – Урожай собирают - Животные запасают – Птицы улетают -
|
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 5 |
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 6 |
Дидактическая игра «Образуй слово?» «Какой лес?»
Лес , где растут одни березы – березовый лес Где растут одни сосны – Где растут одни ели – Где растут одни лиственные деревья – Где растут одни хвойные деревья – Где растут и лиственные и хвойные деревья – смешанный
|
«Составь предложение»
Дует, осень, ветер, холодный. Улетают, юг, на, птицы. Земля, трава, на, увядает. Медленно, тучи, ползут, серому, по небу.Осенний, кружит, листья, ветер, опавшие.
|
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 7 |
Осень. Лес.(Сентябрь, 3 неделя) № 8 |
|
|
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) № 1 |
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя)№ 2 |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (Зерно)
Картофель, морковь, ячмень, свекла Просо, рожь, баклажан, пшеница Рис, кукуруза, яблоко, рожь Гречиха, слива, виноград, персик Ячмень, пшеница, рожь, кукуруза. |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (хлебобулочные изделия)
Пирог, батон, компот, бублик
|
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №3 |
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №4 |
||||||
Игра “Назови какой, какая, какое?” Хлеб из ржи – ржаной. Хлеб из пшеницы – пшеничный. Хлеб из отрубей – отрубной. Каша из пшена – пшенная. Каша из овса – овсяная. Каша из ячменя – ячневая. Каша из кукурузы – кукурузная. Каша из гречихи – гречневая. Каша из риса – рисовая. Поле с рожью – ржаное. Поле с пшеницей – пшеничное. Поле с овсом – овсяное. Поле с ячменем – ячменное. Поле с кукурузой – кукурузное. Поле с гречихой – гречишное. Поле с просом – просяное.
|
Упражнение «Один - много»
|
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) № 5 |
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №6 |
«Сок (варенье, компот) какой?»
Сок из фруктов (какой?) - …фруктовый, Сок из ягод - … Сок из яблок…, апельсинов…., ананасов…., абрикосов…., груш…, мандаринов, моркови…, помидоров, свеклы,…, малины…,вишни…,сливы….и пр..
Суп из овощей – Икра из кабачков – Суп из гороха – Пюре из картофеля – Икра из баклажанов –
|
Игра «Большой – маленький».
Лук – лучок. Помидор – Морковка – Огурец – Картошка – Капуста – Свёкла – Редиска – Горох – Репа – Чеснок -
|
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №7 |
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №8 |
Измени слова по образцу: Я собираю, Ты собираешь, Он собираем, Мы собираем, Вы собираете, Они собирают,
Слова: пахать, сеять, растить, ухаживать, стряпать.
|
Игра «Веселый счет»
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Фрукты: лимон, слива, банан, груша; Ягоды: малинка, земляника, клубника, вишня.
|
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) № 9 |
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел.(Сентябрь,4 неделя) №10 |
Упражнение «Подбери признак»
Хлеб (какой?) - свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный. Булка (какая?)….., лепешка…., Печенье (какое?)…, тесто….., Пирожки (какие?)…
|
Игра “Доскажи словечко” (Хлеб)
Я знаю пословицу о …. Мама купила пшеничный …. Дети едят суп с … Ваня пошел в магазин за … Я не люблю есть суп без …. У меня дома нет …
|
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел. (Сентябрь, 4 неделя) №11 |
Уборка урожая. Откуда хлеб пришел.(Сентябрь,4 неделя) №12 |
Дидактическая игра «один – много»
Булка – булки Колос - Сушка - Зерно – Хлеб – Пряник – Поле – Росток –
|
Упражнение «Посчитай»
Одна мельница, две мельницы, три мельницы, четыре ….., пять .… Одна пышная ватрушка…,… |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 1 |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 2 |
Упражнение «Назови ласково»
Рука - ручка, рученька. Голова - головка, головушка. Нога - ножка, ноженька. Лицо - личико. Щека - щечка. Брови - бровки. Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка. Большой хвост, а маленький … хвостик. Большие уши, а маленькие … ушки. |
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Кость, окостенеть, кисточка, костлявый; Рука, рученька, ручной, срочно; Палец, палка, пальчиковый, пальчик; Голова, головушка, голый, головастик. Глаза, нос, палец, рот, брови; Рука, плечи, желудок, шея. Нога, стопа, сапоги, колено; глаза, нос, рот, очки.
|
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 3 |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 4 |
Упражнение «один – много»
Лоб – лбы много лбов Локоть –… Голень - … |
Игра “Назови какой?» Карие глаза – кареглазый Светлые волосы – Короткие ноги – Круглое лицо - Серые глаза – Толстые щеки – Широкие плечи - Зеленые глаза – Длинный нос - Голубые глаза – Длинные волосы – Большой рот – Мягкое сердце - |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 5 |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 6 |
Игра «Великан и карлик».
зуб – зубик – зубище нос – носик – носище рот – ротик – ротище губа – губка – губища усы – усики – усищи голос – голосок – голосище кулак – кулачок – кулачище борода – бородка – бородища голова – головка – головища ноготь – ноготок – ногтище нога – ножка – ножища рука – ручка – ручища глаз – глазик – глазище |
«Подумай и ответь» Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза) Сколько ушей у трёх мальчиков? Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на правой ноге? Сколько носов у четырёх мальчиков?
|
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 7 |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 8 |
Упражнение «Скажи наоборот»
лохматый – причёсанный; светловолосый – тёмноволосый; коротконогий –
|
Игра «Назови женскую профессию» Образец: Повар - повариха
Портной – Учитель – Воспитатель – Художник – Певец – Пианист – Продавец - Повар –
|
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 9 |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) №10 |
Упражнение «Кто что делает?» Учитель – учит врач – … Строитель – … повар – … Воспитатель – … парикмахер – … Водитель – … пожарный – … Продавец – … хирург – … Певица – … почтальон – |
Назови профессию человека, который: На тракторе работает … (тракторист). На комбайне работает… На экскаваторе работает … На кране работает … Поезд водит … Машину водит … На самолёте летает …
Вставляет стёкла – … (стекольщик) Управляет подъёмным краном - … Управляет экскаватором - … Кладёт кирпичи - … Кроет крышу - … Делает электропроводку - … Красит стены, окна - … Чинит краны - …
|
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 11 |
Познай себя.(Части тела.профессии). (Октябрь, 2 неделя) № 12 |
|
|
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 1 |
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №2 |
«Подбери признаки к нашей Родине, России» Родина — какая? (любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная, величавая,) Город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ...., село (какое?)
|
«Какое слово не подходит?» (четвертый лишний) Парк, сквер, сад, лес.
Россия, российский, роса, россияне. Родина, родной, родители, радость. Отец, Отечество, отчаяние, отчизна.
|
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 3 |
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №4 |
«Скажи наоборот»
|
«Назови ласково»
город — городок, мост — мосток, вор — дворик,
|
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 5 |
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №6 |
«Один — много»
|
Упражнение «Посчитай» Одна река, две реки,……., пять рек Озеро… пруд гора город столица поле дорога государство, памятник фонтан
|
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) № 7 |
Мы живем в России. (Октябрь, 3 неделя) №8 |
Игра «Великан и карлик». Дом - домик, домище. Город - городок, городище. Гора – Река – Водопад - Образование сложных слов. Много людей — многолюдно. Много этажей — многоэтажный. Много национальностей – многонациональная. |
«Обсудим» Предметный словарь:
|
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 1 |
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 2 |
Упражнение «Образуй слово» (прилаг от существ.)
Государство – государственный; Нация – национальный; Народ – народный; Область – областной; Город – городской; Кремль – кремлевский |
«Один – много» Герб – гербы; Страна – страны; Гимн – гимны; Флаг – флаги; Область – области;
|
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 3 |
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 4 |
Упражнение «Подбери признак»
Флаг (какой)- трехцветный, большой, легкий; Страна (какая?)- огромнаяя, просторная, дружная; Люди (какие?) – добродушные, радостные, приветливые
|
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Флаг, гимн, нимб, герб; Всадник, двуглавый орел, герб, мудрая сова; Триколор, знамя, пламя, флаг; Отчизна, родина, чужбина, отечество; |
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 5 |
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 6 |
«Веселый счет» Один большой флаг,…..два больших флага…,…5,…. 7. Одна страна,…., две страны……5,…7,… |
Пословицы о Родине
Нет в мире краше Родины нашей. Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родина любимая – мать родимая. Родина краше солнца, дороже золота. |
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 7 |
Государственная символика.(Октябрь, 4 неделя) № 8 |
|
|
День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 1 |
День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 2 |
Игра «Кто в какой стране живет?» Наша страна Россия, люди, живущие в России- россияне. В Италии живут – итальянцы; В Великобритании (Англии) – англичане; В Испании – испанцы; В США (Америке) –американцы; Во Франции –французы; В Германии – немцы; В Китае – китайцы; В Грузии – грузины; В Казахстане – казахи; В Монголии – монголы. |
«Скажи наоборот»
Смелый – трусливый Горе – радость Родина - чужбина Зло – добро Преданность - предательство
|
День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 3 |
День народного единства.(Ноябрь, 1 неделя) № 4 |
Упражнение «Образуй слово» (прилагат. от сущ.)
Храбрость – храбрый Смелость – смелый Ловкость - ловкий Быстрота – быстрый Находчивость – находчивый Ум – умный Сила - сильный |
«Образуй слово» Медаль из золота – золотая; Медаль из серебра – Медаль из бронзы – Медаль из железа – Медаль из бумаги – Медаль из шоколада – |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 1 |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 2 |
Упражнение «Образуй слово» (прилаг от существ.)
Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.
из бетона – из бумаги - из дерева – изо льда - из металла - из глины — из стекла - из соломы — соломенный. из брёвен — бревенчатый. |
Разложи в ряд историю создания дома: что чем было? Что чем стало? 1) Кирпичный дом (был чем?) — кирпичами ( они были чем?) — горкой глины. 2) Горка глины (стала чем?) — кирпичами ( они стали чем?) — домом (зданием). 3) Окно (было чем?) — рамой и стеклом (были чем?) — деревом и песком. 4) Обои (были чем?) — бумагой и красками (были чем?) — деревом и водой с красителем. 5) Водопровод (был чем?) — трубами (были чем?) — металлом, пластмассой, резиной. |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 3 |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 4 |
Дид. игра «Закончи предложение».
Дом нужен человеку для того, чтобы… Дом надо утеплять потому, что… В доме нужны окна для того, чтобы… На входной двери нужен глазок для того, чтобы… Домофон нужен, чтобы… В домах проводят электричество, чтобы… Во всём доме стало темно потому, что…
|
Упражнение «Назови дом»
|
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 5 |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 6 |
Упражнение «Один - много»
|
Дидактическая игра «Назови ласково?»
|
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 7 |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 8 |
«Скажи наоборот» Открыть…закрыть Построить…сломать Включить…выключить Подняться…спуститься Охладить…нагреть Этот дом высокий, а другой… Этот дом светлый, а другой… Этот дом одноэтажный, а другой… Этот дом старый, а другой… |
Упражнение «Образуй слово» (прилаг от существ.)
Ножницы для кухни – кухонные, Ножницы для сада – Приборы для стола, столовой - Цветы, растущие в комнате - Белье для настилания кровати – постельное Комната для приема гостей - гостиная |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) №9 |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 10 |
Дидактическая игра «Чем был предмет?» Стиральная машина – доска для стирки, таз, корыто. Пылесос – веник; Электролампа – свеча; Швейная машина – игла; Миксер - венчик Электроплита – печь; Плеер – гармонь, балалайка. Калькулятор - счеты
|
Дидактическая игра «Назови ласково»
|
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 11 |
Мой дом. Техника.(Ноябрь, 2 неделя) № 12 |
Упражнение «Один - много»
|
ПОСЧИТАЙ:
Один горячий чайник - ….. |
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 1 |
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 2 |
Упражнение «Потопай и похлопай»
(Если услышишь предметы рукотворного миру, то хлопни в ладоши, природного – потопай ногами) Бабочка, гриб, телефон, песок, стекло, камень, воздушный шар, ракушка, лодка, облако |
Дидактическая игра «Подбери пару»
|
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 3 |
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 4 |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Ракушки, рубашки, орешки, камешки Глина, вода, пластмасса, песок Ветер, ураган, веер, метель Снег, салют, град, ливень Дерево, пень, бумага, куст Дуб, бревно, ель, кедр Бусинка, снежинка, пуговка, серьги Часы, весы, кусты, ножницы Река, дорога, поляна, лес |
Упражнение «Подбери признак»
|
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 5 |
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 6 |
||||
Упражнение «Образуй слово» (из 2слов получить одно)
|
Упражнение «Назови целое» Р.Мир: Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, капюшон – пальто, шуба Подошва, каблук, шнурки – обувь Козырек, поля, тулья – головной убор Ножки, сиденье, спинка – стул Колесо, кабина, кузов – машина Прир.мир: Корень, ствол, почки, ветви – дерево, куст Ножка, шляпка, споры, грибница – гриб Тело, ноги, крылья, клюв – птица Тельце, ножки, крылышки, усики - бабочка |
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 7 |
Рукотворный мир.(Ноябрь, 3 неделя) № 8 |
||||||||||
Упражнение «Образуй слово» (назвать признак от предмета)
|
Дидактическая игра «Исправь предложение»
|
Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) №9 |
Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) № 10 |
Игра «Жадина» Книга (Чья?) - моя книга ; Портфель (Чей?) - мой портфель; Полотенце (Чье?) - моё полотенце; Посуда – Острые ножницы – Зеленое ведро – Чистые сапоги – Глобус – Пальто – Часы – Бутерброд – Кабинка – Кольцо – Носки – Автобус – |
|
Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) № 11 |
Рукотворный мир Ноябрь, 3 неделя) № 12 |
|
|
Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 1 |
Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 2 |
Дидактическая игра «Назови ласково» Изба – избушка, избенка Сундук – сундучок Лапоть – лапоток, лапоточек Тулуп – тулупчик Зипун – зипунишко Кокошник – кокошничек Гребень – гребешок Крынка – крыночка Чугун - чугунок Бочка – бочечка, бочонок (М.р.) Кадка – кадушка Черпак - черпачок Прялка – прялочка Корыто – корытце Колыбель – колыбелька Туес – туесок, туесочек Ступа – ступка, ступочка Рушник – рушничок |
Беседа «История» - что было раньше, что в наши дни - конная телега – паровая машина - автомобиль - паровоз- электропоезд -Огонь–лучина–свеча–лампада–лампа–Люстры(Светильник, пр.) -Коромысло (+ведра) – колодец - водопровод -Серп – литовка – сенокосилка -Рубель + валек(скалка) – нагревательный чугунный утюг – электрич. Утюг -Стиральная доска – механичекая стир. машина – автоматическая стир. машина -Землянка – изба – дом -Заостренная палочка(+береста, глинян. дощечка), перо – авторучка – печатная машинка – компьютер (+принтер) - Засов – крючок – навесной замок - встроенный замок – электронный замок |
Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 3 |
Путешествие в прошлое предметов. (Ноябрь, 4 неделя) № 4 |
«Обсудим» Предметный словарь: Горница, ухват, коромысло, ушат (кадка с двумя ушами для подъёма, ношения), лохань (дерев. сосуд для хоз. нужд), решето, рукомойник,; прялка, веретено, зипун (верхняя одежда без воротника), душегрейка, порты (штаны, зауженные к низу), гашник (пояс), башлык (капюшон); ботоло (колокол коровий), зыбка, наперсток |
|
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 1 |
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 2 |
Отгадать загадку 1.На дворе горой, а в избе водой. (Снег) 2.Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз) 3.Что вниз головой растет? (Сосулька) 4.С неба падают зимой и кружатся над землей Легкие пушинки, белые(Снежинки) 5.Меня не растили, из снега слепили, Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза-угольки, губы-сучки. Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба) 6. Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки) 7. Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.(Лыжи) 8.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку - узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки) 9. Рыбам в зиму жить тепло Крыша – толстое стекло (Лед) |
Образовать признак по аналогии: Декабрь – морозы (декабрьские), солнце (декабрьское), дни (декабрьские), метель(декабрьская) и т.д. Январь - Февраль - «До – между - после» Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой мясяц между декабрем и февралем? Какой месяц перед февралем? |
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 3 |
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 4 |
Скажи, что сделала? (воспитатель может назвать приставку слова – ЗА, а дети продолжают) Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила). Метель мела и все тропинки… – (замела). Река покрылась льдом и вся… – (заледенела). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила). Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
|
«Сосчитай до пяти» Одна зимняя ночь, две зимние ночи ....пять зимних ночей. Одна синяя варежка ..................... Один холодный день ................... Одна теплая шуба......................... Один пуховый платок.................. Одно меховое пальто................... Один высокий сугроб……
|
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 5 |
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 6 |
Упражнение «Подбери признак»
|
Мороз, морозильник, мороженое, моросит; Холод, хороший, холодильник, холодок; Лёд, ледышка, лекарство, ледяной; Коньки, скакалка, лыжи, санки; Шуба, шапка, купальник, шарф;
|
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 7 |
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 8 |
Дидактическая игра: «Подбери к действию объект»: наступает (что?) — валит – свищет – бушует – кружится – замерзает – блестит – лепят –
|
«Скажи наоборот»: Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — Летом день длинный, а зимой — Летом солнце яркое, а зимой — Весной лед на реке тонкий, а зимой — Снег мягкий, а лед — Одни сосульки длинные, а другие —
|
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 9 |
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 10 |
«Кому что нужно»:
|
Дидактическая игра “Исправь ошибку” Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Летом дети катаются на лыжах. Зимой дети катаются на велосипеде и играют в мяч. Летом дети лепят снежную бабу. Зимой дети прыгают через скакалку Летом играют в хоккей и футбол. Зимой купаются и строят крепость из песка. Летом вода в реках замерзает и покрывается льдом.
|
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 11 |
Зима. (декабрь, 1 неделя) № 12 |
«А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени) |
Дидактическая игра «Назови ласково» Зима – зимушка санки – мороз – морозец снеговик – снег – снежок лед – ледок, метель – метелица холод – холодок снежинка – снежиночка горка – горочка ёлка -
|
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 1 |
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 2 |
Игра «Назови действие» Что делает вода? - льется, шумит, течет, растекается, капает, охлаждается, нагревается, плещется, замерзает, кипит, переливается, брызгает, освежает, журчит
Упражнение «Потопай и похлопай»
(Если вода в жидком состоянии, то хлопни в ладоши, в твердом – потопай ногами)
Град, ливень, лед, пар, роса, снег, туман, иней, ручей, снежинка, облако, волна, айсберг, |
Игра «Вопрос – ответ» - Во что превращается вода зимой?
|
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 3 |
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 4 |
«Скажи наоборот»: Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая). Ручеек узкий, а река … (широкая). Земля черная, а снег … (белый). Родник чистый, а лужа … (грязная). Вода холодная, а пар … (горячий). Река близко, а море … (далеко). Пруд маленький, а океан … (большой). Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).
|
«Какая бывает вода?» в проруби - холодная в чайнике - горячая в реке – речная, пресная в море –, морская соленая в роднике – родниковая в озере - озерная в водопроводном кране – водопроводная с газом - газированная
|
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 5 |
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 6 |
Игра «Образуй слово» (подбор однокоренных слов) – Круговое движение воды? (водоворот)
|
Игра « Расположи по порядку» Капля, озеро, океан, река, ручей, море |
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 7 |
Волшебница вода. (декабрь, 2 неделя) № 8 |
«Объясни выражение»
Не разлить водой (очень дружные ребята, которые помогают друг друга в делах, их называют друзьями) Носить воду в решете (заниматься бесполезным, никому не нужным делом) Вода камень точит (Если делать что-то понемногу, но регулярно, каждый день, то результат будет, даже если его поначалу не видно.) Выйти сухим из воды (Уходить от наказания, оставаться безнаказанным) Как в воду глядел («будто предвидел», «словно знал заранее», «предугадал») Ходит как в воду опущенный (Угнетенный, подавленный чем-либо, удрученный) |
Загадки В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег) В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место. (Вода) Эта вода как камень тверда. Солнце припечёт- она потечёт. (Лед) Кругом вода, а с питьем беда. (Море) Ни рук, ни ног, А гору разрушает.(Капля) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода) |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 1 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 2 |
||
Игра «Подскажи словечко»
|
«Расскажи по плану»
как она защищается от врагов? |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 3 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 4 |
Игра «Сложи слово» У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая. У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая. У вороны черные крылья — ….чернокрылая У голубя сизые крылья – ….сизокрылый У сороки белые бока – ….белобокая У снегиря красная грудка –…красногрудый У совы большая голова – …большеголовая У дятла длинный клюв – …длинноклювый У синицы короткие ноги - …коротконогая У свиристели на голове хохолок – ….хохлатая
|
Использование пространств. Предлогов: Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. Откуда вылетела сорока? – из дупла. Аналогично отвечать на вопросы: Сова в дупло влетела. Куда влетела сова? Сорока над поляной пролетела. Над чем пролетела сорока? Голубь на крышу сел. Куда сел голубь? Воробей под ветками пролетел? Где пролетел воробей? Ворона за куст залетела. Куда залетела ворона? Ворона из-за куст вылетела. Откуда вылетела ворона? Снегирь летит к кормушке. К чему летит? Синица улетает от кормушки (предлог от). Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 5 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 6 |
Упражнение «Части тела» Продолжи: У человека дети, а у птиц – птенцы; У человека нос, а у птиц – клюв; У животных шерсть, а у птиц – перья, оперение; У животных лапы, а у птиц – крылья;
|
Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных): воробей, 2 воробья, 5 воробьев голубь… снегирь… синица… ворона…
|
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 7 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 8 |
«Прохлопай слоги» Слова: Синица, голубь, ворона, снегирь, галка, сорока, воробей
«Скажи наоборот»: Воробей маленький, а ворона – ……(большая); У синицы хвост короткий, а у сороки….(длинный); Голубь тяжелый, а воробушек…..(легкий);
|
Дидактическая игра «Назови ласково» Птица – птичка; Воробей – воробушек, воробьишко; Галка – Синица – Голубь – Сова – Ворона – Снегирь – Кормушка –
|
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 9 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 10 |
||
Упражнение «Один - много»
|
«Образуй новое слово» Добавить к исходным словам подходящие по смыслу приставки: пере-, на-, при-, с-, под-, вы-, от-, в-: Например: зимовать - перезимовать Слова: летать, клевать, скакать, порхать, прятать, чирикать, каркать, кормить, |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 11 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 12 |
«Составь предложение» Сорока, суку, на, сидит. – Сорока сидит на суку. Дятел, кору, долбит, деревьях, на. – Дятел долбит на деревьях кору. С, ворона, дерева, слетела. – Ворона слетела с дерева. Рябине, снегирь, к, подлетел. – Снегирь подлетел к рябине. Крыша, на, голуби, сидеть. – На крыше сидели голуби. Подлетела, к, синица, кормушка. – Синица подлетела к кормушке. |
Игра «4 – лишний» Голубь, ворона, дятел, совенок. Сорока, воробей, петух, снегирь. Петух, синица, гусь, индюк. Синицы, воробей грач, снегирь. Ворона, синица, лебедь, воробей. Крыло, клюв, снегирь, хвост. Дятел, щегол, свиристель, барсук. Снегирь, синица, кормушка, голубь. |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 13 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 14 |
Упражнение «Найди ошибку» Черный ворона – Серое голубь – Белый сова – Сорока сидел на заборе – Снегирь клевала хлеб – Длиннохвостый снегирь – Красногрудая синичка –
|
Упражнение «Чей?Чья?Чьи?» (Образование притяжательных прилагательных) Хвост вороны(Чей?) – вороний; Голова вороны (Чья?) – воронья; Лапы вороны (Чьи?) – вороньи; Гнездо (Чье?) - Аналогично: воробей, голубь, |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 15 |
Зимующие птицы. (декабрь, 3 неделя) № 16 |
«Кто как подает голос?» Ворона - ….каркает Сорока - …стрекочет Голубь -….воркует Воробей - ….чирикает Сова - ….ухает Синица - ….тинькает Глухарь - ….токает |
|
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 1 |
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 2 |
«Продолжи» Вот она елка, на елке……(иголки) Елочка высока, достает до…..(потолка) Дед Мороз придет и подарки …..(принесет) Рядом снежная фигурка – это девочка…..(снегурка) Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе ……(нос) Елочку мы нарядили и вокруг ее…… (ходили)
|
Упражнение «Скажи наоборот» Дед Мороз добрый, а Бармалей….. Снегурочка молодая, а Баба Яга – Снег холодный, а огни на елке –
|
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 3 |
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 4 |
Упражнение «Есть – нет» Шар – нет шара; Праздник – нет праздника; Елка – Гирлянда – Игрушка – Хоровод – Дед Мороз – Мишура – Серпантин – Маскарад – |
Дидактическая игра «Образуй слово?» (Образование относительных прилагательных) Ёлку можно украшать разными игрушками. Какие игрушки, если они: |
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 5 |
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 6 |
Упражнение «Назови ласково» |
«Узнай словечко» Белый, пушистый, искрящийся ... (снег) Колючая, мохнатая, зеленая ... (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное ... (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная ... (сосулька) Уходящий, старый, новый ... (год)
|
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № 7 |
Новый год. (декабрь, 4 неделя) № |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулешова Елена Евгеньевна
→ Публикатор 01.03.2022 0 1003 128 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы