Конспект логопедического занятия "Профессии. Инструменты. Звуки Ш – Ж- С- З"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей »
Рассмотрен педагогическим советом № 1 Утвержден
от 31.08. 2020 г приказом № 151 от 31.08. 2020 г.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «Маргаритки»
Учитель – логопед
Седлецкая А.В.
Тема: «ПРОФЕССИИ.ИНСТРУМЕНТЫ. Звуки Ш – Ж- С- З».
Цель: Уточнение и расширение представлений о профессиях, о содержании труда, об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов , а так же выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить умения правильно повторять слоговые ряды, выделять и определять место согласных звуков Ш – Ж – С – З в словах; делить на слоги слова;
- закрепить умения звукового анализа;
- закрепить умения графического звукового разбора ( схема);
- совершенствовать грамматический строй речи ( отрабатывать умения в образовании отыменных глаголов, в образовании сложных слов);
- совершенствовать связную речь ( рассказ о профессии родителя по картинке – фото).
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению.
Оборудование: карточки с заданиями; картинки с изображением шофёра, художника, музыканта, врача, парикмахера, плотника, маляра с валиком, садовника со шлангом, электропилы; листы в клетку для графического звукового диктанта; разрезные деревянные картинки с изображением полицейского, врача, пожарного, космонавта, моряка, повара; инструменты: топор, удочка, лопата, семена, метёлка-щётка, верёвка.
I.Организационный момент.
Дети заходят в группу и садятся на ковёр.
Л.: -Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости на занятии, поздоровайтесь.
Д.: -Здравствуйте.
2.Объявление темы.
Л.: - Сегодня мы с Вами будем беседовать о разных профессиях.
- Что такое профессия?
Д.: - Это занятие, труд.
3. Психогимнастическое упражнение и упражнение на развитие мимики.
Л.: - Совершенно верно. Перед вами картинки, посмотрите. Каждый из вас должен выбрать любую профессию и изобразить её не только действием, но и мимикой. Как вы покажете шофёра?..художника?...музыканта?... врача?....парикмахера?...плотника?
Дети выбирают и показывают.
Л. – Ребята, а как раньше называли профессию, кто знает?
Д. – Ремесло.
Л. – Верно. Давайте встанем в шеренгу и расскажем стихи.
4. Рассказывание стихотворения. Упражнение на звукопроизношение и развитие памяти.
(Дети)
1.У каждого дела запах особый
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
2. Мимо столярной
Идёшь мастерской
Стружкою пахнет
И свежей доской.
3. Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
4.Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего-
Маслом машинным.
5.Пахнет кондитер
Орехом мускатным,
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
6.Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
7.Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
(Логопед)
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый-
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Дж. Родари
Л. – Кто написал этот стих? ( Джанни Родари). Давайте теперь вспомним какие профессии звучали в нашем стихотворении?
Д. – Пекарь, столяр, маляр, шофёр, кондитер, пахарь, рыбак, доктор.
Основная часть.
Л.: - А сейчас давайте включим экран, посмотрим и послушаем рассказы о профессиях ваших родителей!
- Что-то не включается! Ой! Сломался!!!
( тук – тук – тук)
- Кто-то стучится!?
(Заходит герой – ребёнок – компьютерный мастер).
- Вы кто?
Г. – Я, айтишник!
Л. – А кто это такой, айтишник , ребята? (компьютерный мастер).
Как кстати! У нас сломался компьютер. Помогите нам пожалуйста
Г.- Тааак.. сейчас посмотрим…Аааа… так это у вас прокрался вирус, и исчезло всё изображение, но появилась информация, что изображение восстановится, если вы выполните вот эти задания. ( Достаёт конверты с заданиями, отдаёт Логопеду).
- Удачи ребята!
Л. - Ну что ж , ребята, давайте скорее выполнять задания! Вы же хотите рассказать про профессии своих мам и пап?
Д. – Даа.
Л. – Садитесь за столы.
5. Слоговая структура.
-
Задание .
Игра «Повтори – не ошибись»
Повторить слоговые песенки, каждого из инструментов.
Песенка валика в руках маляра, когда он красит, послушайте и повторите правильно:
ША ШУ ШО
Песенка воды, когда она льётся из шланга пожарника:
СА СУ СЫ
Песенка мотора, когда его заводит шофёр:
ЖА ЖУ ЖЭ
Песенка пилы в руках столяра:
ЗУ ЗЭ ЗО
6. Звуко- слоговой анализ слов. Графическая звуковая схема слова.
-
Задание.
Л.- Ребята, какие сейчас звуки, чаще всего мы с вами повторяли в слоговых песенках?
Д. - Ш,Ж,С,З
Л.- Правильно.
- А сейчас посмотрите на картинки и определите какие из этих звуков есть в их названиях?
1к. Садовник.
Д. - Здесь есть звук С.
Л. – Верно. Где он находится?
Д. – В начале слова.
Л. – Правильно. Давайте посчитаем слоги: са – дов - ник . Сколько?
Д. – 3.
2 к. Художник.
Л. – Кто это?
Д. – Художник.
Л.- Какой здесь звук слышим?
Д. – Ж.
Л.- Где он находится?
Д.- В середине слова.
Л. – Правильно. Посчитаем слоги.
3к. Повар.
Л. – Кто это?
Д. – Повар.
Л. – Какой у него инструмент?
Д. - Нож
Л. – Какой звук в слове «нож» мы слышим?
Д. – Ш.
Л. – Где?
Д. – В конце слова.
Л. – А давайте перечислим все звуки в этом слове и посчитаем сколько в нем слогов.
Д. – 1 слог. Первый звук Н, второй О, последний Ш.
Л. – Давайте начертим звуковую схему.
( Один ребёнок выходит к доске, все остальные дети чертят на листках).
Далее разбор сделанный схемы.
Л. - А с каким звуком у нас не оказалось картинки?
Д. – Со звуком З.
Л. – Придумайте профессию или инструмент со звуком З.
Помощь: показ картинки Музыкант .
- Сколько слогов?
- 3.
Л. Ну вот мы выполнили ещё одно задание, чтобы поскорее прогнать вирус этот компьютерный.
Физкультминутка.
- А сейчас давайте немного отдохнём. Но сначала, вспомните, как называется профессия, люди которой, играют на муз. инструментах?
Д. – Музыкант.
Л. – Да и сейчас мы поиграем в музыкантов под музыку Шостаковича «Весёлый марш»
(Включается музыка. Дети выстраиваются в круг и под музыку выполняют движения).
В музыкантов мы играли, (пружинка)
Песни пели, танцевали,(наклоны вправо, влево)
Мы на ложечках сыграли (хлопки)
И немножечко устали. (упражнение на дыхание).
Переход на другой стол.
7. Лексико-грамматический строй речи.
-
Задание. Образование глаголов от существительных.
Л. – У вас у каждого лежат разрезные картинки, ВЫ должны их собрать , назвать профессию человека и рассказать что он делает.
Д. – У меня повар. Он варит еду.
- У меня пожарник. Он тушит пожары.
- У меня полицейский. Он ловит преступников.
- У меня космонавт. Он изучает космос.
-У меня. Врач. Он лечит людей.
- У меня моряк. Он ходит в море.( Работает на морских и военных суднах).
8. Пальчиковая гимнастика.
-
Задание.
Пекарь, пекарь, из муки Испеки нам колобки. Да сушки — Ванюшке, Да баранки – Танюшке, Да бублики – Мишке, Да калачи – Маришке. |
Выполняем круговые движения ладонями. Имитируем скатывание колобка. Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки». |
|
|
9. Грамматический строй речи.
-
Задание. Образование сложных слов.
Л. – Я сейчас каждому из Вас дам инструмент, а вы скажете кем вы стали, взяв его в руки.
- Держи топор. Ты рубишь лес. Значит ты кто?
Р. – Лесоруб.
Л. – Держи удочку. Ты ловишь рыбу. Значит ты кто?
Р. – Рыболов.
Л.- Держи лопату. Ты копаешь землю. Значит ты кто?
Р. – Землекоп.
Л. – Держи семена. Ты разводишь цветы. Значит ты кто?
Р. – Цветовод.
Л.- Держи метлу-щётку. Ты чистишь трубы. Значит ты кто?
Р.- Трубочист.
Л. – Держи верёвку. Ты лазаешь по скалам. Значит ты кто?
Р. – Скалолаз.
Л. – Ну вот , ребята и закончились задания! Давайте теперь проверим, включится ли наш экран или нет?
( Дети подходят к экрану, Л. включает компьютер).
- Ура! Работает.
-
Связная речь.
-
Задание. Рассказ о профессии родителя.
- Я покажу фото на экране ваших мам или пап, а вы расскажете нам о них. Как зовут, кем работают и что делают ваши родители?
( Рассказ двух детей о профессии родителя).
IV. Заключительная часть.
Л. – Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, что мы сегодня делали, о чём разговаривали на занятии? Кому что понравилось?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Седлецкая Анна Васильевна
→ Публикатор 02.03.2022 0 1326 97 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.