Статья "Тренажеры для глаз"
Тренажеры для глаз
Тренажеры для развития прослеживающей и поисковой функции глаза для детей с нарушением зрения»
Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Зрительную гимнастику необходимо проводить 1-2 раз на занятии в течение 3-5 минут.
Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи. Особая роль отводится офтальмотренажерам.
В каждой возрастной группе, спальной комнате, кабинетах тифлопедагогов, спортивном зале, на верандах для прогулок должны быть созданы условия для проведения упражнений для глаз, это:
зрительные ориентиры
офтальмотренажеры (малые и большие)
В каждой группе должна быть картотека зрительной гимнастики. Зрительную гимнастику начинаем проводить с детьми раннего возраста со зрительными стимулами. На кончике указки, деревянной палочки прикрепляем яркий предмет, либо предметную картинку. Педагог перемеща-ет указку в заданном направлении, сопровождая движения словами «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т.д. или стихами.
Вот какие правила должен соблюдать педагог при проведении упражнений со зрительным ориентиром:
зрительный ориентир не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой
зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей
показ предмета осуществляется в медленном темпе
ребенок до конца должен проследить глазами движение зрительного ориентира
работают глаза, голова неподвижна (!)
К зрительным ориентирам также могут быть изготовлены малые зрительные схемы илиофтальмотренажерыдля выполнения упражнения.
Они могут быть графические, сюжетные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами линии различных конфигураций (от прямых линий, до спиральных и запутанных). Толщина линий должна быть примерно от 1 см. Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене).
Следует также обратить внимание на то, что существует три этапа работы с детьми на офтальмотренажере:
Первый этап, подготовительный.Ознакомление детей с офтальмотренажером. Учитель медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.
Второй этап, основной.Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Учитель следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.
Третий этап, заключительный.Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.
Предлагаю ознакомиться с последовательностью выполнения упражнений со зрительным ориентиром и офтальмотренажерами:
предлагаем детям занять удобную позу
сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох
зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути
проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижна)
Упражнение повторяем 5-6 раз.
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя.
У многих есть в группах модифицированные зрительно - координаторные схемы В.Ф. Базарного. Местом нанесения схем - тренажеров – могут быть стены групповой комнаты, музыкального зала. Упражнения с этими тренажерами заключаются в одновременном слежении глазами заданной траектории, в положении стоя в процессе выполнения физкультминуток: вперед- назад, влево - право, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Направление задает педагог при помощи зрительного стимула - указка, на кончике которой прикреплен яркий предмет: бабочка, жучок, пчелка, самолетик, различные мелкие игрушки. В качестве зрительного стимула может использоваться лазерная указка.
Обращаю внимание на условия выполнения гимнастики на тренажёрах В.Ф. Базарного:
Дети выполняют упражнение стоя, для укрепления телесной вертикали. Если схема расположена на потолке, то - лёжа.
Дети не должны поворачивать голову во время выполнения гимнастики, слежение по траектории производится только глазами, для укрепления и тренировки мышц глаз. Для контроля статичного положения головы используем мешочки, наполненные крупой. Если мешочек падает, значит, положение головы не зафиксированно.
Длительность выполнения возрастает по мере освоения детьми данного вида гимнастики, начинаем с двух повторений, доводя их до восьми – десяти.
Применение зрительных тренажеров, позволит увеличить работоспособность, внимательность, активность дошкольников, у детей появится устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Все это позволит не только сохранить здоровье дошкольника, но и улучшить его.
Существует много изменённых вариантов, модификаций данных видов тренажёров, но все они схожи по назначению – укрепление глазодвигательных мышц глаз и снятие зрительного утомления.
Рекомендуется работать с картинками, расположенными на стенах групповой комнаты. На стенах (доске) можно расположить силуэтное изображение предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленной парты (стола). На занятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку-ответ на вопрос педагога или на загадку. Картинки соответствуют теме занятия и объединены общим сюжетом.
Работа с картинками и схемами, расположенными на стенах групповой комнаты. Данный тип упражнения заключается в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середине занятия, 1,5-2 минуты.
Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности (на больших офтальмотренажерах, расположенных на стене или потолке). В группе или зале можно разработать и изготовить большие офтальмотренажеры для детей, внести в них игровой и познавательный сюжет; при этом размер настенных панно должен составлять от 2 до 5 м (методика В.Ф.Базарного). Можно создать большие настенные панно: «Волшебные часы», «Полет бабочек», «Город геометрических фигур», «Дорожное движение», «Разноцветные дорожки». На потолке нарисовать разноцветные силуэты бабочек и птиц. Методика проведения упражнений и занятий на больших тренажерах аналогична методике проведения упражнений с малыми тренажерами. Педагог должен сочетать упражнения для глаз с правильным дыханием, а также с физическими упражнениями. Например: упражнение «Часы».
Выполняется в положении стоя или сидя. Перед детьми на стене расположено большое панно.
Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант2. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем наоборот: 12, 9, 6, 3, 1.
Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
«Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети находят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.
Остановимся на всем известной методике Э.С. Аветисова. «Метка на стекле».
Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Необходимо учить детей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагается посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии. Ребенок в назначенных ему очках для видения вдаль становится на расстоянии 25 – 30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка. Вдали от линии взгляда, проходящей через эту метку, он намечает какой–либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд с метки на стекле на удалённый предмет.
Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения.
Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Но хочу заметить, что электронные физминутки надо показывать детям в больших помещениях, чтобы амплитуда движения глаз была большая, иначе такие гимнастики ничего не дают.
Зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.
Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клименко Елена Владимировна
→ Публикатор 13.04.2022 0 795 92 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы