Конспект ООД в средней группе для детей с ОВЗ "Перелетные птицы"
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл
«Центр психолого – педагогической,
медицинской и социальной помощи «Детство»
Конспект
образовательной деятельности
в средней группе для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Тема «Перелетные птицы»
Э.С. Насибуллина
учитель – логопед
Йошкар-Ола
Конспект образовательной деятельности, проводимой учителем – логопедом с воспитанниками Центра.
Модуль: «Птицы»
Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Образовательная область: речевое развитие
Педагогическая цель: систематизировать знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Задачи:
- развивать речевую активность, диалогическую речь;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа; употребление имен существительных в родительном падеже), употребление предлогов НА, У.
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
- воспитывать любовь к живой природе;
- внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.
Целевые ориентиры:
- систематизировать знания у детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Форма организации детей: групповая, самостоятельная деятельность детей.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, речевая, двигательная.
Средства реализации: картинки с изображениями перелетных птиц и их силуэты (грача, ласточки, скворца, утки);клоун; картинки с изображениями примет весны (солнца, облака, деревья с почками…), шкатулка, магнитная доска, пластилин желтый, раскраска, картинки с изображениями птичьего корма (хлебные крошки, пшено, семечки), кормушка.
Предварительная работа:
Беседа о птицах на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, отгадывание загадок о птицах; пальчиковые и подвижные игры; дидактические игры «Один – много», «Кого не стало».
Ход организационной образовательной деятельности
1 этап Мотивационный
Логопед: - Здравствуйте ребята.
Дети: - Здравствуйте.
Логопед: - Посмотрите, кто сегодня пришел в гости. А вы знаете кто это?
Дети: - Да, это клоун.
Логопед: - Правильно, это клоун.
Клоун: - Здравствуйте ребята. Меня зовут Бим, а вас как? (Дети поочередно называют свои имена)
Клоун: - Я очень рад с вами познакомиться. Когда я шел сюда к вам то я увидел как в небе кто – то летал, а на ветках кто – то сидел и красиво пел. А вы знаете кто это может быть?
Дети: - Да, конечно. Это птицы.
Логопед: Правильно ребята это птицы.
Клоун: - Так интересно. А кто такие птицы, какие они бывают, что умеют делать?
Логопед: - А ты клоун оставайся с нами на занятии и обо всем узнаешь! Вы согласны со мной ребята?
Дети: - Пусть остается.
Клоун: - А можно? Мне так интересно узнать про этих птиц.
Логопед: - Конечно можно! А сейчас все садитесь на свои места и приступим.
Логопед: - Сначала мы с вами сделаем гимнастику для нашего язычка.
Выполняется артикуляционная гимнастика с опорой на картинки.
Логопед: - Молодцы ребята и клоун Бим.
2 этап. Деятельностный
-
Беседа по опорным картинкам (на доску выставляются поочередно картинки с признаками весны)
Логопед: - Дети, какое сейчас время года?
Дети: - Весна. Наступила весна
Логопед: - Когда наступает весна?
Дети: - После зимы наступает весна.
Логопед: - Какая погода весной?
Дети: - Теплая.
Логопед: - Снег что делает весной?
Дети: - Тает, нагревается от солнышка.
Логопед: - Во что превращается снег весной?
Дети: - В водичку, образуется ручей.
Логопед: - А что происходит с сосульками?
Дети: - Тают, тоже в водичку превращаются.
Логопед: - А что делает ручеёк весной?
Дети: - Бежит, журчит.
Логопед: Какое солнышко весной?
Дети: Теплое, яркое.
Логопед: - Весной какая травка вырастает?
Дети: - Маленькая, зеленая.
Логопед: Весной птицы что делают?
Дети: - Поют, чирикают, прыгают, строят гнезда, возвращаются из тёплых стран.
Логопед: Возвращаются какие птицы?
Дети: - Перелетные.
Логопед: - А какие это птицы перелетные?
Дети: - Которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.
Клоун: - Как много вы знаете!!! Вы такие молодцы!!! Теперь я понял кто летает в небе и красиво поет сидя на ветках.
-
«Отгадай загадку».
Логопед: - Ребята и Бим, у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, не простая, а волшебная. Если правильно отгадаете загадку, то из шкатулки появится птичка.
Логопед: - Слушайте внимательно!
Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка - ...
Дети: - Ласточка.
Логопед: Молодцы (выставляет картинку ласточки).
Логопед: - Куда села ласточка?
Ребенок: - Ласточка села на забор.
Логопед: - А теперь следующая загадка:
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ...
Дети: - Грачи.
Логопед: - Молодцы (выставляет картинку грача). Куда сел грач?
Ребенок: - Грач сел на дерево.
Логопед: - Слушайте внимательно еще одну загадку
Во дворе стоит дворец,
Там живет один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его….
Дети: - Скворец.
Логопед: - Правильно, это скворец (выставляет картинку скворца). Куда сел скворец?
Ребенок: - Скворец сел на пенек.
Логопед: - И еще одна загадка:
Очень уж пугливая,
Птица эта милая,
Крякнет с перепугу,
И нырнет под воду!
Дети: - Это утка.
Логопед: - Молодцы. Куда села утка?
Ребенок: - Утка села на пенек.
(достать из шкатулки еще перелетных птиц)
-
Дидактическая игра «Один – много»
Логопед: - А сколько у нас стало птиц?
Дети: - Много птиц.
Логопед: - Много кого?
Дети: - Много ласточек, много грачей, много скворцов и много уток.
-
Дидактическая игра «Что есть у птицы?» (раздать картинку с нарисованным контуром птиц и разрисованными частями тела)
Логопед: - Перелетные птицы бывают разные большие и маленькие, желтые и серые, тихие и громкие. Но похожи они в том, что у всех птиц есть…
Логопед показывает и прикладывает на картинку, а дети проговаривают части тела и повторяют за логопедом.
Дети: Голова, глаза, клюв, шея, туловище, крылья и лапки с когтями, а тело покрыто перьями. (Проговаривая каждую часть тела прикреплять на картинку в соответствующее место).
Логопед: - У нас с клоуном Бимом получился скворец. А кто получился у …?
Ребенок: У меня получился грач.
Логопед: - Молодец. А кто получился у …?
Ребенок: - У меня получилась ласточка.
Логопед: - Молодец. А кто получился у …?
Ребенок: - У меня получился скворец.
Логопед: - Молодец. А кто получился у ….?
Ребенок: - У меня получилась утка.
-
Динамическая пауза (Развитие выразительности мимики, жестов, движений, согласование речи и движений)
Утки серые летели, (махаем руками)
На лужайке тихо сели, (присаживаемся на коленки)
Походили, поклевали, (наклоняем голову)
Потом быстро побежали. (побежали по кругу)
Вот скворцы к нам прилетели, (махаем руками)
На дороге тихо сели, (присаживаемся на коленки)
Походили, поклевали, (наклоняем голову)
Потом быстро поскакали. (побежали по кругу)
-
Игра «Накормим наших птичек» (на полу разложены хлебные крошки, семена, пшено)
Логопед: - А давайте мы с вами накормим наших птиц.
Дети: - Хорошо. Давайте.
Логопед: - Посмотрите внимательно, где у нас лежит корм для птиц.
Дети: - Вон там.
Логопед: - Давайте мы его с вами соберем и накормим наших птиц и клоун Бим тоже с нами будет собирать.
Дети с логопедом подходят к лужайке и начинают собирать корм.
Логопед: - А прежде чем накормить птиц, куда мы положим им корм?
Дети: В кормушку.
Логопед: - Правильно ребята.
(Логопед показывает кормушку ставит на стол и просит детей насыпать и положить корм, именно тому кого они хотят накормить)
Логопед: - Мы с клоуном накормим ласточку хлебными крошками и плодами рябины. А ты кого накормишь …?
Ребенок: - Я накормлю утку ……..
Логопед: - Молодец. (каждый ребенок кормит понравившуюся птицу, сопровождая свои действия речью)
-
Игра с пластилином «Кто кого накормил»
Логопед: - Ребята, посмотрите у вас на столе тоже есть птички, давайте и их тоже накормим зернышками?
Дети: - Конечно накормим.
(логопед раздает всем тарелки с заранее приготовленным пластилином)
Логопед: - А сейчас возьмем зернышки и накормим наших птиц.
(дети выполняют работу)
Логопед: - Все накормили своих птиц?
Дети: - Да.
Логопед: - Ты кого накормили …..? И чем?
Ребенок: - Я накормил грача, зернышками.
Логопед: - Молодец.
(логопед спрашивает каждого ребенка по очереди)
3 этап. Рефлексивный
-
Дидактическая игра «Кто улетел?»
Логопед: - Ребята, а сейчас мы поиграем с нашими птицами в прятки. Вы закрываете глазки, а я скажу кто спрятался (логопед прячет грачей).
Логопед: - Кто улетел?
Дети: - Нет грачей.
Логопед: - Молодцы.
Игра повторяется до тех пор, пока не исчезнут все картинки.
Логопед: - Вы такие молодцы. наши птицы улетели на улицу, летать и петь. Что мы сегодня делали на занятии? Кого кормили? (ответы детей)
Клоун: - Ребята, мне так понравилось сегодня я так много узнал.
Логопед: Ребята, вы сегодня такие молодцы. Так хорошо занимались, красиво отвечали, и мы с Незнайкой хотим подарить вам подарки это раскраски с птицами, которые вы будете раскрашивать дома с мамами и папами. А теперь мы скажем клоуну до свидания.
Дети: - До свидания клоун Бим.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Насибуллина Эльмира Сергеевна
→ Публикатор 23.01.2023 0 3791 32 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.