Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения; 4 класс


Конспект индивидуального занятия по развитию слуха

и формированию произношения в 4 «а» классе

 

Тема: Автоматизация звука «Ч» в различных позициях.

Восприятие «пёстрого» речевого материала.

 

Цель: закрепление навыков правильного произношения звука «Ч», восприятия на слух «пёстрого» речевого материала в условиях, близких к естественным, соблюдения правил орфоэпии, паузация в самостоятельной речи.

Задачи:

- Закреплять правильную артикуляцию звука «Ч» в различных позициях с помощью речевых упражнений, а также в потоке речи;

- упражнять в умении применять в речи правило орфоэпии: «Как надо правильно говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто)»;

- развивать слуховое восприятие в работе над «пёстрым» речевым материалом (обиходно – разговорного характера и учебных предметов) и в процессе восприятия звуков окружающей среды

в аудиозаписи;

- формировать умение добывать неизвестную информацию из различных источников, включая интернет – ресурсы;

- обогащать словарный запас, логическое мышление и память;

- развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: электронные карточки с заданиями, картинки, фотоматериалы, аудиозаписи со звуками окружающей среды, голосами птиц, ноутбук.

Ход занятия:

 

I.Организационный момент. Проверка работы слухового аппарата.

- Добрый день, Юля.

- Ты меня слышишь?

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- Как у тебя дела?

- Как ты себя чувствуешь?

 

I. Формирование произношения:

1. Работа с профилем звука «Ч».

- Напомни мне какой звук мы учимся говорить правильно?

- Давай посмотрим на профиль звука «Ч» и ещё раз повторим приёмы самоконтроля: как надо правильно говорить звук «Ч».

- Губы выдвинуты вперёд. Кончик языка находится за верхними зубами. Язык имеет форму чашечки. Звук «Ч» глухой согласный звук – проверь есть или нет вибрация горла (вибрации нет – голоса нет). Звук «Ч» всегда говорим мягко.

 

2. Прочитай слоги и словосочетания (на доске).

3. Слуховой диктант с заданием.

- Будем слушать и писать слуховой диктант. Потом выполним задания к нему.

Врач, чёрный, у́чит, пече́нье, замеча́тельный, учитель, чи́стая, чашка, бабочка, девочка, чай, отли́чный, ла́сточка, грач, горя́чий, часы́, пчела́, ле́чит.

 

- Какие слова обозначают профессии?

- Какие слова обозначают насекомых?

- Что здесь живое?

- Что здесь неживое?

- Назови одушевлённые существительные.

- Назови неодушевлённые существительные.

- Найди прилагательные.

- Найди глаголы.

- Составь словосочетания по схеме: имя прилагательное + существительное.

- Составь словосочетание по схеме: имя существительное + глагол.

 

- Придумай предложение с любыми словами или словосочетанием.

 

4. Упражнение «Небылицы».

 

Я придумала предложения. Скажи, правильные они или нет?

Задача решила ученика.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

 

5. Повторение правила орфоэпии.

 

- Давай вспомним как надо говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто).

 

(В словах что, потому что, кое-что, ничто сочетание звуков –чт произносим как – шт).

 

- Составь предложения со словами что, потому что.

Продолжи:

 

  1. Валя пошла к врачу, потому что … .

  2. Витя получил двойку, потому что ….

  3. Скоро мы будем отдыхать, потому что …

 

II. РСВ. Восприятие «пёстрого» речевого материала и звуков окружающей среды (в аудиозаписи вместо физминутки):

 

- Будем отгадывать звуковые загадки. Послушай, что это за звуки? Покажи соответствующее движение (шум ветра- поднимает руки и раскачивается, птичий щебет- плавные движения руками, изображающие полёт).

 

- Прочитай текст. Прочитай предложение, которое подходит к картинке. Прочитай снова текст, вставляя пропущенные слова.

 

КТО ВИНОВА́Т, ИЛИ КАК Я ОПОЗДА́Л В ШКОЛУ

 

Я не часто опа́здываю в школу. Утром в восемь часов меня бу́дит мама: «Ванечка, вставай!» Я встаю́, мо́юсь и чищу зубы. Потом мы с мамой пьём горячий чай и идём в школу.

Уроки начинаются в девять часов. Вчера́ в школе на уроке чтения мы читали рассказ «Что такое вре́мя?».

И вечером я решил посмотреть, как устро́ены часы. Я разобрал мамин будильник на части. Потом я его почти собрал.

Вдруг я увидел, что почему-то осталась ли́шняя дета́ль. Но собирать часы опять было уже поздно.

Я завёл будильник на восемь часов и отдал его маме.

Но утром будильник не зазвони́л. Мама не разбудила меня, потому что она тоже поздно проснулась.

Я опоздал в школу из-за мамы. А мама почему-то ругала меня.

 

 

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

- …, какое у тебя настроение после занятия?

- Что тебе было на занятии трудно? А что легко?

- Ты занималась хорошо, старалась. Молодец!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал, - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 48 с.

  2. Пфафенродт А.Н. «Произношение. 4 класс», – М.: Просвещение, с.215

  3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить», – М.: Просвещение, 2000 г., с. 155, 159.

  4. «Путешествуй с удовольствием» Т 28 «Крым», – Москва: ООО "Издательство "Директ-Медиа" по заказу ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", 2014

  5. ЭОР: «Логопедические упражнения». Выпуск 1 (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Афанасьева Галина Гаврильевна  Публикатор
01.02.2023 0 600 30

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК