Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения; 4 класс
Конспект индивидуального занятия по развитию слуха
и формированию произношения в 4 «а» классе
Тема: Автоматизация звука «Ч» в различных позициях.
Восприятие «пёстрого» речевого материала.
Цель: закрепление навыков правильного произношения звука «Ч», восприятия на слух «пёстрого» речевого материала в условиях, близких к естественным, соблюдения правил орфоэпии, паузация в самостоятельной речи.
Задачи:
- Закреплять правильную артикуляцию звука «Ч» в различных позициях с помощью речевых упражнений, а также в потоке речи;
- упражнять в умении применять в речи правило орфоэпии: «Как надо правильно говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто)»;
- развивать слуховое восприятие в работе над «пёстрым» речевым материалом (обиходно – разговорного характера и учебных предметов) и в процессе восприятия звуков окружающей среды
в аудиозаписи;
- формировать умение добывать неизвестную информацию из различных источников, включая интернет – ресурсы;
- обогащать словарный запас, логическое мышление и память;
- развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: электронные карточки с заданиями, картинки, фотоматериалы, аудиозаписи со звуками окружающей среды, голосами птиц, ноутбук.
Ход занятия:
I.Организационный момент. Проверка работы слухового аппарата.
- Добрый день, Юля.
- Ты меня слышишь?
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
- Как у тебя дела?
- Как ты себя чувствуешь?
I. Формирование произношения:
1. Работа с профилем звука «Ч».
- Напомни мне какой звук мы учимся говорить правильно?
- Давай посмотрим на профиль звука «Ч» и ещё раз повторим приёмы самоконтроля: как надо правильно говорить звук «Ч».
- Губы выдвинуты вперёд. Кончик языка находится за верхними зубами. Язык имеет форму чашечки. Звук «Ч» глухой согласный звук – проверь есть или нет вибрация горла (вибрации нет – голоса нет). Звук «Ч» всегда говорим мягко.
2. Прочитай слоги и словосочетания (на доске).
3. Слуховой диктант с заданием.
- Будем слушать и писать слуховой диктант. Потом выполним задания к нему.
Врач, чёрный, у́чит, пече́нье, замеча́тельный, учитель, чи́стая, чашка, бабочка, девочка, чай, отли́чный, ла́сточка, грач, горя́чий, часы́, пчела́, ле́чит.
- Какие слова обозначают профессии?
- Какие слова обозначают насекомых?
- Что здесь живое?
- Что здесь неживое?
- Назови одушевлённые существительные.
- Назови неодушевлённые существительные.
- Найди прилагательные.
- Найди глаголы.
- Составь словосочетания по схеме: имя прилагательное + существительное.
- Составь словосочетание по схеме: имя существительное + глагол.
- Придумай предложение с любыми словами или словосочетанием.
4. Упражнение «Небылицы».
Я придумала предложения. Скажи, правильные они или нет?
Задача решила ученика.
Бабочка ловит девочку сачком.
Рыбка поймала Вовочку на удочку.
5. Повторение правила орфоэпии.
- Давай вспомним как надо говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто).
(В словах что, потому что, кое-что, ничто сочетание звуков –чт произносим как – шт).
- Составь предложения со словами что, потому что.
Продолжи:
-
Валя пошла к врачу, потому что … .
-
Витя получил двойку, потому что ….
-
Скоро мы будем отдыхать, потому что …
II. РСВ. Восприятие «пёстрого» речевого материала и звуков окружающей среды (в аудиозаписи вместо физминутки):
- Будем отгадывать звуковые загадки. Послушай, что это за звуки? Покажи соответствующее движение (шум ветра- поднимает руки и раскачивается, птичий щебет- плавные движения руками, изображающие полёт).
- Прочитай текст. Прочитай предложение, которое подходит к картинке. Прочитай снова текст, вставляя пропущенные слова.
КТО ВИНОВА́Т, ИЛИ КАК Я ОПОЗДА́Л В ШКОЛУ
Я не часто опа́здываю в школу. Утром в восемь часов меня бу́дит мама: «Ванечка, вставай!» Я встаю́, мо́юсь и чищу зубы. Потом мы с мамой пьём горячий чай и идём в школу.
Уроки начинаются в девять часов. Вчера́ в школе на уроке чтения мы читали рассказ «Что такое вре́мя?».
И вечером я решил посмотреть, как устро́ены часы. Я разобрал мамин будильник на части. Потом я его почти собрал.
Вдруг я увидел, что почему-то осталась ли́шняя дета́ль. Но собирать часы опять было уже поздно.
Я завёл будильник на восемь часов и отдал его маме.
Но утром будильник не зазвони́л. Мама не разбудила меня, потому что она тоже поздно проснулась.
Я опоздал в школу из-за мамы. А мама почему-то ругала меня.
IV. Рефлексивно – оценочный этап.
- …, какое у тебя настроение после занятия?
- Что тебе было на занятии трудно? А что легко?
- Ты занималась хорошо, старалась. Молодец!
Список литературы:
-
Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал, - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 48 с.
-
Пфафенродт А.Н. «Произношение. 4 класс», – М.: Просвещение, с.215
-
Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить», – М.: Просвещение, 2000 г., с. 155, 159.
-
«Путешествуй с удовольствием» Т 28 «Крым», – Москва: ООО "Издательство "Директ-Медиа" по заказу ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", 2014
-
ЭОР: «Логопедические упражнения». Выпуск 1 (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2010
На странице приведен фрагмент.
Автор: Афанасьева Галина Гаврильевна
→ Публикатор 01.02.2023 0 600 30 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.