Коррекционно – воспитательная работа с заикающимися детьми
Воспитание внимание к речи. Учить детей внимательно слушать образец речи воспитателя, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.
Упражнения в простейшей самостоятельной ситуативной речи.
Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал из которого сделан, действия или состояние предмета.
Дети должны научиться отвечать, одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала.
В ноябре, пользуясь моделями речи логопеда, дети учатся отвечать на вопросы словосочетаниями и нераспространенными фразами.
Режим максимального ограничения речи (15 – 25 сентября):
• Работа над постановкой дыхания
• обучение релаксации
• подача голоса
• развитие мышц лица через релаксацию
• логоритмика
• артикуляционная гимнастика
• воспитание слухового внимания
• воспитание слуховой памяти
• воспитание зрительного внимания
• воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
• развитие мелкой моторики
Период шепотной речи (1 неделя октября) продолжение работы предыдущего периода
• игры с пением, хороводы
• координация речи с движением через подвижные игры
• воспитание голоса и мягкого голосоначала
• игры на звукоподражание
Период сопряженной речи (2,3 неделя октября)
Период отраженной речи (4 неделя октября)
• продолжение работы предыдущего периодов
• обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов
Вопросо–ответная речь (1,2,3,4 неделя ноября)
Ответы словосочетаниями(3-4 неделя)
• продолжить работу предыдущих периодов
• ответы на вопросы при наглядной опоре
• включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
• работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
• учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные модели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказы).
Дети должны научиться отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наглядной опоре, используя при ответах обобщающие понятия, вариативность ответов.
• учить делать логические паузы
• выделение ударного гласного звука в слове и опора на него
• вариативность ответов
• работа над правильным порядком слова в предложении
• переход к построению сложно - подчиненных конструкций
• правильное использование предлогов, согласование числительного с существительным, прилагательного с существительным, словообразование, употребление падежных окончаний, словарная работа.
Декабрь Формирование вопрсо – ответной речи.
• Обговаривание режимных моментов
Январь
• фразовая речь
• вариативность ответов
• обучение диалоговой речи
• развернутая фраза за счет определений, дополнений, словоизменений
• обучение удерживать в памяти, то о чем говорится
• использование ответов по представлению
Февраль
• повторный режим ограничения речи (3,4 неделя)
• консультации невропатолога
• составление коллективных рассказов
• составление индивидуальных рассказов по вопросам
• вариативность ответов
• составление рассказов по представлению
• работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов
• словесные дидактические игры
3 период обучения (март, апрель)
Воспитание внимания к речи Научить детей внимательно слушать образцы рассказов логопеда, запомнить речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах, быть внимательными к речи товарищей, запоминать и исправлять их ошибки.
Учить детей самостоятельно составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера и сюжетные), самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображаемому на картине действию без опоры на наглядный материал.
Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Распространять короткую фразу, строя ее в различных вариантах.
Март
• воспитание свободного общения
• вырабатывать чувства ритма (продолжение)
• развитие мелкой моторики (продолжение)
• произнесение фразы на выдохе
• деление фразы на короткие логические отрезки
• деление ударного гласного в слове, опора на него
• словесные дидактические игры
Апрель
• составление рассказов без наглядной опоры, без вопросов
• пересказ без вопросов
• составление рассказов путем сравнивания о сходстве и различии предметов,
выводы о назначении предметов, их пользе и вреде
• продолжение работы, проводимой в марте
4 период обучения (май, июнь)
Закрепление у детей навыков внимательно слушать любого собеседника на занятиях и вне их, спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения взрослых.
Продолжить учить детей составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Учить строить сложные предложения, в которых дети используют сравнения, определения, учить выразительно, пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам животных и других действующих лиц. Закреплять все формы речи, усвоенные за учебный год.
Май
• пересказ короткого прочитанного рассказа Л.Н. Толстого, К. Ушинского
• развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
• рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
• творческие рассказы о проделанной работе
Июнь
• пересказ прочитанной сказки
• составление рассказов или сказок по данному началу или концу
• закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
• рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шолохова Мария Алексеевна
→ Maria73 17.12.2010 2 4824 689 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.