Конспекты логопедических занятий по формированию самостоятельной письменной речи
1. Цель, задачи и направленность учебно-методической разработки
Одна из основных коррекционно-образовательных целей системы по развитию связной речи состоит в обучении учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, осложнёнными недостаточностью развития познавательной деятельности, навыкам создания письменного текста.
Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
Цель данной учебно-методической разработки состоит в повышении качества преподавания коррекционных занятий по развитию речи в начальной школе, в обобщении имеющихся сведений в области методики обучения младших школьников родному языку, логопедии и коррекционной педагогики о структуре речевых нарушений и методах их коррекции, о профилактике вторичных речевых недостатков, оптимизации логопедической работы.
У детей данной категории (ЗПР, ОНР) прежде всего, необходимо развивать познавательную деятельность в сфере овладения языком и речью.
2. Адресат (для кого предназначена)
Данная учебно-методическая разработка предназначена для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих в классах компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы.
3. Актуальность и востребованность на современном этапе
В настоящее время в коррекционной педагогике не сформированы единые критерии и показатели, позволяющие диагностировать уровень готовности к овладению письменной речью. В связи с этим при обучении детей с сочетанной речевой патологией письменному высказыванию не применяются специальные методики, учитывающие особенности речевых и невербальных психических функций, присущие данному контингенту школьников.
В самостоятельных письменных работах, обучающихся в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, отмечается недостаточность контроля за отбором слов, бедность и инертность словарного состава, ограниченность запаса используемых синтаксических структур предложений, дисграфические и орфографические ошибки. Все обучающиеся имеют в речевом анамнезе различные нарушения речи, осложнённые нарушениями в познавательной деятельности. Большие затруднения возникают в связности выражения причинно следственных отношений.
Таким образом, проблема подготовки обучающихся классов КРО и КмО к обучению самостоятельной письменной речи представляется недостаточно разработанной.
4. Условия реализации
Письменная речь тесным образом связана со всеми высшими психическими функциями и процессами (мышлением, воображением, эмоционально-волевой сферой и общим уровнем психического развития ребёнка в целом), сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания.
Успешность овладения письменной речью обусловлена состоянием предпосылок данного вида деятельности, т.е. сформированностью произносительных навыков, определённым уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, достаточным объёмом лингвистических знаний. Данные направления обязательно корригируются на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях определённой тематики.
5. Показания к применению
Учитывая современные тенденции начального обучения, актуальным становятся вопросы содержания, форм, средств, приёмов коррекционной работы. В структуре речевого расстройства детей с ЗПР, ОНР первичным является семантический дефект. В связи с этим, усвоение языковой системы детьми должно быть основано на развитии мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции на речевом материале.
При формировании грамматического строя речи осуществляется, с одной стороны, сравнение форм одного и того же слова, выделение общей части, соотнесение с лексическим значением; с другой стороны, проводится сравнение слов с одинаковым аффиксом, выделение общей морфемы, слабой позиции по отношению к морфеме.
Учитывая принцип поэтапности формирования речевых умений, лексико-семантический компонент отрабатывается на первом занятии по подготовке к написанию изложения, орфографические навыки и умения закрепляются на втором занятии, повторение, закрепление и реализация полученных знаний осуществляется на третьем занятии по написанию изложения. Работа по исправлению всех видов ошибок вынесена в отдельное занятие, учитывая особую важность этого вида деятельности при формировании навыков самоконтроля. Занятия по редактированию являются логическим продолжением занятий по обучению написания изложений и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений. Учитывая актуальный уровень речевого развития класса, с которым ведутся занятия и сложность формирования лексико-семантического компонента, лексическая подготовка к изложению может осуществляться не на одном занятии, а на двух. Последовательность проведения занятий по работе над изложением должна быть именно такой, как предложено в данной разработке. Вначале идет целостное восприятие текста, понимание его содержания, работа над лексико-семантическим компонентом и только после этого продолжаем работу над орфографическими навыками. Занятия с 1 по 4 проводятся в первой четверти, а занятия с 5 по 8 проводятся в 4 четверти. В течение года проводится по 8 занятий развития связной письменной речи в каждой четверти.
6. Краткая характеристика содержания (обобщённая)
Предлагаемая система работы над изложением объединяет все четыре вида речевой деятельности (слушаю – говорю – читаю – пишу) и органично сочетает в себе работу по развитию речи с орфографо-пунктуационной работой.
Занятия направлены не только на усвоение лингвистических и орфографических знаний, но и на коррекцию и компенсацию имеющихся недостатков, на приобретение элементарных умений и навыков по развитию речи. Раскрывается понятие текста как единицы речи, его тема и основная мысль, заголовок. Изучаются структура текста, типы речи по цели высказывания (повествование, рассуждение, описание), стили речи, её изобразительно-выразительные средства. Речевой материал и система упражнений представлены с учётом коррекционного и программного содержания и берутся непосредственно из текста изложения. Такие занятия отражают несколько взаимосвязанных между собой направлений системы речевого развития и расширяют, систематизируют знания по родному языку.
7. Результативность использования данной учебно-методической разработки
В ходе логопедической работы обучающиеся овладевают умениями и навыками, связанными с речевой и учебно-практической деятельностью. Дети понимают, что слова в предложении связаны друг с другом по смыслу и грамматически, что предложения выражают законченную мысль и имеют свои границы.
Особенность орфографических упражнений состоит в том, что наряду с известными детям орфограммами рассматриваются ещё не изученные, но часто встречающиеся в тексте. Доступными и понятными методами и приёмами привлекается внимание учеников к трудным случаям правописания. Это развивает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля, что особенно важно для учащихся с проблемами в обучении.
Лексические упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на семантике новых слов и оборотов, образно-выразительных средствах языка и обогатить их активный словарный запас.
Беседа по содержанию текста и работа над составлением плана помогают избежать неполноты и непоследовательности в передаче содержания, установить причинно-следственные связи, добиться структурной целостности текста.
Обучающимся, досрочно справляющимся с изложением, могут быть даны дополнительные творческие и грамматические задания с учётом «зоны актуального» и «зоны ближайшего» развития данного ребёнка.
В результате такой систематической работы дети приобретают навыки создания текста. При этом они строят высказывания более осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции. При данном подходе коррекционного воздействия возрастает доля усваиваемых детьми теоретических знаний и практических умений в сфере родной речи. Это показывает всесторонний мониторинг качества и успеваемости по родному языку и чтению.
1. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учебное .пособие для студентов педагогических учебных заведений /Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994.
2. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно -методическое пособие для студентов пед.заведений. /Сост. Т.П.Сальникова. М., 2001
3. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. 100 изложений по русскому языку. «Аквариум»., 2004
4. Уроки развития связной речи в начальной школе. Пособие для студентов факультета начального обучения. С-Петербург., 1996
5. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург., 2005
6. Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. Изд-во «Грамотей»., 2005
7. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа). Учебно-методическое пособие. М., 2001
8. Л.Г.Милостивенко Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. С-Петербург., 1995
9. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1999
10. Парамонова Л.Г. Русский язык: правописание и грамматика. СПб.:Дельта, 2001
11. Мали Л.Д., Арямова О. С. Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал к урокам развития речи для уч-ся 1-4 классов. Пенза, 2000
12. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Кумариной Г.Ф. М., 2003
13. Российская Е. Н., Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саурина Татьяна Петровна
→ tanuschka 29.12.2010 6 13038 1229 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.