Авторское осмысление эффективного использования современных методик обследования детей с нарушениями речи












Могиленко Марина Юрьевна

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида

г. Санкт-Петербург







































Авторское осмысление эффективного использования современных методик обследования детей с нарушениями речи



Речевое обследование позволяет логопеду иметь достаточное количество данных для точной диагностики.

Но полную и объективную информацию о состоянии речи ребенка учитель-логопед получает в процессе обработки диагностических материалов.

Анализ данных речевого обследования дошкольника должен опираться на четкие и объективные оценочные критерии. На мой взгляд, методические рекомендации по этому вопросу разработаны не достаточно.

Цели написания данной статьи:

  • показать авторскую модель анализа результатов, полученных в ходе речевого обследования;

  • рассмотреть удобные способы фиксации данных, полученных в результате анализа диагностических материалов.



Для создания авторской модели обработки диагностических материалов я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Разработать подробные критерии для оценки уровня речевого развития детей средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп.

  2. Создать компактные и удобные в использовании таблицы для фиксации оценочных данных.

  3. Продумать систему использования таблиц для мониторинга результатов коррекции речевого нарушения.


В ходе работы по решению поставленных задач я отталкивалась от показателей возрастной нормы речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Виды речевой деятельности, подлежащие исследованию, определила в соответствии с разделами, по которым проводится первичное, промежуточное и итоговое обследование детей в логопедических группах, а именно:

  • лексико-грамматическое развитие

  • связная речь

  • фонематические функции

  • слоговая структура слова

  • звукопроизношение



Проанализировав результаты обследования речи детей за несколько лет, отметила ряд закономерностей, которые легли в основу определения уровней компетенции ребенка в различных видах речевой деятельности.

Остановилась на 5 уровнях развития речевой деятельности:

  • Высокий уровень.

  • Выше среднего уровня.

  • Средний уровень.

  • Ниже среднего уровня.

  • Низкий уровень.


Затем приступила к разработке критериев для определения уровней развития исследуемых видов речевой деятельности по каждой заявленной возрастной группе. Работа велась с использованием имеющихся в литературе указаний по данному вопросу.

Все перечисленные материалы вошли в три таблицы, соответствующие трем возрастным группам.

Их содержание позволило определять уровень развития речевых умений и навыков у детей 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет на основании анализа результатов логопедического обследования.

Для фиксации полученных данных мною была разработана оценочная таблица, которая показывает уровень компетенции ребенка в различных видах речевой деятельности. Она заполняется:

  • при зачислении ребенка в логопедическую группу;

  • во время обследования в начале учебного года при продлении срока пребывания в логопедической группе;

  • при выпуске ребенка в школу или массовую группу детского сада.



Данные, полученные в результате работы с указанными выше таблицами, позволяют мне:

  • определять уровень речевого развития ребенка на разных этапах работы;

  • объективно определять зону ближайшего развития ребенка;

  • отслеживать динамику результатов коррекционного воздействия на ребенка;

  • осуществлять правильное планирование коррекционной работы;

  • своевременно вносить изменения и дополнения в учебный процесс;

  • сделать результативным взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами;

  • при работе с родителями наглядно показывать степень речевого нарушения ребенка.


Далее привожу образцы таблиц, о которых шла речь в статье.




































Список использованной литературы:

    1. Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей», раздел «Экспериментальная диагностика и приемы обследования» // M: 2000.

    2. Ковшиков В. А. «Экспрессивная алалия» // M: 2001.

    3. Левина Р. Е. «Основы теории и практики логопедии» // M: 1968.

































4




Полный текст материала Авторское осмысление эффективного использования современных методик обследования детей с нарушениями речи смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Могиленко Марина Юрьевна  mogilenko
12.03.2012 1 5196 677

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК