Авторское осмысление эффективного использования современных методик обследования детей с нарушениями речи
Могиленко Марина Юрьевна
Учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида
г. Санкт-Петербург
Авторское осмысление эффективного использования современных методик обследования детей с нарушениями речи
Речевое обследование позволяет логопеду иметь достаточное количество данных для точной диагностики.
Но полную и объективную информацию о состоянии речи ребенка учитель-логопед получает в процессе обработки диагностических материалов.
Анализ данных речевого обследования дошкольника должен опираться на четкие и объективные оценочные критерии. На мой взгляд, методические рекомендации по этому вопросу разработаны не достаточно.
Цели написания данной статьи:
показать авторскую модель анализа результатов, полученных в ходе речевого обследования;
рассмотреть удобные способы фиксации данных, полученных в результате анализа диагностических материалов.
Для создания авторской модели обработки диагностических материалов я поставила перед собой следующие задачи:
Разработать подробные критерии для оценки уровня речевого развития детей средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп.
Создать компактные и удобные в использовании таблицы для фиксации оценочных данных.
Продумать систему использования таблиц для мониторинга результатов коррекции речевого нарушения.
В ходе работы по решению поставленных задач я отталкивалась от показателей возрастной нормы речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Виды речевой деятельности, подлежащие исследованию, определила в соответствии с разделами, по которым проводится первичное, промежуточное и итоговое обследование детей в логопедических группах, а именно:
лексико-грамматическое развитие
связная речь
фонематические функции
слоговая структура слова
звукопроизношение
Проанализировав результаты обследования речи детей за несколько лет, отметила ряд закономерностей, которые легли в основу определения уровней компетенции ребенка в различных видах речевой деятельности.
Остановилась на 5 уровнях развития речевой деятельности:
Высокий уровень.
Выше среднего уровня.
Средний уровень.
Ниже среднего уровня.
Низкий уровень.
Затем приступила к разработке критериев для определения уровней развития исследуемых видов речевой деятельности по каждой заявленной возрастной группе. Работа велась с использованием имеющихся в литературе указаний по данному вопросу.
Все перечисленные материалы вошли в три таблицы, соответствующие трем возрастным группам.
Их содержание позволило определять уровень развития речевых умений и навыков у детей 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет на основании анализа результатов логопедического обследования.
Для фиксации полученных данных мною была разработана оценочная таблица, которая показывает уровень компетенции ребенка в различных видах речевой деятельности. Она заполняется:
при зачислении ребенка в логопедическую группу;
во время обследования в начале учебного года при продлении срока пребывания в логопедической группе;
при выпуске ребенка в школу или массовую группу детского сада.
Данные, полученные в результате работы с указанными выше таблицами, позволяют мне:
определять уровень речевого развития ребенка на разных этапах работы;
объективно определять зону ближайшего развития ребенка;
отслеживать динамику результатов коррекционного воздействия на ребенка;
осуществлять правильное планирование коррекционной работы;
своевременно вносить изменения и дополнения в учебный процесс;
сделать результативным взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами;
при работе с родителями наглядно показывать степень речевого нарушения ребенка.
Далее привожу образцы таблиц, о которых шла речь в статье.
Список использованной литературы:
Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей», раздел «Экспериментальная диагностика и приемы обследования» // M: 2000.
Ковшиков В. А. «Экспрессивная алалия» // M: 2001.
Левина Р. Е. «Основы теории и практики логопедии» // M: 1968.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Могиленко Марина Юрьевна
→ mogilenko 12.03.2012 1 5301 677 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.