Анализ коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда
Чуваева Наталья Николаевна
учитель- логопед
МБОУ г. Мурманска
основная общеобразовательная школа №37
Анализ коррекционно – педагогической деятельности
учителя- логопеда.
В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существует определенный инструментарий для достижения поставленной цели, реализации конкретных задач.
Одна из главных задач учителя-логопеда – своевременно выявить и преодолеть расстройства устной и письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать обучающихся и в последующие годы (в явном или замаскированном виде), осложняя их учебно-познавательную деятельность.
Для этого необходимо правильно определить причины, лежащие в основе нарушений речи, поскольку от этого зависит продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.
Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.
Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции, если нет объективных данных о ребенке, о причинах и характере имеющихся у него нарушений речи. И позитивная динамика логопедической коррекции невозможна без углубленной диагностики уровня речевого развития обучающихся.
Подбор диагностического инструментария осуществляется адекватно стоящим задачам и способствует выявлению уровня актуального речевого развития по следующим параметрам: произношение, словарный запас, фонетико-фонематические процессы, владение лексико-грамматическими категориями, связная речь. Углубленная диагностика проводится индивидуально при выявлении речевых нарушений в ходе скрининг – диагностики.
Логопедическое обследование позволяет выявить детей с нарушениями звукопроизношения, с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи, с нарушениями письма и чтения.
С целью определения степени выраженности нарушений всех сторон речи, мною апробирована и используется тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой (Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., АРКТИ, 2000).
Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста.
Данная методика позволяет:
- осуществлять правильную диагностику;
- уточнить структуру речевого дефекта;
- оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля);
- построить систему коррекционной работы;
- комплектовать подгруппы на основе общности структуры речи.;
- отслеживать динамику речевого развития.
Методика не требует использования наглядных средств, доступна любому педагогу, имеет два варианта (полный и сокращенный). При необходимости уточнения состояния какой-либо стороны речи каждая серия методики может быть использована самостоятельно.
Такая система обследования позволяет более наглядно видеть результаты диагностики и помогает учителю хорошо ориентироваться в речевых дефектах младших школьников.
Материалы по диагностике позволяют профессионально определить структуру и степень выраженности речевого дефекта.
Анализ нарушений разных сторон речи у первоклассников за пять лет
Учебный год |
Фонемат. восприятие (чел.) |
Звуко произно шение (чел.) |
Звуко- слоговая структура слова (чел.) |
Граммат. строй речи (чел.) |
Словарь и словообра зование (чел.) |
Связная речь (чел.) |
2007- 2008 |
9 |
8 |
9 |
3 |
9 |
3 |
2008- 2009 |
12 |
7 |
12 |
6 |
12 |
6 |
2009- 2010 |
19 |
19 |
19 |
7 |
14 |
7 |
2010- 2011 |
20 |
13 |
20 |
9 |
17 |
9 |
2011- 2012 |
19 |
13 |
19 |
6 |
12 |
6 |
Уровень сформированности разных сторон речи у первоклассников
Учебный год |
Фонемат. восприятие
|
Звуко произно шение
|
Звуко- слоговая структура слова |
Граммат. строй речи
|
Словарь и словообра зование
|
Связная речь
|
2007- 2008 |
82% |
93% |
82% |
77% |
82% |
77% |
2008- 2009 |
92% |
94% |
92% |
86% |
92% |
86% |
2009- 2010 |
76% |
86% |
76% |
84% |
88% |
84% |
2010- 2011 |
80% |
82% |
80% |
76% |
78% |
76% |
2011- 2012 |
79% |
84% |
79% |
85% |
80% |
85% |
Мониторинг речевого развития детей – логопатов
1- фонематическое восприятие; 2- звукопроизношение;
звуко- слоговая структура слова; 4- грамматический строй речи;
5- словарь и словообразование; 6- связная речь.
Мониторинг речевого развития детей – логопатов
1- фонематическое восприятие; 2- звукопроизношение;
звуко- слоговая структура слова; 4- грамматический строй речи;
5- словарь и словообразование; 6- связная речь.
Диагностика учебных достижений обучающихся.
Основным результатом логопедической коррекции считаю сформированность предпосылок и создание условий для успешного освоения обучающимися
Программы школы I ступени.
Эффективно применяя современные коррекционные и образовательные технологии и методики, ежегодно добиваюсь стабильно высоких результатов коррекции речевых нарушений у обучающихся массовых классов, позитивной динамики речевого развития.
Ниже приведенные таблицы и диаграммы отражают эффективность работы логопеда с детьми, у которых есть проблемы с устной и письменной речью.
Результативность работы логопункта
Учебный год |
Принято на логопункт (количество человек) |
Выпущено с нормой речевого развития (количество человек) |
Оставлены для продолжения коррекционной работы |
2007- 2008 |
42 чел.
|
32 чел. |
10 чел. |
2008 - 2009 |
42 чел.
|
34 чел. |
8 чел. |
2009 - 2010 |
45 чел.
|
36 чел. |
9 чел. |
2010 – 2011
|
36 чел. |
29 чел. |
7 чел. |
2011- 2012
|
37 чел. |
31 чел. |
6 чел. |
Всего: 2007- 2012 |
202 чел. |
162 чел. |
40 чел. |
В среднем:
|
40 чел. |
32 чел. |
8 чел. |
Результативность работы логопункта
(по количеству детей)
Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции
|
Количество принятых детей |
Количество выпущенных детей |
Качество коррекции % |
2007- 2008 |
42 чел. |
32 чел. |
76% |
2008- 2009 |
42 чел. |
34 чел. |
80% |
2009- 2010 |
45 чел. |
36 чел. |
80% |
2010- 2011 |
36 чел. |
29 чел. |
81% |
2011- 2012 |
37 чел. |
31 чел. |
84% |
В среднем:
|
40 чел. |
32 чел. |
80% |
Можно отметить следующую тенденцию: качество коррекции за эти годы возросло:
2007 – 2008 г. - 76%
2008 – 2009 г. - 80%
2009 – 2010 г. - 80%
2010 – 2011 г. - 81%
2011 – 2012 г. - 84%
Качество логопедической коррекции (в %)
А количество детей, оставленных для продолжения коррекции, снизилось.
Результативность логопедической коррекции за пять лет
Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В таблице и диаграмме показано распределение видов речевых нарушений за пять лет.
Сведения по обследованию обучающихся 1-х классов
на начало учебного года (по количеству детей)
|
|
|
|
Нарушения устной речи
|
||||
Учебный год |
Количество классов |
Количество детей по списку |
Всего с нарушениями речи |
ФН |
ФНР |
ФФН |
ОНР |
Заикание |
2007-2008
|
1 |
20 |
11 |
2 |
- |
6 |
3 |
- |
2008-2009
|
1 |
23 |
13 |
1 |
- |
6 |
6 |
- |
2009-2010
|
3 |
62 |
29 |
8 |
3 |
9 |
7 |
2 |
2010-2011
|
2 |
51 |
25 |
4 |
3 |
8 |
9 |
1 |
2011-2012
|
2 |
52 |
24 |
5 |
5 |
8 |
6 |
- |
Сравнительный анализ видов нарушений устной речи обучающихся 1-х классов ( в %) Сравнительный анализ показывает, что в последние годы наблюдается снижение таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие речи - ФФН, но увеличилось количество детей, у которых сохранна или уже скоррегирована фонетическая сторона речи (то есть, нет недостатков произношения), а вот другие стороны устной речи имеют нарушения (неразвитый фонематический слух, несформированность языкового анализа и синтеза). Это дети с фонематическим недоразвитием речи - ФНР.
Важно отметить, что увеличение количества детей с выраженными речевыми нарушениями в нашей школе (2008- 2009, 2010- 2011 учебные годы) обычно происходит за счет детей, не обучавшихся в ДОУ до зачисления в школу.
Сведения по обследованию письменной речи обучающихся 1-х классов (декабрь)
Учебный год |
Количество классов |
Всего с нарушениями письменной речи (чел.)
|
НП и Чт., обусловленные ФФН (чел.) |
НП и Чт., обусловленные ОНР (III) (чел.) |
2007-2008 |
1 |
6 |
3 |
3 |
2008-2009 |
1 |
10 |
5 |
5 |
2009-2010 |
3 |
15 |
8 |
7 |
2010-2011 |
2 |
17 |
8 |
9 |
2011-2012 |
2 |
10 |
5 |
5 |
Сравнительный анализ нарушений устной и письменной речи первоклассников (в %)
Из данных таблицы и диаграммы видно, что количество детей, имеющих нарушения речи в начале учебного года, снижается на этапе формирования письменной речи за счет коррекции некоторых сторон устной речи.
Сведения по обследованию письменной речи
у обучающихся вторых- третьих классов
Учебный год
|
Всего с нарушениями письменной речи (чел.) |
НП и Чт., обусловленные ФФН (чел.) |
НП и Чт., обусловленные ОНР (III) (чел.) |
2007 – 2008
|
30 |
14 |
16 |
2008 – 2009
|
24 |
13 |
11 |
2009 – 2010
|
21 |
14 |
8 |
2010 – 2011
|
12 |
6 |
6 |
2011 – 2012
|
16 |
8 |
8 |
Виды нарушений письменной речи
у обучающихся вторых- третьих классов (по количеству детей)
Эффективность работы с первоклассниками, имеющими нарушения письменной речи
Учебный год |
Среднее количество логопедических ошибок на человека в декабре |
Среднее количество логопедических ошибок на человека в мае |
2007- 2008
|
9,6
|
4,8
|
2008 - 2009 |
9,8
|
5,1
|
2009 - 2010
|
10,4
|
5,2
|
2010- 2011 |
11,2 |
6,1
|
2011- 2012 |
10,2 |
4,9
|
Эффективность работы с учащимися вторых - третьих классов,
занимавшимися на логопункте
Учебный год
|
Среднее количество логопедических ошибок на человека в начале обучения
|
Среднее количество логопедических ошибок на человека в конце обучения |
2007 - 2008 |
9,5
|
1,9 |
2008 - 2009 |
9,8
|
2,3 |
2009 - 2010 |
10,8
|
2,7 |
2010 - 2011 |
10,6
|
2,5 |
2011 – 2012 |
9,4
|
2,1 |
После проведения коррекции на первом этапе - по восполнению пробелов звуковой стороны речи (формирование фонетико – фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры, на материале гласных 1- 2 ряда, на материале звонких и глухих согласных) количество логопедических ошибок у обучающихся снижается.
Увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.
Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик, активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чуваева Наталья Николаевна
→ НатЧу 13.05.2013 0 7946 585 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.