Слайд 1
моторики пальцев
рук на развитие
речи детей
младшего
школьного
возраста
Не интеллектуальные преимущества
сделали человека властелином над
всем живущим, но то, что одни мы
владеем руками «этим органом всех
органов», писал Джордано Бруно
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Братухина Наталья Викторовна,
учитель-логопед
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Не интеллектуальные преимущества
сделали человека властелином над всем
живущим, но то, что одни мы владеем
руками «этим органом всех органов»,
писал Джордано Бруно.
Слайд 2
В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.
Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.
Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Если обернуться к истории, то ещё наши далёкие предки, в том числе и учёные Востока, искали средства, с помощью которых человек успокаивался, снимался эмоциональный, психологический стресс. Одним из таких способов, пришедших к нам из индийских, китайских лечебно-оздоровительных систем, является воздействие на рефлексогенные зоны, заложенные в кистях рук.
Немецкий философ Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу мозгом» Исследования современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот, стрессовое состояние вызывает в руках слабость, вялость: «Руки отнялись», «Всё валится из рук».
Восточные оздоровительные системы утверждают, что с помощью пальцев рук мы можем нормализовать функциональное состояние внутренних органов. Например, японские учёные считают, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, желудка, кишечника, печени, сердца. Специалисты по точечному массажу отмечают, что у страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы часто слабые мизинцы, особенно левый.
Слайд 3
В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка, сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для формирования речи.
Эксперименты показали, если ребёнок затрудняется показать 1, 2, 3, 4, пальца, зайца из пальчиков, то и говорит он плохо.
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.
Далее я предложу некоторые упражнения и задания.
Слайд 4
Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого ребёнка. В исследования многих педагогов и психологов показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.
Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать.
Слайд 5
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
Первый этап, аналитический, - овладение отдельными элементами действия. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, но и то, как мы объясняем ребёнку, что именно надо делать, и в какой степени он осознаёт смысл этих действий.
Второй этап, условно названный синтетическим, - соединение отдельных элементов в целостное действие.
И третий этап, автоматизация, - это и есть образование навыка как целостного действия, где уже не требуется осознанной регуляции и контроля каждого элемента; письмо идёт, словно само собой. Когда навык доведён до автоматизма, вот тогда и появляются плавность, лёгкость, быстрота.
Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось - лезут за строку, падают набок. Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.
Что делать в этом случае?
Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы.
Я предлагаю интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию.
Слайд 6
Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия
Изготовление бус;
Собирание матрешек, мозаики;
Застегивание молний, пуговиц, кнопок;
Лепка, шнуровка;
Слайд 7
Для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры
«Перебираем крупу» Понадобятся две пустые коробочки и одна - со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками и пр. работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
«Забей мяч в ворота». Ребенок сидит за столом, в руках у него шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мяч по столу так, чтобы он попал в ворота.
Слайд 8
«Погладим платочки для мамы и для дочки». Перед каждым ребенком – скомканный лист фольги. Нужно пальцами одной руки разгладить лист так, чтобы он не порвался.
Слайд 9
«Сделай так же». У педагога набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка – спички и маленький кружок. Взрослый показывает одну карточку 5 секунд. Ребенок запоминает положение человечка и складывает его из спичек и кружка у себя на столе.
Слайд 10
Прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их.
Слайд 11
Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.
Слайд 12
Дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку
Слайд 13
Штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями.
Слайд 14
Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги
Слайд 15
Обведи рисунок по точкам
Слайд 16
Нарисуй рядом такую же точно картинку
Слайд 17-19
Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»). Можно придумать рисунок самим или взять образец для вязания, вышивания. В ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.
Слайд 20
Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок.
Слайд 21
Метод «пальчикового» чтения
После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге-слиянии «согласный — гласный» таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод «пальчикового» чтения с использованием известных символов гласных звуков:
а — большой круг,
у — маленький кружок,
о — овал,
и — полоска.
Гласные звуки — символы красного цвета. Каждому пальчику соответствует свой звук:
большой палец — согласный звук;
указательный — а;
средний — у;
безымянный — о;
мизинец — и.
Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного звука не меняется, например:
Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами гласных звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.
Метод «пальчикового» чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.
Слайд 22
Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного мышления, математических, творческих способностей детей, общему речевому развитию, а также предупреждению оптической дисграфии.
Слайд 23
Кроме того, успешность работы по формированию мелкой моторики рук зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии воспитателя, учителя и специалистами школы-интерната.
Вывод:
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Слайд 24
Таким образом, мелкая моторика пальцев:
стимулирует речевое развитие;
повышает работоспособность головного мозга;
оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.
Литература
Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999. - № 8.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.
Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей: Пособие для учителей и родителей – М., 2001.
Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология . – 1999. - № 4.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.
Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.
Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное воспитание. – 1976. - № 11.
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под. ред. О.Б. Иншаковой. – М. – Воронеж, 2001.
Автор: Братухина Наталья Викторовна
→ каппка 08.08.2013 0 4744 548 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.